Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвитие речи у дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК ВИДА РЕЧЕВОГО
НАРУШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.. 7
1.1 Понятие и особенности
фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста. 7
1.2 Особенности логопедической
работы с детьми дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 11
1.3 Анализ современных
методик и технологий коррекционно-логопедической работы над преодолением
фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста. 18
Выводы по первой главе. 21
2 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
ФОНЕТИКО- 22
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.. 22
2.1 Описание методик
исследования, группы испытуемых. 22
2.2 Пути преодоления ФФНР у
дошкольников. 31
2.3 Итоги и выводы о
проведенном исследовании. 45
Выводы по второй главе. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ.. 59
Приложение А.. 63
Введение:
Формирование
у детей дошкольного возраста грамматически правильной и фонетически четкой речи
является одной из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку в
дошкольных организациях. А внедрение федерального
государственного образовательного стандарта в дошкольное образование и рост
количества детей с наличием речевых патологий ставит новые задачи перед
педагогами в поиске инновационных технологий и методов педагогической
деятельности, которая будет отвечать требованиям коррекционных задач и
учитывать особенности развития речи детей. Важное
место среди различных задач специального обучения в дошкольном учреждении
занимает обучение детей овладению фонетико-фонематическим строем речи.
Овладения этим составом языка начинается с раннего возраста.
Между тем каждый год наблюдается тенденция, которая
характеризуется увеличением количества детей с нарушениями речи различной этиологии.
Среди них в определенной степени можно проследить фонетико-фонематическое
недоразвитие, требующее коррекционного вмешательства, поскольку не исправленное
вовремя оно приводит к негативным изменениям в развитии личности детей, влияя
на их дальнейшее обучение и взаимодействие с другими. Все это определяет актуальность изучения особенностей
развития речи у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи.
Современные подходы речевого развития детей дошкольного возраста
основываются на исследованиях отечественных и зарубежных психологов, педагогов
и лингвистов.
Неоспоримая
роль овладения ребенком-дошкольником фонематическим слухом, фонематическим
восприятием, звуковым анализом и синтезом обуславливает важность изучения
проблемы использования дидактической игры в процессе формирования
фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи. Уровень развития фонематического восприятия ребенка влияет
не только на качество детской речи, ее полноту, внятность, грамотность, но и
обуславливает предпосылки для усвоения грамоты, а потому выступает необходимым
условием подготовки ребенка к школьному обучению.
Актуальность
исследования обеспечивается возрастающим количеством детей, имеющих нарушения
речевой системы и поиском новых путей преодоления недостатков речи.
Общеизвестно, что ранняя коррекционная работа логопеда совместно с родителями и
педагогами дошкольного образовательного учреждения способна предупредить
появление вторичных отклонений в развитии и способствует готовности ребенка к
школе. Использование в работе по формированию фонематического восприятия
игровых приемов и дидактических игр обеспечит необходимый уровень
познавательного интереса со стороны ребенка, что позволит поддерживать
положительную мотивацию речевых занятий у детей, избегать принуждения в
организации логопедических занятий.
Особенности становления и развития
речи детей в дошкольном возрасте раскрываются в трудах таких исследователей,
как А. М. Бородич, Л. С. Выготский, Н. Ф. Виноградова, М. М. Конина, С. Л. Рубинштейна, Ф. А. Сохина и многих других. Развитие фонематического восприятия раскрывается
в трудах З. Е. Агранович, Г. В. Бабиной, Н. Ю. Сафонкиной, Н. В. Курдвановской, Л. С. Ванюковой и Н. С. Четверушкиной.
Цель работы заключается в анализе существующих
современных технологий и методик логопедической работы с детьми с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач:
1. Определить
понятие и особенности фонетико-фонематического недоразвития речи у детей
дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать
особенности логопедической работы с детьми дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Провести
логопедическое обследование речи детей дошкольного возраста.
4. Подвести
итоги и выводы о проведенном исследовании.
Для решения поставленных
задач был использован комплекс методов:
1. Теоретические: теоретико-методологический
анализ состояния проблемы исследования: анализ психолого-педагогической и
научно-методической литературы по проблемам исследования.
2. Эмпирические: наблюдение, педагогический
эксперимент
3. Интерпретационные: методы количественного
и качественного анализа.
Экспериментальная
база и выборка: воспитанники подготовительных групп, в
возрасте 6-7 лет, которые проходят предшкольную подготовку на базе лицея
"Звезда" Кировского района, города Саратова.
Практическая значимость исследования
состоит в том, что выявленные в ходе исследования особенности фонематического
восприятия у детей с ФФН, нуждаются в коррекции, результаты исследования могут
быть использованы в практике работы педагогов специализированных и массовых
дошкольных образовательных учреждений при планировании работы по развитию
фонематического восприятия у дошкольников.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения,
списка литературы и приложения. Во
введении представлены цели, задачи, методы исследования и его методологическая
основа.
Первая глава выпускной
квалификационной работы посвящена теоретическому анализу причин возникновения
фонетико-фонематического недоразвития речи у детей, особенностям проявления
данного нарушения и рассмотрению путей коррекции.
Вторая глава содержит
описание экспериментального изучения речевого развития детей с ФФНР, дано
обоснование выбора методики и организация методического обследования,
представлено описание организации коррекционной работы, описаны результаты
исследования.
Заключение содержит
выводы по работе. Список использованных источников содержит в себе 37 наименований.
Графический материал работы составляют 21 таблицы и 1 рисунка. В приложение
вошло описание протокола исследования и речевая карта ребенка экспериментальной
выборки.
Заключение:
По
итогам проведения дипломного исследования удалось достичь поставленной во
введении цели работы и на основе анализа теоретико-методологической литературы
по проблеме исследования разработать и апробировать методику работы по
коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Для
реализации данной цели были решены следующие задачи:
1. Изучена роль фонематического восприятия в
развитии речи ребенка.
2. Рассмотрено развитие фонематического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
3. Уточнены особенности формирования
фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
4. Осуществлено обследование речи детей,
нацеленное на диагностику уровня фонематического восприятия.
5. Предложена и апробирована методика работы
по коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В
результате проведения экспериментального исследования удалось доказать
выдвинутую в начале исследования гипотезу: формирование фонематического
восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
будет происходить более эффективно при соблюдении следующих условий:
—
использование в качестве средства коррекционной работы дидактической игры;
—
грамотное руководство дидактическими речевыми играми со стороны логопеда;
—
участие родителей детей в коррекционном процессе.
В
заключение необходимо отметить, что выполненная работа имеет как теоретическую,
так и практическую значимость.
Теоретическая
значимость исследования заключается в систематизации и обобщении материала по
проблеме использования приемов дидактической игры в процессе формирования
фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи, а также в проведении самостоятельной
опытно-экспериментальной работы по теме исследования.
Практическая
значимость исследования заключается в возможности использования материалов
исследования следующими категориями лиц:
—
логопедами с целью оптимизации своей деятельности по формированию
фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
—
родителями, воспитывающими детей-дошкольников с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи с целью просвещения и расширения своих знаний по проблеме;
—
студентами-логопедами с целью самообразования и самоподготовки по теме исследования.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК ВИДА
РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1Понятие
и особенности фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного
возраста Основным
компонентом восприятия речи является фонематический слух, который представляет
собой способность индивида слышать отдельные фонемы и звуки в словах. Перед
ребенком, который поступает в школу, стоит задача по умению различать отдельные
звуки в слове, поскольку это выступает как основа для обучения чтению,
сформированное умение соотносить звуковой и зрительный ряд позволяет понимать
звук и слово на бумаге и на слух, чтобы понимать, что произносятся они
несколько иначе, чем пишутся. Эта необходимость вызвана условиями по овладению
фонематической системы, которая отражает систему выражения мысли в звуке речи.
Если ребенок не будет знать смысла, который имеет та или иная фонема, то
значения слов буду недоступны для понимания [1, с. 7].
Следует
отметить, что речевой слух представляет собой способность человека различать в
речевом потоке отдельные звуки речи, которая позволяет обеспечивать понимание
слов и их значение. Речевое общение невозможно построить без речевого слуха. А
его формирование у ребенка протекает при восприятии речи окружающих, а также на
основе собственного проговаривания.
Речевой
слух является составной частью элемента языкового чутья ребенка. В процессе
обучения чтению и письму, происходит изменение механизма речевого слуха,
посредством формирования умения проводить звукобуквенный анализ, учитывая также
правила графики родного языка. Все это обусловлено необходимостью ориентации в
морфемном составе слова и словообразовании. При этом, приемы формирования
речевого слуха могут быть разными, начиная от практики восприятия на слух и
говорения и заканчивая фонетическим анализом и синтезом. Отметим, что в
психологических исследованиях и логопедии, речевой слух принято называть
фонематическим слухом, который обеспечивает восприятие фонем определенного
языка [28, c.
14].
Фонема
является минимальной единицей звукового строя языка, служащие для построения и
различения значимых единиц языка, которые представлены морфемами, словами и
предложениями. Речевой и неречевой слух являются двумя самостоятельными формами
работы слуховой системы человека. Неречевой слух выступает как способность
ориентации человека в неречевых звуках, музыкальных тонах и шумах, а речевой
слух представляет собой способность слышать и анализировать звуки речи [3, c. 114].
Зачастую
несформированность фонематического слуха выражается как нарушение
звукопроизношения, когда ребенок не может дифференцировать на слух некоторые
звуки, притом, что не может их правильно произносить. Основные трудности
появляются у дошкольников на этапе обучения грамоте.
Развитие
фонематического слуха является частью работы по фонематическому восприятию.
Сегодня проблема развития фонематических процессов является особенно
актуальной, поскольку для полноценного усвоения детьми звуковой стороны речи
необходим достаточный уровень сформированности фонематического восприятия [4,
33, 35].
Р. Е. Левина
в своих исследованиях говорит о том, что фонематическое развитие детей зависит
от сформированности звукопроизносительного воздействия голосовых реакций и
звуковых впечатлений, доставляемых слухом. Формирование речи протекает у
ребенка постепенно и зависит от его индивидуального развития, а
сформированность фонематических процессов занимает важное место в становлении и
развитии речи [5, 28, 29].
Сам
термин фонематического восприятие ввел Д. Б. Эльконин, который
определял его как специальные умственные действия, направляемые на различение
фонем и установление звуковой структуры слова. В процессе онтогенеза
фонематическое восприятия протекает через несколько этапов развития [6].
Так,
Р. Е. Левина предлагает выделять такие этапы становления фонематического
восприятия дошкольниклов:
1.
Дофонетическая стадия.
На
этой стадии характерным является полное отсутствие различения фонем в
окружающей речи, притом, отсутствие активных речевых возможностей и понимания
речи.
2.
Стадия начала восприятия фонем.
Для
данной стадии свойственно появление акустического различия наиболее контрастных
звуков речи, однако, по-прежнему отсутствует различение фонем, которые близки
по тому или иному дифференциальному признаку. Ребенок на этой стадии
воспринимает слово глобально, опираясь на мелодико-интонационные
характеристики.
3.
Стадия различения звуков по их фонематическим признакам.
На
этой стадии ребенок начинает отличать правильное и неправильное произношение.
Помимо этого, ребенок способен узнать неправильно произнесенное слово. Это
стадия преобладания в восприятии правильных образов звучания фонем родного
языка. Однако на этой стадии развития фонематического восприятия
характеризуется нестабильностью сенсорных эталонов.
4.
Завершающая стадия развития фонематического восприятия.
На
этой стадии ребенок начинает правильно слышать и говорить, однако перестает
узнавать отнесенность неправильно произнесенного слова. Заметим, что до этого
времени фонематическое восприятие при нормальном онтогенезе речевого развития
формируется спонтанно. Посредством обучающего процесса ребенок переходит на
следующую стадию фонематического восприятия. Здесь дети начинают понимать
звуковую сторону слова и его частей [5].
Таким образом, при
достижении ребенком последней стадии развития фонематического восприятия, он
способен овладевать фонематическим анализом и синтезом. К возрасту 4-5 лет у
ребенка должно быть сформировано фонематическое восприятие, и он на слух может
различать все фонематические