Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Клиническая психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Личностные особенности, самооценка и тревожность у безработных граждан

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты особенностей личности в психологической науке 6

1.1. Теоретические представления о феномене «личность» в психологической науке 6

1.2. Специфика личностных особенностей в психологической науке 12

Глава 2. Практические аспекты личностных особенностей, самооценки и тревожности у безработных граждан 31

2.1. Методы и организация исследования 31

2.2. Результаты исследования 32

Заключение 41

Список использованной литературы 42

Приложение 47

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В последние десятилетия в жизни стра-ны произошли существенные изменения, многие из которых оказали отри-цательное влияние на психологию людей. Сюда можно отнести и послед-ствия безработицы. Большинство исследований психологических аспектов безработных принадлежат зарубежным исследователям, так как в нашей стране проблема безработицы сравнительно молода. По своим социаль-ным и демографическим характеристикам, психологический статус безра-ботных – это специфическая социальная группа, которая требует, соответ-ственно, особого внимания. Поэтому, осуществляя активную политику за-нятости, не имея полной информации о социально-психологическом стату-се данной группы не корректно. Проблемам психологии личности в кри-зисных ситуациях, при изменении социальных отношений посвящено большое количество работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Особен-ность этих работ заключается в том, что они выполнялись в относительно стабильных экономических условиях, в условиях сложившихся рыночных отношений. Поэтому особое значение и актуальность приобретают иссле-дования, направленные на изучение изменений личности в условиях пере-ходной экономики, характерных для современной России.

Анализ психологической и специальной литературы, а также изуче-ние реального состояния проблемы на основе опыта работы службы заня-тости показывает наличие противоречий: между наличием в современном российском обществе большого количества безработных и недостаточной разработанностью механизмов оказания им социальной и психологиче-ской поддержки; между имеющимся в центрах занятости потенциалом ока-зания психолого-педагогической поддержки безработной молодежи и не-достаточным его использованием в реализации социальной политики об-щества по отношению к данной категории; между необходимостью оказа-ния практической помощи безработной молодежи и слабой разработанно-стью конкретных форм, средств и методов социально-педагогической ра-боты с ними. Разрешение данных вопросов невозможно без учета лич-ностных особенностей безработных. Необходимость разрешения данных противоречий и недостаточная разработанность этой проблемы обуслови-ли выбор темы исследования: «Личностные Теоретическими основаниями данной работы явились теория С.Рубинштейна о формировании само-оценки; теория достижения успеха и избегания неудач и некоторые другие.

1.Цель: изучения и выявление личностных особенностей, самооценки и тревожности у безработных граждан

2. Объект изучения: безработные граждане, состоящие на учете в фонде занятости Арского муниципального района

3. Предмет: Личностные особенности безработных граждан.

4. Гипотезы:

1. Самооценка и тревожность личности взаимосвязаны; тревожность способствует снижению самооценки. 2. Различия самооценки и тревожно-сти, личностные отличия у безработных людей и длительно безработных заключаются в повышенной тревожности.

Задачи исследования:

1. Определить теоретические представления о феномене «личность» в психологической науке.

2. Проанализировать специфику личностных особенностей в психо-логической науке.

3. Спланировать и реализовать эмпирическое исследование, направ-ленное на определение личностных особенностей безработных граждан (самооценки и тревожности).

4.Провести анализ полученных результатов и сделать выводы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: работы в области коррекции особенностей личности безработного опира-лись на личностно-деятельностный подход в психологии, разработанный А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Л. С. Выготским, А.А. Ананьевым, основной идеей которого является принцип формирования и развития личности и ее характеристик в деятельности; концепция деятельностной структуры личности (А.Д. Карнышев); личностно-ориентированный под-ход в образовании (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, В.В. Сериков), который рассматривает процесс обучения и воспитания через развитие личностных качеств индивида. Также в своей работе опирались на теоре-тические подходы к пониманию характеристик субъекта труда (К. А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов, В.И. Моросанова, Е.М.Иванова), и различных его аспектов (Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников, А.А. Реан, М.Р. Гинзбург).

При проведении исследования использовались следующие мето-ды: стандартизированные методики, статистические методы обработки данных стандартизированных методик.

Исследование проводилось с помощью следующих методик:

1. «Методика мотивации к успеху» Т.Элерса

2. «Методика мотивации к избеганию неудач» Т.Элерса

3. Тест «Уверенность в себе» Райдаса

4. Опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного сти-ля»

5. «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж. Роттера.

6. «Шкала тревожности» Ч.Б. Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) (в адаптации Ю.Л. Ханина) для определения уровня тре-вожности (высокий, средний, низкий)

7. тест «Ценностные ориентации» М. Рокича, который позволяет ис-следовать направленность личности и определить ее отношение к окружа-ющему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни».

Экспериментальная база исследования:

В исследовании приняли участие безработные граждане по крите-риям, состоящие на учёте в ГКУ «Арский центр занятости населения» длительное время ( в течении одного календарного года) и недавно по-ставленные (в течении одного месяца).Общее количество безработных граждан, прошедших исследование 30 человек.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое обра-зование. Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости ее поведения, в закономерности ее поступков. Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных ситуациях довольно ва-риативно.

Модификация взглядов, установок, ценностных ориентации и т. д. в таких условиях является положительным свойством личности, показателем ее развития. Самооценка представляется в качестве достаточно сложного продукта сознательной деятельности. С этой позиции, когда изначальные ее формы представляются прямым отражением оценок взрослых, то в по-следующем, в процессе личностного развития, становление настоящей са-мооценки формируется при помощи активного личностного участия.

При этом ключевыми условиями развития самооценки представля-ются два фактора, а именно, общение с окружающими и непосредственная деятельность.

Мы видим положительную корреляцию между тревожностью и мо-тивацией избегания неудач, то есть респондент испытывая сильную тре-вожность не старается достичь успеха, он только хочет избежать неудачи, поскольку тревога направляет его преодолению негативных последствий.

Также положительную корреляцию между тревожностью и неуве-ренностью в себе, что очень предсказуемо, поскольку тревожный человек не может в полной мере быть уверенным в себе., также этот человек стре-мится избегать неудачи и не стремится к успеху, что нельзя сказать о уве-ренных в себе респондентах, видим незначительные корреляционные свя-зи, как положительные, так и отрицательные. В целом анализ позволяет говорит о том, что индекс жизненного стиля не сильно влияет на тревож-ность и мотивацию к успеху и избеганию неудач. Анализируя ценности ре-спондентов, мы видим, что у большинства респондентов ценности не силь-но связаны с тревожностью, но мотивация к успеху имеет значительную связь с интересной работой, здоровьем, равенством.  

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты особенностей личности в психо-логической науке

1.1. Теоретические представления о феномене «личность» в пси-хологической науке

Проблема личности и сущности ее психологических характеристик одна из наиболее сложных в теоретической психологии. В зарубежной психологии каждое психологическое направление предлагало свою тео-рию личности.

В российской психологической науке одним из ранних представле-ний о личности было так называемое «коллекционерское» представление: представление о личности как о некой емкости, принимающей в себя черты темперамента, характера, преобладающие потребности и интересы, спо-собности, склонности, когда личность выступала как набор качеств, свойств, характеристик, особенностей (в результате проведения исследо-ваний в этом русле число личностных качеств приблизилось к полутора тысячам).

Однако такое представление о личности дробило личность на со-ставляющие, не позволяя изучать ее как обобщенное явление, а главное, стирало различия между понятиями «личность» и «индивид». Также при этом невозможно было рассматривать проблемы формирования личности в возрастной и педагогической психологии, проблемы реабилитации лич-ности в медицинской психологии и патопсихологии, а также изучать ее в системе межличностных отношений в социальной психологии. В связи с этим возникла потребность структурирования многочисленных личност-ных качеств, что дало начало структурному подходу в изучении личности. В рамках данного подхода особую роль начинает занимать проблема со-отношения биологического и социального в личности. Споры между уче-ными шли в связи с понимаем структуры личности, но общим являлось мнение, что в личности должны быть выделены «социально обусловленная подструктура» и «биологически обусловленная подструктура». Методо-логическая и экспериментальная работа, проходившая в рамках структур-ного подхода, сосредоточила внимание психологов на классическом во-просе, как относится часть к целому, и целое – к части (целостная струк-тура личности к различным ее подструктурам и наоборот).

К концу 70-х годов ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного подхода. А.Н.Леонтьев дает следующее определение личности, впоследствии став-шее базовым для разработки понятия «личность» в русле системного под-хода другими учеными (В. А. Петровским, А.Г. Асмоловым и др.):

«Личность — индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Иначе говоря, личность есть си-стемное, и поэтому “сверхчувственное” качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, состав-ляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида».

Личность и индивид представляя собой единство, тем не менее, не тождественны друг другу. Личность, являясь особым «системным каче-ством» индивида, раскрывается в трех пространствах «психологического измерения».

Первый аспект (первое измерение) – личность трактуется как свой-ство, погруженное в пространство индивидуальной жизни субъекта. Здесь личность выступает в аспекте ее индивидуальности (ее отличиях от дру-гих). Также подчеркивается социальная детерминация особенностей ее по-ведения и сознания. Индивид, в ходе своего развития «присваивает» эле-менты культуры, утверждая свою общность с социальным целым. В то же время индивид является субъектом активности, и, выступая как личность, преодолевает барьеры своей природной и ситуативной ограниченности. Этот план измерения личности назван интраиндивидным.

Второй аспект – способ понимания личности, где сферой ее опреде-ления и существования становится «пространство межиндивидных связей». Не сам по себе индивид, способный к деятельности и общению, а процессы, в которые включены, по меньшей мере, два индивида (а фактически общ-ность, группа), рассматриваются в качестве носителей личности каждого из них. Отношения данного индивидуума к другому индивидууму (к дру-гим индивидуумам) опосредованы через созданные и создаваемые их тру-дом предметы (как материальные, так и нематериальные, например слова естественного языка), в которых и проявляется личность каждого из взаи-модействующих индивидов. Таким образом, пространство личности находится вне органического тела индивида. Этот план измерения лично-сти назван интериндивидным.

Третье измерение – за рамками самого индивидуального субъекта и за пределами его актуальных связей с другими индивидами, за пределами наличной совместной деятельности с ними. Здесь как бы происходит по-гружение личности в пространство бытия другого индивида (других). В.А.Петровский обозначает это как «вклады» в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством деятельности. Таким образом, личность выступает как идеальная представленность ин-дивида в других людях.

Сущность этой идеальной представленности, этих «вкладов» — в тех реальных смысловых преобразованиях, действенных изменениях интел-лектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого чело-века, которые возникают в результате совместной деятельности индивидов. Речь идет об активном процессе, своего рода продолжении себя в другом. Этим личность обретает вторую, имеющую свою динамику, жизнь в дру-гих людях. Отсюда можно сделать вывод, что и со смертью индивида лич-ность «полностью» не умирает: индивид, как носитель личности, уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, продолжает существо-вать как личность. Исходя из формулы нетождественности личности и ин-дивида «личность  индивид», можно предположить существование инди-вида без личности, а также личности без индивида.

Соответственно, можно говорить о «безличности» — как обделённости индивида личностными характеристиками. Безличность – это характери-стика индивида, безразличного для других людей, чье присутствие или от-сутствие ничего не меняет в их жизни и тем самым лишает его самого лич-ности.

Допустимо предположить и существование личности без индивида. В этом случае говорят о квазиличности. Например, если допустить, что Иисуса Христа не было как конкретного индивида, его личность, скон-струированная евангелистскими текстами, оказывала огромное влияние на социальную жизнь и христианскую культуру в течение двух тысячеле-тий, структурируя личности и судьбы людей, их взгляды и убеждения. Преобразующее влияние здесь оказывается не менее действенным, чем влияние иной абсолютно достоверной исторической личности.

В психологической теории личности реализуются общенаучные ме-тодологические принципы. С позиции детерминизма развитие личности как системного качества индивида обусловлено социально, хотя сам инди-вид обладает биологическими предпосылками для своего развития. Прин-цип развития реализуется в понимании процесса превращения биологиче-ских структур индивида в социально обусловленные структуры его лично-сти. Принцип системности позволяет представить ее целостно, выявляя в то же время разноуровневые и разнокачественные связи.

В широком плане личность человека является интегральной целост-ностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, ана-томические особенности, процессы созревания и развития организма.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы