Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Логопедия

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Коррекционная работа по преодолению фонетико-фонематических нарушений у младших школьников с дизартрией

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 7

1.1 Понятие «фонетико-фонематическое недоразвитие речи». Закономерности формирования в младшем школьном возрасте 7

1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с дизартрией 27

1.3 Проявление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией 35

Выводы по 1 главе 41

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 43

2.1 Организация и методика исследования фонетико-фонематических нарушений у младших школьников с дизартрией 43

2.2 Содержание коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у младших школьников с дизартрией 49

2.3 Анализ результатов исследования фонетико-фонематических нарушений системы у младших школьников с дизартрией 53

Выводы по 2 главе 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72

ПРИЛОЖЕНИЯ 80

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи в рамках ориентации логопедической науки на обучение и воспитание детей, имеющих речевые нарушения, рассматривается учеными в качестве нарушения процессов формирования произносительной стороны речи при речевых расстройствах, возникших как результат нарушения в развитии восприятия фонем и их произношения (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, А.В. Ястребова). К данной категории и относятся дети с дизартрией.

Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является речевое развитие детей в различных его аспектах, в частности, это касается формирования у дошкольников правильного звукопроизношения, различения звуков, развитие у них артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, создает предпосылки к формированию умения правильного построения предложений и пр.

А.В. Касьянова и др. отмечают, что: «Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, которые страдают недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (дети с нарушениями письма)» [35, с. 446]. Иначе говоря, одной из важнейших причин дизартрии у детей дошкольного возраста является фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).

Преодолеть данное нарушение можно только путем проведения целенаправленной логопедической работы, нацеленной на коррекцию фонематического недоразвития и звуковой стороны речи. Кроме этого, образовательно-воспитательная работа с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, должна быть направлена не только на коррекцию речевого недоразвития, но также на то, чтоб подготовить ребенка к дальнейшему полноценному овладению грамотой родного языка (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Чиркина Г.В., В.В. Коноваленко, М.К. Шермет и др.).

Дошкольники в процессе коррекционно-обучающей работы должны овладеть теми знаниями, умениями и навыками, которые им необходимы в дальнейшем школьном обучении. Поэтому вопрос об эффективности коррекционно-развивающей работы, требующей постоянного совершенства, поиска инновационных технологий, остается актуальным, поскольку дизартрия превалирует над остальными речевыми расстройствами. Среди детей дошкольного возраста приблизительно 70% нарушений произносительной стороны речи обусловлены дизартрией. Легкая степень проявления дизартрии (стертая) – встречается часто. В настоящее время в большинстве случаев сочетается с общим недоразвитием речи.

Актуальность проблемы исследования определила выбор темы работы: «Коррекционная работа по преодолению фонетико-фонематических нарушений у младших школьников с дизартрией».

Цель исследования состоит в выявлении специфики коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у младших школьников с дизартрией.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «фонетико-фонематическое недоразвитие речи» и описать закономерности его формирования в младшем школьном возрасте.

2. Дать клинико-психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с дизартрией.

3. Описать проявление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией.

4. Разработать содержание коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у младших школьников с дизартрией.

5. Провести экспериментальную работу по преодолению фонетико-фонематических нарушений у младших школьников с дизартрией.

Объект исследования ‒ процесс коррекции фонетико-фонематических нарушений у младших школьников с дизартрией.

Предмет исследования ‒ особенности коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у младших школьников с дизартрией.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; эксперимент; тестирование; наблюдение; количественный и качественный анализ результатов исследования.

Базой исследования послужило Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №29 VI вида. г. Озерск, Челябинская область.

Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами материал может быть использован в дальнейших разработках данной проблемы; в разработанном содержании коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у младших школьников с дизартрией и возможности его применения в работе логопеда с младшими школьниками с дизартрией.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования была достигнута цель данной работы: выявлена специфика коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у младших школьников с дизартрией.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушенными являются звукопроизношение и слуховое восприятие, которое имеет вторичный характер. Невнятная речь детей с ФФНР ограничивает их возможности в развитии четкого слухового восприятия и контроля, что, в свою очередь, усугубляет нарушения звукопроизношения.

Ведущим в структуре дефекта при ФФНР является стойкое нарушение фонетической стороны речи, которое с трудом поддается коррекционному воздействию и отрицательно влияет на формирование других сторон речи, в том числе и звукопроизношение. Поэтому и коррекционная логопедическая работа должна быть комплексной.

Анализ полученных данных показал, что у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечены следующие ошибки, которые свидетельствуют о недоразвитие у детей фонематического слуха: процессе звукового анализа слов замены одних фонем другими оппозиционными (глухих звонкими и наоборот); замены одних фонем другими дизьюнктнимы (переднеязычных заднеязычными, верхнеязыковых нижнеязыковимы, переднеязычных среднеязыковимы, носовых ротовыми и т.д.).

Ошибки, которые свидетельствуют о трудностях контроля за процессом анализа фонем в слове: изменение последовательности звуков в слове; пропуски отдельных звуков в слове в процессе анализа; называние лишних звуков в слове; несколько разовое повторение одного и того же звука, или комплекса звуков.

Ошибки, которые свидетельствуют о трудностях анализа слова: дети не умеют выделять из слова нужный звук; при выделении определенного звука называют целый слог; дети испытывают существенные затруднения при определении в слове места звука.

Ошибки, которые свидетельствуют о трудностях синтеза слова: при совпадении согласных дети пропускают второй согласный звук; в середине и в конце слова допускают пропуски согласных звуков; пропуски гласного звука, который стоит после согласного.

Преодолению нарушений в формировании и развитии фонетико-фонематического компонента способствовала реализация комплексного подхода в логопедической работе. На основе принципа комплексности была реализована разработанная нами система упражнений, состоящая из трех блоков заданий и упражнений. Первый блок направлен на развитие артикуляционной моторики, второй – мелкой моторики, третий ‒ формирование и развитие фонетико-фонематического компонента речи.

Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

1.1 Понятие «фонетико-фонематическое недоразвитие речи». Закономерности формирования в младшем школьном возрасте

В данном параграфе рассмотрим сущность понятия «фонетико-фонематическое недоразвитие речи» и опишем его особенности в младшем школьном возрасте.

Фонетико-фонематической недоразвитие речи (ФФНР) представляет собой нарушение процессов формирования звукопроизношения на родном языке. ФФНР относится к нарушениям средств общения. Именно поэтому преодоление ФФНР является одной из главных задач в процессе развития речи ребенка.

Согласно утверждению М.Ю. Федосеевой, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) ‒ одно из самых распространённых речевых нарушений, проявляющихся «в нарушении произносительной стороны речи в виду нарушенного фонематического восприятия. Данный вид речевого нарушения существенно снижает качество освоения младшим школьником чтения и письма – ведущей деятельности в начальном школьном обучении» [53, с. 296].

Б.М. Гриншпун фонетико-фонематическое недоразвитие определяет как «нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем» [Цит. по: 45, с. 114].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы