Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Личностные характеристики обучающихся 5-6 классов с разной академической успеваемостью

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы изучения личностных
характеристик обучающихся 5-6 классов и их академической успеваемости. 7

1.1 Личностные характеристики обучающихся 5-6 классов. 7

1.2 Содержание понятия академической успеваемости как
результативной и фиксированной стороны процесса обучения. 13

Глава 2. Организация и методы исследования. 20

2.1 Методологические принципы исследования. 20

2.2 Характеристика выборки. 21

2.3 Методики исследования. 22

2.4 Методы статистической обработки. 29

Глава 3. Результаты исследования личностных характеристик
обучающихся 5-6 классов с разной академической успеваемостью и их обсуждение. 30

3.1 Особенности личностных характеристик обучающихся 5-6
классов с разной академической успеваемостью.. 30

3.2 Взаимосвязь личностных характеристик обучающихся 5-6
классов с высокой академической успеваемостью.. 42

3.3 Взаимосвязь личностных характеристик обучающихся 5-6
классов с низкой академической успеваемостью.. 45

Заключение. 47

Выводы.. 49

Список литературы. 53

Приложения………………………………………………………………………58

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Основной задачей подросткового периода
развития выступает достижение личностного самоопределения, которое выражается в
выборе жизненного пути по окончании обязательного компонента школьного
образования. В связи с этим, академическую успеваемость можно рассматривать как
важнейший итоговый показатель адаптации подростка к задачам возрастного
развития. Кроме этого, академическая успеваемость выступает внешним критерием
адаптации обучающегося к школе, к условиям обучения. Иначе говоря,
свидетельствует в пользу принятия или непринятия обучающимся школьных правил,
распорядка, ответственности за выполнение домашнего задания и активность на
уроке.

Однако
далеко не все обучающиеся могут похвастаться высокой успеваемостью. Причинами
ее снижения выступают неблагоприятная семейная обстановка, напряженная
атмосфера в классе, конфликты с учителями и одноклассниками и мн. др. При этом
личностные особенности – не менее важный параметр, который способен повлиять на
академическую успеваемость.

Исследование
факторов, влияющих на успешность обучаемости в, школе, является актуальной
проблемой современной психологии. Поняв, какие факторы оказывают отрицательное,
а какие положительное воздействие на успеваемость, можно снизить или повысить
соответственно это влияния. Поэтому в качестве темы для выполнения выпускной квалификационной работы была
определена следующая: «Личностные характеристики обучающихся 5-6 классов с
разной академической успеваемостью».

В
настоящее время в психологии накоплено множество эмпирических данных,
показывающих влияние внутренних и внешних факторов на достижение высоких
академических результатов школьниками. В большей мере изучены такие факторы как
содержание и методы обучения, стиль семейного воспитания, характеристики
психометрического интеллекта и пр.

В
частности, Н.П. Андрюшкова, Н.П. Кондратьева, Ю.В. Новикова
рассматривают связь успеваемости и самооценки обучающихся. Е.А. Бойко
в своем исследовании доказывает связь между успеваемостью и типом
функциональной асимметрии. Влияние психофизиологических особенностей на
успеваемость изучают Ю.Н. Ларионова, Р.П. Нарциссов, М.Н. Кузнецова, С.В.
Петричук, Э.Н. Духова. А.П. Лобанов, А.Г. Тицкий посвятили свое исследование
взаимосвязи академической успеваемости и когнитивного развития обучающихся.
Степень осознанности саморегуляции как фактор, влияющий на успеваемость, изучен
В.И. Моросановой, А.М. Потаниной, И.Ю. Цыгановым. Влияние
стилей родительского воспитания на школьную успеваемость рассматривает Т.В.
Румянцева.

Влияние
личностных характеристик подростков на их академическую успеваемость
рассмотрено в меньшей мере. В частности этой проблеме посвящены труды В.В.
Гижицкого, Т.В. Корниловой, Е.В. Кочергиной, М.А. Новиковой и др.
Недостаточность научно-методической разработанности проблемы исследования
подтверждает актуальность обращения к ней в рамках выпускной квалификационной
работы.

Цель исследования: изучить личностные характеристики
обучающихся 5-6 классов с разной академической успеваемостью.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть
теоретические основы изучения личностных характеристик обучающихся 5-6 классов
и их академической успеваемости.

2. Эмпирически
выявить особенности личностных характеристик обучающихся 5-6 классов с разной
академической успеваемостью.

3. Установить
взаимосвязь личностных характеристик обучающихся 5-6 классов с высокой
академической успеваемостью.

4. Уточнить
взаимосвязь личностных характеристик обучающихся 5-6 классов с низкой
академической успеваемостью.

Объект исследования: обучающиеся 5-6 классов.

Предмет исследования: личностные характеристики (самооценка,
адаптация к окружающему социальному пространству и школьная мотивация) обучающихся
5-6 классов с разной академической успеваемостью.

Гипотеза исследования: предполагается, что существует взаимосвязь
личностных характеристик обучающихся 5-6 классов с высокой и низкой
академической успеваемостью, а именно:


высота самооценки умственных способностей имеет связь со шкалой экстраверсии –
интроверсии;


уровень индивидуальной адаптации к окружающему социальному пространству имеет
связь с высотой самооценки;


уровень школьной мотивации имеет связь с высотой самооценки по параметру
«уверенность в себе».

Методы исследования:

— анализ научно-методической литературы
по проблеме исследования;

— тестирование;

— качественный и количественный анализ
эмпирических данных;

— математико-статистическая обработка
эмпирических данных.

Научная новизна исследования выражается в выявлении особенностей
личностных характеристик обучающихся 5-6 классов с разной академической
успеваемостью, а также установлении взаимосвязи личностных характеристик
обучающихся 5-6 классов с высокой и низкой академической успеваемостью.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и уточнении научных
позиций относительно личностных характеристик обучающихся 5-6 классов; в
обобщении научных подходов к понятию академической успеваемости как
результативной и фиксированной стороны процесса обучения.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования
материалов работы следующими категориями лиц:


психологами общеобразовательных учреждений в процессе работы с младшими
школьниками, направленными на стимулирование их академической успеваемости;


студентами-психологами с целью самоподготовки к тематическим практическим и
семинарским занятиям;


молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с
целью систематизации и обобщения эмпирических данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Обучающиеся 5-6
классов в своем возрастном развитии, согласно классической периодизации,
соответствуют возрасту младших подростков. Младший подростковый возраст охватывает период развития
от 10 до 13 лет. Ведущей деятельностью для младшего подростка становится
общение в референтной группе сверстников, а ведущей потребностью выступает
самоутверждение. Наиболее характерными психологическими новообразованиями
данного периода является формирование и развитие чувства взрослости, личностное
развитие, трансформация познавательной сферы. Под академической успеваемостью
младшего подростка в работе понимается показатель
умения учиться, степень соответствия способностей ребенка требованиям школьных
программ. Успеваемость школьника зависит от ряда психофизиологических
особенностей, представленных следующими компонентами: когнитивным компонентом;
психомоторным компонентом; регуляторным компонентом; личностным компонентом.
Академическая успеваемость младших подростков находится во взаимосвязи с реализацией возможностей,
способностей, творческого потенциала, личностных свойств. Поэтому решить
проблему освоения школьниками учебной программы позволяет учет личностных
особенностей обучающихся, который обеспечивает высокий уровень их академической
успеваемости.

2. По итогам диагностики личностных особенностей
участников исследования при помощи методики Р.Б. Кеттела было установлено, что
в зависимости от уровня академической успеваемости обучающиеся имеют различия в
выраженности шкал общительности, эмоциональной устойчивости, доминантности,
беспечности, моральной нормативности, смелости, эмоциональной чувствительности,
тревожности, самостоятельности, напряженности (при р≤0,01).

3. В результате изучения высоты самооценки у
обучающихся с разным уровнем академической успеваемости при помощи методики
Дембо-Рубинштейн было выявлено следующее. Ученикам с высокой академической
успеваемостью свойственна завышенная самооценка способностей и уверенности в
себе, адекватная самооценка характера, авторитета у сверстников, ручной
умелости и внешности. Ученикам с низкой академической успеваемостью свойственна
завышенная самооценка характера и ручной умелости, адекватная самооценка
авторитета у сверстников, внешности, уверенности в себе, заниженная самооценка
способностей. Среди выявленных различий достоверны различия по таким параметрам
самооценки как способности, характер, ручная умелость и уверенности в себе (при
р≤0,01).

4. В рамках изучения темпераментных особенностей
обучающихся был использован опросник Г. Айзенка. По итогам его проведения было
установлено, что обучающиеся с высоким уровнем академической успеваемости
склонны к интроверсии и нейротизму, в то время как их сверстники с низкой
академической успеваемостью демонстрируют склонность к экстраверсии как
темпераментной характеристике. Выявленные различия достоверны при р≤0,01.

5. При помощи методики С. Розенцвейга в рамках
исследования мы изучили такой параметр как индивидуальная адаптация субъекта к
своему социальному окружению. По этому параметру обучающиеся с высоким уровнем
академической успеваемости опережают своих сверстников с низким уровнем
академической успеваемости (при р≤0,01). Это свидетельствует в пользу их более
развитой конформности и социальной адаптированности.

6. На основании реализации диагностики при помощи
анкеты Н.Г. Лускановой было установлено, что обучающиеся с высоким уровнем
академической успеваемости опережают своих сверстников с низким уровнем
академической успеваемости в отношении уровня школьной мотивации (при р≤0,01).
Если для обучающихся с высоким уровнем академической успеваемости свойственен
достаточный уровень школьной мотивации, то для обучающихся с низким уровнем
академической успеваемости свойственен недостаточный уровень школьной
мотивации.

7. Свойственная
учащимся с высокой академической успеваемостью интроверсия обуславливает их
конформность, осторожность, высокую самооценку своих умственных способностей.
Нейротизм, демонстрируемый обучающимися с высокой академической успеваемостью,
развивается под влиянием сниженной самооценки уверенности в себе, низкой
школьной мотивации. Индивидуальная адаптация к окружающему социальному
пространству в этой группе обучающихся демонстрирует взаимную связь с
самооценкой своих умственных способностей. А мотивация к обучению в школе у
ребят с высокой академической успеваемостью взаимообусловлена уровнем
самооценки уверенности в себе.

8. Заниженная самооценка собственных умственных
способностей, свойственная обучающимся с низким уровнем академической
успеваемости, взаимообусловлена недостаточной эмоциональной устойчивостью,
чувствительностью, повышенной экстравертированностью. Завышенная самооценка
характера в этой группе обучающихся обусловлена снижением уровня индивидуальной
адаптации субъекта к своему социальному окружению, склонностью к авантюризму и
необдуманному поведению. Сниженный уровень школьной мотивации, который
демонстрируют ребята из группы 2, связан с недостаточным уровнем самооценки
уверенности в себе, развитием нейротизма и переоценкой (завышенной самооценкой)
собственной ручной умелости.

9. Качественный и количественный анализ
эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что
существует взаимосвязь личностных характеристик обучающихся 5-6 классов с
высокой и низкой академической успеваемостью, а именно:


высота самооценки умственных способностей имеет связь со шкалой экстраверсии –
интроверсии;


уровень индивидуальной адаптации к окружающему социальному пространству имеет
связь с высотой самооценки;


уровень школьной мотивации имеет связь с высотой самооценки по параметру
«уверенность в себе».

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения
личностных характеристик обучающихся 5-6 классов и их академической
успеваемости 1.1 Личностные
характеристики обучающихся 5-6 классов Возраст
индивида является автономным периодом развития человека, отличающимся
определенным своеобразием. Возрастные периоды человеческого развития выделяются
на основании характеристик онтогенеза, специфических особенностей культурных
представлений или социальных процессов. Подростковый возраст является примером
скорее онтогенетического выделения возраста, поскольку он связан с началом
полового созревания (пубертатом). К подростковому периоду в связи с этим можно
отнести период с 10-12-летнего возраста до 15-17-летнего возраста. В этом
возрасте, в связи с его важностью и противоречивостью, ученые также определяют
отдельные этапы. В частности, младший подростковый возраст характеризуется
периодом от 10-12 лет до 13 лет; средний – от 13 лет до 15 лет; старший – от 15
лет до 17 лет. Таким образом, можно говорить о соответствии младшего
подросткового возраста с докритической стадией, среднего подросткового возраста
– с критической стадией, старшего подросткового возраста – с посткритической
стадией развития [16].

Отечественная
возрастная периодизация используется в качестве основной теории в исследованиях
Л.С. Выготского [10]. В соответствии с его теорией, процесс развития заключается в
присвоении индивидом социально-исторического опыта вследствие взаимодействия с
окружающим пространством и иными людьми.

Д.Б. Эльконин [50] считает, что ведущие критерии
выделения определенного возраста могут заключаться в следующих критериях:

— социальной
ситуации развития;

— ведущего
типа деятельности;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы