Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Личностная и социальная идентичность лиц с химическими и нехимическими зависимостями
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ
СФЕРЫ ЛИЦ С ЗАВИСИМЫМ ПОВЕДЕНИЕМ.. 8
1.1 Понятие и психологическая
структура личностной и социальной идентичности 8
1.2 Взаимосвязь личностной и
социальной идентичности. 23
1.3. Понятие химической и
нехимической зависимости (аддикции) и их развитие как формы отклоняющегося
поведения. 29
1.4 Структура личности с аддиктивным
поведением. 44
Выводы по главе 1. 56
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЦ С ХИМИЧЕСКИМИ И НЕХИМИЧЕСКИМИ
ЗАВИСИМОСТЯМИ.. 59
2.1 Организация исследования. 59
2.2 Методы исследования. 60
2.3 Анализ и интерпретация
результатов эмпирического исследования. 66
2.4. Практические и теоретические
рекомендации. 84
Выводы по главе 2. 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 98
ПРИЛОЖЕНИЯ. 108
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
исследования. Проблема аддиктивного поведения и
развития различных видов психологической зависимости является не новой для
современной психологии. Зависимое поведение становится социально опасной
тенденцией развития современного Российского общества.
Современные
кризисные явления в мировой экономике многих стран самым непосредственным
образом повлияли на социально-экономическую систему РФ, характеризующуюся
сложными социально-экономическими условиями жизни многих людей,
разочарованиями, крушением идеалов, конфликтами в семье и на работе, потерей
близких, резкой сменой привычных стереотипов и соответственно трудностями
адаптации к проблемным жизненным ситуациям.
В
нашей стране наблюдается высокий уровень безработицы, растет инфляция,
увеличивается уровень преступности. При этом, по данным разных
(социологических, криминологических, медицинских) исследований наблюдается
неуклонный рост лиц с химическими и нехимическими зависимостями. Сегодня,
значительное количество людей имеет травмирующий опыт разнообразной
зависимости, начиная от зависимости к сладкому и заканчивая никотиновой,
алкогольной и наркотической зависимостью. Зависимое поведение является попыткой
побега от реальности посредством изменения своего психического состояния,
обеспечивает иллюзию безопасности и эмоционального комфорта. Хотя существует
много видов зависимости, зависимые формы поведения имеют принципиально похожие
психологические механизмы развития. В связи с этим выделяют общие признаки
зависимого поведения: отсутствие умения преодолевать сложные ситуации, владеть
своими эмоциями, конструктивно решать проблемы, взаимодействовать с окружающими
и находить компромиссы.
Для
лиц с развитыми зависимостями характерна деформация в личности, складывающаяся
под влиянием зависимости, а также нарушения в области развития идентичности,
вследствие чего у них происходит нарушение нормального взаимодействия со средой
и другими людьми. При этом, социальные последствия от зависимостей носят крайне
негативный и разрушающий характер: распадаются семьи, растет преступность,
сокращается продолжительность жизни, снижается интеллектуальный уровень
общества, что в конечном итоге тормозит нормальное развитие общества в целом.
Проблема идентичности является одной из наиболее
обсуждаемых в современной психологии. В последнее время этой проблемой активно
занимались психологи самых разных психологических направлений.
Исследованием проблемы идентичности занимались такие зарубежные и отечественные
ученые, как: Э. Эриксон, Дж. Марсия, З. Фрейд, К. Юнг, Д. Абрамс, М. Б. Бревер,
Х. Г. Маркус, С. Страйкер, Д. Тернер, В. С. Агеев, Г. М. Андреева, Н. В.
Антонова, Д. Н. Завалишина, Е. Ф. Зеер, А. П. Ермолаева, Н.И. Иванова, Е. А.
Климов, Е. В. Конева, В. Ф. Соколова, Л. Б. Шнейдер, В. А. Ядов, О.В. Лукьянов
и др. Феноменология искаженного формирования идентичности также в последнее
время активно перемещается в фокус внимания исследователей: Н.В. Крыловой, Д.Г.
Дьякова, Н.Н. Жук, Е.С. Малаховской и др.
Мотивационно-потребностная
сфера как одна из важнейших составляющих личности рассмотрена в работах: А.
Маслоу, Д. Мак-Грегора, Д. Мак-Клелланда, В. Врума, Д.А. Леонтьева, Л.И.
Божович, Б.Г. Ананьева, Е.П. Ильина и др. При этом, развитию мотивационно-потребностной
сферы лиц с разными видами зависимостей уделено внимание в исследованиях: И.В.
Бокий, С. З. Цыцарева, Д.В. Колесова, Б.С. Братуся, П.И. Сидорова и др.
Вклад
в изучение аддиктивного поведения и психологические проблемы развития
зависимостей внесли: И.П. Анохина, Д.А. Автономов, В. Г. Белов, А.О.
Бухановский, А.О. Кутявин, Ю.А. Литвак, Н.Н. Мехтиханова, В.Д. Москаленко, И.Н.
Пятницкая, Г.В. Старшенбаум. Психологическим аспектам развития химической и
нехимической зависимости посвящены исследования: В.А. Яковлева, Н.Н.
Мехтихановой, Т.И. Менчук, А.Ю. Егорова, Ц.П. Короленко, Н.В. Твердохлебовой и
др. Общие
вопросы формирования аддикций, их лечение и профилактики раскрываются в работах
А.И. Егорова, Ц.П. Короленко, Н.А. Максимова, В.Д. Менделевича, Н.П. Фетискина
и др.
Развитие
интереса к исследованию идентичности лиц с зависимостями в современной
психологической науке, не случаен. В настоящее время исследованию
психологических механизмов возникновения, развития и динамики различных видов
зависимости – как высшей формы проявления аддикции посвящено большое количество
работ.
Особый
интерес представляет изучение личностной и социальной идентичности лиц с
химическими и нехимическими зависимостями как одной из фундаментальных проблем
различных отраслей психологической науки.
Цель исследования: изучить
особенности личностной и социальной идентичность лиц с химическими и
нехимическими зависимостями.
Объект исследования: личностная и социальная идентичность.
Предмет исследования: особенности
личностной и социальной идентичность с химическими и нехимическими
зависимостями, а также условно здоровых лиц.
Гипотеза: предполагается,
что:
— лица с зависимостью хотят выглядеть в
глазах окружающих вполне адекватно, при этом данный респонденты обладали
признаками различных акцентуаций, невысокой эмоциональной устойчивостью,
проявляют агрессию, не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения;
— лица с проявления зависимого поведения
имеют низкие показатели развития волевых качеств;
— лица с проявления зависимого поведения
имеют низкий уровень мотива избегания неудач, но при этом уделяют много времени
для удовлетворения своих желаний и потребностей;
— лица с проявления зависимого поведения
менее адаптивны, чем лица условно здоровые.
Задачи
исследования:
—
рассмотреть понятие и психологическую структуру личностной и социальной
идентичности;
—
выявить взаимосвязь личностной и социальной идентичности;
—
охарактеризовать понятие химической и нехимической зависимости (аддикции) и их
развитие как формы отклоняющегося поведения;
—
раскрыть особенности мотивационно-потребностной сферы лиц с зависимым
поведением;
—
провести эмпирическое исследование личностной и социальной идентичности лиц с
химическими и нехимическими зависимостями.
Методы и методики
исследования:
Для
изучения эмоциональных расстройств в структуре аддиктивного поведения были
использованы теоретические и эмпирические методы научного исследования:
1.Методы
сбора теоретической информации: обзорно-аналитический (метод изучения и анализа
литературы).
2.
Организационные методы, а именно: сравнительный метод, состоящий в сравнении
групп испытуемых.
3.
Эмпирические методы: психологическая диагностика.
4.
Интерпретационные методы
5.
Методы математической статистики: методы количественного анализа: U-критерий
Манна-Уитни (для оценки различий между группами испытуемых), корреляционный
анализ (для оценки взаимосвязей) и др.
В
качестве методов получения эмпирических данных были выбраны стандартизированные
методики:
С
целью изучения особенностей социальной идентичности были выбраны следующие
психодиагностические методики:
— диагностика самооценки мотивации одобрения Д.
Марлоу и Д. Краун;
— методика «Адаптивность» разработан А. Г.
Маклаковым и С. В. Чермяниным
С
целью изучения особенностей личностной идентичности были выбраны следующие
психодиагностические методики:
— опросник волевых качеств личности М.В.
Чумакова (взрослый вариант);
— методика оценки уровня притязаний: опросник В.
Гербачевского;
— ориентировочная анкета Басса;
— методика диагностики социально-психологических
установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.
Организация
исследования. Исследование проводилось на базе МНПЦ
наркологии ДЗМ. Выборку составили 150 чел.: все испытуемых было разделено на 3
группы: в группу 1 вошли респонденты с химической зависимостью, в количестве 50
человек, во вторую группу вошли респонденты с нехимической зависимостью в
количестве 50 человек и в 3 группу вошли здоровые респонденты в количестве 50
человек.
Научная
новизна исследования заключается в том, что в нем впервые
рассмотрены результаты исследования исследование личностной и социальной
идентичности лиц с химическими и нехимическими зависимостями.
Теоретическая
значимость исследования заключается в выявлении специфики
личностей и социальной идентичности, и ее формировании лиц с химическими и
нехимическими зависимостями, а также рассмотрены особенности мотивационно-потребностной
сферы лиц с зависимым поведением.
Практическая значимость
работы заключается в возможности использования ее материалов для проведения
дальнейших исследований. Выявленные в процессе диагностики показатели
личностной и социальной идентичности лиц с химическими и нехимическими
зависимостями могут быть использованы специалистами МНПЦ наркологии ДЗМ при
разработке коррекционных программ по работе с данными пациентами.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа представлена на 101 страницах, включает
введение, две главы, заключение, список использованных источников. Работа
содержит 8 рисунков, 15 таблиц.
Заключение:
Идентичность
понимается как результат осознания индивидом своего присутствия в пространстве
и времени, в конкретном физическом теле, с особыми чертами характера,
темпераментом, с определенным предыдущим опытом и надеждами на будущее, на
личностном уровне идентичность, как известно, определяется через ощущение
собственной самоценности, неповторимости себя и своего жизненного опыта,
который основывается на умении соединить все идентификации со способностями и
благоприятными возможностями в социуме.
В
результате анализа научно-методической литературы была выявлена взаимосвязь
личностной и социальной идентичности и определено, что индивидуальная и
социальная идентичности имеют социальное происхождение, а не существуют друг
без друга, выступая двумя сторонами одного процесса. При этом вертикальное
измерение (личностная идентичность) обеспечивает непрерывность истории жизни
человека; горизонтальное (социальная идентичность) – обеспечивает возможность
отвечать разнообразным требованиям всех ролевых систем, к которым относится
человек.
Также
в результате теоретического анализа литературы было выявлено, что аддикция, или
аддиктивное поведение – это поведение, характеризующееся стремлением к уходу от
реальности путем искусственного изменения своего психического состояния
посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на
определенных видах деятельности, с целью получения интенсивных эмоций. Все
поведенческие аддикции принято делить на химические, нехимические и т.н.
промежуточные аддикции.
К
особенностям мотивационно-потребностной сферы личности можно отнести то, что
человек с зависимостями искусственно соединяет мотив с целью, перестает
конструировать какие-либо новые цели и останавливается в своём развитии,
находясь при этом в состоянии постоянной прокрутки одних и тех же целей.
Ценностные ориентации в виртуальном мире наркозависимого человека движутся по
кругу, создавая иллюзию движения, в действительности прокручивается один и тот
же образ или ценность (ценность наркотического переживания). Для людей с
наркотической зависимостью значимыми ценностными блоками являются «материальные
ценности», «семейная жизнь». Наркозависимые осознают, что без поддержки семьи
им будет трудно реализовать свои потребности (наркотические), о чем говорят
положительные связи ценностей блока «семья».
В
рамках работы было проведено эмпирическое исследование, целью которого являлось
сравнить отличительные особенности мотивации у лиц с зависимым поведением и лиц
условно здоровых. Исследование проводилось на базе МНПЦ наркологии ДЗМ. Всего в
исследовании приняли участие 125 человек. Все испытуемых было разделено на 3
группы: в группу 1 вошли респонденты с химической зависимостью, в количестве 50
человек, во вторую группу вошли респонденты с нехимической зависимостью в
количестве 50 человек и в 3 группу вошли здоровые респонденты в количестве 25
человек.
В
результате проведенного эмпирического исследования было выявлено, что среди респонденты с зависимостью хотят выглядеть в глазах
окружающих вполне адекватно (т. е. казаться таким, каким является на самом
деле), при этом данный респонденты обладали признаками различных акцентуаций,
невысокой эмоциональной устойчивостью, нередко проявляют агрессию, не стремятся
соблюдать общепринятые нормы поведения. Также в ходе анализа результатов
исследования волевых качеств было выявлено, что респонденты
с проявления зависимого поведения имеют низкие показатели развития волевых
качеств, т.е. им не хватает самообладания, дисциплинированности,
сдержанности и при этом зачастую испытывают трудности в процессе выполнения
определенной деятельности. Кроме этого, в результате проведенного исследования
было выявлено, что респонденты с зависимым поведением проявляют средний
показатель мотива избегания неудач и не всегда ставить
перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности, но при
этом уделяют много времени для удовлетворения своих желаний и потребностей.
Для данной категории респондентов наиболее значимыми являются такие установки,
как «свобода», «материально обеспеченная жизнь» и «ориентация на эгоизм». Такие
установки, говорят нам о том, что респонденты экспериментальной группы ценят
беззаботную жизнь, без обязательств.
В
результате статистического анализа по U-критерию Манна-Уитни данных по всем
проведенным методикам было выявлено, что показатели развития
мотивационно-потребностной сферы, личностной и социальной идиотичности
респондентов с зависимостью и здоровыми респондентами находятся в зоне
значимости, что свидетельствует о том, что лица с
длительным периодом выздоровления от химических и нехимических зависимостей
менее адаптивны, чем лица условно здоровые. Полученные данный подтверждают
гипотезу исследования.
На
основе полученных данных были разработаны теоретические и практические
рекомендации по профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи. Профилактика
включает в себя систему социально-психологических, медицинских мер реагирования
на проблему. На межличностном уровне профилактики способы влияния
социально-психологического характера направлены на социальное окружение
зависимого. Решая проблему успешной профилактики следует обратить внимание на
характер воздействия на психические и физические особенности личности, и
последствия, которые могут быть смещены в ту или иную сторону в зависимости от
влияния внешних (социальных) и внутренних (психических) факторов, а также на
социализирующие и воспитательные возможности различных ресурсов, исходя из личностных
особенностей человека.
Таким
образом, цель исследования достигнута, все задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И
МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЦ С ЗАВИСИМЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
1.1
Понятие и психологическая структура личностной и социальной идентичности
Важной
особенностью современного социума является чрезвычайная подвижность и некоторая
неопределенность социальных изменений. Общественные процессы, которые сейчас
происходят, создали идентификационный синдром, проявляющийся в виде новых
механизмов социогрупповых идентичностей и постоянной необходимости их
исследований.
Рассмотрение
идентичности с позиции поиска ответов на вопросы, которые помогли лучше понять
способы, методы равновесия индивидуального и социального бытия человека в
переполненном различными рисками постиндустриальном обществе, очень широко
представлено в междисциплинарном научном пространстве, однако, эта тема
исследований продолжает быть значимой, актуальной и раскрываться с позиции
новых аспектов видения.
Понятие
«идентичность» обозначает определенное состояние, которое соответствует
результату отождествления, предполагает самоопределение личности среди
имеющихся социокультурных параметров и общее признание их представителями
сообщества, с которым человек себя уподобляет.
Впервые
понятие «идентификация» было использовано З. Фрейдом в конце XIX в. В одной из
работ 3. Фрейда [70, с. 133] идентификация определяется «как «ассимиляция
одного «Я» другим, в результате которой первое «Я» ведет себя в определенном
отношении так же, как и второе, имитирует его и в некотором смысле вбирает его
в себя». В неортодоксальном психоанализе содержание понятия идентификации
расширилось до способа психологической защиты «Я» от внешних угрожающих
объектов, механизма формирования способности личности к саморазвитию. По мнению
З. Фрейда [70], каждая личность стримится быть принятий в общество, но при этом
оставаться индивидуальностью. Именно идентичность является тем осознанием и
переживаем личности своей принадлежности к определенной группе социума.
Осознанная идентичность выполняет психологическую функцию, которая заключается
в том, что личность не только относит себя к определенной социальной группе, а
также самоподдержание и самосохранение данной группы. Более того, ощущение
идентичности предоставляет ее субъекту социально значимый комплекс ценностей,
символов и традиций.
Стоит отметить, что
понятие идентичности раскрывает индиви