Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему « Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 6

1.1 Тревожность как психологический феномен и ее причины.. 6

1.2 Особенности тревожности у детей старшего дошкольного
возраста. 13

1.3 Пути коррекции тревожности у детей старшего дошкольного
возраста. 20

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ
ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 30

2.1 Результаты диагностики уровня тревожности у детей
старшего дошкольного возраста. 30

2.2 Комплекс мероприятий по коррекции тревожности у детей
старшего дошкольного возраста. 40

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.. 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 55

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….59

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема изучения феномена тревожности в отечественной и
зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной
стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль
в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним
фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С
другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем
тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования
адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей и
подростков.

Проблематика
тревожности нашла отражение в работах таких ученых, как А. Адлер, З. Фрейд, К. Хорни,
Ф. Перлз, Н.Д. Спилберг; Ф.Б. Березин, А.Л. Венгер, Е.Э. Беляева,
В.В. Бойко, Ж.М. Глозман, А.И. Захаров, В.В. Зоткина, Н.В. Имедадзе, Е.А.
Кириллова, Б.И. Кочубей, А.М. Прихожан, А.О. Прохоров, Ю.Л.
Ханин, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.

Е.А. Кириллова и Е.Э. Беляева отмечают,
что тревожность,
имея природную основу (свойство нервной и эндокринной систем), складывается
прижизненно в результате действия социальных и личностных факторов.

Ж.М.
Глозман и В.В. Зоткина предполагают, что структурные изменения личности
формируются не сразу, а постепенно, по мере закрепления отрицательных
личностных установок, тенденций воспринимать достаточно широкий круг ситуаций
как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги.

А.И.
Захаров считает, что тревога зарождается уже в раннем детском возрасте и при
неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих
ребенка, травмирующий жизненный опыт), тревога перерастает в тревожность,
превращаясь тем самым в устойчивые черты характера; и происходит это в старшем
дошкольном возрасте.

Сказанное
актуализировало обращение к следующей теме исследования: «Коррекция тревожности
у детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования: тревожность у детей старшего
дошкольного возраста.

Предмет исследования: коррекция тревожности у детей старшего
дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать, составить и
реализовать на практике комплекс мероприятий по коррекции тревожности у
детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть
тревожность как психологический феномен и ее причины.

2. Определить
особенности тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Изучить
пути коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

4. Проанализировать
результаты диагностики уровня тревожности у детей старшего дошкольного
возраста.

5. Составить и внедрить комплекс мероприятий по
коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

6. Выполнить анализ результатов
опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что своевременная
диагностика тревожности у старших дошкольников позволит разработать эффективный
комплекс мероприятий, который
обеспечит коррекцию повышенной тревожности и будет способствовать успешной
дальнейшей социализации указанной категории воспитанников.

Характеристика выборки: под наблюдением находилась группа
детей в количестве 10 старших дошкольников. В группе детей 6 мальчиков и 4
девочки в возрасте 6-7 лет.

Методы и методики исследования:

1. Теоретический
анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Педагогический
эксперимент, представленный констатирующим, формирующим и контрольным этапом.

3. Тестирование.

4.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных.

Структура выпускной квалификационной
работы. Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, главы 1. Теоретические аспекты
изучения коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста, главы 2.
Опытно-экспериментальная работа по коррекции тревожности у детей старшего
дошкольного возраста, заключения, библиографического списка и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной
квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы,
что позволило теоретически обосновать, составить и реализовать на практике
комплекс мероприятий по коррекции тревожности у детей старшего дошкольного
возраста.

Для достижения указанной цели были
решены следующие задачи:

— были рассмотрены тревожность как
психологический феномен и ее причины;

Установлено, что под понятием
«тревожность» в работе понимается устойчивое личностное образование,
сохраняемое в течение довольно долгого времени, обладающее определенными
константными формами внешнего выражения и своей особой побудительной силой.

— были определены особенности
тревожности у детей старшего дошкольного возраста;

Выявлено, что тревожность у детей
старшего дошкольного возраста возникает, как правило, в результате
неблагоприятных взаимоотношений в семье, со сверстниками или педагогами
детского сада.

— были изучены пути коррекции
тревожности у детей старшего дошкольного возраста;

Получен вывод о том, что тревожность
для старшего дошкольника не является укоренившейся чертой, а потому поддается
коррекции. Наиболее эффективными средствами снижения тревожности в старшем
дошкольном возрасте выступает игровой метод и использование искусства
(арт-методы).

— были проанализированы результаты
диагностики уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста;

Диагностика тревожности у детей
старшего дошкольного возраста была
проведена при помощи разнообразных тестов и методик, среди которых: тест
тревожности Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки; проективная методика «Кактус»;
методика А.И. Захарова «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой);
проективный рисуночный тест «Нарисуй свой страх»; опросник А.И. Захарова для
диагностики степени невротизации детей на основе ответов родителей.

В
качестве выборки испытуемых в работе приняли участие 10 старших дошкольников (6
мальчиков и 4 девочки в возрасте 6-7 лет), а также 10 родителей указанных детей
(по одному от каждого ребенка).

По
итогам выявления общего индекса тревожности в рамках констатирующего этапа
исследования было установлено, что у 50% выборки фиксируется высокий индекс
тревожности, у 40% – средний, и только у 10% – низкий.

В
результате определения уровня тревожности путем проведения проективной
рисуночной методики было установлено, что на констатирующем этапе исследования
у 50% выявлен высокий уровень тревожности, у 50% – средний, а низкий уровень не
выявлен вообще.

Анализируя
число страхов у дошкольников на констатирующем этапе, было обнаружено, что у
80% выборки число страхов превышает норму, и только у 20% выборки находится в
пределах нормы.

Изучение
ведущего страха у детей на констатирующем этапе исследования позволило
уточнить, что 30% выборки боятся животных, 20% – сказочных персонажей, 20% –
медицинских процедур, 10% – огня и пожара, 10% –транспорта и потеряться в нем,
10% – чужих людей.

Изучая
уровень невротизации дошкольников, со слов их родителей, было установлено, что
на констатирующем этапе исследования у 30% выборки нервная система требует
внимания, у 50% имеет место склонность к нервным расстройствам, а у 20%
существует значительный шанс нервного перенапряжения.

По
итогам диагностики тревожности у детей старшего дошкольного возраста была
актуализирована необходимость разработки и внедрения специального комплекса
мероприятий. — был составлен и внедрен комплекс
мероприятий по коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста;

В
рамках коррекции повышенной тревожности у старших дошкольников был разработан
комплекс специальных мероприятий, целью комплекса было снижение
повышенной тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Реализованный комплекс включал в себя
три основных блока: подготовительный, основной и заключительный. Занятия в
рамках комплекса проводились в групповой форме, 2 раза. В общей сложности
проведено 10 занятий. Продолжительность каждого занятия составляла 25 минут.

— был выполнен анализ результатов
опытно-экспериментальной работы.

Реализация
комплекса позволила снизить общий индекс тревожности и проявления тревожности,
уменьшить число страхов, помочь вывести объект страха на вымышленный персонаж,
снизить невротизацию. Полученные результаты свидетельствуют в пользу
результативности реализованного в рамках формирующего этапа эксперимента комплекса
мероприятий.

Комплексный
подход к преодолению тревожности у дошкольников предполагает просветительскую и
прикладную работу с воспитателями и иными специалистами, работающими с данной
категорией дошкольников, а также оказание психолого-педагогической помощи
родителям, воспитывающим таких детей. Поэтому в рамках работы были разработаны
соответствующие рекомендации.

Качественный и количественный анализ
эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что
своевременная диагностика тревожности у старших дошкольников позволит
разработать эффективный комплекс мероприятий, который обеспечит коррекцию
повышенной тревожности и будет способствовать успешной дальнейшей социализации
указанной категории воспитанников.

Таким образом, цель
работы была достигнута, задачи реализованы в полном объеме, а гипотеза
доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1
Тревожность как психологический феномен и ее причины В современной науке психологии существует множество
актуальных проблем, требующих особого подхода к их решению. Одна из них –
тревожность. Тревожности отводится особая роль среди всех отрицательных
переживаний. Опасны и последствия тревожности – проблемы в общении, снижение
продуктивности деятельности и работоспособности. Страдает и самоорганизация.

Важно понимать, что определенный уровень тревожности присущ
каждому человеку. Психологи говорят о так называемой полезной тревожности – она
позволяет людям избегать необдуманных и опрометчивых поступков, служа
своеобразным защитным механизмом. Одни люди тревожны в меньшей, а другие в
большей степени. Проблема возникает тогда, когда тревожность становится
настолько сильной, что мешает человеку учиться, работать, общаться и просто
полноценно жить. Таким образом, задача стоит не столько в устранении тревожности,
сколько в ее снижении до оптимального уровня, обеспечивающего самовоспитание и
самоконтроль [5].

Как уже говорилось выше, современная психология относит
тревожность к числу сложных и многозначных проблем.

Следует отметить, что на практике тревожность используется
как интерпретационная, объяснительная и диагностическая категория. Путь к ее
пониманию во многом лежит через познание и пониманиеперсональных и
индивидуальных типологических особенностей, так как выявить общие
закономерности и осмыслить их можно только лишь при четком и ясном понимании
индивидуальных различий.

Изучением понятия и особенностей тревожности занимались
многие отечественные и иностранные авторы. Значительный вклад в исследование
данного понятия был внесен датским философом С. Кьеркегором [15]. Ученый классифицировал
страхи на два вида – иррациональный (глубинный) страх перед чем-то абстрактным,
а также конкретный страх, т. е. страх чего-то вполне определенного. Именно
страх направляет человека к религии и Богу.

Зигмунд Фрейд [33]
считал, что проблематика тревожности уходит своими корнями в глубины
психологии. Ученый ввел в научный оборот типологию тревожности, в соответствии
с которой, выделяется три ее вида:

— моральная тревожность;

— невротическая тревожность;

— объективная тревожность [33].

Также Зигмунд Фрейд [33] определил тревожность как сознательное переживание
личности, с которым сопряжено усиление способности избегать трудностей или
бороться с ними.

Концепция научения особую роль придает проблематике страха и
тревожности. В рамках данной концепции установлено, что формирование
тревожности происходит на базе условных рефлексов. По мнению Дж. Уотсона [31], сторонника
концепции научения, приобретаемая тревожность отличается высоким уровнем
устойчивости. Тревожность возникает относительно легко, а избавление от нее –
сложный и долгий путь.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы