Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему (Матвеенко О. П.) Тема ВКР «Использование дидактических игр в развитии словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр в развитии словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 7
1.1. Понятие словаря и основы его развития в онтогенезе 7
1.2. ОНР как тяжелое нарушение речи 13
1.3. Особенности развития словаря у дошкольников с ОНР 16
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Методические основы использования дидактических игр в развитии словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 23
2.1. Анализ методик обследования словаря дошкольников с общим недоразвитием речи 23
2.2. Анализ методик коррекции словаря дошкольников с общим недоразвитием речи 27
2.3. Дидактическая игра как метод развития словаря дошкольников с общим недоразвитием речи 31
Выводы по главе 2 35
Глава 3. Экспериментальная работа по развитию словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 37
3.1. Констатирующий этап 37
3.2. Формирующий этап 46
3.3. Контрольный этап 55
Выводы по главе 3 63
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложение 76
Приложение 1 76
Приложение 2 82
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи. У детей одни недостатки касаются звукопроизноше-ния, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анали-за. Существуют такие нарушения, которые охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи, что вы-ражается в общем недоразвитии речи (ОНР).
Как показывает практика, на успешность обучения существенно влияет уровень развития словаря и речи в целом. Известно, что дети, имеющие богатый словарный запас, как правило, испытывают меньше трудностей в обучении грамоте. По словам М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, дети с низким уровнем сформированности словаря испытыва-ют трудности в общении, в обучении чтению и письму, поскольку сво-бодная речь (устная и письменная), в первую очередь, основывается на хорошо развитом лексиконе.
В литературе имеется немало исследований, посвященных лекси-ческой стороне речи у обучающихся с ОНР и ее коррекции (Р. И. Лалае-ва, Р. Е. Левина, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина и другие). Ими выявлены такие нарушения лексики, как недостаточность словарного запаса, резкое расхождение объема актив-ного и пассивного словаря, неправильное употребление слов, многочис-ленные вербальные парафазии, несформированности семантических по-лей, также трудности актуализации словаря.
Проблема развития словаря у детей старшего дошкольного воз-раста с ОНР актуальна тем, что от состояния этого компонента структу-ры языка зависит успешность овладения ребенком программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Тем не менее, не смотря на наличие определенного количества исследований, посвященных методике развития словарного запаса у дошкольников с ОНР, вопрос об определении эффективных методов коррекционной ра-боты в данном направлении остается до сих пор открытым.
Большие возможности для решения данной проблемы предостав-ляют дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, ди-дактические игры служат одним из основных средств развития речи де-тей. Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний. Также игры повышают интерес детей к речи, развивают сосредоточен-ность, обеспечивают лучшее усвоение речевого материала.
Проблема исследования: каковы особенности использования ди-дактических игр в развитии словаря у дошкольников с общим недораз-витием речи.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования дидактических игр в развитии словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством ди-дактических игр.
Объект исследования: состояние словаря у детей старшего до-школьного возраста с ОНР.
Предмет исследования: развитие словаря у детей старшего до-школьного возраста с ОНР посредством дидактических игр.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие словаря и основы его развития у детей дошкольного возраста в онтогенезе.
2. Проанализировать ОНР как тяжелое нарушение речи.
3. Рассмотреть особенности развития словаря у дошкольников с ОНР.
4. Проанализировать методики обследования словаря до-школьников с ОНР.
5. Проанализировать методики развития словаря дошкольни-ков с ОНР.
6. Рассмотреть дидактическую игру как метод развития словаря дошкольников с ОНР.
7. Проанализировать результаты диагностики уровня развития словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи на констатирую-щем этапе.
8. Представить содержание коррекционной работы по разви-тию словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр на формирующем этапе.
9. Проанализировать результаты экспериментальной работы на контрольном этапе.
Гипотеза исследования: процесс развития словаря у детей стар-шего дошкольного возраста с ОНР будет более успешным, если:
опираться на онтогенетические нормативы овладения детьми словаря;
процесс развития словаря будет происходить с использова-нием дидактических игр;
коррекционный процесс выстраивать на диагностической ос-нове, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Методы исследования определились в соответствии с целью, ги-потезой и задачами работы. В ходе исследования применялись следую-щие группы методов:
теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
эмпирические (изучение психолого-педагогической докумен-тации, психолого-педагогический эксперимент);
метод количественного и качественного анализа полученных данных;
интерпретационные методы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе определено понятие словаря и основы его развития в онтогене-зе, рассмотрено ОНР как тяжелое нарушение речи и выявлены особен-ности развития словаря у дошкольников с ОНР.
Практическая значимость исследования заключается в выборе и систематизации дидактических игр, направленных на развитие словаря у старших дошкольников с ОНР. Результаты исследования могут исполь-зоваться в практической работе учителями-логопедами и воспитателями в решении задач по развитию словаря в специальных речевых группах детских садов.
Структура выпускной квалификационной работы: работа со-стоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной лите-ратуры и приложения.
Заключение:
Было определено, что словарь или словарный запас – это сово-купность слов, которые понимает и использует в своей речи человек. Словарный запас принято делить на два вида: активный и пассивный. Овладение словарным запасом в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере зна-комства ребенка с новыми предметами, явлениями, признаками предме-тов и действий, по мере развития психических процессов, расширения контактов с окружающим миром, обогащения чувственного опыта ре-бенка, качественных изменений в его деятельности, словарный запас ре-бенка формируется в количественном и качественном аспектах.
Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех ком-понентов речевой системы, то есть смысловой стороны. Наличие ОНР оказывает влияние на формирование интеллектуальной, сенсорной и во-левой сферы дошкольника. Поскольку речевое развитие тесно связано с другими аспектами психического развития, у таких детей часто появля-ются вторичные нарушения. Особенно это проявляется в формировании познавательных процессов. Совокупность обозначенных проблем может вызвать значительные трудности при последующем обучении чтению и письму, стать причиной слабого восприятия учебного материала и сни-зить степень его усвоения, спровоцировать сложности в усвоении грам-матических правил.
Словарный запас детей с ОНР отстает от уровня развития словаря детей с нормальным речевым развитием. Анализ особенностей развития словаря у детей с общим недоразвитием речи, показал, что у них имеет-ся ряд проблем в речевом развитии – это вербальные парафразии, трудности в дифференциации качества предметов, замены слов, узкое понимание значений слов, неточности употребления слов.
Были рассмотрены различные диагностические методики по изу-чению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи. В данной работе будем использовать Комплексное исследование уровня развития словаря дошкольников с ОНР по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломохо-вой. Кроме данной методике были рассмотрены диагностики Г.А. Вол-ковой, В.П. Глухова, Р.И. Лалаевой. Н. В. Серебрякова, Л.С. Соломо-хова предлагают удобную в обработке результатов методику для детей с ОНР, чем облегчают работу специалистов. Данные методики направ-лены на изучение пассивного и активного словаря детей. Сопоставление первичных результатов обследования словарного запаса ребенка с его достижениями в процессе экспериментального обучения может говорить о результативности логопедической работы.
Работа по развитию словаря детей с общим недоразвитием речи является достаточно важным аспектом в развитии речи детей. Данный вид работы проводит логопед на занятиях (индивидуальных, фронталь-ных) и закрепляет воспитатель в течении всего дня в различных режим-ных моментах. Изучение литературы по данному вопросу показало, что для развития словаря можно использовать дидактические игры с раз-личным дидактическим материалом.
Дидактические игры – это спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных зна-ний детей. Дидактические игры содержат четкую структуру и должны соответствовать требованиям. Увлекающая детей игра, не перегружает их ни умственно, ни физически, что плодотворно сказывается на усвое-нии полученных в игре знаний, умений и навыков. Дидактические игры можно успешно применять для всестороннего развития детей дошколь-ного возраста, эффективны они, в том числе и для развития словаря де-тей с ОНР.
В данном исследовании используем комплексное исследование уровня развития словаря дошкольников с ОНР по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломоховой. В исследовании приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Конста-тирующий этап показал, что в целом у детей с ОНР наблюдается бед-ность словарного запаса, недостаточный объем активного словаря с преобладанием пассивного словарного запаса, неточность употребления слов.
Результаты констатирующего этапа исследования обусловили необходимость проведения следующего этапа исследования – форми-рующего этапа. В рамках данного этапа были осуществлены разработка и апробирование системы коррекционных занятий по формированию словаря у детей 5-6 лет с ОНР III уровня с использованием дидактиче-ских игр. По окончании проведения формирующего этапа была органи-зована повторная диагностика, направленная на выявление динамики уровня сформированности словаря у детей с ОНР.
Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод о том, что: у детей экспериментальной группы отмечена высокая динамика в уровне сформированности словаря. Низкий уровень при этом остается у некоторых детей. Такая работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к обучению в общеобразовательной или специальной школе. Полученные результаты позволили сделать нам вывод об эффективности проведён-ной работы.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Гипотеза исследования подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр в развитии словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1. Понятие словаря и основы его развития в онтогенезе
В современном дошкольном воспитании общей основой воспита-ния и обучения детей является овладение родным языком и формирова-ние словаря ребенка.
Словарь или словарный запас – это совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи человек. Словарный запас принято делить на два вида: активный и пассивный [56].
Активный словарный запас – это те слова, которые человек регу-лярно употребляет в устной речи и письме. Пассивный словарный запас – этот набор слов, которые человек знает и понимает на слух или при чтении, но сам ими не пользуется [60].
По мнению О. С. Ушаковой, в период от рождения до семи лет в ребенке закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он бу-дет использовать ежедневно в дальнейшей жизни. Ребёнок с хорошо развитой речью легко и охотно вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания и чувства [61].
Изучение онтогенеза лексической системы является предметом ра-бот многих авторов С. Н. Цейтлин, Р. И. Лалаева, А. Р. Лурия, А. К. Маркова, Е. А. Аркина, А. Н. Гвоздева, М. М. Алексеевой, А. М. Боро-дич, В. В. Гербовой, Т. П. Колодяжной, О. И. Соловьевой, О. С. Ушако-вой и др.
С точки зрения Д. Б. Эльконина, причинами, которые способству-ют формированию лексических навыков, могут являться:
1. формирование представлений у ребенка об окружающем мире. В соответствии с тем как дошкольник ознакамливается с неизвестными ранее объектами, явлениями, свойствами предметов и действий, его сло-варный запас пополняется;
2. процесс речевой деятельности взрослых и их коммуникация с ребенком;
3. общество, в котором воспитываются дети [74].
Л. И. Белякова, обобщая сведения ученых о речевом и психомо-торном развитии детей от рождения до пяти лет, показывает:
С рождения до полутора месяцев жизни является периодом интен-сивного интонационного пополнения крика, который совпадает с фор-мированием динамических перемен в тонусе мышц тела.
От полутора месяцев до двух с половиной – появление особых го-лосовых реакций в виде гулений, которые совпали с началом удержания головы вертикально [62].
На пятом месяце жизни одновременно с формированием сидячей функции появился лепетный звук.
В возрасте семи месяцев у детей наблюдались такие явления, когда дети повторяют одни и те же открытые слоги в течение пары минут.
К концу года от рождения и началу второго года жизни у многих детей появляются первые слова, одновременно они обучаются ходьбе, у них развивается манипулятивная деятельность руками. Около 20% детей первые слова говорят около восьми — девяти месяцев [66].
16-20 месяцев жизни – словарь обновляется особенно быстро.
18-22 месяца жизни – у большей части детей сформируется и ре-бенок будет использовать элементарную фразовую речь [46].
Ю.С. Ляховская в развитии системной организации детского сло-варя выделяет четыре этапа:
1 этап – словарь ребенка представляет собой набор отдельных слов (от 20 до 50);
2 этап – ситуативный, словарный запас ребенка начинает быстро увеличиваться. В сознании дошкольника формируется система слов, от-носящихся к одной ситуации, образуются их группы;
3 этап – тематический, ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы;
4 этап – преодоление этих замен, а также возникновение синони-мии [44].
По словам А. М. Бородич, развитие словарного запаса детей про-исходит в двух направлениях: количественный рост словаря и его каче-ственное развитие [11].
Быстрый количественный рост словаря детей в дошкольном воз-расте отмечается всеми исследователями. Он зависит от многих факто-ров, таких как условия жизни и воспитания ребенка, интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Поэтому индивидуальные количественные параметры словарного запаса каждого ребенка могут значительно от-личаться [33].
По словам С. Н. Цейтлин, рост словаря характеризуется следую-щими количественными признаками: ребенок произносит в среднем 3 слова в год, 19 слов в 1 год 3 месяца, 22 слова в 1 год 6 месяцев и 118 слов в 1 год 9 месяцев [67].
Словарный запас ребенка представлен в двух аспектах: пассивный словарный запас (внушительный словарный запас) и активный словар-ный запас (экспрессивный словарный запас) [32]. Переход от доречевой стадии к первым словам – это серьезный период в речевом развитии ре-бенка. К этому времени в пассивном словаре ребенка насчитывается примерно 50-70 слов. Слово входит в активный лексикон, когда ребенок может начать использовать его в спонтанной речи, только после корот-кого, а иногда и довольно длительного периода пребывания слова в пассивном лексиконе. Если до 1 года 8 месяцев активный словарный за-пас обновляется довольно плавно (6-7 новых слов в месяц), затем в 1 год 9 месяцев у большинства детей наблюдается быстрое его увеличение, ко-торое обычно совпадает с окончанием периода однословных предложе-ний и переходом к двухсловным, а затем и к многословным [70].
Говоря об этапах развития связной речи, необходимо отметить, что в процессе первого года жизни ребенка происходит формирование основы для будущего развития связной речи. Происходит это за счет пополнения эмоциональной составляющей. За счет примитивного пони-мания ребенком слов и самой речи происходит формирование активных речевых навыков [35].
Ребенок на втором году жизни отличается тем, что уже может вос-пользоваться определенными словами со смыслом. Далее такие слова будут обозначать конкретные предметы. С течением времени дети начи-нают использовать в своей речи предложения [75].
Уже к третьему году жизни дошкольников дети могут понимать быстрый темп речи, могут активно использовать свою речь, повышают уровень сформированности своего словаря, повышает уровень сложно-сти используемых предложений. С данного периоды дети раннего воз-раста могут воспользоваться диалогом [1].
Н. А. Стародубова приводит некоторые данные в отношении объ-ема словаря детей. Так, согласно Е.А. Аркину, ребенок в возрасте двух лет знает – 300 слов, трех с половиной лет – 1110 слов, четырех лет – 1926 слов. По А. Штерну, ребенок в возрасте двух лет в своем словар-ном запасе имеет 200 – 400 слов, трех лет – 1000-1100 слов, четырех лет – 1600 слов. По данным современных исследователей ребенок в воз-расте трёх лет знает от 100 до 1000 слов, четырех-пяти лет – от 1000 до 4000 слов, к 5-и годам – до 2000-2500 и в 6-7 лет около 3500-4000 слов. Большее количество из этих усвоенных слов составляют существитель-ные и глаголы [57].
Период от двух до пяти лет отмечается активное словотворчество детей. Словарь активно обогащается за счет слов, «придуманных» ими. Словотворчество является показателем освоения морфологических эле-ментов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений [2].
В словарной работе на первое место выдвигается положение о том, что слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи [3].
Анализируя лексику разговорной речи детей в возрасте от 6 до 7 лет, В.А. Калягин и А. В. Захарова выделили наиболее часто встречаю-щиеся значимые слова в детской речи:
— существительные (мать, люди, мальчик);
— прилагательные (маленькие, большие, дети, бедные);
— глаголы (идти, говорить, говорить) [29].
Е.А. Аркин и Е. Ф. Архипова характеризуют качественный состав лексики в дошкольном периоде:
4-й год жизни — словарь пополняется названиями действий и пред-метов, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни: части тела у животных и человека, предметы быта, некоторые цвета, формы, физи-ческие качества, свойства действий. Существует возможность обозначить группу объектов определенным словом. Дети знают определенные мате-риалы, их свойства и свойства, умеют отмечать ориентиры во времени и пространстве;
5-й год жизни — активное использование наименований предметов, входящих в тематические циклы: продукты питания, предметы быта, овощи, фрукты, различные материалы;
6-й год жизни — дифференцируется по степени выраженности ка-честв и свойств, расширяются знания, формируются видовые и родовые понятия;
7-й год жизни — подбор антонимов и синонимов для словосочета-ний, усвоение многозначности слов, самостоятельное образование слож-ных слов, подбор родственных слов [6].
По мнению А. Н. Гвоздева, в старшем дошкольном возрасте у ре-бенка сформирован широкий объем знаний и необходимый словарный запас, в котором присутствуют все части речи, что позволяет ребенку к концу дошкольного детства выражать собственные мысли содержатель-но, достаточно точно и выразительно. При благополучном становлении речи ребенка и полноценном воспитании, его активный словарь обога-щается довольно быстро, увеличиваясь в количественном и качествен-ном соотношении [18].
Важно заметить, что в дошкольном детстве у детей происходит разделение между практикой и самой речью. Важной особенностью ре-чи в этот период является то, что ребенок учиться планировать, речь становится контекстной, осваивается монолог. Дошкольники учатся ис-пользованию связной речи, стараются рассуждать, могут использовать повествования, описания. Зачастую такая речь опирается на нагляд-ность, затем могут использовать речевые навыки и без нее. Затем после этого реализуется повышение сложности в плане синтаксиса высказыва-ний, дети активно используют сложноподчиненные, а также сложносо-чиненные предложения [36].
Стоит отметить, что вне зависимости от речевой формы, непосред-ственно связность речи считается главным обстоятельством для комму-никации. Следовательно, для того чтобы сформировать коммуникатив-ные умения ребенка-дошкольника важно формировать связность его ре-чи [19].
Таким образом, словарь или словарный запас – это совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи человек. Словарный запас принято делить на два вида: активный и пассивный. Овладение словарным запасом в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере знакомства ребенка с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, по мере развития психических процессов, расширения контактов с окру-жающим миром, обогащения чувственного опыта ребенка, качественных изменений в его деятельности, словарный запас ребенка формируется в количественном и качественном аспектах.