Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Логопедия

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Коррекционно-развивающая работа логопеда при моторной алалии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение.. 2

Глава 1 Теоретические основы организации
коррекционно-развивающей работы логопеда при моторной алалии у дошкольников.. 5

1.1 Алалия
как системное нарушение речи: определение, формы, проявления. 5

1.2 Специфика
нарушений речи при моторной алалии. 13

1.3
Особенности развития речи ребенка дошкольного возраста при моторной алалии. 18

Выводы по
главе 1. 21

Глава 2 Экспериментальная деятельность по организации
коррекционно-логопедической работы при моторной алалии.. 22

2.1
Исследование особенностей речевой деятельности детей с моторной алалией. 22

2.2 Анализ
результатов исследования детей дошкольного возраста с моторной алалией. 23

2.3 Организация
коррекционно-логопедической деятельности при моторной алалии у дошкольников  25

2.4 Методы
диагностики моторной алалии у детей. 31

2.5
Коррекционно-развивающая работа логопеда при моторной алалии дошкольного
возраста  32

Выводы по
главе 2. 36

Заключение.. 38

Список литературы… 40

Приложение 1. 44

  

Введение:

 

Структура
и проявления речевых нарушений в среде дошкольников достаточно обширна и
разнообразна. У ребенка могут диагностироваться как незначительные нарушения
звукопроизношения, так и полное отсутствие речи.

В
качестве одного из наиболее серьезных нарушений речевого развития можно
выделить алалию. Алалия представляет собой системную патологию речевого
развития, в основе которого лежит органическое поражение центральной нервной
системы. Это обуславливает степень выраженности речевого дефекта, а также особенности
коррекционно-развивающей деятельности.

Помимо
основного нарушения, связанного с реализацией речевой деятельности, необходимо
помнить о том, что ему сопутствуют различные вторичные нарушения, которые
затрагивают практически все аспекты психической деятельности. В первую очередь,
это сфера общения, так как основной функцией речевой деятельности выступает
функция средства общения.

Кроме
того, речь выступает основой для формирования и развития мыслительных и
познавательных процессов. Дошкольный возраст представляет собой сензитивный
период как для развития речи, так и для становления познавательной сферы.
Соответственно, при серьезных нарушениях речи большое значение обретает
проблема, во-первых, определения состояния познавательной сферы и мышления, а во-вторых,
своевременной и адекватной коррекционной деятельности.

Соответственно,
работа специалиста должна быть направлена не только на преодоление речевого
недостатка, но и на устранение недостатков, а также развитие мыслительных
процессов. В противном случае даже при сохранном интеллекте у данной категории
может возникнуть отставание в психическом развитии.

Причины
моторной алалии, особенности патологического процесса, вербальные и
невербальные проявления моторной алалии, особенности
коррекционно-логопедической работы при данном нарушении изучались такими
исследователями, как Г.Гутцман, В.А. Ковшиков, Т.Г. Визель, Е.Ф. Соботович,
С.Н. Шаховская, Л.В, Мелихова, О.Н. Усанова, Б.Н. Гриншпун, Е.Н. Мастюкова и
др.

Цель
исследования: изучить особенности коррекционно-развивающей работы логопеда с
дошкольниками с моторной алалией.

Объект
исследования: старшие дошкольники с моторной алалией.

Предмет
исследования: организация коррекционно-развивающей деятельности логопеда с
дошкольниками с моторной алалией.

Задачи
исследования:

1)Рассмотреть
теоретические представления о структуре и проявлениях алалии;

2)
Изучить психолого-педагогические характеристики старших дошкольников с алалией;

3)
Реализовать экспериментальное исследование особенностей речевой деятельности
старших дошкольников с моторной алалией.

4)
Проанализировать особенности диагностической и коррекционно-развивающей
деятельности логопеда со старшими дошкольниками с алалией.

Гипотеза
исследования: коррекционно-логопедическая работа логопеда с детьми с моторной
алалией будет успешной, если она основывается на следующих принципах:
деятельностной направленности, индивидуального подхода, опоры на игровые
технологии.

Методы
исследования: теоретический анализ научной литературы, логопедическое
обследование, качественный и количественный анализ результатов эмпирического
исследования.

Характеристика
выборки: в исследовании принимали участие 10 детей 5-ти лет: 6 мальчиков и 4
девочки с диагнозом «моторная алалия».

Теоретическая
значимость исследования: анализ и систематизация современных научных
исследований и практического опыта организации коррекционно-развивающей работы
по преодолению моторной алалии у детей.

Практическая
значимость исследования: описанные принципы и методы работы могут быть
использованы учителями-логопедами в практической организации образовательной
деятельности в рамках дошкольной образовательной организации.

Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической
направленности), выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего
36 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нами
было проведено теоретическое и эмпирическое исследование особенностей речи и
специфики организации коррекционно-логопедической деятельности с детьми с
моторной алалией.

Теоретический
анализ научной литературы по теме исследования показал следующее. Алалия
представляет собой системное нарушение речевой деятельности, которое
обусловлено органическими поражениями центральной нервной системы. Выделяют две
основные формы алалии: сенсорная, которая связана с недостатками в процессе
понимания и восприятия речи, и моторная, при которой нарушен процесс порождения
речи. Внутри каждой из этих форм выделяются также более мелкие формы алалии.

Речь
детей с моторной алалией обладает рядом особенностей. Как правило, импрессивная
речь детей данной категории страдает меньше: понимание речи сохранно, дети
понимают достаточно сложные инструкции, пассивный словарь примерно
соответствует возрастной норме. Однако значительно страдает экспрессивная речь:
нарушена программа порождения высказываний, детям сложно выстроить высказывание,
активный словарь достаточно беден, страдает грамматическая и лексическая
сторона речи. В самых тяжелых случаях экспрессивная речь вообще отсутствует. Помимо
нарушений речи при алалии страдают также психические процессы, поведение,
умственная деятельность, процесс коммуникации, так как речь является
необходимым компонентом всех выделенных процессов. Это обусловлено тем, что речь
является основой для становления мыслительной сферы, выполняет коммуникативную
функцию, функцию контроля поведения. Органические поражения мозга обуславливают
нарушения познавательных процессов: снижение объема внимания, памяти,
работоспособности, эмоционально-волевой сферы и т.д.

Выделенные
особенности определяют некоторые специфические аспекты коррекционной
деятельности. Так, работа при данном нарушении должна быть обязательно
комплексной и сочетать в себе усилия многих специалистов (медиков и педагогов),
иначе не будет достигнут необходимый эффект.

Для установления
особенностей развития речи детей с моторной алалией нами было проведено
эмпирическое исследование. В исследование приняли участие 10 детей старшего
дошкольного возраста с моторной алалией, общим недоразвитием речи. Эмпирическое
исследование было направлено на исследование следующих направлений:
особенностей анатомо-физиологического строения артикуляционного

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы
организации коррекционно-развивающей работы логопеда при моторной алалии у дошкольников

1.1 Алалия как системное нарушение речи: определение, формы,
проявления Алалия
– это речевое нарушение у детей, основанное на различных патологиях и
недостаточности развития речевых центров коры головного мозга. Помимо
определения «алалия», для обозначения данной речевой патологии в научных
исследованиях (особенно в зарубежных) применяется и большое количество иных
разнообразных определений: «врожденная афазия», «онтогенетическая афазия»,
«афазия развития», «дисфазия», «задержка речевого развития»,
«конституциональная задержка речи», «нарушенное усвоение языка», «слухонемота»
и т. д. [9]

В
настоящее время разработаны существуют различные классификации алалии, так как
она довольно разнообразна по своим механизмам, симптомам и уровню выраженности
языковых недостатков.

А.
Либманн в 1925 году обозначил такие виды алалии, как моторную слухонемоту,
сенсорную слухонемоту, сенсомоторную слухонемоту, переходную форму между
слухонемотой и тяжелым косноязычием [1].

Е.Ф.
Соботович в 1985 году, рассматриваю патологию с опорой на психолингвистический
состав и механизмы речевой деятельности, дифференцирует следующие виды алалии:
с преобладающими нарушениями овладения парадигматической или синтагматической
систем языка. При моторной алалии, с точки зрения Е.Ф. Соботович,
диагностируется недостаточность освоения знаковой формой языка (нормами сочетания
и применения символов в ходе порождения речи) [1].

Р.Е.
Левина в 1951 году описала психологическую классификацию нарушения [3]. Ей было
дифференцировано несколько групп детей:


с недостатками слухового (фонематического) восприятия;


с недостатками зрительного (предметного) восприятия;


с нарушением психической активности.

Акцент
стоит сделать на том, что Р.Е. Левина выделила основной признак алалии, который
позволяет дифференцировать ее от остальных патологий речевого развития. При
обследовании группы школьников, у которых не было выявлено нарушений слуха и
установлена достаточная степень интеллектуального развития, нормально развитый
речевой аппарат, но одновременно у них диагностировалась невосприимчивость к
человеческим звукам, нарушена дифференциация звуков [10].

В.К.
Орфинская в 1963 году создала лингвистическую типологию. Ей было обозначено
десять форм алалии по преобладающему виду патологии языковых систем с первичным
или вторичным нарушением:


4 формы моторной,


4 формы сенсорной недостаточности,


2 формы, соотносящиеся с моторно-зрительными патологиями, которые являются
основой для возникновения нарушений речи.

Однако
официально признается и применяется в коррекционной деятельности классификация
по системе В.А. Ковшикова. Согласно данной классификации, алалия
дифференцируется на следующие виды:


сенсорная,


моторная,


сенсорно-моторная (смешанная)

Механизмом развития алалии является
недоразвитие мозговых систем, участвовавших в формировании импрессивной и
экспрессивной речи. В результате отмечаются дефекты фонематического слуха,
вследствие чего звуки речи совсем не улавливаются или ребенок слышит звуки
недостаточно хорошо. Данная симптоматика характерна для сенсорной алалии.
Механизм протекания алалии можно рассмотреть в двух концепциях: сенсомоторной и
психологической.

Сторонники сенсомоторной концепции связывают речевое недоразвитие с
патологией сенсомоторных функций (слуховой, агнозией, апраксией). В
соответствии с психологической концепцией при алалии отмечается патология
некоторых сторон психической деятельности. Представители этих концепций ставят
процесс порождения речи в зависимость от состояния различных психических
функций и некоторых характеристик личности. Недостатки этих концепций в том,
что они механически устанавливают причинно-следственные связи между речевыми и
неречевыми расстройствами; не учитывают, что речь это многоуровневая
деятельность, имеющая сложную структуру, не может быть сведена к сенсомоторному
компоненту. Дети с алалией, несмотря на свойственные им расстройства вербальной
речи, воспроизводят основные виды интонации и многие их оттенки; безошибочно
воспроизводят все или большую часть звукоподражаний; чаще употребляют автономно
и совместно с вербальной речью мимико-жестикуляторную речь. Таким образом,
экспрессивная алалия представляет собой частное вербальное расстройство
знакового выражения

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы