Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Комплексная реабилитация средствами и методами АФК в коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Анализ реабилитационных возможностей АФК в коррекции нарушений осанки у детей 6
1.1. Значение правильной осанки. Виды и признаки нарушений осанки 6
1.2. Морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста 11
1.3. Адаптивная физическая культура как средство коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста 18
Глава 2. Организация исследования 23
2.1. Цель. Задачи исследования 23
2.2. Методы исследования 23
2.3. Организация исследования 28
Глава 3. Анализ и обсуждение результатов исследования 29
3.1. Методическое обоснование педагогического эксперимента 29
3.2. Результаты исследования 33
Заключение 38
Список использованных источников 39
Введение:
Актуальность настоящего исследования заключается в следующем: правильная осанка играет огромную роль в жизни любого человека так как с ее помощью можно рационально развивать биомеханические показатели ОДА, а также правильно работать жизнеобеспечивающим системам человека.
Исходя из исследований Научного центра в области здоровья детского населения РАМН, почти у 90% детей отмечаются разнообразные нарушения физического развития или же психического развития. При этом первые позиции в череде отклонений занимают именно проблемы ОДА, отрицательно воздействующие на основные физиологические показатели ребенка, на уровень здоровья.
Именно у младших школьников происходит становление психического, а также физического здоровья детей, происходит развитие разнообразных черт характера, развиваются жизненно необходимые умения, а также навыки. При этом осанка является динамическим стереотипом и в период рассматриваемого возраста обладает неустойчивостью на основании того, что она довольно легко трансформируется в результате воздействия как положительных, так и отрицательных факторов. Неверная поза, используемая детьми тогда, когда они сидят, лежат и так далее способствует тому, что происходят нарушения осанки. Как результат нужно самое пристальное значение нужно придавать верной постановке физического воспитания младших школьников. Правильная осанка – это первоисточник здоровья каждого ребенка. Предупреждение возникновения неверной осанки более простой процесс, чем деятельность по её исправлению нарушений. Как результат для детей младшего школьного возраста необходимо организовывать необходимый уровень двигательной активности, проведение регулярных медицинских осмотров, а также организация лечебно-профилактических мероприятий.
Знания относительно возрастных показателей систем движения, а также условий, которые помогают правильному становлению, нужны во время формирования действенных средств, а также методов в области физического развития ребенка, планирования режима дня.
Выявленные противоречия: существует огромное количество современных методик коррекции осанки у детей. Однако эти методики не всегда приводят к быстрому и стойкому положительному эффекту. Все это говорит о необходимости совершенствования оздоровительных систем, существующих в современном обществе.
Гипотеза: разночтение в методиках коррекции осанки у детей младшего школьного возраста, направленных на улучшение здоровья детей этого возраста. Однако эти методики не всегда приводят к быстрому и стойкому положительному эффекту. Все это говорит о необходимости совершенствования оздоровительных систем, существующих в современном обществе.
Объект исследования – физическая реабилитация нарушений осанки.
Предмет исследования — методы и средства физической реабилитации нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования — рассмотреть особенности комплексной реабилитации нарушений осанки у детей младшего школьного возраста с помощью средств и методов АФК.
Исходя, из цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть значение правильной осанки. Виды и признаки нарушений осанки.
2. Изучить морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста.
3. Изучить существующие реабилитационные средства и методы АФК в коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.
4. Провести экспериментальное исследование по комплексной реабилитации нарушений осанки у детей младшего школьного возраста средствами и методами адаптивной физической культуры.
5. Разработать рекомендации по профилактике нарушений осанки у детей младшего школьного возраста с помощью средств и методов АФК.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников.
2. Анализ медицинских карт детей.
3. Метод исследования физического развития.
4. Контрольные тесты.
5. Педагогический эксперимент.
6. Методы математической статистики.
Теоретическая значимость: Исследование проблемы позволит изучить формы нарушения осанки у детей дошкольного возраста, оценить состояние их здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность и, соответственно, внести коррективы в организацию комплексной реабилитации средствами и методами АФК в коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость: комплексная программа реабилитации средствами и методами АФК в коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста может быть использована для коррекции нарушений осанки в работе с детьми младшего школьного возраста.
Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что раннее выявление и профилактика приносит более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте. Различные варианты нарушений осанки, установленные у детей младшего школьного возраста, не требуют выделения этих детей в какую-либо специальную группу. Прежде всего, необходимо выяснить причины, повлекшие за собой нарушения осанки. В некоторых случаях устранение причины задерживает дальнейшее развитие нарушений. Кроме того, работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения.
На основании проведенного исследования нами изучена проблема коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста средствами адаптивной физической культуры.
Определены особенности физического развития и условия, способствующие коррекции нарушений осанки.
Выделены формы, средства и методы адаптивной физической культуры, направленные на коррекцию нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.
Подобранный нами комплекс упражнений экспериментально апробирован. В результате эксперимента и полученных данных исходная гипотеза о том, что процесс коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста будет наиболее успешным, если:
учтены особенности физического развития детей младшего школьного возраста;
определены условия, способствующие коррекции нарушений осанки;
разработана методика, направленная на формирование правильной осанки средствами адаптивной физической культуры;
учитывается индивидуальный подход.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Анализ реабилитационных возможностей АФК в коррекции нарушений осанки у детей
1.1. Значение правильной осанки. Виды и признаки нарушений осанки
Осанка – обычное положение стоящего человека, которое формируется при физическом развитии, а также формировании статико-динамических систем. Особенности осанки будут иметь определение в положении головы, пояса верхних конечностей, изгибов позвоночника, форме грудной клетки и живота, наклона таза и положения нижних конечностей. Поддержку осанки обеспечивают при помощи напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а кроме этого, эластического свойства хрящевой и капсульно-связочной структуры позвоночника, таза и суставов нижних конечностей [18, c.81].
Роль правильной осанки невозможно переоценить. В качестве основы правильной осанки выступает здоровый позвоночник, так как он является опорой всего организма. Но, многие могут пренебрегать им и принижать роль правильной осанки, что является проблемой здоровья в последующем.
Когда у людей правильная осанка, то нагрузки на позвоночный столб будут распределяться одинаково. При помощи изгиба позвоночника будет обеспечена гибкость, как смягчение толчков и ударов во время передвижения. Чем ближе к тазу, тем более возрастет нагрузка, на основании того, что нижний отдел позвоночника поддерживается весом верхних и она возрастет по нарастающей. Таким образом, больше всего будет нагружаться поясничный отдел, тем более в положении сидя. Но в таких нагрузках нагрузке вредного и противоестественного воздействия, так как ребенок все время находится под воздействием сил притяжения и все время двигается. Проблема может появиться, только если не уделить внимания сохранности правильной осанки [7, c.9].
Позвоночник является связанным с кровеносной и нервной системой, и моментально среагирует на все заболевания организма. Смещение сегмента позвоночника приведет к появлению нарушения в ближайших органах, которые расположены близко к сегменту. Допустим, в результате ношения неудобной обуви получается, одна нога становится короче второй, что будет причиной наклона таза в сторону. С целью компенсации и сохранности равновесия тела, позвоночник будет искривлен дугой в противоположную сторону, и как результат, высота плеч будет различной.
Данные, маленькие на первый взгляд, мелочи, выпускаемые из вида, обладают решающим значением во время формирования правильной осанки.
В качестве свойства развивающегося организма, осанка не будет выступать статическим понятием и может быть нарушена во время резкого изменения условий внешней среды. Прежде всего, это может происходить у дошкольников, когда осанка еще не сформирована. На основании этого любые нарушения условий ее формирования приведут к патологическому изменению. Не нужно убеждать кого-либо в большом значении физического воспитания в качестве фактора, который формирует осанку ребенка. Само собой, что задачи по формированию осанки относят к значимым задачам физического воспитания дошкольников. Но, при этом физическое воспитание не является единственным фактором, влияющим на осанку. Кроме этого, она будет зависеть от состояния костного скелета, суставно-связочного аппарата, уровня развития и симметричности мышечной системы [2, c.73].
Является очевидным, что среди важных причин развития нарушений осанки выделяют большой процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и наиболее позднем периоде развития детей, которые связаны с ограниченной двигательной активностью. Все это отрицательно скажется на состоянии скелетных мышц и позвоночника. Следует как можно раньше начинать профилактику дефекта осанки либо коррекцию имеющихся нарушений, чтобы в школьном возрасте у детей не возникало проблем с увеличенной утомляемостью, головной болью и болью в мышцах туловища.
Исходя из данных Л.Г. Мирхайдаровой, большинство нарушений осанки у ребенка будет связано с изменениями положения плечевого пояса (71,8%) [26, c.13].
На основании данных И.В.Пеньковой, у ребенка чаще всего распространено нарушение осанки в сагиттальной плоскости (75,6%), среди которых преобладать будет плоская спина (29,8%), плосковогнутая спина (18,0%), сутуловатость (13,8 %), круглая спина (8,2%), кругловогнутая спина (5,8%) [11, c.36].
Нарушение осанки только во фронтальной плоскости (асимметричная осанка) составит 5,4%. Другие нарушения осанки будут носить комбинированный вид: дефект осанки во фронтальной плоскости будет, сочетаться с различными типами нарушений в сагиттальной.
Очевидным является, что зоны риска, определяющие характер нарушения осанки, это шейный, грудной и поясничный отдел позвоночника, угол наклона таза, стопа, мышечная система.
Из исследований Л.Г.Мирхайдаровой возможно найти подтверждение о том, что нарушения осанки у дошкольников возникают под воздействием нагрузки статического типа, и, в частности, во время длительного сидении на одном месте, при этом только одна треть детей будут принимать верную позу [4, c.38].
Козырева О.В., среди основных причин увеличенного распространения нарушений осанки у дошкольников в последнее время относится значительное снижение степени здоровья новорожденных и ухудшение экологической обстановки, которые вызывают снижение иммунобиологической реакции. Как результат этого будет высокая степень заболеваемости в неонатальный и наиболее поздний период развития ребенка, обуславливая ограничение двигательной активности. На основании мнения специалистов в области педиатрии, среди причин, которые приводят к нарушению осанки, прежде всего, выделяют неадекватный мышечный тонус, зачастую возникающего при дезадаптивном состоянии психики. Допустим, во время исследований М.В.Киселева установила, что у ребенка с начальной стадией нарушений осанки отмечают высокую степень личностной тревожности, что имеет отражение в наличие продолжительного существенного застойного очага эмоционального напряжения [1, c.17].
Предупредить появление неправильной осанки гораздо проще, чем провести работу по ее исправлению.
Осанка человека является связанной с положением позвоночного столба и определена статическим условием, которое у человека имеет значительное отличие от иных биологических систем, на основании его вертикального положения. Существуют разные виды осанки: первый, основной тип, второй тип осанки: плоская или плоско-вогнутая спина, третий тип осанки — круглая спина, четвертый тип осанки — сутулая спина.
Причин неправильной осанки и ее дефектов множество:
— гиподинамия как результат, слабое развитие мышц спины, бедер, шеи, груди, которые удерживают позвоночник в необходимом положении;
— ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной. Развиваются дефекты осанки из-за неправильной росту детей мебели, неудобной одежды, неправильной позы и привычек ребенка (допустим, опора во время стояния на одной ноге, чтение и рисование, лежа на кровати на одном боку);
— однообразное движение (отталкивание одной и той же ногой во время езды на самокате, во время прыжков во время игр; ношение определенных грузов в одной и той же руке) [30, c.73].
Значительная роль в появлении нарушения осанки отводят неудовлетворительному общему режиму жизни детей (пассивный отдых, нет прогулок на открытом воздухе, малый сон, нерациональное питание). Развитию нарушения осанки, кроме этого, может способствовать частые инфекционные и острые респираторные заболевания, которые ослабляют организм и ухудшают физическое развитие.