Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психологическое консультирование

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему кризис профессиональной идентичности у лиц молодого и среднего возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты профессиональной идентичности у лиц молодого и среднего возраста 7

1.1. Понятие профессиональной идентичности 7

1.2. Особенности профессиональной идентичности у лиц молодого и среднего возраста 14

1.3. Кризис профессиональной идентичности 18

Выводы по главе 1 20

Глава 2. Практические аспекты профессиональной идентичности у лиц молодого и среднего возраста 22

2.1. Программа и методы исследования 22

2.2. Анализ результатов и их обсуждение 23

Выводы по главе 2 31

Заключение 34

Список использованной литературы 38

  

Введение:

 

Современное общество остро нуждается в профессиональных мобильных экспертах, готовых самостоятельно и компетентно принимать решения и нести ответственность за их реализацию. В настоящее время число людей, которые потеряли свои ориентиры личностного и профессионального развития, испытали свой несбывшийся, разочарованный выбор и, следовательно, могут столкнуться с кризисом профессиональной идентичности, резко возрастает. В современном мире все чаще решаются вопросы, связанные с возникновением и развитием кризисов профессиональной идентичности и организацией психологической поддержки.

Кризис профессионального развития (в том числе кризис профессиональной идентичности) актуализируются с начала освоения профессии и при негативном сценарии их развертывания усиливают последующие периоды нестабильности и приводят к профессиональной стагнации, профессиональному маргинализму, депрофессионализации. Чтобы не допустить этих негативных последствий кризиса, необходимо обеспечить своевременную психолого-педагогическую поддержку профессионального и личностного развития субъекта профессиональной деятельности с периода овладения профессией.

Феномен профессиональной идентичности исследован во многих психолого-педагогических трудах (К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Ермолаева, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников и др.). Наиболее разработана данная проблема в трудах Л.Б. Шнейдер, согласно которой, профессиональная идентичность «отражает характеристику себя, выбирающего и реализующего способ профессионального взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности … включает понимание своей профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо выполнять свои профессиональные функции».

Профессиональная идентичность рассматривается в контексте самосознания личности, так как предполагает знание о себе как профессионале, эмоциональное отношение к этому знанию и способствует дифференциации и упорядочиванию образа «идеального профессионала», который дополняется образом себя как профессионала, при этом в некоторых исследованиях структура профидентичности соответствует структуре профессионального самосознания. Именно в нем отражается содержательная наполняемость образа «Я – профессионал», который и представляет собой выражение профессиональной идентичности.

Профессиональная идентичность является результатом профессионального самоопределения, персонализации, самоорганизации и проявляется в самоописаниях профессиональной Я-концепции личности. Сферой распространения ее активности выступают профессиональные взаимодействия и деятельность, становление и развитие личности в профессии.

Цель исследования — анализ структурных компонентов профессиональной идентичности на этапе кризиса молодого специалиста (1-4 года после окончания ВУЗа) и специалиста среднего возраста с опытом работы более 15 лет.

Объект исследования — профессиональная идентичность.

Предмет исследования – специфика профидентичности у лиц молодого и среднего возраста.

Задачи исследования

— проанализировать теоретические и эмпирические исследования по профессиональной идентичности и профессиональным кризисам,

— выявить содержание нормативного профессионального кризиса на этапе завершения обучения,

— определить степень сформированности профессиональной идентичности и ее структурных компонентов на ранних стадиях профессиогенеза,

— установить взаимосвязи между нормативным профессиональным кризисом и степенью сформированности профессиональной идентичности на этапе обучения у выпускников, через 2 и 4 года после окончания ВУЗа у молодых специалистов.

Гипотеза исследования: существуют различия в профессиональной идентичности у лиц молодого и среднего возраста в связи с определёнными показателями (раздражительность и конфликтность).

Методы, методики исследования.

Методы исследования: сравнительные, психодиагностические.

1. Методика диагностики симптомов нормативного кризиса взрослости (Шляпникова И.А.).

2. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева)

3. Опросник Е.П. Ермолаевой для оценки степени сформированности и структуры профессиональной идентичности/маргинализма по трем составляющим: индивидуальная, инструментальная и социальная идентичность (Ермолаева, 2011).

4. Методы исследование ценностных ориентаций личности в профессии: стандартный опросник самоотношения «Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партланд; модификация опросника профессиональных предпочтений Дж. Холланда.

Описание выборки предполагаемого исследования.

В исследовании принимают участие 30 человек в возрасте от 22 до 55 лет.

Методы анализа данных

Статистическая обработка данных выполнена с помощью пакета программ для статистической обработки данных, критерий Спирмена.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе или общности.

Профессиональная идентичность формируется целостными эталонами типичных профессиональных событий и индивидуализированных концептуальных схем профессионального поведения.

Идентичность представляет собой феномен, который возникает из взаимосвязи и взаимодействия индивида и общества и формируется в ходе социализации личности.

Профессиональная идентичность является одним из наиболее значимых видов социальной идентичности в современных условиях, что обусловлено изменениями социально-экономического уклада жизни российского общества, появлением новых требований к профессии, организации деятельности, социально-трудовой активности.

Полученные данные диагностики симптомов кризиса у испытуемых, находящихся по показателю «Опустошенность и потеря интереса» выявлены у 10 испытуемых, а высокие значения по данному показателю – у 5 испытуемых. Значения выше нормы по показателю «Раздражительность и конфликтность» выявлены у 15 испытуемых, а высокие значения по данному показателю – у 9 испытуемых

Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева)

Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора (15 чел.) говорят о том, что испытуемые принимают себя как личность, склонны осознавать себя носителем позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.

Низкие значения фактора Оценки (О) у 5 человек, указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя.

Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Высокие значения у 14 человек говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях.

Низкие значения у 5 человек свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.

Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности.

Положительные (+) значения у 16 человек указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные у 5 человек (–) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.

Опросник Е.П. Ермолаевой для оценки степени сформированности и структуры профессиональной идентичности/маргинализма по трем составляющим: индивидуальная, инструментальная и социальная идентичность.

Отсутствие эмоциональной приверженности к получаемой профессии и неудовлетворенность профессиональным выбором, зачастую приводит к поиску доступной работы: начиная от вакансий по специальности и заканчивая практически любыми, удовлетворяющими ожидания выпускников.

Формула (I-1, II–1, III–0, IV-1). Описание: эмоционально положительная идентификация, актуализация сфер работа/учеба, низкая удовлетворенность профессиональным выбором, наличие интереса к специальности. Данный тип характерен для студентов, переживающих профессиональный кризис, поскольку в критический период типичны сомнения либо неудовлетворенность профессиональным выбором, но сохраняется приверженность профессии.

Анализ рефлексивных самоописаний по методике «Кто я?» позволил выделить выраженность показателей по трем шкалам из семи. В рамках шкалы «деятельное Я», респонденты дали оценку своих умений и достижений (9 %). Идентификация связана со способностью сосредоточиться на себе, сдержанностью и взвешенностью поступков, является отражением совокупности эмоционально-волевых способностей.

Наличие целей и планов на будущее (шкала «перспективное Я») в большей степени характерно для 17 %. «Рефлексивное Я» демонстрируют выраженность характеристик, описывающих индивидуальный стиль поведения, эмоциональное отношение к себе у студентов 11 %.

Далее мы провели корреляционную обработку данных по критерию Спирмена.

Можно увидеть отрицательную сильную связь между раздражительностью и конфликтностью и высоким уровнем личностного дифференциала. Менее сильную отрицательную связь мы наблюдаем между раздражительностью и конфликтностью и средним уровнем личностного дифференциала. Положительную корреляционную связь мы видим между раздражительностью и конфликтностью и низким уровнем личностного дифференциала.

У лиц среднего возраста наблюдается отрицательная корреляционная связь между показателями удовлетворенности профессиональным выбором и раздражительностью и конфликтностью, но данная связь не значительна, чего нельзя сказать о группе лиц молодого возраста, здесь наблюдается сильная отрицательная связь, то есть чем больше они неудовлетворенны профессиональным выбором, тем больше проявляется раздражительность и конфликтность, люди среднего возраста в силу своего возраста контролируют свои эмоции несмотря на неудовлетворенность профессиональным выбором.

Гипотеза нашего исследования заключалась в нахождении существуют различий в профессиональной идентичности у лиц молодого и среднего возраста в связи с раздражительностью и конфликтностью, что подтвердилось в ходе исследования: люди молодого возраста склонны к раздражительности и конфликтности, если не удовлетворены профессиональным выбором, чего нельзя сказать о людях среднего возраста.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты профессиональной идентичности у лиц молодого и среднего возраста

1.1. Понятие профессиональной идентичности

Проблематика идентичности находиться на стыке интересов психологии личности и социальной психологии, а также других наук: социологии, истории, культурологи. Проблема идентификации «Я» решалась в западной психологии 3. Фрейдом, А. Фрейд, У. Джеймсом, А. Адлером, К. Хорни, К. Юнгом, Э. Эриксоном, Д. Парфитом, Ю. Хабермасом, М. Хайдеггером, в отечественной – И.С. Коном, В. С. Мухиной, В. В. Абраменковой, М. М. Бахтиным, Л. М. Поповой.

Широкое распространение термина «идентичность» и его введение в научный обиход связано с именем Э. Эриксона, который определил идентичность как внутреннюю «непрерывность самопереживания индивида», «длящееся внутреннее равенство с собой», как важнейшую характеристику целостности личности, как интеграцию переживаний человеком своей тождественности с определенными социальными группами. Идентичность человеку не дана, она задана, ее развитие поддается обсуждению не в терминах «формирования», а терминах «достижения» и «становления», что подчеркивают ее экзистенциальный характер наряду с функциональным.

Проблема идентичности и сегодня продолжает оставаться актуальным интересом для исследователей в самых разных областях гуманитарного знания. В современной отечественной психологии традиционно большинство исследований социальной идентичности связано с изучением отдельных ее видов по принципу их соответствия реальным группам: профессиональным, этническим, семейным и другим. Изучая теоретический аспект идентичности, более всего нас привлек феномен «Профессиональная идентичность» для дальнейшего теоретического изучения.

Растущий интерес к проблеме профессиональной идентичности является реакцией на изменение социально — экономических условий и новые требования к подготовке профессионалов. Профессиональная идентичность изучается в отечественной психологии, такими учеными как Л. Б. Шнейдер, Е. П. Ермолаевой, Д. И. Зевалишеной, Н. Л. Ивановой, Е. В. Коневой и т.д.

Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе или общности.

Это представление сопровождается определенными ценностными и мотивационными ориентирами, а также субъективным отношением к своей профессиональной принадлежности. Е.П. Ермолаева исходит из того, что профессиональная идентичность — это продукт длительного личностного и профессионального развития, который складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса, а именно, согласование реальных и идеальных профессиональных образов «Я». Профессиональная идентичность выступает регулятором, выполняющим стабилизирующую и преобразующую функции. Основная стабилизирующая функция профессиональной идентичности — обеспечение необходимой степени профессионального центризма и устойчивой профессионально-ментальной позиции [11].

Преобразующая функция профессиональной идентичности зависит от: 1) диапазона изменения профессионально важных качеств и степени идентификации себя с профессией — возможности адаптации выше у людей с широкой идентификацией; 2) дистанцирования образа своей профессии от других, профессиональная самоизоляция затрудняет адаптацию в изменившихся условиях и «наведение мостов» при переходе в иное профессиональное пространство; 3) системности или »рыхлости» структуры идентичности. Все это обеспечивает возможность и преобразования и саморазвития профессионала. Исследователи данной проблемы подчеркивают, что формирование профессиональной идентичности — очень сложный процесс, который не всегда осознается человеком. Например, Е. А. Климов отмечает, что формирование идентичности у современного профессионала зачастую носит слабо осознанный характер, поскольку многие трудовые операции унифицированы в результате применения сходных технических средств деятельности в разных профессиях. Это замедляет формирование целостного представления человека о своей роли в профессиональном процессе, без которого невозможно понимание; своего места в профессиональной среде и достижение уровня профессионального мастерства [8].

Профессиональная идентичность формируется целостными эталонами типичных профессиональных событий и индивидуализированных концептуальных схем профессионального поведения. Более глубокое усвоение профессиональных нормативов и стереотипов дифференцирует и упорядочивает образ «идеального профессионала», который дополняется образом «себя как профессионала», все более уточняющимся в ходе профессионального самопознания — от стереотипов поведения в непредсказуемых ситуациях, самореализации и развития личности в среде. В противном случае человек рискует остаться на уровне выполнения узкого набора функций, будучи неспособным, их трансформировать с учетом изменившихся обстоятельств.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы