Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Гуманитарные науки Культурология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Культурное наследие советского литературного андерграунда: проблема осмысления и популяризации в медиапространстве

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 4

ГЛАВА 1. Советское неофициальное искусство 10

1.1 Предпосылки возникновения неофициального искусства в СССР 10

1.2 Особенности советского литературного андеграунда 14

Глава 2. Смысловое поле советского литературного андеграунда 23

2.1 Советская неподцензурная литература: читательская и критическая рецепция 23

Глава 3. Основные сферы влияния андеграундной культуры в контексте западной культурологии 47

3.1 Последствия влияния андеграундной культуры на молодежь СССР 47

3.2 Культура самиздата в рефлексии зарубежных исследователей 58

Заключение 76

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Ценностные основания идеологии, определявшей все сферы жизни советской системы, выражены в лозунге «морально-политическое единство общества» и в стратегии формирования «нового советского человека». Реализация этих стремлений требовала постоянной борьбы за унификацию всего образовательного, медийного и культурного пространства, нивелирование национальной идентичности до уровня этнографических элементов и недопущение всевозможных отклонений от установленных «сверху» норм и стандартов, которые описывались как проявления «антисоветизма».

Молодежная среда во всех её аспектах (в том числе, и литературном) всегда была наиболее чувствительна и критична к реальности, остро реагируя на различия между провозглашаемыми лозунгами и сегодняшней действительностью. Хотя основные ключевые соображения и действия молодежи не имели никакого отношения к направлению развития государственного строя, они свидетельствовали о провале идеи всеобщего идеологического единства молодежи, став косвенным признаком частичной нелояльности к власти, а затем и объектом внимания партийно-советских структур и органов госбезопасности.

Спектр вредных «проявлений» включал широкую палитру  от неправильных вкусов, мнений и личных высказываний до создания антисоветских организаций и объединений.

Дух либерально настроенного писательского объединения, с высокой концентрацией критически мыслящих людей (часто преподавателей и студентов), очерчивал утопическую идеологию тех, кто был беззаветно предан советскому правительству через образование культурной системы.

В настоящее время в массовой российской среде возрос интерес к неофициальной советской культуре, причем она часто воспринимается в комплексе с официальной культурой. Особым вниманием пользуется период с 1960 по 1980-е годы, что соответствует «оттепели» и «застою». В некоторых регионах неофициальная культура переходит в состояние андеграунда. Такое развитие подпольного искусства в указанные периоды объясняется сменой культурной парадигмы развития СССР после смерти И.В. Сталина, при котором государственное влияние на культуру страны было значительно выше.

Возросшая популярность советской неофициальной культуры также объясняется тем фактом, что современная российская культура во многом основана на контркультуре Советского союза.

Самиздат был сложным культурным феноменом, объединявшим разнообразную советскую диссидентскую публику. Идеализированные концепции самиздата утратили свой резонанс, но его форма продолжает оказывать влияние на постсоветскую мысль и практику. Обратившись к материальному существованию самиздатовского текста, можем ли мы по-новому оценить, чем был самиздат?

Этот акцент на материальной форме самиздата имеет несколько герменевтических преимуществ. Прежде всего, подразумевается дистанцирование от текстов самиздата как исторических артефактов, что позволяет нам рассматривать их как показатели их исторического времени. Ретроспективный взгляд на самиздат как на историческое явление привел за почти двадцать лет, прошедших с конца эры самиздата, к растущему изобилию антологий, мемуаров и научных трактатов об этой эпохе. Тем не менее, за пределами внимания ученых остается немало вопросов, в том числе культурологических по сути, по-прежнему важных для исследования обозначенной нами проблемы.

Перечисленные выше факторы обусловили тему и основную проблематику данной выпускной квалификационной работы.

Степень разработанности проблемы.

До перестройки, то есть до 1985 года, проблема самиздата никак не рассматривалась в научных изданиях, по причине неофициальности и незаконности многих аспектов, связанных с неофициальной культурой. Несмотря на попытки исследователей периода перестройки, основное изучение этой проблемы приходится на постсоветский период.

В 1990-е годы многие исследователи неофициальной культуры рассматривают ее преимущественно как следствие политического инакомыслия создателей андеграунда. Так, работы Л.М. Алексеевой, В.Н. Березовского, Р.А. Медведева и др. сосредоточены на политических и социальных мотивах появления данного феномена.

В начале XX века исследователи уделяют больше внимания непосредственно культурной значимости этого феномена. Ряд авторов уделяют внимание литературному аспекту неофициальной культуры. Изучаются самиздат, тамиздат и андеграундное литературное пространство в целом. Однако стоит отметить, что работ, посвященных литературному андеграунду Советского Союза, не так много. Среди авторов, изучающих данную проблему, можно выделить С.М. Савицкого, Е.Ю. Скарлыгину, В.Э. Долинина и Д.Я. Северюхина.

Таким образом, можно заключить, что в настоящий период тема литературного андеграунда не является достаточно изученной, как в принципе и неофициальное искусство Советского Союза в целом.

Гипотеза исследования основана на предположении, что андеграундная культура СССР стала предпосылкой и важным фактором в процессе становления современной самобытной российской художественной культуры.

В связи с этим целесообразным представляется осмысление тенденций развития советского андерграунда, прежде всего – литературного, формировавшего ценностные ориентиры российского нонконформизма в широком социокультурном понимании этого движения, что, как следствие, отразилось в динамике культуры конца XX – начала XXI вв., в том числе в различных художественных направлениях. С этой точки зрения проблема бытия советского самиздата имеет очевидные перспективы исследования в пространстве культурологического знания – как фундаментального, так и прикладного.

Объектом исследования является советский литературный андеграунд как часть неофициальной культуры СССР.

Предмет исследования – культурный потенциал литературного андеграунда в советский период и в начале XXI века.

Цель исследования заключается в осмыслении наследия советского литературного андеграунда и выявлении его культурного потенциала для популяризации в современном медиапространстве.

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

1. Выявить предпосылки возникновения неофициального искусства в СССР.

2. Осмыслить читательскую и критическую рецепцию советской неподцензурной литературы.

3. Определить роль неподцензурной литературы в творческой деятельности последующих поколений.

4. Выявить тенденции влияния андеграундной культуры на молодежь СССР.

5. Рассмотреть культуру самиздата в контексте рефлексии зарубежных исследователей.

6. Осуществить анализ мнений и оценок последующих поколений на неофициальную литературу.

7. Разработать проект сетевой энциклопедии, ориентированный на популяризацию неподцензурной литературы в современном медиапространстве.

Теоретическую основу исследования составили научные труды, монографии и статьи в научных журналах, связанные с изучением литературного андеграунда, его причин возникновения и влиянием на последующее творчество поколений, а также материалы, отражающие критические рецензии отечественных и зарубежных исследователей.

Методологической основой исследования стали теории, методологические подходы, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных авторов, изучающих проблемы развития неподцензурной литературы, ее направления, тенденции появления советского андеграунда в литературе, особенности критической и читательской рецензии. Проблематика данной работы обусловила использование таких методов исследования, как структурно-функциональный, системный, сравнительно-исторический, семиотический, герменевтический подходы, культурологический анализ, компаративный анализ, метод экспертных оценок, метод кейс-стади.

Информационная база исследования включает научные труды, статьи, информационно-аналитические и статистические издания, интернет-ресурсы, связанные с проблематикой выпускной квалификационной работы.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. На основании анализа основных концептов и понятий, творческих направлений, жанров и форм, атрибутивных для советской неподцензурной литературы, разработана и представлена классификация основных направлений ее развития.

2. Произведен анализ творчества литературных деятелей СССР и их критической оценки в России и за рубежом с целью определения характерных черт неподцензурной литературы.

3. Разработаны рекомендации по созданию интернет-ресурса, которые позволят создать информационный портал, полностью отражающий советский литературный андеграунд (сетевая энциклопедия).

Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в учебных курсах по направлению подготовки «Культурология» («История литературы», «История советской литературы», «История культуры», «Лингвистика и семиотика», «Отечественная история» и др.). Предложения и рекомендации, разработанные в рамках исследования, могут быть полезны для совершенствования деятельности информационных порталов России. Представленная в работе концепция проекта сетевой энциклопедии неофициальной литературы СССР может способствовать развитию механизмов популяризации культурного наследия в современном медиапространстве.

Структура и объем исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (по два параграфа в первой и третьей главе и три параграфа во второй главе), заключения и списка использованной литературы. Объем основного текста составляет 80 страниц. Список использованной литературы содержит 73 источника.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

советского неофициального искусства. Он так же был реакцией на доминирующее художественное направление в искусстве. В этом он схож с андеграундом Запада.

Важнейшим элементом истории советского литературного андеграунда является так же формирование самиздатов. Широко использоваться термин начал только в 60-е годы. «По рукам» ходили не только художественные произведения, но и различные машинописные тексты, фотокопии и др.

В 60-е годы прошлого века активно развивается такая практика как самиздат. Механизм самиздата прост. Автор самостоятельно печатает на машинке свое произведение в нескольких экземплярах, а затем передает их ближайшему окружению, которое в свою очередь так же делится прочитанным с другими. Таким образом, получается «своеобразное сарафанное радио». Главным его минусом, пожалуй, можно считать безвозмездность затрачиваемого труда. Автор тратит время и силы на работу, ее распространение, но взамен приобретает лишь читательскую аудиторию, и то не факт, что она станет постоянной.

Самиздат предоставил канал для свободной передачи контента. Удивительно успешный пример этого стремления можно найти в давно выходящем самиздатовском диссидентском бюллетене «Хроника текущих событий» (Хроника текущих событий, начатая в апреле 1968 года). Этот самиздатовский информационный бюллетень документировал нарушения прав человека на основе информации, собранной по подпольным каналам. Благодаря неустанным усилиям издателей бюллетень достиг замечательной последовательности и точности.

Очевидно, что для издателей и читателей «Хроники» машинопись была просто средством коммуникации. Однако на западе эта любительская машинописная страница приобрела значение символа борьбы советских диссидентов. Титульный лист русско-английского аналога «Хроники», издававшегося в Нью-Йорке начиная с марта 1973 года, «Хроники защиты прав в СССР», намеренно имитировал машинописный стиль своего прототипа.

В 1960-х годах через самиздат активно издаются различные литературные произведения, однако лидирующее место занимает поэзия. В Москве и Ленинграде издаются работы ранее запретных авторов: А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, М.И. Цветаева и др. Так же распространялись такие произведения как «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «В круге первом» Александра Солженицына, «Опустелый дом» Лидии Чуковской и т.д. Вместе с классиками печатались и современники. Через самиздат стали известны имена таких поэтов как, например Иосиф Бродский и Наум Коржавин.

В исследовании, в рамках данной выпускной квалификационной работы, были решены задачи, позволившие реализовать поставленную в нем цель — изучение наследия советского литературного андеграунда, его места в современной культуре и проблема его осмысления:

— Охарактеризованы причины и предпосылки возникновения неофициального искусства в СССР;

— Выделены основные особенности литературного андеграунда как части неофициальной культуры СССР;

— Изучены взгляды и оценки современников на неофициальную литературу;

— Охарактеризованы взгляды и оценки последующих поколений на неофициальную литературу;

— Разработан проект сетевой энциклопедии, которая будет связана с неподцензурной литературой.

В частности, касательно создания Интернет-проекта самиздатных публикаций были даны следующие рекомендации:

1. Первым этапом создания электронной библиотеки является выбор платформы, удобной как библиотекарям, так и пользователям.

2. Существуют платные и бесплатные программные решения, подходящие для развертывания электронной библиотеки или архива. Преимущество первых заключается в том, что от библиотекарей не будет требоваться никаких дополнительных знаний — установкой занимается компания; вторых — в том, что установка, как правило, довольно сложна и требует в штате дополнительного специалиста. Лучшие из бесплатных платформ — это Omeka, инструкция для установки которых есть даже на русском языке.

3. Создание электронных систем управления является абсолютной необходимостью в эпоху перехода мирового сообщества от индустриального к информационному обществу. Только национальная программа по созданию и предоставлению национальных информационных ресурсов для массового пользователя на основе новейших информационных технологий позволит стране выйти на уровень развитых стран в области сохранения цифрового наследия.

На основании результатов исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Положение искусства в СССР всегда было шаткое, так как во многом зависело от политической линии руководства;

2. Культурная жизнь находилась под постоянным контролем государства, даже в период оттепели;

3. Под литературным андеграундом понимается более узкое направление советской неофициальной культуры, характерной для 1960-1980-х годов;

4. Для произведений литературного андеграунда характерна обличительная тематика, направленная на освещение проблем в СССР;

5. Если рассматривать эти произведения с точки зрения жанра, то среди них есть произведения художественной литературы — поэзия, драма, рассказы, романы и публицистика, политические эссе, мемуары, частные письма, манифесты, декларации, судебные документы. При оценке самиздатских произведений важно учитывать не столько их литературное качество, даже если они были написаны лучшими представителями интеллигенции, сколько резонанс, который эти произведения вызывали в обществе.

6. Тематика самиздата также весьма обширна. Эти публикации посвящены различным вопросам культурной жизни, литературы, образования, искусства, экологии, экономики, политики и т. д. Самиздатовскую литературу объединяет сосредоточенность на национальных вопросах, на состоянии культуры, статусе языка и пределах гражданских прав.

7. Электронные библиотеки и создание соответствующих информационных инфраструктур процветают во всем мире, хотя концепция электронной библиотеки и используемая, в связи с этим терминология еще не до конца разработаны или устоялись в силу новизны вопроса.

Подводя итог, мы можем сказать, что понимание диссидентства широко варьировалось среди различных практиков советского андеграунда, от политически ангажированной деятельности до принципиально аполитичного искусства. Однако источником жизненной силы всей советской диссидентской культуры позднего периода был самиздат.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Советское неофициальное искусство

1.1 Предпосылки возникновения неофициального искусства в СССР

Для понимания возникновения неофициального искусства в СССР, нужно сначала разобраться, что собой представляло искусство официальное. Так еще в самом начале зарождения нового государства на развалинах старого существовал советский авангард. Авангард, изначально исправно служивший новому государству, а позже изгнанный в подполье, становится основной для будущего подпольного искусства в СССР в 1950-х годах .

Под авангардом понимается течение в различных жанрах искусства: от живописи до кинематографа. Основной идей авангарда являлось преобразование мира, избавление от всего старого и создание нового.

Авангард выходил за рамки вверенных ему жанров и прослеживался в манифестах, философских трактатах, литературе и пр. Однако ассоциируется он прежде всего с искусством изобразительным.

К 1917 году авангард ставится на службу новому государству. Его задачами становится перевоспитать, подготовить новое общество, еще недавно исправно жившее по законам старого времени. Постепенно все субъективное, что было в авангарде стирается. Он становится общественным, типичным, массовым. Однако стать действительно «народным» ему не удалось, так как фиксация на форме, а не на содержании, не была понятна обществу. Шаблонность мышления и ориентация на идеологические установки заданные государством, создала образ андеграундной культуры как враждебной, чуждой, чего-то что нужно «искоренить».

Это подтверждают и слова И. Сталина, как единого народного лидера: «А цель у всех у нас одна: строительство социализма. Конечно, этим не снимается и не уничтожается все многообразие форм и оттенков творчества. Наоборот. Только при социализме, только у нас могут и должны расти и расширяться самые разнообразные формы искусства; вся полнота и многогранность форм; все многообразие оттенков всякого рода творчества» .

Однако довольно туманное понимание того что есть «соцреализм» самим руководством привело к тому, что критики довольно ограниченно оценивали искусство. От их решения зависело что именно увидит народ, а что нет.

В 1930-е годы начинается борьба с «формализмом», который определяется следующим образом: идеологическое клише, означающее любое проявление в искусстве, которое выходило за произвольно установленные в СССР рамки социалистического реализма или противопоставлялось ему. Советское искусствоведение рассматривало формализм как антинародную, буржуазную теорию. Сам термин «формализм» постепенно утратил научный смысл, приобретя оттенок вульгарности, поскольку он стал употребляться исключительно для дискредитации художников и направлений в искусстве, которые не отвечали официальным доктринам .

Отталкиваясь

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы