Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему «Матрёнин двор» А.И. Солженицына и «Возвращение» Б.П. Екимова: К методике сопоставительного анализа произведений на уроках литературы в 11 классе средней школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
ВВЕДЕНИЕ Федеральный государственный
образовательный стандарт общего образования определил в качестве главных
результатов формирование универсальных учебных действий, прививающих школьникам
умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В настоящее время в образовании особенно остро
встает проблема формирования личности на уроках в школе. К личностным
результатам ФГОС относит: «готовность и способность обучающихся к саморазвитию
и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и
строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме» [20].
Для формирования
положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности используются
разнообразные новые педагогические технологии. Использование таких технологий в
учебном процессе позволяет интенсифицировать процесс обучения, воплотить в
жизнь идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем
самостоятельной работы учеников. Внедрение нестандартных педагогических
технологий на уроках в школе становится существенной особенностью современного
образования.
Метод конференции,
который позволит учащимся почувствовать свою принадлежность к миру науки,
реализовать собственный
исследовательский потенциал в области сопоставительного изучения
рассказов А. И. Солженицына и Б. П. Екимова не является исключением. Связано
это как с особенностями темы, которая поднимается авторами, так и со спецификой
самой «деревенской прозы».
«Деревенская проза»
– это фиксация истории развития и
разрушения русской деревни, это глубокий
и всесторонний анализ русского национального характера. Несмотря на то, что
сама тема вряд ли может назваться малоизученной [54, 56], вопрос о человеке, его мыслях и чувствах в прозе Б. П. Екимова в
сопоставлении с прозой А. И. Солженицына во многом остается открытым. И если
содержание «деревенской прозы» изучено достаточно хорошо, то взгляд на саму
личность в аспекте влияния на нее исторических
событий раскрыт недостаточно полно.
Этим обеспечивается
историко-литературная и методическая актуальность работы. В настоящее время традиционные методы обучения утрачивают
свою эффективность, ведь активизировать мотивацию детей к учебе становится все
сложнее. К счастью, сегодня учитель имеет возможность использовать новые и
интересные для детей методы. Одним из них является метод конференции, который
может быть задействован при сопоставлении произведений А. И. Солженицына
«Матренин двор» и Б. П. Екимова «Возвращение». Самостоятельный анализ не только
дает возможность детям независимо и непосредственно подойти к вопросу освоения
нового материала, но и развивает в них лидерские качества, навыки коммуникации,
а также воспитывает чувство ответственности. Такой подход к организации урока
увлекает не только учеников, но и самого учителя.
В качестве объекта исследования
выбраны произведения А. И. Солженицына «Матренин двор» и Б.
П. Екимова «Возвращение».
Предметом
анализа является общность авторских установок в подходе к исследованию
внутреннего мира деревенского человека и система вопросов и заданий,
позволяющих сопоставить мирообразы А.И. Солженицына и Б.П. Екимова в школьном
курсе литературы.
Целью
работы является разработка приемов сопоставительного анализа рассказов А.
И. Солженицына «Матренин двор» и Б. П. Екимова «Возвращение», осуществляемая с
учетом наиболее значимых трудов отечественных специалистов по методике обучения
литературе [26, 29, 31, 32, 36, 39, 40, 44], и
изучение
специфики «деревенской прозы».
Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Определить место рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» в литературном
процессе второй половины ХХ века.
2.
Рассмотреть проблематику и художественное своеобразие рассказа Б. П. Екимова «Возвращение» в контексте «деревенской
прозы».
3.
Разработать пути обучения сравнительному анализу данных произведений.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ
научно-методической литературы, описательный,
сравнительно-сопоставительный, наблюдения и
педагогического эксперимента.
Новизна
исследования заключается в
том, что
работа обосновывает применение инновационных интерактивных технологий на уроках
литературы как средства развития учебно-познавательных и личностных компетенций
школьников.
Практическая
значимость работы заключена в описании конкретного случая
применения технологии сравнительного анализа, который может быть взят за основу
в практической деятельности.
Структура данной выпускной
квалификационной работы: работа
состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА III. СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ТВОРЧЕСТВА А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА И Б. П. ЕКИМОВА В КУРСЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В
11 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 1.2.
Пути осуществления работы над произведениями Для того чтобы
организовать методику работы над сравнительным анализом произведений «Матренин
двор» А. И Солженицына и «Возвращение» Б. П. Екимова в старших классах, для
формирования различных типов компетенций, был разработан проект, реализующийся
на основании метода активного обучения.
В соответствии с
классификацией проектов, предложенной доктором педагогических наук Е. С. Полат [53]
наша проектная работа является:
1. Ознакомительно-ориентировочной
(по доминирующему в проекте методу);
2. Монопроектом (по
предметно-содержательной области);
3. Скрытой (по
характеру координации проекта);
4. Проектом среди
участников одного класса (по характеру контактов).
На проведение урока-конференции было отведено 45 минут, он был итоговым из
серии 3 уроков.
Цели проекта:
1. Образовательная:
раскрытие сущности деревенской прозы, осуществление сравнения произведений А.
Солженицына и Б. Екимова.
2. Развивающая:
активное развитие мыслительных операций (аналогия, систематизация, обобщение, планирование).
Задачи учебно-педагогические:
1. Активное развитие
знаний о деревенской прозе,
2. Обучение
исследованию произведений, 3. Организация
сравнительного анализа двух произведений на основании метода конференции. Направленность проекта: познавание, закрепление.