Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Культурно-досуговая деятельность детских библиотек в современных условиях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические
основы и практика культурно-досуговой деятельности детских библиотек. 6
1.1. Специфика досуговой деятельности детей младшего
школьного возраста. 6
1.2. Формы и методы организации досуга детей в современной
библиотеке. 9
1.3 Библиотечная практика культурно-досуговой
деятельности детских библиотек 17
Глава 2. Проектное обоснование программы досуга в
Центральной городской библиотеке имени П.П. Бажова. 22
2.1. Анализ деятельности Центральной городской библиотеки
имени П.П. Бажова по организации досуга детей младшего школьного возраста. 22
2.2. Программа организации досуга в Центральной городской
библиотеке имени П.П. Бажова для детей младшего школьного возраста. 31
Заключение. 38
Список использованных источников. 41
Приложение……………………………………………………………………………………. 45
Введение:
Актуальность
исследования. На сегодняшний день актуальной является
проблема социализации и развития личности детей младшего школьного возраста,
так как именно данный возраст представляет собой ключевой этап развития и
становления личности и психики детей. В младшем школьном возрасте дети впервые
учатся качественно новым для них коммуникативным и социальным навыкам, начинают
искать свое место в обществе, развивают основы логического мышления и
эстетический вкус, у них начинает формироваться мировоззрение и система
морально-нравственных ценностей. Именно на этом этапе младшего школьного
возраста дети проявляют больший интерес и активность по отношению к осознанному
познанию окружающего мира, пробуют различные виды деятельности, раскрывают
собственные способности и творческий потенциал.
Поэтому следует отметить,
что из объекта воздействия семьи, образовательной системы и дополнительного
образования, они становятся активными участниками коллектива сверстников,
перенимают и усваивают социальный опыт, активно формируют собственную личность.
Поэтому важно создать развивающую, обучающую и творческую среду для
полноценного гармоничного формирования личности не только в семье либо в школе,
но и в культурно-досуговых учреждениях, одним из которых является детская
библиотека.
Организация досуга в
детской библиотеке способствует формированию умения коммуникации младших
школьников, создает почву для развития любви к чтению и литературе,
способствует раскрытию творческого потенциала детей, учит их умению принимать и
высказывать конструктивную критику, мыслить логически, раскрывать
индивидуальность.
Проблема исследования заключается в противоречии между
необходимостью разностороннего развития личности младших школьников с учетом их
потребностей в социокультурной деятельности и отсутствием научно-обоснованных
способов организация досуга детей младшего школьного возраста средствами
социально-культурной деятельности библиотеки.
Объектом
исследования является досуг детей младшего школьного
возраста.
Предметом
исследования являются формы и методы
организации досуга детей младшего школьного возраста.
Целью
исследования является анализ программы досуга младших
школьников в МБУ «Централизованная библиотечная система» городского округа
Красноуральск Центральная городская библиотека имени П.П. Бажова средствами СКД и выработка рекомендаций по
совершенствованию способов организация досуга детей младшего школьного возраста
средствами социально-культурной деятельности библиотеки.
Для достижения цели
необходимо решить ряд задач исследования:
1. Рассмотреть специфику досуговой
деятельности детей младшего школьного возраста.
2. Изучить формы организации досуга детей в современной библиотеке.
Проанализировать деятельность Центральной
городской библиотеки имени П.П. Бажова МБУ «Централизованная библиотечная
система» городского округа Красноуральск по организации досуга детей младшего школьного
возраста.
Проанализировать Программу организации досуга в Центральной городской
библиотеке имени П.П. Бажова МБУ «
Заключение:
Таким образом, в ходе
работы нами были сделаны следующие выводы.
Организация досуга
младших школьников играет большую роль в социализации и развитии личности
ребенка. Социокультурная деятельность библиотеки, как и всех других досуговых
центров, направлена на максимальное развитие творческих способностей,
инициативы и самостоятельности детей.
В зависимости от
временной характеристики, количества участников, вида деятельности, субъекта
организации влияния воспитательно-образовательного процесса досуг детей может
быть очень разнообразным.
Применяемые
сегодня в практике библиотек формы работы условно можно разделить на:
—
диалоговые,
—
игровые,
—
рекламно-информационные.
Однако, как показало
данное исследование, при определении формы организации досуга в первую очередь
нужно отталкиваться от интересов и потребностей детей, что выражается в
содержании их досуговой деятельности.
Система организации
досуга должна быть определена потребностями и интересами детей, их свободным
выбором. При удовлетворении одной потребности следом возникает другая, более
высокого уровня. Так развивается личность младшего школьника, и это позволяет
менять виды деятельности и обогащать досуг детей. Основным принципом
организации досуга младших школьников становится движение от простого к
сложному, от пассивного отдыха – к активному, от личностно-значимых форм
деятельности и рекреации – к духовной работе, значимой для общества, от
пассивного созерцания – к творчеству.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы и практика культурно-досуговой
деятельности детских библиотек 1.1. Специфика досуговой деятельности детей младшего
школьного возраста В процессе организации досуговой деятельности одним из
условий развития детской личности, а именно младшего школьника, является
общение с другими людьми, так как в этот возрастной период каждому ребенку
предоставляется возможность ощутить себя субъектом, проявить и развить свою
личность.
С началом обучения в школе у младшего школьника изменяется
весь жизненный уклад. В младшем школьном возрасте продолжается активное
усвоение нравственных норм, осваиваются модели поведения в обществе,
формируются навыки взаимодействия со сверстниками.
Формирование вышеназванных умений и навыков происходит в
большей степени именно в ходе досуговой деятельности.
Досуг – это
форма, которая организует свободное время ребенка младшего школьного возраста,
позволяющая ребенку реализовать свои интересы. Досуговая деятельность является
значимым фактором как физического, так
и нравственного развития ребенка младшего школьного возраста. Любимое занятие в
часы досуга поддерживает эмоциональное здоровье, способствует выходу из стресса
и мелкого беспокойства. Особой ценностью оптимальной организованности для детей
младшего школьного возраста является помощь детям реализоваться и открыть в
себе новые творческие способности [26, с. 39]. Наибольшую возможность для
достижения этой цели предоставляют каникулы. Во время каникул значительная
часть свободного времени ребенка младшего школьного возраста отводится для
восстановления здоровья, развития творческого потенциала, удовлетворения своих
индивидуальных интересов, отдыха от учёбы в школе.
Досуговая деятельность позволяет наиболее широко
формировать характер личности младшего школьника. Дети получают возможность
проявить инициативу, реализовать свои творческие способности, сформировать уверенность
в своих силах, усидчивость и настойчивость в достижении цели.
Организация досуговой деятельности в свободное от уроков
время является динамичной системой. Воспитательный процесс в досуговой
деятельности позволяет объединить в единое целое различные формы организации
досуга и направленное воздействие на формирование личности младшего школьника.
Досуговая деятельность является достаточно сложной
структурой, т.к. в ней изменяется характер взаимодействия между участниками.
Как отмечает З.А. Александрова: «С одной стороны, система
психолого-педагогическая, с другой – внеучебно-педагогическая, и влияет она на
младших школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки,
учебники, домашние задания), но и как внеучебный фактор (через включенность в
окружающую среду, через ее отношения, которые складываются между детьми,
педагогами, родителями, через психологический климат в коллективе, позволяющий
объединять школьников и взрослых в рамках данного конкретной деятельности)» [3,
с. 41].
Поэтому досуговую деятельность мы можем рассматривать как
часть педагогического процесса, в процессе которого происходит целенаправленное
воздействие на формирование личности младшего школьника, когда ребенок
включается в различные виды социальных отношений с использованием средств и
методов культурно-досуговой деятельности.
Досуговая
деятельность, которая осуществляется