Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Манипуляция как стиль социально-психологического взаимодействия подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1.
Теоретические основы исследования манипуляции как стиля
социально-психологического взаимодействия подростков. 8
1.1 Понятие и признаки манипуляции. 8
1.2 Проблема
манипуляций как объект исследования в психологической науке. 13
1.2 Причины и последствия манипулятивного
общения. 21
Вывод по главе 1. 34
Глава2. Экспериментальные
основы исследования манипуляции как стиля социально-психологического
взаимодействия подростков. 37
2.1
Характеристика методов исследования особенностей манипулятивного общения 37
2.2
Результаты методов исследования особенностей манипулятивного общения подростков. 61
2.3 Методы защиты от манипуляции. 65
Вывод по главе 2. 67
Заключение. 71
Список
использованных источников. 76
Приложения. 82
Введение:
Актуальность темы. В современных условиях развития российского общества в сознании людей
происходят тектонические сдвиги, которые прежде всего касаются переосмысления
системы ценностей, формирование новых взглядов и представлений о свободной,
активной, инициативной и успешной личности.
Особенно
актуально в свете общественной трансформации возникает проблематика
психологического воздействия, ведь от его стратегической направленности
(императивной, манипулятивной или развивающей) зависит возможность утверждения
равноправия, сохранение свободы и достоинства всех субъектов взаимодействия.
Опираясь на взгляды отечественных и зарубежных ученых (С. Братченко, С.
Грабовский, Г. Грачева, Е. Доценко, В. Знаковая, А. Каракулов, И. Мельника, Л.
Рюмшин, А. Сидоренко, В. Татенко, Р. Чалдини, Е. Шострома, Е. Щегловой и др.),
можно утверждать, что межличностное взаимодействие, основанное на
психологическом манипулировании, характеризуется отношением манипулятора к
другому человеку как к средству достижения собственных целей, противоречит его
свободному волеизъявлению и фактически отрицает ее субъектность.
Важный
аспект изучения манипулятивных межличностных отношений составляет проблематика
развития личностной склонности к манипулированию, поскольку готовность человека
применить такого характера влияние основанная на убеждении по его допустимости,
целесообразности и неоспоримой оправданности. Современные ученые утверждают,
что высокий уровень склонности к манипулированию характерен для возрастного
периода 14-7 лет (В. Знаков, Д. Катунин), что соответствует подростковому
периоду жизни. В. Шейновым было обнаружено, что склонные к манипулированию подростки
хуже учатся, соответственно входят в профессиональную жизнь недостаточно
профессиональными специалистами, привносят «дух макиавеллизма» в
профессиональную среду, что может негативно повлиять на эффективность работы.
Кроме того, как отметила А. Прокофьева, манипулятивные отношения, построенные
склонными к манипулированию подростками, опасные для развития их личности в
целом, ведь ограничивают самоактуализацию, личностный рост, вызывают отчуждение
от социальной окружающей среды. Устойчивое стремление к манипулированию другими
людьми может обеспечить манипулятору получения желаемого результата, но вместе
с этим в дальнейшем приводит к многочисленным личностных и социальных проблем
(В. Знаков, А. Каракулова).
Учитывая
выше сказанное, важным является изучение психологических факторов,
обусловливающих развитие склонности подростков к манипулированию. Это позволит
в дальнейшем разрабатывать эффективные тренинговые и психокоррекционные
программы для предупреждения развития и снижения уровня этой склонности у подростков.
Поскольку
проблематика психологической детерминации склонности к манипулированию школьной
молодежи остается недостаточно разработанной, однако теоретически и практически
ценной, ее исследования следует трактовать как важное и актуальное, что
обусловило выбор темы атестационной работы — «Манипуляция как
стиль социально-психологического взаимодействия подростков».
Объект
исследования: склонность человека к манипулированию в
межличностном взаимодействии.
Предметом
исследования выступает склонность подростков к
манипулированию как результат действия психологических факторов.
Цель
исследования заключается в выявлении психологических
факторов склонности подростков к манипулированию в межличностном
взаимодействии.
Достижение цели предполагает
решение следующих задач исследования:
1. Осуществить
теоретический анализ научных подходов, в которых освещается проблематика
феномена манипуляции.
2. Изучить проблему
манипуляций как объект исследования в психологической науке.
3. Определить причины и
последствия манипулятивного общения
4. Определить
методологические основы и разработать методический комплекс для исследования
психологических факторов склонности подростков к манипулированию.
5. Выявить
психологические особенности подростков с разным уровнем склонности к
манипулированию.
6. Разработать
рекомендации для психологов, работающих с подростками по предупреждению и
преодолению развития высокого уровня склонности к манипулированию другими в
межличностном взаимодействии.
Заключение:
Анализ
научной литературы, представленный в первой главе, свидетельствует о высоком
интересе ученых к проблемам психологического воздействия человека на человека в
процессе межличностного взаимодействия. В частности, внимание ученых привлекает
манипуляция как вид скрытого психологического воздействия, рассматривается с
точки зрения привнесения потенциальных деструктивных или конструктивных
изменений в межличностные взаимоотношения, а также в психическую сферу ее
субъектов.
Опираясь
на взгляды Ф. Перлза, Э. Берна, Дж. Бюджентал, Е. Шострома, Р. Чалдини, Дж.
Рудинова, Е. Доценко, Г. Грачева, И. Мельника, А. Прокофьевой, А. Сидоренко, В.
Татенко, В. Шейнова, в рамках нашего исследования манипуляцию истолковано как
субъект-объектный скрытый психологический влияние, которое целенаправленно
осуществляется субъектом влияния в собственных интересах и приводит к
формированию у другого человека потребностей, мотивов, целей, не были
актуальными на момент совершения на нее влияния.
Применению
лицом манипуляции в межличностном взаимодействии способствует высокая личностная
предрасположенность к манипулированию другими (макиавеллизм). В психологической
литературе встречаются различные подходы к пониманию макиавеллизма, в которых
этот феномен часто оценивается с точки зрения положительных или отрицательных
особенностей его носителей. Макиавеллизм признается успешной стратегией
управления и достижения индивидуальных благ с точки зрения эволюционного
подхода (Л. Барет, Р. Бьорн, Ф. де Ваал, А. Витэн, А. Войс, С. Гаврилець, П. Х.
Хайли, П. Хензо) , в некоторых концепциях лидерства (С. Беденко, Б. Глэд, Ю.
Глюкинос, А. Дрор, С. Маккэн), в концепциях успешности предпринимательской
деятельности (Н. Ф. Скиннер). В работах В. Знаковая, Р. Кристи и Ф. Гейз, Т.
Мун, Д. Шеперс, макиавеллизм осуждается как стратегия отчуждения от общественных
моральных принципов. Клинический подход (Ф. Али, Т. Чаморро-Премузик, Дж.
МакХоски, В. Ворзель, К. Зиарто) рассматривает макиавеллизм личности в связи с
психопатией и нарциссизмом, объединяя их в единый синдром. Во взглядах на
макиавеллизм как на механизм психической защиты освещается его важное значение
для адаптации к изменяющимся социальным условиям, а также отрицательный
потенциал, когда это защитное образования становится чрезмерно выраженным (Г.
Иванищук, А. Ларина, А. Соколова).
Считаем,
что макиавеллизм следует рассматривать как личностную черту, которая отражает
склонность человека к манипулированию в межличностном взаимодействии. Высокий
уровень склонности к манипулятивному поведению является деструктивной
личностной чертой человека, ограничивает ее духовное развитие и затрудняет
построение субъект-субъектных взаимоотношений с другими, в результате
применения манипуляций для достижения личных целей.
Учеными
было обнаружено, что подросткы, которым присущ высокий уровень склонности к
психологическому манипулированию, хуже учатся, характеризуются низким
самоконтролем, импульсивностью, высокой экстернальности, презрением к моральным
нормам, нетерпимостью к слабостям других, низкой эмпатией, низкой
рефлективностью в общении. Также, отмечено, что склонны к манипулированию лица
часто испытывают трудности в процессе социально-психологической адаптации.
С помощью проведенного
количественного и качественного анализа результатов исследования было выявлено,
что склонны к манипулированию подросткы характеризуются следующими личностными
особенностями, как низкая ответственность, неуверенность в себе, неуверенность
в социальном окружающей среде, высокий уровень личностной тревожности,
социальная отчужденность, низкая сензитивность к нуждам других, маскулинность.
Высоко значимыми для них выступают материальные ценности, ценности собственного
престижа, саморазвития, достижения, сохранения собственной индивидуальности.
Среди жизненных сфер подростки-манипуляторы очень высокого значения придают
учебной, профессиональной, семейной, общественно-политической сферам, а также
сфере собственных увлечений и хобби.
Выявлено, что склонным к
манипулированию подросткам в межличностном взаимодействии свойственно проявлять
подозрительность по отношению к другим, стремление контролировать и влиять на
социальное окружающей среды. Такие лица не хотят получать социальное одобрение,
обесценивают для себя общепринятые нормы, правила и авторитеты. В общем,
подвержены манипування подросткы не проявляют стремление к близкому эмоционального
взаимодействия и осторожны в установлении контактов, предпочитая единолично
инициировать отношения. Эмпирическим путем доказано, что склонны к
манипулированию подросткы инициируют социальные контакты для достижения
собственных целей, предоставляет их жизни насыщенности, любопытства и
сенсовности.
Было выяснено, что в
деятельности склонны к манипулированию подросткы ориентированы на цель, склонны
к соперничеству, но избегают открытой конкуренции. Они испытывают трудности с
планированием своей деятельности и функционированием в структурированном
коллективе.
Исследование показало,
что склонны к манипулированию подросткы характеризуются ответственностью,
дисциплинированностью, достаточной уверенностью в себе, умеренным уровнем
личностной тревожности, социальной направленностью. В структуре ценностей этих
подростков заметное место занимает ценность сохранения собственной
индивидуальности, наименее важна ценность собственного престижа. Во
взаимодействии с другими такие лица склонны к компромиссу и сотрудничеству,
проявляют теплые дружеские чувства, стремятся эмоционально поддерживать и
помогать окружающим, а также получить социальное одобрение.
Результаты
сравнительного анализа указали на то, что среди испытуемых с выраженной
склонностью к манипулированию большинство составляют лица мужского пола, тогда
как среди подверженного манипулирования — девушки. Но подтверждено, что в
целом, показатели уровня макиавеллизма женщин и мужчин не отличаются
статистически. Существует лишь слабая тенденция увеличения склонности к
манипуляции в зависимости от принадлежности к мужскому полу. Было установлено,
что существует прямая зависимость между
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования манипуляции как стиля
социально-психологического взаимодействия подростков
1.1 Понятие и признаки манипуляции
Разновидностью
скрытого психологического воздействия является манипуляция, которая является
наиболее универсальным понятием для отображения его механизмов.
В
отечественных и зарубежных научных трудах освещены различные аспекты
манипуляции. В частности, в исследованиях Е. Доценко, Г. Гарифулин, Е.
Шострома, Г. Шиллера, Д. Мартина, С. Кара-Мурзы, Дж. Рудинова, Г. Грачева, Т.
Кабаченко, Г. Ковалева, В. Tатенка, А. Сидоренко, В. Шейнова и других ученых
рассмотрены определяющие особенности, которые позволяют выделить манипуляцию от
других видов воздействия, социально-психологические механизмы, на которых
базируется манипулятивное воздействие [11; 22].
Причины
формирования склонности к манипулированию рассмотрены в научных трудах Ф.
Перлза, Э. Берна, А. Эллиса, Э. Фромма, Э. Шострома, Е. Доценко [20].
Изучению
манипулирования в педагогическом общении посвящены исследования Г. Балла, С.
Братченко, Л. Рюмшин, Е. Щегловой. [13]. Разработкой психологических средств и
методов защиты от манипулятивного воздействия занимались И. Бех, Н. Волынец, А.
Прокофьева, Н. Пророк, Е. Помиткин, А. Ендмюллер, Р. Левин, Я. Гальперин, С.
Гладышев, Г. Грачев, Е. Доценко, А. Комардин, А. В. Сидоренко, Е. Хофман, Р.
Чалдини [12].
Моральные
аспекты межличностного манипулирования является предметом исследования в
работах Б. Малышки, А. Поддьякова, А.Сергеева, А. Тарелкина [30].
Научный
интерес к изучению феномена манипуляции связан с ее значительной
распространенностью во всех сферах жизнедеятельности человека. Каждый человек в
своей жизни прибегала к манипуляции во время межличностного взаимодействия [12].
«Современный человек — это манипулятор, кем бы она ни была — продавцом
автомобилей, который уговаривает нас совершить покупку, отцом пятнадцатилетнего
сына, который уверен, что только он знает, какую карьеру следует выбрать сыну,
подростком, который «обрабатывает» взрослых ради ценных часов … манипуляторов
— легион. В каждом из нас живет манипулятор, который бесконечно применяет
всяческие фальшивые трюки с тем, чтобы достичь для себя того или иного блага»,
— пишет Э. Шостром. [26, с.11]
Под
понятием «манипуляция» (от латинского manipulare — «управлять со знанием дела»)
понимают искусство управлять поведением посредством целенаправленного
воздействия на психику, сознание и инстинкты человека [24], психологическое
воздействие, направленное на скрытое побуждение другого к совершению действий в
интересах субъектов объекта воздействия [8]; форму духовного воздействия,
скрытого владычества, которая осуществляется ненасильственным путем [25],
способ взаимодействия, в котором прагматический эффект воздействия приобретает
статус самоцелью [31].
В
рамках исследования проблем манипуляции в межличностных отношениях А. Тарелкин
обозначены три подхода:
—
манипуляцию рассматривают в концепциях психологии влияния, как одна из
разновидностей воздействия (Э. Аронсон, Э. Пратканис, Е. Ильин, А. Сидоренко,
В. Шейнов и другие);
—
ценностно-смысловой подход рассматривает манипуляцию как деструктивное общение,
во время которого субъект влияния нивелирует ценности человека, на которого это
влияние направлено, а также ценности межличностного общения (Дж. Бюдженталь, С.
Братченко, Л. Рюмшина и другие);
—
в герменевтической психологии манипуляции рассматривают как ментальный конструкт
субъектов взаимодействия (В. Знаков, А. Руслина и другие) [27].
Учитывая
наличие различных подходов к определению сущности манипуляции, стоит
проанализировать основные ее признаки.
1.
Манипулятивный влияние имеет скрытый характер, что касается как самого факта
воздействия, так и его направленности [23]. Попытка манипуляции имеет шанс на
успех, если факт влияния не осознается адресатом.
2. Важным признаком
манипуляции является использование