Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Гуманитарные науки Русский язык и литература

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Лексико-стилистические особенности газетных текстов (на материале русских газет Казахстана).

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения лексико-стилистических особенностей газетных текстов 6

1.1. Особенности языка газеты: старые и новые подходы 6

1.2 Функциональная и стилистическая характеристика газетных текстов 21

Глава 2. Лексико-стилистические особенности текстов русских газет Казахстана 35

2.1 Безэквивалентная лексика (реалии Казахстана) 35

2.2 Фразеологизмы, пословицы, поговорки 42

2.3 Метафоры и сравнения 46

Заключение 58

Список литературы 62


  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что XXI век общепринято называют информационным, поскольку общество зависит от информации, а объемы ее потребления значительно выросли. Поведение современного человека во многом характеризуется средствами массовой информации, поскольку они присутствуют в жизни человека повсеместно и оказывают на общество большое влияние.

При этом данные влияния носят, как положительный, так и отрицательный характер. Сейчас никто не сомневается в том, что наибольшее воздействие на личность и общество оказывают такие средства массовой информации, как телевидение и интернет в силу своей распространённости и легкодоступности. Человек, который на протяжении длительного времени пользуется интернетом или смотрит телевизор, подвергается разным внушениям, а, следовательно, попадает под власть того, кто старается произвести определенное впечатление и оказать воздействие на психику и воображение человека.

В процессе информационного воздействия человек утрачивает реакцию, а его чувства становятся менее восприимчивыми. В современном обществе сформированы новые стратегии, способы и виды управления людьми, которые чаще всего преследуют корыстные цели: продвигают личные или коммерческие интересы, оказывают манипуляторное воздействие на общество с целью навязывания определенного мнения в отношении того или иного вопроса. Формирование отношения к определенному вопросу, при этом, как правило, реализуется на основании определенных экспрессивных средств.

Степень изученности работы и новизна: Вопросам применения образных средств в СМИ и влиянию их на общество уделялось много внимания на каждом этапе становления и развития общества. Однако с конца XX века, после активного развития коммуникаций и перехода средств массовой информации на новый этап развития, вопросы психологического влияния обрели особую актуальность.

Смежная проблема — феномен «психологического воздействия» — отражена в работах Н. И. Живейнова и Д. А. Волкогонова. Среди концептуальных теоретических работ, затрагивающих проблемы философского осмысления сущности применения языковых средств как одного из видов «нового оружия», необходимо отметить труды П. Вирильо и А. Зиновьева. Большое значение имеют работы А. Каптерева, И. Дзялошинского, В. К. Новикова и В. И. Самохвалова о международном информационном обмене, а также ряд публикаций последних лет стали основой для изучения международного аудиовизуального ландшафта — пространства СМИ.

Новизна заключается в том, что в работе впервые выявлены особенности языка русскоязычных СМИ Казахстана, как электронных, так и печатных, а также рассмотрены такие специфические формы работы с аудиторией. В работе были проанализированы 4 конвергентных и печатных СМИ.

Объектом исследования являются федеральные каналы, в числе которых «КП Казахстан», «Новая газета Казахстан», «АиФ Казахстан», а также электронные средства массовой информации: информационно-новостной портал «Казахская правда».

Выбор электронных СМИ обусловлен их популярностью среди аудитории, а также возникновения в данных СМИ инновационных способов подачи информации.

Предметом работы стали психологические принципы воздействия на аудиторию, используемые в текстах СМИ, в частности реалии, фразеологические единицы и образные средства.

Целью исследования является изучение применения лексико-стилистических средств в СМИ Казахстана.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Выделить теоретические аспекты исследования массовой коммуникации.

2. Провести практическое исследование акций, как средств психологического воздействия, на страницах федеральных и электронных СМИ.

3. Проанализировать применяемые образные средства в русскоязычных СМИ Казахстана.

В данной работе были использованы следующие методы:

Системно-типологический: в работе были систематизированы средства психологического воздействия на массовое сознание.

Культурно-исторический: в представленной работе были изучены основные теории массовой коммуникации, представленные в разное историческое время.

Структурно-семантический: в работе проведен анализ публикаций в изучаемых средствах массовой информации.

Социально-психологический: в представленной работе проведен анализ психологического влияния, оказываемого на общество посредством средств массовой информации.

Гипотеза работы заключается в том, что средства массовой информации оказывают значительное психологическое влияние на сознание людей, формируя определенные мысли и установки, которые отражаются в действии людей.

Базовыми теоретическими понятиями для работы становятся такие как:

Эвент экшн (провоцированное событие) — эта форма организации и подачи новостей достаточно активно используется журналистами и требует довольно тщательной проработки и подготовки.

Образные средства языка относится ко всем методам и действиям, которые позволяют воздействовать на сознание аудитории и настоять на собственной точке зрения. Это касается прежде всего:

1. получения стратегической информации (данных или знаний) о противнике;

2. деградации систем сбора информации и связи;

3. манипуляции и влияния (включая дезинформацию и подрывной деятельности мнения);

4. в целом, тщательно организованное и контролируемое распространение этого противника целого ряда сообщений с содержанием, предназначенным для использования в стратегии его собственного лагеря.

Структура работы включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

Первая глава посвящена изучению теоретических аспектов массовой коммуникации. Глава разбита на параграфы, в которых:

Дается определение массовой коммуникации.

Рассматриваются основные теории массовой коммуникации.

Выделяются основные аспекты воздействия в контексте теории СМИ

Во второй главе рассматриваются особенности применения образных средств в СМИ Казахстана.

Основные цели и функции реалий

Проводится структурный анализ контента СМИ и важность применения таких средства, как метафора, сравнение, эпитет и т. д.

Приводятся примеры использования определенных фразеологизмов в русскоязычных СМИ Казахстана.

Глава разбита на несколько параграфов, в которых затронуты:

Рассматриваются публикации, оказывающие психологическое воздействие на общество, публикуемые в СМИ.

Анализируются основные публикации издании, направленные на формирование определенных установок и стереотипов среди аудитории издания.

Практическая и теоретическая значимость представленной работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в практической работе средств массовой информации, а также для более детального изучения освещенного в работе вопроса.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, применение тропов в СМИ — это всегда диалог, в котором не только журналист и собеседник, но и общество проявляют себя субъектами социальной реальности. Диалог предоставляет новую важную и интересную информацию, представленную конкретным человеком для массовой аудитории. Как профессиональное коммуникативное событие и особый вид медийного текста имеет следующие характеристики: публичность и публицистика, ориентация на аудиторию, заранее определенные роли интервьюера и интервьюируемого, акцент на актуальность, диалогизм и интенциональность. Успех и эффективность интервью зависит от выбора речевой стратегии и языковых средств: получение социально значимой, актуальной, важной информации, представление этой информации получателю в наиболее интересном и значимом формате.

Не случайно очень часто рассматривается материал в СМИ как «способ удовлетворить жажду человека к знаниям (другими словами, любопытство) с помощью другого человека». Перед журналистами стоит сложная задача — найти наиболее эффективные способы получения и распространения информации, изучить и распространить социально значимую информацию. Для решения этих проблем у них есть вербальные и невербальные средства, выбор которых зависит от типа аудитории, то есть от типа получателя, языковой личности интервьюера, намерений и речевых стратегий интервьюера.

Анализируя содержательную сторону интервью, можно выделить следующие типы изложения проблем в модной индустрии:

— Псевдодраматизация жизни (многочисленные «истории»). Доказательство жизненной сложности происходит, когда авторы журналов наблюдают чужую жизнь. Героями их интервью становятся звезды, модели. модельеры. Также особое внимание сосредоточено на жизненных историях, героинями которых являются так называемые простые женщины, на редакционной почте. В жанрах, связанных с доверительным интервью и исповедью, происходит формирование спектра, направленного на женские эмоции и реакции поведения.

— Информационно-развлекательная подача.

— Социальная драматизация наравне с развлекательным характером издания. Интервью систематически рассматривает темы о проблемах насилия в семье, бедности, войнах, а также призывают к благотворительной деятельности и мобилизации.

— Профессиональный подход. Темы интервью различны, но все их отличает высокая степень профессионализма. Такие материалы характеризуются значительной информационной насыщенностью, нацеленностью на особо выделенную аудиторию, конкретностью в содержании. Несмотря на присутствие в них рекламного материала, для него характерна сильная разбавка с помощью текстовых вставок.

— Ориентация на скандалы и сплетни. Ориентированы на оценочную подачу.

— Энциклопедизм. Интервью превращается в своеобразный справочник-путеводитель по определенной теме.

Преобладание визуального представления информации над текстовым снижает важность обсуждаемых проблем. Для фотографий и графики часто характерна принципиальная неформальность, авангардность, отсутствие прямой направленности на текстовую информацию, которую содержат отдельные статьи, сопровождаемые или перемежаемые ими. Для самого текста журнала характерно использование в качестве составного элемента, когда происходит оформление страниц издания. Указанным тенденциям, а также дизайнерским экспериментам присуще превращение номеров отдельных изданий в нечто, напоминающее произведение искусства, хотя иногда из-за этого возникают трудности в том, чтобы воспринять конкретную информацию, прочесть сам текст. Для эпохи глянца стал необходим новый символичный язык, функции которого были возложены на яркую иллюстрацию.

Для иллюстративного материала современного интервью присуща особая роль иллюстрации, являющейся визуальным кодом по построению системы, которую формируют символические ценности (эстетического, морального, социального, гендерного и другого типа). Просматривая иллюстрации, вне зависимости от содержания текстов издания, читатель получает информацию о необходимом взгляде на жизнь, который должен у него преобладать вне зависимости от того, что происходит вокруг.

Издатели современных СМИ максимально стремятся оградить читателей от утомления, связанного с тем, что определенная тема несет слишком много информации. Именно потому и происходит разброс материалов, принадлежащих к той или иной рубрике, по всему объему журнала.

Характеризуя особенности стиля, присущие текстам современному интервью, допустимо выделение следующих положений:

— Расширяются источники информации, что способствует возникновению полифонии между разными языками культуры.

— В содержании и оформлении наблюдается экспансия городской культуры, молодежной контркультуры.

— Журналист выступает как личность, т. е. оценивает, осмысляет реальную ситуацию, демонстрируя свое мировоззрение.

— Оценочная позиция предъявляется посредством языковой раскрепощенности.

— Одним из центральных понятий является «интертекстуальность», то есть сотканность текста из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников. Благодаря цитированию и аллюзиям вокруг текста формируется особое смысловое поле, в результате чего создается готовая картина мира с уже устоявшимися моделями поведения и установками.

— Межстилевое тонирование: лексические единицы из одной сферы жизни применяются для описания другой сферы. Также наблюдается смешение в одном тексте жаргонизмов, профессиональных терминов различных направлений, просторечий, благодаря чему появляется ощущение интимности текста, появляется то, что называют «характером» издания.

— Языковая игра используется для создания свежих, необычных названий для описываемых лиц и событий. Благодаря изменениям традиционной модели словообразования и грамматики создается впечатление уникальности взгляда на проблему и подхода к ее освещению.

Исследование показало, что информация об определенной теме через восприятие ситуации в СМИ. Для того, чтобы интересная тема могла таковой считаться, она должен обладать рядом качеств, которые импонировали бы аудитории конкретной местности. Она должна быть не только актуальной, но и построенной на тех паттернах мышления, которыми думает население.

Субъективные факторы, влияющие на восприятие темы в Казахских СМИ – это факторы психологического и социально-демографического характера. Психологические факторы, как правило, отражают мотивы личности, мотивы различного рода групп, а также потребности эмоциональное состояние, определенные знания и представления.

Воздействие на умы граждан через СМИ осуществляется определенным образом для того, чтобы добиться определенной цели, которая может быть выражена по-разному. В общем виде это может быть представлено как целенаправленное воздействие, суть которого выражается в работе на результат.

Проанализировав информацию в СМИ, можно сделать вывод о том, что речь идет о достаточно блеклой подаче информации в положительном ключе и старательном нагнетании красок в отрицательном. С одной стороны, это тесно связано с тем, что имеет название параноидального дискурса. С другой же происходит обратный эффект и вместо того, чтобы создать отторжение по теме, происходит привлечение внимания к ней.

Эти изображения не должны занимать видное место и не должны делать акцент на страданиях человека. Кроме того, заметки террористов не должны публиковаться.

В ходе данной работы мы изучили публицистический стиль текста, проанализировали текст печатных СМИ и выявили его особенности, рассмотрели заголовок как элемент публицистического стиля, дали определение понятию «имплицитность». Также были рассмотрены способы выражения имплицитной информации на конкретных примерах и были выявлены основные подходы, осуществляемые при передаче информации в русскоязычных СМИ.

Проанализировав теоретический материал по рассматриваемой теме, можно сделать следующие выводы:

1. Любая коммуникация содержит в себе высказывания, выраженные либо эксплицитно (явно), либо имплицитно (завуалировано).

2. Имплицитность – «это информация, которую можно получить благодаря «усилиям реципиента, заключающимся в сопоставлении языковых единиц и их значений (т. е. в «опознании» лексических единиц в тексте)»;

3. Основные причины появления имплицитности:

1) Языковые причины.

2) Фоновые знания, отличающиеся у реципиентов исходного языка и языка, на который переводится текст.

4. Имплицитность может быть выражена с помощью следующих средств выразительности:

1. Метафоры

2. Фразеологизмы

3. Идиомы

4. Языковая игра.

5. Аллюзии

6. Гипербола

7. Ирония

8. Клише

9. Аббревиатуры

5. Понимание адресатом выражений с эксплицитной информацией не представляет большой трудности, в то время как выражения с имплицитной информацией требует осуществления реципиентом операций расшифровки, выявления имплицитного, скрытого смысла, и далеко не всегда это сделать легко, ведь многое будет зависеть от фоновых знаний реципиента.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения лексико-стилистических особенностей газетных текстов

1.1. Особенности языка газеты: старые и новые подходы

Современные условия жизни обусловили резкий рост внимания к такому социальному феномену, как массовые коммуникации. Сейчас массовые коммуникации являются ключевым объектом исследования на разных уровнях и в разных концепциях: социологических, кибернетических, политологических, философских и других.

Данное положение является закономерным и вполне объяснимым. В современном мире происходит переход от индустриального общества к информационно-коммуникативному. Данный переход сопровождается не только вхождением массовой коммуникации во все сферы жизни общества, но и возникновением и развитием совершенно нового типа коммуникативных структур и процессов, глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, а также современных изменений и социально коммуникативной сферы, места и роли коммуникации в развитии общества.

Сегодня совершенно новый смысл приобрели представления Н. Лумана о коммуникации, как о значительной характеристике самого общества, его утверждение о том, что все человеческие отношения и вся социальная жизнь не может быть осуществлена без коммуникаций, что только коммуникация может осуществлять коммуникацию [4, c. 58].

Кроме того, актуальными являются позиции теоретиков коммуникативного действия Ю. Хабермаса и коммуникативного общества Карла Отто Апеля, поскольку именно в данных в суждениях полноценно раскрывается суть коммуникативности, коммуникативной общности и коммуникативного пространства.

Если говорить о науке массовой коммуникации, необходимо понимать то, что, несмотря на значительное развитие и глобализацию коммуникационных процессов, постоянный рост количества публикаций по данной тематике, науки о коммуникации как определенной области знания все еще не существует. Это обуславливает значительное отставание теоретического осмысления данного феномена от реальных масштабов происходящего действия.

Кроме того, коммуникативное направление в процессе изучения социальной реальности имеет не только глубокие корни, но и значительные теоретические и практические достижения, которые были получены в процессе действующих в настоящий момент концептуальных подходах, исследовательских парадигмах и научных сообществах. Общеизвестно, что в американских и европейских университетах в конце 30-х годов начали читаться курсы по коммуникациям, а также получили распространения специальности, связанные с коммуникациями. Так же издается свыше двадцати разных научных изданий по данной тематике.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы