Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Дошкольное образование

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Кукольный театр, как одно из средств развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ КУКОЛЬНОГО
ТЕАТРА.. 7

1.1. Понятие творческих
способностей. Основные направления исследования. 7

1.2. Развитие творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста. 11

1.3. Роль кукольного
театра в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 16

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 25

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА.. 26

2.1.  Организация и методы исследования. 26

2.2. Результаты оценки
развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. 31

2.3. Программа развития
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами
кукольного театра. 37

2.4. Оценка эффективности
программы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного
возраста средствами театрализованной деятельности. 42

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 50

ГЛАВА 3.  ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА   52

3.1. Анализ эффективности
программы.. 52

3.2. Практические
рекомендации педагогам по оптимизации процесса развития творческих способностей
дошкольников средствами кукольного театра. 57

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3. 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ. 62

ПРИЛОЖЕНИЕ. 68

  

Введение:

 

На современном этапе происходит активный
поиск новых эффективных технологий с целью максимального развития творческого
потенциала дошкольников. Противоречия, возникающие между требованиями
образовательных программ к умственному развитию ребенка и низким уровнем
способностей ребенка создавать что-то новое на основе приобретаемых знаний, до
сих пор остаются неразрешенными. Традиционные системы дошкольного обучения
основываются на использовании преимущественно репродуктивной деятельности по
усвоению готовых истин, в то время как исследовательский поиск остается
вспомогательной дидактической структурой целостного педагогического процесса.
Депривация поисковой активности приводит к потере любознательности, способности
мыслить, творчески преобразовывать.

Актуальной проблемой современной
психологии и педагогики является развитие творческих способностей детей. К
проблеме развития творческих способностей детей наука обращалась во все
времена, и каждой отдельной эпохе были присущи особые традиционные подходы,
приемы и методы. Дошкольный возраст общепризнанно является самым сензитивным
периодом для развития детского творчества, потому что у ребенка еще не
сформировано критическое отношение к происходящему, следовательно, тем
эффективнее педагогическое воздействие. Слабая критичность мышления
способствует активизации воображения ребенка, проявляющемся во всех видах
деятельности ребенка, и особенно в игровой.

С самого раннего детства творческие
процессы наиболее представлены в играх детей, являющихся ведущей деятельностью
ребенка-дошкольника (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). С позиций
личностно ориентированного подхода игра представлена как реальное творческое
приобретение социального опыта, поскольку у ребенка не существует другого пути
личностного становления, помимо творческого, связанного с развитием воображения
(Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, Д.В. Менджерицкая, Д.Б. Эльконин). Теоретически тема
развития творчества детей дошкольного возраста раскрыта и проанализирована
многими исследователями, однако в недостаточной степени освещается такой аспект
проблемы, как развитие творческих способностей средствами театрализованной
деятельности. Анализ теоретических исследований выявляет ряд противоречий между
имеющимся потенциалом театрального искусства и недостаточным его применением в
творческом развитии дошкольников. На основании выделенного противоречия
выявляется проблема исследования: каковы возможности использования кукольного
театра в развитии творческих способностей детей?

Проблема
творческих способностей анализировалась в работах таких отечественных ученых,
как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.И. Дружинин, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн, Б.М. Теплов, и др., а также зарубежных исследователей, – Д.
Векслер, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс.  Педагогические аспекты проявления и развития
творческих способностей в игре рассматривали Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, Д.В.
Менджерицкая, Е.А. Флерина и др. Изучением детского творчества в
театрализованной деятельности занимались И.Г. Андреева, М.П. Зацепина, Е.А.
Медведева, Л.С. Фурмина, О.В. Солнцева и др. Развитию игрового творчества
посвящены работы В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др. Все ученые отмечают
серьезные проблемы, связанные с поиском средств, методов и форм развития

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современных концепциях отсутствует
единая трактовка понятия «творческие способности» – «создание ребенком
субъективно нового продукта» (Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина); «креативность как
универсальная творческая способность» (Дж. Гилфорд); «как способность к
обостренному восприятию недостатков» (Е.П. Торренс); «естественное свойство
самоактуализирующейся личности, потребность в самоактуализации и
самореализации» (А. Маслоу); «новые способы решения проблем и новые способы их
выражения» (К. Роджерс); «активность личности, интегративное качество психики,
обеспечивающее продуктивные преобразования в деятельности» (В.Н. Дружинин);
«неадаптивную активность» (Д.Б. Богоявленская, В.А. Петровский) и др.

Исследование осуществлялось в форме
педагогического эксперимента и включало констатирующий, формирующий и
контрольный этапы.

Для оценки творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста разработаны критерии и показатели творческих способностей
детей: эмоциональность образов; наличие эмоционально
окрашенных переживаний; способность придумать новый и оригинальный сюжет;
соответствие игровых и экспрессивных действий; способность к передаче
эмоциональных состояний героев; способность показать образ в динамике;
способность к передаче образа героя мимикой, походкой, интонацией.

По итогам констатирующего этапа
эксперимента уровни развития творческих способностей старших дошкольников
отличаются недостаточной сформированностью. Признаки развития творческого
воображения у детей либо слабо выражены, либо практически отсутствуют.
Большинство детей правильно передавали различные эмоциональные состояния и
характеры героев, использовали при этом образные выражения и
интонационно-образную речь, сопереживали героям, но иногда свои действия
обосновать затруднялись. Дети не всегда способны показать образ в динамике,
требуется помощь при создании новых образов, недостаточно проработаны мимика,
походка, интонация.

Программа по развитию творческих
способностей детей средствами кукольного театра включала в себя режиссерские
игры: настольный театр картинок, настольный и пальчиковый театр кукол; кукольный
театр с марионетками, куклы системы "люди — куклы" и т.д. Каждое занятие содержало ритуалы приветствия,
разминку, основную и заключительную части, рефлексию. В соответствии с задачами
программы использовались различные методы и приемы: наглядные (сюжетные
картинки), словесные (беседы, чтение, обсуждения), игровые
(игры-инсценировки; игры-имитации, игры-драматизации; пластические
и динамические этюды и
др.) практические (театрализованные
упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, продуктивная
деятельность); рефлексия для ассимиляции полученного опыта.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА 1.1. Понятие творческих способностей.
Основные направления исследования Одной из актуальных проблем педагогики и
психологии является проблема способностей. Способности можно трактовать в
качестве индивидуально-психологических личностных особенностей, способствующих
успеху в деятельности и общении. Однако способности не могут быть сведены к
знаниям, умениям и навыкам, вместе с тем они обеспечивают человеку их быстрое и
эффективное усвоение, фиксацию и применение.

Психофизиологическое отечественное
направление в трактовке проблемы способностей ориентировано на исследовании
взаимосвязи свойств нервной системы (задатков) и психических способностей (Э.А.
Голубев, В.М. Русалов). Деятельностное направление (А.Н. Леонтьев) направлено
на исследование способностей в различных видах деятельности, акцентируя
внимание на деятельностных детерминантах развития способностей [34]. В
дальнейшем А.В. Брушлинским [9] и К.А. Абульхановой-Славской [3] способности
рассматривались на основании развития способов деятельности. Б.М. Тепловым при анализе проблемы
способностей была разработана концепция, раскрывающая сущность задатков как
предпосылок для развития способностей [49]. 
С точки зрения С.Л. Рубинштейна [33] и Б.М. Теплова [37] способности не
сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Взаимоотношение данных понятий
заключается в наличии предпосылок в овладении знаниями и умениями, а данный
процесс и служит основой для формирования способностей. Согласно С.Л.
Рубинштейну, в качестве основы для развития способностей выступает деятельность.

Б.М. Теплов считал, что «способности – это
индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от
другого, не сводимые к имеющемуся запасу знаний и навыков, обусловливающих
быстроту их обретения [37].  А.Н. Леонтьев [26]
отмечает, что способности формируются и развиваются в процессе овладения опытом
предшествующих поколений, под воздействием конкретных социально-исторических
условий. Н.С. Лейтес [25] способности определяет как психологические свойства
личности, служащие условием успешного выполнения конкретных видов деятельности.
По мнению Л.А. Венгер, «способности имеют свои содержание и структуру» [10, с.
132].

Зарубежная
психолого-педагогическая наука представлена отсутствием единства в определении
структуры способностей. Э. Торндайком и Х. Олдхеном признается существование
специальных способностей и отрицается наличие общих и групповых. Ч. Спирменом и
А. Роджерсом доказывается наличие общих и специальных и признается отсутствие
групповых. Л. Гергтен склоняется к наличию лишь групповых способностей. Ф.
Мейчел и Д. Ригли в сложной структуре способностей признают существование общих
и групповых способностей, без установления их природы и взаимосвязей.  З. Фрейд, А. Адлер и Э. Кречмер как
представители биологизаторского направления признавали врожденность способностей,
развивающихся в процессе онтогенеза, и не обусловленных социальными

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы