Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Коррекция эмоциональной сферы у старших дошкольников средствами сказкотерапии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1
Научно-теоретические подходы к изучению эмоциональной сферы детей старшего
дошкольного возраста. 8
1.1 Основные
подходы к изучению эмоциональной сферы личности. 8
1.2 Специфика
становления и развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР. 17
Выводы по 1
главе. 24
Глава 2
Сказкотерапия как средство коррекции эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного
возраста. 26
2.1 Метод
сказкотерапии в коррекционной работе. 26
2.2
Педагогические условия использования сказкотерапии в коррекции эмоциональной
сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 36
Выводы по 2
главе. 45
Глава 3
Результаты исследования применения сказкотерапии в коррекции эмоциональной
сферы детей старшего дошкольного возраста. 46
3.1 Организация
и методы исследования. 46
3.2 Результаты
исследования. 48
Выводы по 3
главе. 63
Заключение. 65
Библиографический
список. 68
Приложение 1. 72
Приложение 2. 77
Приложение 3. 92
Введение:
Актуальность исследования. Дошкольный
возраст — наиболее чувствительный период для развития и формирования личности,
характера, познавательной сферы, навыков, умений и способностей ребенка. В
целом дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в
этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы
деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей
личности; формируется устойчивая структура мотивов, формируются новые
социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание
делать важные вещи для других, быть «взрослым» и т.д.). Именно в дошкольном
возрасте формируется эмоциональная сфера ребенка: обобщение опыта
чувственных переживаний, формирование понимания собственных психологических
состояний, складываются образцы восприятия эмоционального состояния других
людей, формируются умения их выражать, что не всегда доступно ребенку с общим
недоразвитием речи.
Недоразвитию речи у детей сопутствуют: трудности
общения, проблемы в установлении контактов, замкнутость, низкая
наблюдательность, неустойчивость интересов, неуверенность в себе, обидчивость,
негативизм, агрессивность. Об отклонениях в эмоционально-волевой сфере ребёнка
свидетельствуют следующие проявления: моторное волнение, непоседливость,
повышенная возбудимость, нервозность и раздражительность. Общими для детей с нарушениями развития являются
следующие проблемы: пониженный фон настроения, астенические черты характера,
низкая самооценка, самоограничение в социальных контактах, ипохондричность,
склонность формирования страхов, неуверенность и тревожность.
При
нарушении эмоциональной сферы у детей с ОНР затрудняется социальное развитие
ребенка, его личностное становление, формирование самосознания, самооценки и
представления о себе. Такой ребенок неинициативен, его эмоции недостаточно
ярки, он не умеет выражать свое эмоциональное состояние, ему трудно понять
состояния других людей.
Развитие
богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем сказок.
Именно они служат для него средой, которая позволяет ему выражать свои чувства,
исследовать окружающий мир, учить его общаться и познавать самого себя.
Однако, практический опыт и
программы, которые нацелены на формирование и развитие эмоциональной сферы
дошкольников (А.А. Никифоров «Разноцветный мир эмоций», Е. Колесникова «Эмоциональное
развитие дошкольников», И.Г. Самойлова «Радуга эмоций», В.С. Смагина «Развитие
и коррекция эмоционально-волевой сферы детей» и др.), в том числе и для детей с
ОНР, показывают, что в основном используются игры, упражнения, различные этюды. Метод сказкотерапии в
развитии и коррекции эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР не
используется, хотя известно, что эмоциональный отклик на сказку, напрямую
связан с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких
качеств личности как доброта, умение сочувствовать, сопереживать ближнему.
Таким образом, было выявлено
противоречие между несомненной значимостью коррекции эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста с ОНР и недостаточным применением метода сказкотерапии в практике
работы дошкольных образовательных учреждений с этой категорией детей.
В отечественной психологии накоплен обширный опыт,
позволяющий рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса
формирования личности (Г.М. Бреслав, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, А.С.Белкин
и др.). Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации
человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах. В
отечественной литературе известны исследования, направленные на изучение
проблем влияния сказкотерапии на внутренний мир ребенка (В.П. Белянин, Н.Я.
Берковский, Я. Дейковский, А.В. Запорожец, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Я. Л. Коломинский,
Е. И. Кульчицкая, Н. А. Рубакин и др.). Сказкотерапия рассматривается также как
инструмента лечебной педагогики (Е.В. Балашова, В.П. Белянин, К. А. Кедров, Р.
Кроули, Дж. Милк, А. М. Михайлов, М. В. Осорина, В.Я. Пропп, А. А. Романов,
В.П. Руднев, Д. Ю. Соколов, А. И. Сосланед, К. Эган и др.).
Однако, использование сказкотерапии в коррекции
эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР еще до сих пор остается
малоразработанной темой научного исследования.
Таким образом, актуальность и значимость вопроса коррекции эмоциональной сферы дошкольников средствами сказкотерапии определили
направление нашего исследования.
Объектом
исследования стала эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста с
ОНР.
Предмет
исследования — процесс коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с
ОНР посредством сказкотерапии.
Цель
исследования — определить эффективность использования сказкотерапии в коррекции
эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза
исследования: предположили, что сказкотерапия может стать эффективным средством
коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР при
соблюдении следующих условий:
— метод
сказкотерапии будет включен в НОД,
— в
коррекционную работу по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного
возраста с ОНР будут включены все участники воспитательно-образовательного
процесса.
Исходя
из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить
обзор литературных источников, на основе которого определить современные
представления о развитии эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте. В
том числе и у детей с ОНР.
2.
Определить психолого-педагогический потенциал сказкотерапии в коррекции эмоциональной
сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3.
Провести исследование влияния сказкотерапии на эмоциональную сферу детей
старшего дошкольного возраста с ОНР.
Для
реализации целей и задач были использованы следующие методы психологического
исследования: сравнительный и
лонгитюдный методы как способы организации исследования, методы
психодиагностики (стандартизированные тесты), для обработки эмпирических данных
использовались методы математического анализа.
База
исследования. исследование проводилось на базе МОУДОО «Сказка». В исследовании
принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Методики
исследования:
1. Проективный
тест «Сказка» Луизы Дюсс.
2.
Тест тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
3.
Методика изучения понимания детьми эмоциональных состояний людей и своего
эмоционального состояния (Минаева В.М.).
Практическая
значимость работы:
Разработанный
в исследовании подход позволяет выявлять и прогнозировать возможные затруднения
в развитии эмоциональной сферы у дошкольников, определять способы ее коррекции,
а также составлять программы по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста с ОНР.
Проделанная
работа может внести вклад в дальнейшее изучение эффективности использования
сказкотерапии в коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР.
Основные
выводы могут способствовать выработке коррекционных программ по развитию
эмоциональной сферы дошкольников с ОНР с помощью сказкотерапии. Предложенная в
работе программа может быть использована в практической деятельности
воспитателей ДОУ и родителями с целью эмоционального развития дошкольников с
ОНР.
Исследование
состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и
приложений.
Заключение:
Итак,
можно сделать следующие выводы:
1
Эмоциональная сфера — это целостная система в единстве функционирования ее
компонентов, которая обеспечивает организацию психических процессов в
управлении поведением человека (регуляционную, мотивационную, информационную),
отражает ее субъективное отношение к действительности и выступает механизмом
оценки отраженной действительности. Эмоциональная сфера включает в себя четыре
компонента: поведенческих и физиологических); перцептивный (восприятие
эмоциональных состояний человека по внешним признакам); когнитивный (обобщенная
система знаний об эмоции, понимание и определение их причин и проявлений);
вербальный (вербализация эмоций и причин их возникновения), экспрессивный
(выражение эмоций в мимике, речи).
2. В
многочисленных исследованиях дошкольный возраст рассматривают как сенситивный
период появления эмоциональных новообразований, которые связаны с ведущим видом
деятельности и социальной ситуацией развития. К основным характеристикам
развития эмоциональной сферы на этом этапе относят: переживания, которые
становятся более глубокими, осознанными, обобщенными, дифференцированными,
усложняется их предметное содержание; формирование устойчивой система
эмоциональных отношений; появление эмоциональной децентрации, то есть
способность к сопереживанию другому человеку; развитие способности к
распознаванию эмоций, речевых характеристик переживаний; возникновение
эмоциональной коррекции поведения.
3.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции
личности, развития творческих способностей, расширения сознания,
совершенствования взаимодействия с окружающим миром. В сказкотерапии могут
проявиться потенциальные черты личности, нечто нереализованное, может
материализоваться мечта; а главное – возникает чувство защищенности и вкус
тайны. Сказкотерапия способствует формированию связи между сказочными событиями
и поведением в реальной жизни, переносу сказочных смыслов в реальность. Сказки
являются важным психотерапевтическим средством, которое помогает упорядочить
внутренний мир детей с особыми потребностями.
4.
Референтные группы — семья и ДОУ имеют значительное влияние на развитие
ребенка, поэтому консолидация их усилий является чрезвычайно важной задачей и
необходимым условием успешного воспитания дошкольников. Итак, семья и
дошкольное учебное заведение должны выступать во взаимодействии, определяя и
достигая целей, которые обозначены в стратегических задачах по воспитательной
работы с детьми дошкольного возраста.
5.
Исследование было проведено в три этапа: констатирующий, формирующий и
контрольный.
На
констатирующем этапе исследования было выявлено, что дети с ОНР переживают
тревожность, вызванную стрессовыми ситуациями (укладывание спать, точное
выполнение требований взрослых, агрессия со стороны других детей, наказание и
др.). Только у половины обследуемых отмечены высокие показатели; у остальных дошкольников с ОНР развитие
эмоциональной сферы недостаточное. Было выявлено, что наибольшие трудности
возникли с выражением эмоции удивления и безразличия, в процессе выполнения
заданий дети практически не использовали мимику и пантомимику. Так же были
выявлены трудности в определении эмоций на картинках: гнев и удивление не смог узнать никто из обследуемых
дошкольников. Только 11 детей из группы
смогли определить собственное эмоциональное состояния на момент обследования.
На основании полученных
результатов на констатирующем этапе была предложена коррекционная работы с
помощью метода сказкотерапии, которая была реализована с учетом разработанных
условий, а именно:
—
метод сказкотерапии будет включен в НОД,
— в
коррекционную работу по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного
возраста будут включены все участники воспитательно-образовательного процесса.
При реализации первого условия,
была разработана картотека сказок, которые воспитатель может использовать в
коррекции эмоциональной сферы на занятиях, так же были разработаны игры и
упражнения, которые можно включать в НОД.
Реализация второго условия, предполагала включение в
коррекционную
работу по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
референтных групп ребенка: ребенок – сверстники (групповые и индивидуальные
занятия); ребенок – родители; ребенок –
воспитатель. Была разработана и
апробирована программа по коррекции эмоциональной сферы, провеены игры и
упражнения, а так же в работу были включены родители.
На
контрольном этапе исследования была оценена эффективность разработанных и
апробированных условий. По результатам повторной диагностики, было выявлено,
что у детей стали ярче
проявляться положительные эмоциональные переживания (радость, удивление) и
отрицательные (страх), большему количеству детей удалось справиться:
узнать изображение радости, грусти и
страха смогли все дети группы, а гнев и
удивление узнать не смогли всего 4 человека из обследуемых дошкольников.
Тем самым в рамках опытно-практической работы мы
подтвердили эффективность использования сказкотерапии в коррекции эмоциональной
сферы детей старшего дошкольного
возраста.
Фрагмент текста работы:
Глава
1 Научно-теоретические подходы к изучению эмоциональной сферы детей старшего
дошкольного возраста 1.1
Основные подходы к изучению эмоциональной сферы личности Проблеме
исследования эмоциональной сферы человека в зарубежной и отечественной
психологии придается большое значение ввиду того, что именно в этой сфере
развиваются такие важные качества личности, как чуткость в отношении к другим
людям, их переживаниям, собственное эмоциональное самоощущение, которое
отражает целостное отношение человека к миру.
В
ряде исследований ученых (Б. Ананьев, Б. Додонов, С. Рубинштейн, П. Якобсон и
др.) встречаются два подхода к пониманию эмоций, а именно, «эмоции» и «чувства»
как синонимы одного значения [32].
В
частности, С. Рубинштейн указывает на то, что чувства являются продуктом
развития элементарных эмоций. В то же время в других работах (П. Анохин, В.
Вилюнас, А. Леонтьев, С. Максименко) эмоции, чувства и переживания
рассматриваются как разные по значению [32].
В
частности, Л.И. Божович отмечает, что эмоции и чувства детей органически
связаны между собой, но по своему содержанию и форме переживания они не
тождественны, ведь эмоция – это общая активная форма переживания организмом
своей жизнедеятельности, а чувства – это специфически человеческие, обобщенные
переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение
которых вызывает положительные или негативные эмоции – радость, любовь,
гордость, печаль, гнев, стыд и др [3].
Разделяя
точку зрения ученого, Е.П. Ильин добавляет, что эмоциональная сфера является
интегрированным образованием, в состав которого входят не только эмоции,
чувства, но и эмоциональные состояния, и определяет их как специфический вид
психического состояния, проявление эмоционального явления в форме настроения,
аффекта, страсти, фрустрации, стресса [20].