Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Лексико-стилистические особенности современных телевизионных интервью (на материале «Судьба человека» и «Вдудь»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3 ГЛАВА 1. Особенности жанра интервью на телевидении
и интернет-телевидении 11
1.1. Жанр
интервью на телевидении. 11
1.2. Жанр
интервью в Интернете. 30 ГЛАВА 2.
Лексико-стилистические особенности современных интервью на телевидении и
в Интернете на материале программ «Судьба человека» Россия-1 и «вДудь» YouTube
канал «вДудь». 48
2.1
Лексико-стилистические особенности современных телевизионных интервью на
материале программ «Судьба человека» Россия-1. 48
2.2
Лексико-стилистические особенности современных интервью в Интернете на
материале программ «вДудь» YouTube канал «вДудь». 61 Заключение.. 76
Список
источников и литературы.. 81
Введение:
Актуальность темы
исследования.
Одним из самых распространённых и
влиятельных средств массовой информации является телевидение[1]. Просмотр телепрограмм, а также видеоблогов
(прежде всего, на платформе «YouTube») занимает важное место в ежедневном
досуге большей части современного населения. Телевидение стремительно
развивается год за годом, модернизируются и появляются новые жанры, новые
способы удовлетворения потребностей зрительской аудитории. Особое место на
современном телевидении занимает тенденция расширения тематических рамок
различных жанров[2].
Например, если ранее такой жанр как интервью был просто одним из инструментов
творчества в журналистике, в основном только в информационном вещании, то
сейчас этот жанр активно используется в различных ток-шоу, развлекательных
программах, играет огромную роль в художественной публицистике, информационной
аналитике[3].
В настоящее время практически не существует программы, где в
той или иной степени интервью не было бы способом получения необходимой
информации и фактов. Можно заметить, что
данный жанр даже проникает в рекламные ролики. Мы получаем различную информацию,
в первую очередь, общаясь с другими людьми, приходим к нужным выводам и
мнениям. Человеческое общение в интервью строится с помощью диалогической формы
построения речи – с помощью вопросов и ответов на них, что довольно просто для
восприятия и понимания получаемой информации[4].
На современном телевидении программы в жанре интервью широко
распространены и востребованы повсеместно. Передачи в данном жанре выходят не
только на телеканалах, но и на различных онлайн-платформах, что пользуется не
меньшей популярностью у молодого поколения. Программы интересны телезрителям как
и исключительно из-за личности интервьюера или звездности и значимости приглашенного
гостя, так и из-за зрелищности и самой темы интервью. У каждой программы есть
своя целевая аудитория, для которой передачу хотят сделать как можно более
привлекательной и интересной.
В России, как и во всем мире, постепенно происходит изменение формата
популярных программ и на телевидении, и в интернет-среде. Сегодня все чаще
телеканалы и видеоблогеры предлагают не просто информационные телепередачи, а
программы, которые включают прямое общение, обсуждения, дискуссии, что,
несомненно, привлекает большое внимание аудитории. В частности, к таким жанрам
относится различные виды интервью, шоу, в основе которых лежит диалогическое
общение.
О такой тенденции в развитии российской журналистики свидетельствуют
рейтинги телепередач, видеоблогов, а также различные научные исследования. Можно
сказать, что среди видеоблогеров наиболее популярными сегодня являются
интервьюеры, представляющие зрителям не просто программу, а целое шоу, которое
наполнено активным и живым общением с собеседниками и их настоящими чувствами и
эмоциями.
Специфика таких программ в жанре интервью обусловлена некоторыми факторами:
при просмотре передачи зритель получает иллюзию полноценной коммуникации,
чувствует себя полноценным участником интервью. Конечно же, этому способствует
также актуальность рассматриваемых в интервью проблем, известность приглашаемых
на программы героев и экспертов, а также коммуникативные навыки интервьюера. Одним
из необходимых факторов формирования рейтинга и популярности у аудитории
программ данного жанра является характерная личность ведущего, его профессиональные
и личностные качества, умение вести диалог и поддерживать беседу.
От умения интервьюера «разговорить» приглашенных в студию героев, наладить
контакт с аудиторией, а также удержать возле экранов зрителей, находящихся вне
студии, зависит глубина раскрытия темы или характера интервьюируемого, а также
успех программы в целом. Именно интервьюер, автор программы, работающий в жанре
интервью, создает предпосылки поиска истины в обсуждениях и дискуссиях, готовится
к интервью и осуществляет подбор сопровождающего материала (документальные
данные, свидетельства очевидцев, истории из биографии и т.д.).
От технологии ведения интервью, использования различных
психологических, вербальных и невербальных посылов, лексико-стилистических
особенностей речи журналиста зависит итог интервью с героем (может быть либо
глубокое раскрытие темы и личности героя программы, либо же поверхностное
обсуждение всем известных фактов и неудавшееся интервью), а также и
популярность данной программы у зрителей.
В своей работе каждый интервьюер использует различные приемы,
придерживается особых лексических и стилистических норм речи в рамках формата
своей программы. Лексика речи интервьюера на телевидении и лексика речи интервьюера
в Интернете может сильно отличаться, как и стилистика интервью. Существуют свои
особенности, на которые влияет множество факторов, например, канал трансляции
программы, личность гостя, характер и настроение беседы, степень образованности
интервьюера и далее. Также важно знать специфику и особенности аудитории той
или иной программы: нужно преподносить информацию на языке, доступном и
понятном для аудитории.
При изучении состояния
современного телевидения важно изучить тему лексико-стилистических особенностей
современных телевизионных интервью. Таким образом, тема исследования актуальна. Объект исследования
– современные телевизионные интервью.
Предмет исследования
– лексико-стилистические особенности современных телепрограмм и видеоблогов в
жанре интервью.
Цель исследования
– изучение особенностей стилистики и лексического пространства речи участников
интервью в современных телепрограммах и видеоблогах.
Задачи исследования:
—
определить сущность и особенности жанра интервью
на телевидении;
—
описать специфику жанра интервью в Интернете;
—
выявить лексико-стилистические особенности
современных телевизионных интервью
—
проанализировать лексико-стилистические
особенности современных телевизионных интервью на материале программы «Судьба
человека» на телеканале «Россия-1»;
—
проанализировать лексико-стилистические
особенности современных интервью в Интернете на материале программ «вДудь»
YouTube канал «вДудь». Теоретическая база
исследования.
При написании данной
работы в качестве теоретической базы были использованы работы Вартановой Е.Л.,
Юровского А.Я., Собольникова В. В., Мухи А.В., Калмыкова А. А., Кохановой Л.
А., Амзина А.А., Овсепяна Р.П., Горбаневского М.В., Караулова Ю.Н.,
Шаклеина В.М., учебные пособия Кузнецова Г.В. («Телевизионная
журналистика», «Так работают журналисты ТВ»), Цвик В.Л., Ким М.Н. «Жанры
современной журналистики», Лазутиной Г., статьи Динмухаметовой Д.Д.,
Васильченко К.Е., Набиулиной Е.В., Ленхобоевой Т.Р. и Федотовой Н.С. Огромное влияние
оказали труды Ильченко С.Н. («Интервью в журналистике: как это делается»).
Также важными источниками теоретических знаний при написании работы стали
исследования, посвященные особенностям интервью в современной журналистике
(Текутьевой И.А., Шестаковой П.С., Шевелева Г.А. и др.). Дополнительно были
обращения к справочникам Розенталя Д.Э.
Методологическая база
исследования выстраивается на принципах изучения и обобщения отечественной
и зарубежной практики, анализе литературы, интернет-ресурсов. Также она
базируется на сравнении и типологии отечественных программ, на личных
наблюдениях. В ходе выполнения данной работы были использованы системный и
сравнительный методы анализа.
Эмпирическую базу исследования составляют выпуски телепрограммы «Судьба
человека с Борисом Корчевниковым», а также программы «вДудь» на платформе
«YouTube». Такой выбор программ для исследования достаточно обоснован. При
анализе особенностей интервью в интернет-среде нельзя пройти мимо видеоканала
«вДудь», автор которого признан одним из наиболее успешных и талантливых интервьюеров
последних лет. Об этом свидетельствует рейтинг видеоблогеров, которые работают
в жанре интервью, по уровню их
заработка, опубликованный в марте 2020 года[5]. Этот рейтинг
видеоблогеров-интервьюеров возглавляет именно Юрий Дудь. Его канал имеет
наибольшее количество просмотров за год – 206,4 млн. просмотров. Также у него
наибольшее количество подписчиков – 6,46 млн. чел. на момент исследования[6].
Это свидетельствует о популярности видеоблога «вДудь» и делает актуальным
изучение особенностей построения интервью в данном блоге, в том числе с точки
зрения лексико-стилистического наполнения. Также обоснованным
является и выбор телепрограммы «Судьба человека с Борисом Корчевниковым» в
качестве примера функционирования жанра интервью на современном телевидении. Прежде
всего, передача выходит на канале «Россия-1», что обеспечивает ее доступность в
каждом уголке страны и даже вне ее пределов. Кроме того, она зачастую попадает
в топ 100 программ, привлекая значительную телеаудиторию. Например, выпуск
программы «Судьба человека с Борисом Корчевниковым» от 18.11.2020 года
сформировал аудиторию в объеме 249,6
тыс. чел., имел долю 13,9%[7]. При этом отношение к
личности интервьюера в данной программе достаточно дискуссионное: в открытом
доступе зачастую публикуются как положительные отзывы, так и критика
журналиста. Это также актуализирует исследование специфики ведения интервью
Борисом Корчевниковым, включая изучение вопросов лексического пространства и
стилистики речи. Новизна темы. Тема жанра интервью на телевидении уже была затронута
ранее. Так, например, исследованию данного жанра посвящены книги В.Л. Цвик, Г.В. Кузнецова, С.Н. Ильченко. Отдельные
аспекты темы касаются анализа особенностей жанра интервью в современных
видеоблогах (например, исследование П.С. Шестаковой «Применение жанра
интервью в интернет-пространстве»[8], работа Г.А. Шевелева
и А.А. Бабыкиной, публикация И.А. Текутьевой
«Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга»[9]).
Основное внимание в указанных работах уделено тематическим и жанровым
особенностям телепрограмм и видеоблогов, тогда как специфика используемой
лексики и стилистики зачастую остаются вне глубоких исследований.
Поэтому научная новизна
данной работы заключается в подходе к анализу особенностей работы интервьюером
и жанру интервью в целом на современном телевидении и интернет-платформах с
точки зрения лексико-стилистических особенностей. Практическая
значимость.
Результаты, полученные в процессе
исследования, помогут понять специфические лексико-стилистические особенности
использования метода интервью в телевизионных программах и в видеоблогах, что
может способствовать формированию успешных журналистских проектов начинающими
видеоблогерами или авторами телепрограмм. Результаты исследования также помогут
выявить современные грани в этике и специфике общения журналиста-интервьюера не
только при построении интервью на разных журналистских платформах (телевидение
и Интернет), но и при формировании диалога с разными группами участников
программы (по возрасту, полу, роду занятий и т.д.). Таким образом, практическая
значимость высокая.
Структура
Структура работы
включает введение, две главы, заключение и список источников и использованной
литературы. В введении обосновывается актуальность, методы исследования,
научная новизна, практическая значимость, определяется теоретическая база,
объект, предмет исследования, осуществляется постановка цели и задач. Первая
глава посвящена теоретическим аспектам темы. В ней раскрыта сущность и
характерные признаки жанра интервью, описаны особенности использования интервью
на телевидении и в интернет-среде, а также факторы успеха интервью, в частности
роль лексико-стилистических особенностей речи в телеинтервью и видеоблогах,
приводятся выводы. Во второй главе проведен анализ лексических и стилистических
особенностей современных интервью, которые выделены на основании описательного
и сравнительного метода в процессе изучения телепрограммы «Судьба человека с
Борисом Корчевниковым» и видеоблога «вДудь». В заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются
теоретические и практические выводы и даются рекомендации. [1] Вартанова Е. Л. Телевидение. Постсетевая модель [Электронный
ресурс:]. // Портал «Искусство кино». URL: http://kinoart.ru/archive/2015/04/televidenie-postsetevaya-model (дата обращения 01.12.2020). [2] Ильченко
С.Н. Интервью в журналистике: как это
делается // учеб. пособие / — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн.
и масс. коммуникаций», 2016. С.11. [3] Там же. [4] Кузнецов Г.В., Борецкий Р.А., Цвик В.Л. Телевизионная
журналистика//учеб. пособие/ —М.: Изд. Московского университета «Высшая школа»,
2002. С.170. [5] Блогеры настроили видео [Электронный
ресурс:]. //Официальный сайт газеты «Коммерсантъ». URL:https://www.kommersant.ru/doc/4277405
(дата обращения 29.11.2020). [6] Там же. [7] Рейтинги Mediascope по России
[Электронный ресурс:].// Сайт исследовательской компании «Mediascope». URL: https://mediascope.net/data/?FILTER_TYPE=tv
(дата обращения 29.11.2020). [8] Шестакова П.С. Применение жанра интервью в
интернет-пространстве// [Электронный ресурс]. //Медиасреда–2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-zhanra-intervyu-v-internet-prostranstve
(дата обращения: 29.11.2020). [9] Текутьева И.А.
Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга// [Электронный ресурс]. //Медиасреда.
– 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovo-tematicheskaya-klassifikatsiya-videobloginga
(дата обращения 29.11.2020).
Заключение:
На основании изучения научной литературы можно утверждать,
что жанр интервью является одним из наиболее разнообразных и концептуально
насыщенных. В современном мире интервью широко
распространено как на телевидении, так и в Интернете, в особенности на разных
платформах. С появлением Интернета многое изменилось, но в основе интервью
также лежат главные принципы данного жанра на телевидении. Как уже ранее было замечено,
возможны некоторые изменения, доработки, модификации, но важные принципы и
характеристики остаются неизменными. С учетом специфики и жанровых признаков интервью
установлено, что отдельные его разновидности могут быть включены в систему
различных жанровых групп. Так, информационное (например, событийное) интервью
может быть отнесено к новостным (информационным) жанрам, тогда как
интервью-расследование, аналитическое интервью – это журналистские материалы в
аналитическом жанре. В то же время портретное интервью, которое ставит цель
раскрытия характера интервьюируемого, может быть отнесено к эмоциональным
(художественным) жанрам журналистики.
В зависимости от особенностей построения интервью его
структура может быть разнообразной. Тогда как в классическом варианте вопросы
интервьюера занимают незначительную долю всего материала, в ряде случаев
(особенно, при портретном интервью), возможно увеличение роли ведущего в
общении, в результате чего интервью приобретает качества беседы. С учетом различных методик проведения интервью возможно
выделение формализованных, стандартных и фокусированных интервью. При раскрытии
характера интервьюируемого наиболее перспективным является именно
фокусированное интервью, которое позволяет глубоко раскрыть переживания и
внутренний мир личности за счет детализации вопросов, уточнений по ходу общения
и т.д.
Интервью
как метод и как жанр пользуется популярностью на современном телевидении, в
особенности — на молодежном. Существует огромное разнообразие видов интервью,
на основе которых построены многие телевизионные программы. Аудитории интересно
смотреть и слушать мнения других обычных людей, экспертов и звёзд, интересно
следить за чужой жизнью и узнавать откровенные подробности. При выборе тематики
очень важно понимать особенности целевой аудитории, на которую направлена
конкретная телевизионная программа.
Проведенный
анализ научной литературы показал, что и интернет-среда имеет свои особенности,
которые накладывают отпечаток на возможности и перспективы проведения интервью.
В целом данный жанр не очень популярен в социальных сетях и видеоблогах, но все
же некоторые программы в видеоблогах построены по схеме портретного интервью.
Для
раскрытия характера и личности интервьюируемого в видеоблогах блогеры, как и
журналисты, должны владеть рядом важных компетенций. Они должны иметь
харизматический образ (внешний вид, умение использовать невербальные средства
общения, психологические реакции); коммуникативные навыки и компетенции;
высокий уровень образованности и знакомства с тематикой и проблематикой
видеоблога, жизни и творчества приглашенных интервьюируемых.
Для построения популярной программы в формате интервью в
видеоблоге важно сочетание многих факторов. Среди основных таких факторов нами
выделены: правильный подбор героя программы (эксцентричная, скандально
известная личность, достаточно прямая и раскрепощенная в поведении и общении),
места проведения интервью (лучше, если в ходе программы снимаются отдельные
сюжеты в разных местах), тем общения (малоизвестные факты, истинные эмоции и
неординарные поступки интервьюируемого).
Самым
важным фактором успеха видеоблога в формате интервью является мастерство
ведущего, который должен отличаться харизмой, умением поддерживать беседу,
глубокими знаниями в сфере деятельности интервьюируемого и т.д. Характерным
признаком интервью в видеоблогах является использование разговорной речи,
наполненной сленгом, нецензурными словами, неприличными темами для обсуждения.
Именно такая речь и тематика сегодня привлекает зрителей и создает популярность
интервью, помогая максимально полно раскрыть личность интервьюируемого. Таким
образом, были решены все поставленные в начале исследования задачи. Некоторые принципы проведения интервью, ход интервью,
типы вопросов используются журналистами в интервью как на программах, которые
транслируются на телевидении, так и на программах, которые транслируются в Интернете.
Проведенное исследование позволило охарактеризовать
лексико-речевые особенности журналистов-интервьюеров программы на телевидении и
в Интернете. Один из них, Борис Корчевников, ведет программу в жанре интервью
на телевидении («Судьба человека с Борисов Кочевниковым» на канале «Россия-1»),
второй – ведет собственный видеоблог в жанре интервью (Юрий Дудь и его блог
«вДудь).
Путем сравнения нами на практических примерах подтверждены
характерные особенности речевого поведения ведущих в телеэфире и в блогах.
Так, для Бориса Корчевникова характерен разговорный стиль
общения, но в рамках соблюдения норм речевого этикета. Ведущий практически не
использует в своей речи ненормативных слов, только иногда обыгрывает
тематически некоторые сленгизмы. В отличие от него, Юрий Дудь в своем блоге
буквально в каждом выпуске употребляет примеры ненормативных слов, среди
которых не только сленговая лексика и жаргонизмы, но также и нецензурная
лексика. При этом значительно отливается и стиль общения ведущих в
целом: в видеоблоге журналист расслаблен, принимает удобные позы, ведет себя с
гостями программы зачастую «по-панибратски», позволяя подшучивать, создавать
неприятные моменты, которые способствуют раскрытию темы или личности героя
программы. Это способствует высокой эмоциональности программ на канале «вДудь».
Также популярность программы обоснована и тематикой, проблематикой вопросов,
который использует в своих интервью ведущий. Они, в основном, нестандартные,
разоблачительные, часто неудобные, касаются самых интимных подробностей жизни
героя программы (например, секс, алкоголь, наркотики, измены и т.п.). Такой
круг вопросов привлекает аудиторию и создает высокие рейтинги видеоблога
«вДудь». В целом исследование показало, что важным отличием интервью
на телевидении от интервью в видеоблогах является специфика речи и стиль общения
ведущего: для телепрограмм характерно строгое соблюдение норм этики, правил
культурного общения, в видеоблогах же основным характерным признаком выступает
использование эмоциональной лексики, в частности – нецензурных слов, сленговой лексики, что
насыщает интервью живыми эмоциями, обеспечивает эффект «накала страстей».
Конечно, эмоциональные, но в то же время качественные интервью привлекают
большую часть аудитории.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Особенности жанра интервью на телевидении и
интернет-телевидении 1.1. Жанр интервью на телевидении При
изучении особенностей работы интервьюером на
современном телевидении следует знать определение самого понятия
«интервью», знать виды интервью, цели и многое другое.
Интервью считается самым известным способом получения
информации, используемым журналистами со всего мира, а также его можно по праву считать одним из основных
информационных жанров в современной журналистике.[1] Основными принципами можно
назвать прямую речь источника, передачу информации в формате диалога, доступное
и простое восприятие, динамизм в речи, импровизированный характер построения
интервью основанный на первоначальном плане подготовленных вопросов.[2] В настоящее время интервью
понимается как жанр электронных и печатных СМИ, как метод организации вещания в
эфире или метод профессиональной работы.[3] Можно смело сказать, что
интервью в журналистике представляет определенную социальную значимость. Полученная информация полезна и несет в себе
особую ценность в основном не только интервьюеру или интервьюируемому, но и
целой аудитории. Тематика
интервью выбирается на основе актуальности тех или иных тем и проблем,
потребностей общества в настоящий момент времени. Так, например, С.Н.Ильченко считает интервью
«целостным актом коммуникации», в котором изначально журналист и его партнер
общаются в форме диалога, при этом собеседники пользуются методом чередования вопросов и ответов.[4] [1] Кузнецов Г.В., Борецкий Р.А., Цвик
В.Л. Телевизионная журналистика//учеб. пособие/ —М.: Изд. Московского
университета «Высшая школа», 2002. С.172. [2] Там же [3] Ильченко С.Н. Интервью в журналистике: как это делается //
учеб. пособие / — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас.
коммуникаций», 2016. С.10. [4] Ильченко С.Н. Интервью в журналистике: как это делается //
учеб. пособие / — СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас.
коммуникаций», 2016. С.11.