Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Коррекция семейных отношений методами арт-терапии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ КОРРЕКЦИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1. Основные теоретические аспекты семейных отношений в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Арт-терапия как метод психокоррекции 14
1.3. Особенности использования арт-терапии при коррекции семейных отношений 19
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ ТЕХНИКАМИ И МЕТОДИКАМИ 30
2.1. Методы и организация исследования 30
2.2 Описание консультативных случаев с применением арт-терапии в коррекции семейных отношений 35
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50
Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 55
Методики Арт-терапии в семейном консультировании 55
Введение:
Актуальность исследования.
Техники арт-терапии набирают все большую популярность среди психологических методик. А популярны они потому, что являются доста-точно безболезненным способом доступа к более глубокому психологиче-скому материалу любого человека. Эти техники позволяют работать с подсознанием, извлекать оттуда переживания, и при этом человек чувству-ет себя защищенным и не сопротивляется.
Существует отдельный вид арт-терапии — семейная арт-терапия. Она состоит из регулярных занятий и включает в себя семейную психотерапию. Занятия проводятся со всей семьей, чаще используются наглядные посо-бия, так как они просты в исполнении и хорошо интерпретируются.
На таком занятии выявляются проблемы конфликтов и разногласий в семье, а затем предлагаются пути их решения. Чаще всего используется ви-зуальное взаимодействие. Визуальное искусство широко используется на сеансах с семьей; оно помогает исследовать и диагностировать проблемы, прорабатывая их индивидуально и в совокупности.
Арт-терапия и психотерапия в области семейных проблем развива-лись практически одновременно. Специалисты из США решили направить внимание на прикладные и эмпирические факторы работы. Для них глав-ным преимуществом было то, что никакие другие способы, например, опрос пациентов, не могли дать такой информации, как исследования арт-терапии.
Объект исследования: семейные отношения, как психологический феномен.
Предмет исследования: использование арт-терапии в коррекции се-мейных отношений.
Гипотеза исследования: методы арт-терапии эффективны в коррек-ционной работе с семейными отношениями.
Цель нашего исследования заключается в выявлении эффективных арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с семейными от-ношениями. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме семейных отношений, как феномена в отечественной и зарубежной психологии.
2. Провести теоретический анализ научной литературы по коррек-ции семейных отношений методами арт-терапии.
3. Провести диагностику и определить трудности в семейных отно-шениях
4. Организовать и провести сессии с использованием арт-терапевтических коррекционных технологий в работе с семейными отно-шениями.
База и выборка исследования: свободная выборка. В исследовании принимали участие 10 взрослых из которых трое участвовали в коррекци-онной работе с использованием методов арт-терапии.
Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленных за-дач исследования были использованы теоретические и экспериментальные методы исследования.
Методы исследования: анализ литературных источников, анкетиро-вание, кейс-случаи, анализ консультативного случая, метод математико-статистической обработки полученных данных.
Методика: Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)
Теоретико-методологическая основа исследования:
— теоретические представления об уровневой организации системы самоотношения, изложенные в работах В.В. Столина; А.И. Копытина, Е.А Калягина, О.А. Киселёва, Ю.Ю.Красикова
— основные идеи гуманистической психологии и личностно-ориентированного метода арт-терапии З. Фрейда, А. Хилла, К. Юнга, Р. Нолла, Х. Принцхорна)
Теоретическая значимость данного исследования связана с определе-нием значимости арт-терапии в современной консультационной психоло-гии семейных отношений.
Практическая значимость данного исследования состоит в определе-нии практической значимости методов арт-терапии в консультационной психологии семейных отношений и применении ее в практической работе психолоша-консультанта.
Структура работы. Выпускная аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (22 источни-ка), 1 таблицы и 1 рисунка.
Заключение:
В результате исследовательской работы мы решали поставленные нами задачи. Проанализировали научную литературу по проблеме семей-ных отношений, как феномена в отечественной и зарубежной психологии. Изучение брачно-семейных отношений образует одно из интенсивно раз-вивающихся направлений отечественной и зарубежной психологической науки. Семья в настоящее время рассматривается как сложная система от-ношений, общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, осуществляющая ряд социально важных функций
Супружество это — личностное взаимодействие мужа и жены, регули-руемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему цен-ностями. Супружеству свойственны неинституционный характер связи, равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов. Выделяют следущие уровни супружеских отношений: психофизиологический, психологический, социально-психологический и социокультурный.
Провели теоретический анализ научной литературы по коррекции семейных отношений методами арт-терапии. Пионеров семейной арт-терапии привлекала возможность исследования тех аспектов функциони-рования семьи, которые с трудом поддаются оценке с помощью иных средств (например, опроса). Благодаря своему невербальному характеру средства визуальной экспрессии позволяют также членам семьи перестро-ить свои отношения и использовать альтернативные способы взаимодей-ствия. Применение таких средств делает многие ранее не осознаваемые или отрицаемые аспекты функционирования семейной системы более нагляд-ными и понятными для членов семьи. Кроме того, применение невербаль-ных средств самовыражения «уравнивает» возможности детей и взрослых, позволяет детям более активно проявлять себя во время сеансов и способ-ствует получению членами семьи нового опыта взаимодействия друг с другом.
Провели диагностику и определили трудности в семейных отноше-ниях. В ходе экспериментальной работы была проведена работа по диа-гностике трудностей семейной жизни по методике Тест-опросник удовле-творенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко). Выборку составляли 10 человек. В результате методики было выбрано 3 человека с проблемами в семейных отношениях для дальнейшей консультационной работы с помощью методов арт-терапии.
Организовать и провести сессии с использованием арт-терапевтических коррекционных технологий в работе с семейными отно-шениями. В результате проведенной консультационной работы, а так же последующей повторной диагностики у двух из трех клиентов наметились положительные сдвиги в улучшении семейных отношений. Это говорит о том, что методы арт-терапии работают и могут помочь в консультацион-ной работе.
Делая вывод, можно сказать, что арт-терапия — это направление в психотерапии, реабилитации и психокоррекции, основанное на упражне-ниях пациентов (клиентов) изобразительным творчеством. Ее успешное использование было доказано нами в ходе проведенной консультационной работы с клиентами с трудностями в семейных отношениях.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИС-ПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ КОРРЕКЦИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Основные теоретические аспекты семейных отношений в оте-чественной и зарубежной психологии
Изучение брачно-семейных отношений образует одно из интенсивно развивающихся направлений отечественной и зарубежной психологиче-ской науки. Семья в настоящее время рассматривается как сложная систе-ма отношений, общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, осуществляющая ряд социально важных функций.
Изучением функций семьи и их психологического содержания, а также различных типов распределения ролей в семье занимался ряд уче-ных: Ю.Е. Алешина, Т.В. Андреева, А.И, Антонов, В.М. Медков, И.Ф. Гребенников, С.В. Ковалев, Д.А, Леви, Б.М. Левин, М.В. Петрович, В.П. Левкович, Е.А. Личко, Г. Навайтис, А.Г. Харчев и др. Они показали, что функции семьи призваны реализовать ее возможности по созданию опти-мальных условий для социализации детей, а также для удовлетворения общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Через свои функции семья связана, с одной стороны, с обществом, с другой — с состав-ляющими ее индивидами. Все функции семьи имеют социальный характер [10].
Важно отметить, что многочисленные исследования по проблемам семьи и брачных отношений проводились представителями разных психо-логических школ с использованием собственного научного видения акту-альности и психологических аспектов проблемы. Современные исследова-тели в значительной мере склонны к изучению психологических аспектов жизнедеятельности семьи, будь то супружеские или детско-родительские отношения,
Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживаю-щими вместе и ведущими совместное хозяйство [17].
По определению А.И. Антонова, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супруже-ства — родительства-родства, а тем самым осуществляющая воспроизвод-ство населения и преемственность семейных поколений, а так же социоли-зацию детей и поддержание существования членов семьи. Лишь наличие такого триединого отношения позволяет говорить о конструировании се-мьи как таковой в ее строгой форме [3].
А.Г. Харчев рассматривает семью как исторически конкретную си-стему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Основой формиро-вания семьи является брак.
Брак по А.Г. Харчеву это исторически меняющаяся социальная фор-ма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой обще-ство упорядочивает и санкционирует из половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности.
По Зацепину брак — особый социальный институт, исторически обу-словленная, социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям [17].
Анализируя работы А.Г. Харчева, Ю.И. Семенова, Л.Е. Иова, Кени-га и Нойберта браку и семье можно дать следующее определение:
— брак это комплекс духовно-этических и эмоционально-сексуальных санкционированных обществом отношений между мужчиной и женщиной.
— семья это малая группа, сформированная на основе брачных отно-шений и объединяющая супругов и их потомство.
