Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Личностно-ориентированный подход в обучении обществознанию в 6 классе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ 8
1.1 История «личностной компоненты» образования в отечественной педагогике 8
1.2 Модели личностно-ориентированной педагогики 12
1.3 Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании 20
1.4 Особенности личностно-ориентированных технологий в обучении 28
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ШЕСТИКЛАССНИКОВ 39
2.1 Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках обществознания в 6 классе 39
2.2 Опытно-экспериментальная работа по применению личностно-ориентированного подхода в обучении обществознанию в 6 классе 44
2.3. Диагностика личностных особенностей учащихся (констатирующий этап опытно-экспериментальной работы) 48
2.4.Апробация экспериментальной модели влияния личностно-ориентированного подхода на эффективность процесса обучения (формирующий этап) 52
2.5. Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Введение:
В последнее время личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство нашей страны. Он приходит на смену авторитарному стилю обучения и воспитания детей. Традиционное образование, существовавшее до недавнего времени в нашей стране, воспринимало человека через призму функционально заданных параметров — успеваемости, правильного поведения и т. д. Под «функциями системы образования», как правило, понимались ее политическая, партийно-политическая государственные цели и установки.
Традиционное образование, преследуя цели функционального, предметно-материального образования человека, использует личность как средство и опирается на механизмы мотивации, ценностной ориентации, как своеобразную движущую силу для достижения поставленных извне целей. Традиционные предметно-функциональные подходы распространялись на личностную сферу, утверждалась не сама личность, а определенные законы и постулаты, которые должны были материализоваться в этой личности, при этом подлинное личностное своеобразие человека, его своеобразие не становилось предметом изучения и развития.
Под личностно-ориентированным подходом мы понимаем, прежде всего, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогающий ему реализовать себя как личность, выявить возможности и способности, самоутверждение, самореализацию. Своевременное образование сегодня невозможно без обращения к личности. Дело лишь в том, какую роль в этом процессе будет играть человек — роль цели или роль средства. Личность — человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свое положение среди людей. Личность формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой социальных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Понятие личности является одним из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией образовательного процесса становится активно используемой категорией в педагогике. Личностно-ориентированный образовательный процесс признает личность учащегося, его личностно-субъектные качества основой организации образовательного процесса, главной ценностью.
Личностно-ориентированный подход призван гуманизировать образовательный процесс, наполнить его высокими нравственными и духовными переживаниями, установить принципы справедливости и уважения, максимально раскрыть потенциал ребенка. Личностно-ориентированное образование – это утверждение человека как высшей ценности, вокруг которой строятся все остальные социальные приоритеты.
Личностно-ориентированный подход стал возможен благодаря социально-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует всестороннего развития личности, в том числе его коммуникативных навыков, которые облегчают вхождение в мировое сообщество и позволяют ему успешно функционировать в нем.
Выпускник школы должен обладать необходимыми для этого знаниями, составляющими целостную картину мира, умениями и навыками осуществления различных видов деятельности: учебной, трудовой, эстетической, а также владеть современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности. активности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне. Всего этого можно достичь только при личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, способности и склонности учащегося, а он сам выступает наряду с учителем как активный субъект обучения [5].
Исследования в области личностно-ориентированных технологий обучения проводились такими учеными, как: С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Л.В. Е.В. Бондаревская В.В., Котова Е.Н., О.В. Заславская, С.В. В.В. Шоган и др. Психологической основой педагогической технологии личностно-ориентированного обучения являются теории И. Якиманской, Леонтьева и др.
Поэтому все исследователи связывают теорию личностно-ориентированного обучения с идеями гуманизации образования и подчеркивают необходимость индивидуального подхода к обучению детей как главное условие успешной работы.
Данный подход касается всех компонентов системы образования (образовательные цели на занятиях по каждому предмету, содержание обучения, методы и приемы/технологии обучения) и всего образовательного процесса в целом (взаимодействие учителя и ученика, ученик и учебно-методические материалы), которые способствуют созданию благоприятной учебно-воспитательной среды для обучаемого.
Поэтому личностно-ориентированный подход выступает мощной стратегией модернизации школы, фактически затрагивая все аспекты ее функционирования. Отсюда актуальность изучения данной темы. «Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что основной задачей третьего поколения государственных образовательных стандартов является уточнение требований к обучающимся. Дело в том, что стандарты в предыдущей редакции содержали лишь общие рекомендации по формированию тех или иных компетенций. Использование системно-деятельностного подхода позволяет организовать учебный процесс, в котором основное место отводится активной и разносторонней, максимально самостоятельной, познавательной деятельности обучающегося. Осуществление собственной учебной деятельности ставит ученика в положение своего субъекта.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время среди основных тенденций образовательного развития современной школы переход от социально ориентированной системы образования к личностно ориентированной системе образования занимает центральное место. Образовательный процесс признает личность учащегося, субъективные личностные качества основой организации образовательного процесса, главной ценностью.
Центральный подход учащегося к образовательному процессу стремится сделать его более гуманным, наполнить его большими нравственными и духовными переживаниями, установить принципы справедливости и уважения, повысить потенциал ребенка и стимулировать его личностное, эффективное развитие. Личностно-ориентированный подход – это утверждение личности как высшей ценности, вокруг которой строятся все остальные социальные приоритеты.
Исследования в области личностно-ориентированных исследований технологий проводились такими учеными, как: С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Л.В. Э.В. Бондаревская В.В., Котова Е.Н., О.В. Заславская, С.В. В.В. Шоган и др., психологической основой технологии личностной технологии обучения личности являются теории И. Якиманской, Леонтьева и др.
Как было сказано выше, обучение обучающихся во многом зависит от личностных особенностей участников образовательного процесса. При подготовке и выполнении таких уроков он значительно повышает роль дидактического материала, который может существенно различаться в различных школах (по региональным, национальным условиям и т. д.). Но урок должен включать в себя;
— комплекс методов, позволяющих провести первичную психолого-педагогическую диагностику развития личности и завершить характеристику класса;
— материал, позволяющий узнать субъективный опыт учащегося, связанный с темой, которую он изучал на уроке; правильное значение учебы; психическое состояние ребенка в школе с последующей коррекцией; предпочитаемые студентом методы воспитательной работы;
— материал, позволяющий поддерживать более высокий уровень на уроке; проводить изложение нового материала как общие выводы в ходе квазиисследовательской деятельности, а также с учетом развития сенсорных каналов каждого учащегося; предоставление отдельных работ для подтверждения запрашиваемого материала с предоставлением выбора вида и формы работы и объема ее сложности; применить навыки детей в команде; использовать игру как деятельность на уроке; поощрять саморазвитие, самообразование, самовыражение; организовать жилище творческой личности;
— материал, позволяющий учащемуся активно участвовать в работе урока независимо от уровня подготовки; и научиться узнавать и оценивать пути своих соучеников; научиться оценивать и корректировать свои чувства;
— материал, позволяющий учителю побуждать учащихся использовать разные методы выполнения заданий; на наглядных примерах проиллюстрируем возможность многовариантного выполнения задачи; своевременно оценивает и корректирует учебную деятельность студента.
Доказывая эффективность таких видов, по мнению психологов и педагогов, на протяжении многих лет (более 8 лет) психолого-педагогические исследования по развитию личности проводились по многим направлениям. Уже полученная информация позволяет нам, что такое построение уроков способствует развитию психических процессов (на 10-15% по сравнению с традиционной системой обучения); повышает уровень сформированности орфографии и компьютерного лидерства на 8-26%; ментальный климат в школе улучшается на 15-29% и значительно повышается мотивация к обучению.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ
1.1 История «личностной компоненты» образования в отечественной педагогике
В конце 19 — начале 20 вв. в России получили некоторое распространение идеи бесплатного образования, «первой версии» индивидуализированной педагогики. У истоков русского варианта школы бесплатного обучения стоял Л.Н. Толстой.
Несмотря на отсутствие свободы личности в России, содержательная направленность русского варианта школы бесплатного образования была связана с идеей самоопределения человека во всех сферах жизни, в том числе и религиозной. Будучи провозглашена и обозначена, частично даже опробована, эта идея не получила широкого распространения в России в начале века.
В советской дидактике проблемы «личностно ориентированного обучения» возникали и решались по-разному на уровне теории и практики. Отношение к личностному фактору в идеологии связано с рассмотрением личности учащегося как средства формирования определенного «зуба» системы в педагогической практике. Целью курса было: «…учить индивидуальному мышлению, коллективному действию, организованной деятельности, распознавать положительные стороны своих действий, развивать максимальную инициативу, самодеятельность».
В научных работах того времени отчетливо прослеживаются идеи индивидуального обучения, одновременно с появлением сильных