Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Концепт «труд» в детской языковой картине мира: лингводидактическое исследование
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1.Концепт- объект исследования в лингвистике 8
1.2 Особенности детской картины мира 14
Выводы по главе 1 19
Глава 2 Концепт труд как объект лингвистического исследования 20
2.1 Концепт труд в семантическом пространстве русского языка 20
2.2 Концепт труд в детской языковой картине мира 26
Выводы по главе 2 32
Глава 3 Концепт труд как объект лингводидактического исследования 33
3.1 Анализ представления концепта труд в дидактическом материале школьного учебника по русскому языку, в словарях, литературе и сочинениях школьников 33
3.2. Проектирование процесса формирования концепта «труд» в детской языковой картине мира средствами предмета «русский язык» 43
Выводы по главе 3 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
Литература 54
Введение:
Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью исследования концепта труд в детской языковой картине мира.
Изучение и анализ теоретической литературы позволили выявить противоречие. Приоритет современных научных исследований состоит в поиске ментальных моделей знаний, иллюстрирующих понятийные отношения в сознании человека и интерпретирующих взаимоотношение различных понятий в структуре концептуального фрейма. Необходимость в исследовании концепта труд очевидна в педагогике, задачей которой является представление адекватной модели концепта труд для практического применения системы знаний об этом понятии, представления школьникам концепта труд как системы положительных понятий с обращением к сознанию ребенка, формирования у него позитивных мыслительных установок, способности к самообразованию и самосовершенствованию. Однако, по мнению экспертов, в лингвистике и в педагогике науке преобладает методология представления теорий, базирующаяся на интуитивной схеме и содержащая информацию об ограниченном наборе отношений между понятиями. Методические разработки уроков также отличаются ограниченностью понятийного аппарата, в них нет всесторонней интерпретации предмета, нет обращения к русскому языковому и речевому наследию народа, которое возможно использовать для обогащения словарного запаса, формирования гражданственности и самосознания, стремлению к трудолюбию. Другой проблемой является отсутствие материала в учебнике русского языка, способствующего воспитательному воздействию на ребенка, побуждающего у него интерес к труду как к общественно-полезному явлению. Когнитивная лингвистика и лексикология разрешают данное противоречие, что представлено в исследовании, первым этапом которого является изучение подходов к пониманию термина «концепт труд» и его значения в науке. Второй этап – это анализ представления концепта труд в дидактическом материале школьного учебника по русскому языку и сочинениях школьников, разработка собственного внеклассного мероприятия. Данная разработка происходит в рамках проектирования процесса формирования концепта «труд» в детской языковой картине мира средствами предмета «русский язык».
Описание содержания, структуры, методики составления и применения внеклассного мероприятия является доказательством факта, что характеристики разработки собственного внеклассного мероприятия, направленного на формирование концепта труд в сознании школьника способствуют оптимизации процесса образования и научных исследований.
Вышеизложенное противоречие привело к формулировке вопроса, суть которого заключается в следующем: какая особенность существующих научных теорий о концепте труд и каким образом должно осуществляться его формирование в сознании школьника.
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что современная наука испытывает необходимость в создании и использовании онтологий, что и обусловило выбор темы исследования: Концепт «труд» в детской языковой картине мира: лингводидактическое исследование.
. Таким образом, дипломная работа посвящена концептуальной модели явления в языке и в речи человека.
Объектом исследования является концепт труд.
Предметом исследования – взаимосвязь концепта труд с мышлением человека в целом и ребенка, формирование концепта труд в детском сознании под влиянием воспитания.
Цель настоящего исследования заключается в характеристике основных особенностей концепта труд как явления языка и речи русского народа и создании педагогических условий на уроках русского языка для формирование концепта в сознании подрастающего поколения.
Проблема, цель, объект, предмет исследования определяют следующие задачи:
1) рассмотреть концепт как объект исследования в лингвистике;
2) определить особенности детской картины мира;
3) представить концепт труд в семантическом пространстве русского языка;
4) охарактеризовать концепт труд в детской языковой картине мира;
5) проанализировать представление концепта труд в дидактическом материале школьного учебника по русскому языку и сочинениях школьников и провести исследование частоты использования понятий, входящих в структуру концепта труд в учебниках русского языка и литературы;
6) составить примерный конспект внеклассного мероприятия для формирования концепта труд в сознании школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
-описательный с использованием обобщения анализируемого материала;
-статистический метод.
Теоретико-методологической базой исследования являются следующие работы:
-в области когнитивной лингвистики: Андреев, М.В., Аскольдов, С. А.,
Бабушкин, А. П.,
— в области психологии: Выготский, Л.С., И.А.Зимняя.
Широкий круг вопросов, затронутых в исследовании, объясняется междисциплинарным статусом языкознания и лексикологии, что предопределяет тот факт, что задачи, стоящие перед данными учебными дисциплинами, могут быть решены только в русле комплексного интегративного подхода, объединяющего достижения различных наук.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем раскрыта методика разработка внеклассного мероприятия, направленного на формирование у учащихся школы в сознании представления о концепте труд и о его месте в культуре русского народа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно является вкладом в развитие теории межкультурной коммуникации, теории и методики преподавания русского языка, включает разработку внеклассного мероприятия, направленного на формирование концепта в сознании ребенка, в результате определения способа интеграции понятий, относящихся к концепту труд.
Практическая значимость состоит в составлении разработки внеклассного мероприятия, которая готова к внедрению в сферу методики преподавания русского языка.
Объем исследования составляет 50 страниц.
Структура работы включает введение, 3 главы, заключение, библиографический список.
Во введении дается обоснование актуальности и выбора темы исследования, определяются объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, а также его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
Первая глава посвящена описанию теории концепта как объекта исследования в лингвистике, особенностям детской картины мира. В результате анализа были сделаны выводы концепте как о многоаспектном лингвистическом явлении. В связи с его природой, в его структуру входит чувственно воспринимаемый компонент и понятийный, то есть совокупность знаний о предмете, полученные индивидом при получении жизненного опыта. В содержательных единицах языка и их речевых реализациях представлен особый уровень осмысления мира, что отражается и в языке, речи ребенка. Детская речь с ее своеобразными целями, мотивами, со сложным иерархическим строением выступает как основа языковой компетенции личности.
Во второй главе рассматриваются характеристики концепта труд в системе русского языка и в языковой картине мира. В результате были сделаны выводы о том, что концепт труд представлен в семантическом пространстве русского языка с позиции отношения народа к нему, закрепленного в языке, в частности- на лексическом уровне. Он имеет отражение в русском народном творчестве, а также в авторских литературных произведениях. Концепт «труд» также имеет сложную структуру и занимает центральное место в детской языковой картине мира. Понятие концепта развивалось и формировалось с учетом исторического развития общества и его языковой картины мира, а также его роль зависит от возраста ребенка и от сформированной в его сознании системы ценностей.
Третья глава посвящена анализу представления концепта труд в дидактическом материале школьного учебника по русскому языку и сочинениях школьников. Вторая глава также включает проектирование процесса формирования концепта «труд» в детской языковой картине мира средствами предмета «русский язык». В выводах по главе отмечено, что проектирование урока для школьников осуществляется в соответствии с их возрастными особенностями и с учетом их личностных интересов.
В заключении подводятся основные итоги проведенного исследования, формулируются общие выводы, намечаются перспективы дальнейшего исследования в этой области.
Библиографический список представлен 20 наименованиями.
Заключение:
В данной работе мы провели теоретический анализ концепта труд в детской картине мира.
В первой главе мы осуществили описание теории концепта как объекта исследования в лингвистике, особенностям детской картины мира. В результате анализа были сделаны выводы концепте как о многоаспектном лингвистическом явлении. В связи с его природой, в его структуру входит чувственно воспринимаемый компонент и понятийный, то есть совокупность знаний о предмете, полученные индивидом при получении жизненного опыта. В содержательных единицах языка и их речевых реализациях представлен особый уровень осмысления мира, что отражается и в языке, речи ребенка. Детская речь с ее своеобразными целями, мотивами, со сложным иерархическим строением выступает как основа языковой компетенции личности.
Во второй главе рассматривались характеристики концепта труд в системе русского языка и в языковой картине мира. В результате были сделаны выводы о том, что концепт труд представлен в семантическом пространстве русского языка с позиции отношения народа к нему, закрепленного в языке, в частности- на лексическом уровне. Он имеет отражение в русском народном творчестве, а также в авторских литературных произведениях. Концепт «труд» также имеет сложную структуру и занимает центральное место в детской языковой картине мира. Понятие концепта развивалось и формировалось с учетом исторического развития общества и его языковой картины мира, а также его роль зависит от возраста ребенка и от сформированной в его сознании системы ценностей.
Третья глава посвящена анализу представления концепта труд в дидактическом материале школьного учебника по русскому языку и сочинениях школьников. Учебники и энциклопедические словари являются средством формирования концепта труд в школьном возрасте. Именно благодаря иллюстрациям концепта в учебниках русского языка дети школьного возраста получают представление о труде. Благодаря учебникам и энциклопедическим словарям происходит развитие положительного отношения к труду и обогащение сознания ребенка новыми понятиями.
Во время прохождения психолого-педагогической практики нами был проведен ассоциативный эксперимент и выполнена разработка урока русского языка по теме: Трудом славен человек. В целом результаты проведенного ассоциативного эксперимента, наличие разных типов ассоциаций, а также результаты проектной деятельности учащихся на уроке, разработка которого представлена нами, позволяют говорить и о сложной структуре концепта «труд», и о том важном месте, которое исследуемый концепт занимает в детской языковой картине мира. В выводах по главе отмечено, что проектирование урока для школьников осуществляется в соответствии с их возрастными особенностями и с учетом их личностных интересов.
Поставленные задачи были решены. Цель была достигнута. В перспективе мы планируем разработать серию уроков русского языка, посвященных анализу роли концепта труд в русских народных сказках, во время которых будет осуществляться формирование концепта в сознании ребенка. Данные уроки будут использоваться в образовательном процессе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Концепт- объект исследования в лингвистике
Для характеристики концепта как лингвистической категории обратимся к историческому аспекту. В конце XX – начале XXI вв. в науке о языке особенно был развит антропоцентризм, а именно учение, в центре которого была картина мира человека, его представления об определенных понятиях. К.С. Карданова отмечает, что «понятие картины мира маркирует формирование новой реальности. Антропоцентризм в лингвистической науке выражается в том, что язык воспринимался как единое целое с мышлением человека [7]. Именно в связи с развитием антропоцентрического подхода в языкознании происходило в науке применение новых исследовательских методов и расширение метаязыка науки. В языковедческих трудах стали широко использоваться такие термины, как языковая картина мира, языковая личность, языковое сознание и пр.
До представления концепта труд в детском сознании обратимся к мнению В.И. Карасика и Г.Г. Слышкина, рассматривающих концепт как «многомерную ментальную единицу с доминирующим ценностным элементом» [6]. В частности, мы в данной работе рассматриваем, как данная единица проявляется в сознании ребенка. Концепт имеет связь с языковой картиной мира.
В.И. Карасик и Г.Г. Слышкин рассматривают концепт как сложный лингвистический элемент. В структуре концепта выделяют понятийный (хранится в сознании в вербальной форме, содержит отличительные признаки понятия в сознании человека), образный (включает воспринимаемые органами чувств, например, органами слуха, зрения и обоняния, осязания характеристики предметов, явлений) и ценностный компоненты [6].
Данные авторы также рассуждают, что концепт – это мысленное образование, заменяющее несколько или бесконечное множество предметов одинакового рода. А лингвистические концепты также существуют относительно к предметной множественности – идеальной или реальной. Так, концепт труд замещает собой различные понятия – работа, усилие и т.д.
В.И. Карасик и Г.Г. Слышкин приходят к заключению, что концепт – это ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека. Он имеет также внутреннюю структуру как результат познавательного процесса человека. Он отражает энциклопедическую информацию о предмете и отношение в социуме к нему [6]. Например, концепт труд отражает энциклопедическую информацию об этом понятии, то есть о совокупности общественно полезных действий. Он также может отражать и сниженную характеристику понятия, то есть может истолковываться как пахота – непрекращающаяся трудная работа.
Р.М. Фрумкина отмечает, что концепт является объектом концептуального анализа, в результате которого происходит анализ смысла концепта и запись результата семантическим языком, то есть словами, обозначающими суть понятий окружающей действительности [15]. А. П. Бабушкин рассуждает, что концепты – это структуры представления знаний. Он также пишет, что это содержательные единицы коллективного сознания, отражающие предмет реального или идеального мира, хранимого в национальной памяти носителей языка в виде познанного субстрата [3]. В.Н. Телия в своей работе отмечает, что концепт – это знание, структурированное во фрейм, которое отражает знания о сущности предмета [13].
А.П. Бабушкин предлагает типологию концептов, основанную на их смысловом содержании [3]. Мыслительные картинки – это совокупность представлений о мире, базирующиеся на жизненном опыте индивида. Данный автор пишет, что концепт фрейм имплицирует комплексную ситуацию. Данный концепт возможно сопоставить с «кадром», в рамки которого попадает все типичное для определенной ситуации.
Словарное толкование составляет логически-конструируемые концепты, в которых образного начала нет. Калейдоскопические концепты сопряжены с когнитивными метафорами (гештальтами), через призму которых постигается сущность абстрактного имени.