Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Консультативная психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Кризисные ситуации в браке

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретическое изучение кризисных ситуаций в браке. 5

1.1 Понятие
семьи и семейных кризисов. 5

1.2 Пути
преодоления семейных кризисов. 10

Глава 2. Эмпирическое исследование кризисных
ситуаций в браке. 16

2.1 Программа, этапы и организация эмпирического
исследования. 16

2.2 Анализ, обобщение и интерпретация результатов
эмпирического исследования  18

Заключение. 24

 Библиографический
список. 25

  

Введение:

 

Актуальность работы. Современная
семья и ее трудности являются объектом исследования психологии, педагогики,
социологии, демографии, экономики, изучающих динамику чувственных
взаимоотношений в браке, первопричины одиночества в семье и ее распада,
специфики семейного воспитания. Являясь общественным институтом, семья
описывает устойчивость сообщества и его способность восполнять народонаселение
в каждом последующем поколении. Вследствие этого общество в общем
заинтересовано в создании условий для обеспечивания конструктивного функционирования
семейной системы, успешность которого во многом определено качеством
брачно-семейных и детско-родительских взаимоотношений.

Исследование процесса формирования и
становления семьи, ее роли в жизни общества и каждого человека отдельно
считается существенным для воспитателей и специалистов по психологии системы
образования. Так как главной целью их профессиональной деятельности считается создание
условий для личного становления учащихся, успешности их учебной работы и
увеличение производительности педагогического взаимодействия в
учебно-воспитательном процессе, которое во многом находится в зависимости от
семьи, в которой дети проходят первичную социализацию, получают умения
общественного взаимодействия с находящимся вокруг миром. Познание
закономерностей семейных взаимоотношений с позиций их воздействия на
становление личности дает возможность проводить практическую
психолого-педагогическую и консультативную работу с семьями, помогать
перестраивать отношения в супружеской и детско-родительской подсистемах,
увеличивать уровень их функциональности.

Объект исследования: кризисные ситуации.

Предмет исследования: кризисные ситуации в браке.

Цель исследования: изучить кризисные ситуации в браке.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что характер
взаимоотношений в супружеских парах в период прохождения нормативных семейных
кризисов имеет свою специфику и претерпевает определенные изменения, а также с
увеличением стажа брачных отношений проявляется тенденция к уменьшению взаимных
открытых конфликтов.

В соответствии с поставленной целью, выдвинутой
гипотезой были поставлены следующие задачи:

1) изучить понятие семьи и семейных кризисов;

2) рассмотреть пути преодоления семейных кризисов;

3) выявить кризисные ситуации в семейных парах.

Методы исследования: анализ литературных источников по
данной теме, обобщение, абстрагирование, синтез, эмпирическое исследование.

Методики исследования: методика диагностики
супружеских отношений» В.П. Левкович; опросник «Измерение установок в семейной
паре» Ю.Е. Алешиной.

 Структура
работы: содержит введение, 2 главы, включающих в себя параграфы, выводы,
заключение и библиографический список.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время у психологов отмечается высокий
интерес к проблеме оказания психологической помощи семье, находящейся в
кризисном состоянии. Во многом это обусловлено тем, что в последние десятилетия
в институте семьи в нашей стране произошло усиление деструктивных тенденций.
Неуклонно увеличивается число разводов и неполных семей, возрастают масштабы
таких явлений, как социальное сиротство, пьянство и наркомания среди
подростков, ранние беременности, жестокое обращение. В связи с этим все более
актуальной становится потребность семьи в профессиональной психологической помощи.
Свидетельством данных негативных тенденций является увеличение количества
обращений к школьным психологам, в психологические консультации,
психологические службы и центры, как отдельных членов семьи, так и семей в
целом. Работе с семьей присуща своя специфика, что обусловлено особенностями
объекта психотерапевтического воздействия и. прежде всего, тем, что семья
является относительно закрытой системой. Кроме того, необходимо учитывать, что
семьи обладают своими социокультурными особенностями.

На основе проведенного исследования в соответствии с
выделенными задачами, были получены следующие выводы.

1. На основе анализа научной литературы по теме
исследования были изучено понятие семьи и семейных кризисов. Под семьей
понимается исторически определенная система отношений между супругами, между
родителями и детьми; небольшая социальная группа, члены которой соединены
брачными и близкими отношениями, общностью быта и взаимной моральной
ответственностью. Семейный кризис в нашей работе рассматривается как состояние
семейной системы, характеризующееся нарушением установившихся связей,
приводящих к фрустрации обычных методов функционирования семьи и невозможности
совладать с новой обстановкой, используя старые модели поведения.

2. Для выявления кризисной ситуации в семье было
организованно эмпирическое исследование. Методики данного исследования включали
в себя: методика диагностики супружеских отношений» В.П. Левкович; опросник
«Измерение установок в семейной паре» Ю.Е. Алешиной.

В процессе диагностического обследования были выявлены
следующие особенности семейных пар: стабильные семьи в парах со стажем 3-10 лет
– 28,57%; проблемные семьи – 57,14%; нестабильные семьи – 14,29%; стабильные
семьи в парах со стажем 10-25 лет – 50%; проблемные семьи – 25%; нестабильные
семьи – 25%.

Таким образом, рассмотрев все полученные результаты
нашего исследования супругов, переживающих семейный кризис, мы можем сказать,
что взаимоотношения в супружеских парах в кризисный период выражаются в
неудовлетворенности или частичной удовлетворенности потребностей супругов (или
одного супруга), что делает эти отношения проблемными. Прочность и стабильность
семьи зависит от личных установок, своих представлений, взаимных оценок о роли
каждого из них в семейном союзе.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы,
были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Необходимо
отметить, что данная область исследования нуждается в дальнейшей научной
разработке, так как позволяет специалистам эффективнее осуществлять работу по консультированию
семейных пар во время семейных кризисов.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретическое изучение кризисных ситуаций в браке 1.1 Понятие семьи и семейных
кризисов Семья – исторически определенная система отношений
между супругами, между родителями и детьми; небольшая социальная группа, члены
которой соединены брачными и близкими отношениями, общностью быта и взаимной
моральной ответственностью. В этом определении семьи находится также указание
на две подсистемы в ее структуре – брачную и детско-родительскую. Второе
поколения характеризуют состав современной семьи: супруги как «архитекторы
семьи» и их дети – такие же, как и родители, равноправные участники и
«строители» семьи[1].

В психолого-педагогической литературе существует
большое количество определений «семьи», дополняющих друг друга. Анализируя
различные точки зрения относительно сущностного определения понятия «семья», выявляется,
что многие исследователи акцентируют свое внимание как, правило на последующих
характеристиках: семья – это малая общественная группа, объединенная домом,
общим бюджетом и определенными связями. Однако данных характеристик
недостаточно для того, чтобы принять предписанное выше определение полным,
потому как в том числе и при наличии данных компонентах, семья по определению может
и вовсе не быть[2].

Существуют различные классификации нормативных семейных
кризисов. Рассмотрим основные из них. Так, В. Сатир определяет 10 критических
точек в развитии семьи:

– зачатие, беременность и рождение ребенка;

– начало освоения ребенком речи;

– ребенок поступает в дошкольное учреждение или же в
школу;

– подростковый возраст ребенка;

– взрослый ребенок оставляет родительский дом;

– после женитьбы в семью приходят невестки и зятья;

– появление климакса в жизни женщины;

– уменьшение сексуальной активности мужчин;

– родители становятся бабушками и дедушками;

– смерть одного из супругов[3].

Л. Хало определяет 8 ключевых стадий становления
семьи, которые можно считать кризисными: стадия монады (взрослый ребенок, не
состоящий в браке), стадия ухаживания, брак, появления ребенка в семье, появление
второго ребенка, обучение в школе первого ребенка, пубертат первого ребенка и
обучение в школе второго ребенка, уход из семьи первого ребенка, пубертат
второго, его уход; смерть одного из супругов[4].

Ключевыми чертами семьи являются:

– брачные и кровнородственные взаимосвязи между членами
семьи;

– совместное проживание;

– совместное ведение хозяйства либо общий семейный
бюджет[5].

Как важнейший институт социализации детей, семья имеет
собственные параметры: демографический (большая, включающая почти всех
родственников; нуклеарная, состоящая только из родителей и детей; абсолютная и
неполная; бездетная, однодетная, двухдетная, многодетная); социально-культурный
(образовательный уровень родителей, их судьбе в жизни общества);
социально-экономический (имущественные данные и занятость родителей на работе);
технико-гигиенический (условия проживания, образ жизни).

Работоспособность семьи считается основным показателем
ее общественной активности. В исполнении любой функции, отражающей ту или же
другую сферу жизнедеятельности семьи и содержащей внутри себя вероятные
возможности общественного воспитания, и состоит ее действительное бытие,
ориентируется содержание личного семейного потенциала. Под функциями семьи понимают
направления ее работы по удовлетворению потребностей ее членов, выражающие
сущность семьи, ее общественный статус и общественную роль. [1] Андреева, Т.А. Семейная
психология. / Т.А. Андреева – СПб.: Речь, 2004. –С.24.. [2] Артамонова, Е.И. Психология
семейных отношений с основами семейного консультирования. / Е.И. Артамонова. –
М.: Изд. центр «Академия», 2002. – С.92. [3] Сатир, В. Психотерапия семьи. /В.
Сатир. – СПб.: Речь, 2001. – С.83. [4] Навайтис, Г. Семья в
психологической консультации. /Г.Навайтис. –М: МПСИ, 1999. – С.25. [5] Голод, С.И. Семья и брак:
историко-социологический анализ. / С.И. Голод. – СПб.: Петрополис, 1999. – С.56

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы