Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Массовая и элитарная музыкальная культура в 21 веке: сравнительный анализ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………….. 3
Глава I.
Теоретические аспекты исследования массовой и элитарной музыкальной культуры в
21 веке………………………………………………………………………………….. 6
1.1 Характеристика и
специфика массовой музыкальной культуры………………. 6
1.2 Элитарная
музыкальная культура в ХХ–XXI веках………………………………. 10
Выводы по первой
главе………………………………………………………………………… 13
Глава II.
Сравнительный анализ массовой и элитарной музыкальных культур в 21 веке…………………………………………………………………………………………………………… 14
2.1 Оппозиция и
взаимодействие массовой и элитарной музыки в контексте развития медиакультуры……………………………………………………………………………………… 14
2.2 Проблемы
взаимодействия массовой и элитарной музыкальной культуры в современной
художественной практике…………………………………………………… 25
Выводы по второй
главе………………………………………………………………………… 38
Заключение………………………………………………………………………………………….. 39
Список использованной
литературы……………………………………………………….. 42
Введение:
Актуальность
исследования.
Музыкальное искусство является одной из важнейших составляющих жизни общества.
Она пронизывает все сферы деятельности человека – от материального производства
и простых потребностей до самых тонких и великих проявлений человеческого духа.
Музыкальное искусство влияет на результаты трудовой деятельности, быт, досуг,
стиль мышления, психику человека и т.д., другими словами – на весь образ жизни
личности и общества.
Массовая музыкальная культура является феноменом
современности, популярность которого увеличивается благодаря глобальным медиа и
процессам глобализации мировой культуры. Сравнительный анализ элитарного и
массового музыкального творчества с позиций деления его на «высокое» и «низкое»
не совсем корректен и не соответствует действительности. Это обусловлено
недостаточным изучением принципов работы современной музыкальной культуры.
В частности, к вопросам культурной глобализации мира в
своих работах обращались такие западноевропейские, отечественные и российские
ученые, как А. Аппадураи, В. Бек, Д. Белл, Э. Валлерстайн, Э. Гидденс, М.
Макклюэн, С. Хантингтон, Н. Хомский В. Воронкова, А. Гриценко, А. Данилюк,
И. Дзюба, Г. Киселева, Н. Колосова, В. Сидоренко, В. Шейко.
Отдельные аспекты проблематики массового музыкального
искусства осветили в своих исследованиях ведущие ученые мира. В частности,
историю массовой музыки – Э. Барклей, С. Ватерман, К. Уильямса, М. Винет,
М. Кемпбелл, Г. Липсиц, В. Метьюс, Л. Старр; влияние массового
музыкального искусства на общество – Э. Бак, Б. Джозефсон, Дж. Котарба,
Т. Кроу, В. Лонгхартс, А. Мак-Робби, Дж. Мемди, Б. Мурило, К. Смолл,
С. Фрит; музыкальную индустрию – П. Ален, Б. Долг, Л. Вейсман, Р. Виксен,
П. Вилкстон, С. Витт, М. Кинг, М. Красиловски, П. Маркс, Ж. Мерфи,
Д. Пассман, М. Редман Дж. Сибук, Дж. Феист. Среди советских искусствоведов
массовое музыкальное искусство исследовали Ю. Давыдов, Д. Житомирский, Г.
Кнабе, А. Козлова, С. Левиков, Л. Мархаев, Н. Мозговой, Т. Сидлецкая, А.
Феофанов, И. Хижняк, А. Цукер, П. Шестаков и многие другие.
Культурная ситуация в настоящее время полна метаморфоз и
трансформаций, представляет собой довольно эклектичный фон жизнедеятельности
человека, а потому требует дифференцированного подхода в изучении элитарной и
массовой музыки в их взаимодействии. В исследовании современных культурных
феноменов невозможно избежать ориентировки на постулаты, закономерности и
основы, которые складывались в истории человечества на протяжении многих
этапов. Ведь для глубинного постижения новаторства и эксперимента как основных
вех многих культурных явлений современной культуры их необходимо соотносить с
проявлениями общечеловеческой многовековой традиции.
В музыке как неотъемлемой части культуры человечества
проблема соотношения традиционного и новаторского всегда особенно актуальна,
ведь в ней (как и других составляющих культуры) эволюция выстраивается на
основе процессов и явлений, одни из которых оберегают исконно, традиционное, а
другие – двигают вперед «музыкальный прогресс» благодаря эксперименту, новым
музыкально-теоретическим системам, композиторским техникам и тому подобное.
Культура и, в частности, музыка воплощают эту закономерность незапрограммированно,
полифонически, в зависимости от многих историко-социальных факторов, но при
этом можно исследовать определенные закономерности, в основе которых всегда
содержится несколько устойчивое, традиционное, фундаментальное.
Однако требует переосмысления понимание феномена
массового музыкального искусства и механизмов его функционирования и развития в
современных условиях мировой глобализации культуры, его взаимосвязи с элитарной
культурой. Вышеизложенное побудило нас к выбору темы исследования.
Заключение:
Музыка – ее производство, распределение, регулирование и
распространение по каналам массовой коммуникации – является важной составляющей
современного информационного общества. А музыкальная индустрия является
ключевым финансовым активом в странах с развитой экономикой.
Музыкальная культура по своему потенциалу способна
вызвать переживания, заставить увлекаться, смеяться, плакать, страдать и
возмущаться, расширяя таким образом границы эмоционального мира. Но в
современных условиях именно экономика желаний направляет творческую энергию на
потребление, способствуя конвертации эстетического желания в деньги. При этом
технологии управления нематериальными потребностями позволяют открыть людям
культурное наследие и актуальную культуру, пробудить и развить их желания.
Экономика желаний, культура и творческие индустрии обуславливают существование
друг друга и способствуют взаимному развитию.
Относительное расслоение культуры на культуру всех и
культуру избранных существовало всегда. Элитарная музыкальная культура,
ориентированная на мнение ее создателей, на восприятие элитой как лучшей части
общества, которая имеет особую восприимчивость. Музыкальная культура в новом
веке ищет новые формы, но и не исключает все те достижения, которые многие
столетия наполняли культурное пространство.
В эпоху глобализационных процессов, интернет-технологий,
массовых коммуникаций основные тенденции развития массовой и элитарной культуры
ярче всего отражаются через музыкальное искусство. Исследуя развитие общества,
ученые на первый план традиционно выдвигались проблемы политики и экономики, а
проблемы культуры считались второстепенными. Ситуация изменилась в конце ХХ
века, когда игнорирование происходившими в сфере культуры процессами стало
невозможным из-за трансформации культурного пространства, сопровождавшейся
смещением вектора лидерства от элитарной к массовой культуре.
Для массовой музыкальной культуры характерна
общедоступность, легкость восприятия, упрощенность, развлекательность. В
массовой культуре противостоят две тенденции: одна опирается на примитивные
ощущения и желания, и в своем крайнем отражении порождает контркультуру и
антикультуру воинственно-вульгарную и враждебную существующим в мире порядкам
вообще; другая с учетом свойственного простым людям желания повысить свой
социальный статус и уровень образования. Различие между массовой и элитарной
культурой так же остается острой проблемой. Возникновению массовой культуры
способствовало развитие средств массовой коммуникации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОЙ И ЭЛИТАРНОЙ
МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В 21 ВЕКЕ 1.1 Характеристика и специфика массовой музыкальной культуры В культурных процессах XXI века особое место принадлежит
массовой музыке. Разнообразие видов и жанров указанного феномена удерживает
приоритет в культурно-досуговой среде, средствах массовой коммуникации, на
концертной эстраде. Одной из главных особенностей массовой музыки есть
ориентация и соответствие вкусам массового общества в искусстве, способность
оперативно реагировать на изменения запросов его потребителей. Поэтому с одной
стороны, примитивные запросы массового человека позволяют характеризовать массовую
культуру как аморальную, разрушающую высокие достижения предыдущих эпох, а с
другой – в XX в. появился новый тип культуры с собственными традициями,
жанрами, модой, стереотипами поведения, что вызвало большой интерес философов,
культурологов, социологов, музыковедов, педагогов, психологов и других ученых.
Однако отечественные исследователи в течение длительного времени феномену
массовой музыки уделяли недостаточно внимания.
В советский период в искусствоведении проводились
исследования того пласта музыкальной культуры, который называли музыкой
«академической» или «классической», то есть «серьезной». Музыка,
функционировавшая вне этого пласта для большинства искусствоведов, была
«несерьезной», не заслуживающей внимания, поскольку воплощала все негативные
черты так называемой буржуазной музыки «загнивающего» Запада [9, с. 113].
Определение «массовая музыка» вошло в музыкальную
терминологию в середине XX в. А. Сохор назвал массовой общедоступную,
направленную на широкий круг слушателей музыку. К этому понятию ученый относит
народное песенное творчество, эстрадные произведения, инструментальную
оркестровую музыку и отдельно поп-музыку [10, с. 235]. В. Конен считает, что
массовая музыка является отдельным большим художественным пластом, имеющим
собственные виды и жанры, не совпадающие по своим главным признакам как с
профессиональным композиторским творчеством, так и с фольклором [4, с. 16].
К музыке массовых жанров относится джаз, рокмузыка,
авторская песня, поп-музыка, революционная музыка, массовая музыка 1920–1940-х
гг., песни военных лет, эстрадная песня 1960–1970-х гг., мюзикл, оперетта,
киномузыка. Можно утверждать, что современная музыка массовых жанров – это
продукт творческой деятельности, эстетические характеристики которого носят
субъективный характер и влияют на сознание каждого молодого человека. В то же
время следует отметить, что большинство исследователей не дают четкого определения
понятию «массовая музыка», называя это явление «постмузыкой», «метомузыкой»,
«потребительской музыкой», легкой, эстрадной, популярной, развлекательной,
бытовой. Это связано со сложностью описания и исследования явлений, находящихся
в процессе непрерывного становления, развития, формирования. Ведь в массовую
музыку входят как элементарные, так и сложные произведения, что усложняет
возможность ее четкого определения.
Анализируя происходящие в массовой музыке процессы,
определим особенности этого феномена. К ним относятся:
— ориентация
и соответствие вкусам массового общества; высокая степень распространения в
обществе;
— отображение
наиболее распространенных настроений и чувств;
— доступность
содержания и формы произведений массовой музыки;
— смешивание
разных стилей и направлений; сложное взаимодействие со сферами академической и
народной музыки»;
— иерархичность;
— национальная
специфика;
— единый
круг выразительных средств, присущих многим стилям и жанрам массовой музыки [6,
с. 232].