Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Коррекция личностной и школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью,
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ И ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
6
1.2. Содержание понятий «тревожность», «личностная тревожность» и «школьная тревожность» в научной литературе
13
1.3. Пути коррекции личностной и школьной тревожности 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 27
2.1. Обоснование выбора методов и методик изучения тревожности 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЛИЧНОСТНОЙ И ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
38
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по преодолению личностной и школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
38
3.2. Содержание коррекционной программы по преодолению личностной и школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Введение:
Проблема изучения феномена тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и, в целом, является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей и подростков.
Проблематика тревожности нашла отражение в работах таких ученых, как А. Адлер, З. Фрейд, К. Хорни, Ф. Перлз, Ч. Д. Спилбергер; Ф. Б. Березин, А. Л. Венгер, Е. Э. Беляева, В. В. Бойко, Ж. М. Глозман, А. И. Захаров, В. В. Зоткина, Н. В. Имедадзе, Е. А. Кириллова, Б. И. Кочубей, А. М. Прихожан, А. О. Прохоров, Ю. Л. Ханин, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис и др.
Е. А. Кириллова и Е. Э. Беляева отмечают, что тревожность, имея природную основу (свойство нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно в результате действия социальных и личностных факторов.
Ж. М. Глозман и В. В. Зоткина предполагают, что структурные изменения личности формируются не сразу, а постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденций воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги.
А. И. Захаров считает, что тревога зарождается уже в раннем детском возрасте и при неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих ребенка, травмирующий жизненный опыт), тревога перерастает в тревожность, превращаясь тем самым в устойчивые черты характера.
Проблема повышенной личностной и школьной тревожности характерна и для детей с особыми образовательными возможностями, в частности, для детей с умственной отсталостью. Являясь необратимым интеллектуальным нарушением, умственная отсталость приводит к ряду особенностей развития, среди которых и сложности эмоционального порядка: незрелость и недоразвитие эмоций, ригидность, неустойчивость, страхи и тревожность. Сказанное обуславливает потребность поиска путей коррекции личностной и школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, что объясняет актуальность темы исследования.
Объект исследования: тревожность младших школьников с умственной отсталостью.
Предмет исследования: коррекция личностной и школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Цель исследования: изучить коррекцию личностной и школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;
2) систематизировать содержание понятий «тревожность», «личностная тревожность» и «школьная тревожность» в научной литературе;
3) дифференцировать пути коррекции личностной и школьной тревожности;
4) обосновать выбор методов и методик изучения
Заключение:
По итогам выполнения выпускного квалификационного исследования удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило изучить коррекцию личностной и школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
1) была рассмотрена психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;
2) было систематизировано содержание понятий «тревожность», «личностная тревожность» и «школьная тревожность» в научной литературе;
3) были дифференцированы пути коррекции личностной и школьной тревожности;
4) был обоснован выбор методов и методик изучения тревожности;
5) была проведена экспериментальная работа по изучению личностной и школьной тревожности у младших школьников с умственной отсталостью и проанализированы ее результаты.
6) была реализована коррекционная работа по преодолению личностной и школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и выполнен анализ ее эффективности.
Обобщим результаты констатирующего эксперимента, реализованного в рамках выпускной квалификационной работы:
1) 20% детей не имеют признаков школьной тревожности, 70% детей демонстрируют повышенную школьную тревожность, а 10% –высокий уровень школьной тревожности; в наибольшей степени испытуемые учащиеся тревожатся в школе из-за ситуации проверки знаний, а также в виду низкой физиологической сопротивляемости стрессу;
2) 10% детей показали чрезмерное спокойствие в отношении демонстрации личностной тревожности 10% выборки; 30% выборки относятся к детям с условно нормативными показателями личностной тревожности; завышенные показатели имеют 50% выборки, 10% выборки имеют явно завышенный уровень личностной тревожности; в наибольшей степени для исследуемых детей характерны повышенные межличностная и самооценочная тревожность;
3) по 40% исследуемых третьеклассников с умственной отсталостью показали высокий и средний индекс тревожности, 20% обнаружили низкий уровень тревожности.
Качественный и количественный анализ данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что младшие школьники с умственной отсталостью характеризуются повышенным уровнем личностной и школьной тревожности, что актуализирует разработку тематической коррекционной программы.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы в полном объеме, а гипотеза доказана.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ И ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
В соответствии с международной статистической классификацией болезней действующего пересмотра [50] умственная отсталость трактуется в качестве специфического (задержанного или неполного) развития психики, при котором отмечаются дефекты в созревании тех способностей, что гарантируют интеллектуальные способности в общем виде, включая способности в социальной, моторной, речевой сфере и иные когнитивные характеристики.
Характеристика умственной отсталости в разнообразии возможных расстройств приведена в МКБ-10 [50] в разделе с психическими и иными поведенческими нарушениями (это рубрика F7). В зависимости от тяжести симптоматики умственная отсталость, таким образом, подразделяется на пять основным форм: от легкой до глубокой. Нетипичные случаи поведенческих и интеллектуальных нарушений, при этом, выводятся в отдельную категорию – других.
Отдельно в диагнозе принято обозначать тяжесть выявленных расстройств в поведении. Для этого используется код, в котором 0 означает наличие минимальных дисфункций, 1 предполагает значительную выраженность дисфункций, а для неуточненных и других дисфункций используются такие кодировки как 8 и 9 [50].