Выделение супружества как структурной единицы произошло в ис-торическом аспекте сравнительно недавно в результате серьезных соци-ально-экономических преобразований современного общества
Супружество это — личностное взаимодействие мужа и жены, регули-руемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему цен-ностями. Такое определение супружества дет Голод С.И., при этом под-черкивая неинституционный характер связи, свойственной супружеству, равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов [3].
Большинство авторов комплекс супружеских отношений предлагают разделять на два основных периода:
1) до вступления в брак (период становления брачных отношений),
2) после вступления в брак (период развития брачных отношений).
Основные ценностно-мотивационные составляющие этих этапов можно конкретизировать следующим образом. На первом этапе форми-руются общие представления о браке и семье, ценностные ориентации и установки, идет процесс поиска и выбора брачного партнера (потенциаль-ного), согласно сложившимся эталонам и в соответствии с личной мотива-цией. На втором этапе идет процесс проверки отношений между потенци-альными супругами и подготовки к браку, а также формируются мотивы, побуждающие вступить в брак с данным партнером.
Супружество — это не однообразное состояние, а сменяющие друг друга стадии. По мнению психолога В.А. Сысенко, браки можно сгруппи-ровать таким образом:
— совсем молодые — от 0 до 4 лет;
— молодые — 5-9 лет;
— средние — 10-19 лет;
— пожилые — 20 и более.
Для совсем молодых браков характерны первоначальное вхождение в мир друг друга, распределение обязанностей в семье, решение финансо-вых, жилищных и связанных с ведением общего хозяйства и быта про-блем, вхождение в роли жены и мужа, деформирование личности, процесс приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. Эта стадия супружеской жизни — самая трудная и опасная в плане стабильности семьи [18].
Молодым бракам присущи связанные с рождением и воспитанием детей напряженность бюджета времени, значительные ограничения раз-влечений, досуга, отдыха, возрастание нервной и физической усталости. Все это накладывается на обострение проблем профессионального про-движения и достижения общественного статуса, а со стороны собственно супружества — на изменение любви и формирование супружеской дружбы [2].
В средних браках наблюдается стабилизация семейных отношений, обычно уже сложилась дружба между мужем и женой, укрепилось мате-риальное положение, подросли дети, наметилась их самостоятельность.
В пожилых браках обостряются супружеские проблемы, связанные с приобретением детьми самостоятельности и независимости, некоторой усталостью друг от друга, дисгармонией сексуальных потребностей и воз-можностей, эмоционально-психологическим отчуждением. Возможно, именно с этим связан наблюдающийся рост разводов в данных браках [21].
Некоторые исследователи выделяют три брачных возраста — млад-ший супружеский («медовый месяц»), младший родительский, старший родительский
Типы браков:
1. Брак на основе честной контрактной системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Это — один из самых крепких видов брака. Цемен-тируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия кон-тракта. Эмоциональная привязанность, которую трудно назвать любовью, но которая все-таки есть в таком союзе, как правило, с течением времени усиливается. (Хотя, если семья существует лишь как экономическая едини-ца, ощущение эмоционального взлета полностью теряется.) Люди, всту-пившие в такой брак, имеют наиболее мощную поддержку от партнера во всех практических начинаниях — поскольку и вы, и ваш муж преследуете собственную экономическую выгоду. В таком браке степень свободы каж-дого из супругов — максимальная, а личная вовлеченность — минимальная: исполнил условия контракта — волен делать, что хочешь.
2. Брак на основе нечестного контракта. Один из супругов пытается извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносит ущерб партнеру. Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таких браках она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуатируют, все терпит).
3. Брак по принуждению. Один из супругов несколько лет «осажда-ет» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости наконец соглашается на компромисс. В подобных случа-ях тоже сложно говорить о глубоком чувстве: даже со стороны «осажда-ющего» скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт. Когда такой брак, наконец заключается, «осаждаю-щий» начинает считать супруга своей собственностью. Психологические основы существования такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, вряд ли возможны.
4. Ритуальное исполнение социально-нормативных установок. Это — брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным обще-ственным стереотипам. В таких семьях не часто создаются предпосылки для длительной совместной жизни. Чаще всего такие семьи создаются слу-чайно и так же случайно распадаются, не оставляя глубоких следов.
5. Брак, освященный любовью. Два человека соединяются добро-вольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, — сугубо добровольные: им приятно проводить все свободное время дома, нравится делать что-то вместе [20].