Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Коммуникационный потенциал экспозиций малых музеев Ленинградской области на примере Дома-музея Н.А. Римского-Корсакова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теория коммуникации в музейном пространстве 7
1.1. Влияние теории коммуникации на экспозиционную деятельность музея 7
1.2. Особенности проектирования музейных экспозиций при коммуникативном подходе 19
Глава II. Коммуникацинный потенциал экспозиции Государственного Дома-музея Н.А.Римского-Корсакова 42
2.1. Особенности построения экспозиции музея и его образовательных программ 42
2.2. Культурно-образовательная программа «Моряк с мечтою о музыке» 53
Заключение 58
Список литературы 60
Приложения 67
Введение:
В основе культурной индустрии музейная деятельность, по-видимому, является не только экономическим двигателем, но и частью государственной мягкой силы. Историческое и культурное наследие, которое заключено в музеях становится важнейшим направлением современной музейной коммуникации.
Музеи — это постоянные некоммерческие учреждения, они считаются «гражданскими лабораториями», открытыми для публики, они защищают наследие, культурные традиции и местное культурное разнообразие. Социальная роль музея также заключается в том, чтобы рассказывать подлинные истории, позволяя аудитории получать интерактивный, прямой и устойчивый опыт. Музеи должны преодолевать культурное разнообразие своих посетителей, коммуницируя с ними и привлекая внимание потребителя.
Роль маркетинга и связей с общественностью имеет большое значение для обеспечения будущего культурных традиций. Музейные работники должны понимать потребности аудитории и общаться с ней соответствующим образом, переходя от пассивных мест к культурным центрам, объединяющим сообщества.
Для достижения поставленной цели, в городе проходят мероприятия, направленные на «формирование культурного образа Тихвина как сохраняющего культурные традиции и поддерживающего культурные инициативы, и его интеграция в региональную, российскую и мировую культуру».
Рассмотрение музея как культурной системы в данной работе опирается на исследования Э. Хупер-Гринхил [56], которая обращена к раскрытию музея, как системы. Важно отметить, что концептуальное содержание работы музея как коммуникативной системы, его стремление отразить новые тенденции в социуме обнаруживается в трудах М. Маклюэна [58].
Музейная коммуникация представлена также и в трудах российских исследований и отражена в трудах Балакирева А.С., Годуновой Л.Н.[18], где рассматриваются особенности коммуникации в музейном пространстве, где посетитель начинает рассматриваться из объекта воздействия полноценным субъектом, который вступает в диалог не только с экскурсоводом, но и с экспозициями, переставая быть пассивным созерцателем информации. Оценка музея как социокультурного феномена отображена в трудах таких ученых, как Ольшевская Г.К., Арапова Л.И [38]. Проблематика музейной коммуникации нашла отражения в трудах О.С. Сапанжа [40]. .
Цель: Изучение ресурсного потенциала Государственного Дома-музея Н.А.Римского-Корсакова с позиций музейной коммуникации для определения путей повышения эффективности его деятельности.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теорию коммуникации и применение ее в музейном пространстве
2. Выявить особенности проектирования музейных экспозиций при коммуникативном подходе
3. Проанализировать особенности построения экспозиции музея и его образовательных программ
4. Разработать программу «Моряк с мечтою о музыке».
Объект исследования: коммуникационный потенциал Государственного Дома-музея Н.А.Римского-Корсакова
Предмет исследования: современное состояние и перспективы развития музейной коммуникации изучаемого музея.
Методы исследования:
Общенаучные: — метод источниковедения – научный анализ источников;
— метод культурологии — детальное описание объекта ;
— метод искусствоведения – стилистический анализ произведений искусства:
Для исследования коммуникативного пространства музеев России были задействованы такие работы, как работа Шалаева Н. В., С. И. Гуляева и Н. С. Гуляева и развитие музейного дела на Алтае [9].
Среди статей, которые позволяют раскрыть коммуникативные особенности экспозиций музея, следует выделить такие, как статьи: Веселицкого О.В. «Знакомьтесь музей» [9], Стриженовой Т. «Особенности построения экспозиции. Из опыта экспозиционной работы Государственного политехнического музея» [27]. В этих статьях подчеркивается, что сегодня музей не должен восприниматься как хранилище культурного материала, так как он должен воспринимать свою функцию в соответствии с реальными запросами социума, отражая в экспозициях запросы аудитории и интересы ее к музейным экспонатам. Именно от того, каким образом будет представлена информация музея, будет зависеть эмоциональный отклик аудитории.
Работа М. Е. Каулен «Музейное дело России» интересна тем, что на основе краеведческого музея показано, каким образом можно добиться интереса аудитории, максимально воздействовать на нее. В основе работы лежат экспозиционные комплексы музея, которые позволяют сделать экспозицию многомерной [23].
Книга Рудольфа Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие» [1] интересна, прежде всего потому, что в своей основе она содержит огромный экспериментальный материал. Автор не только приводит в своей работе огромное количество анализом материала, но и раскрывает большое количество результатов экспериментального исследования.
Прежде всего говорится о том, что акт восприятия – это акт творческий, который заставляет человека быть активным в усвоении музейной информации. Именно оно приводит к созданию музейных моделей, которые лежат в основе коммуникации музеев с потребителями. Автор отмечает, что подобный процесс восприятия лежит в основе самого акта познания, а потому особенно важен.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в научной, преподавательской, культурно-популяризаторской деятельности, в практической работе музеев и музейных объединений, в написании трудов по музейной педагогике, культурологии и музееведению.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Введение обосновывает актуальность работы, содержит в себе информацию о целях, задачах, предмете и объекте работы. Первая глава посвящена особенностям коммуникации музеев, реализации коммуникационного потенциала экспозиции музея. Вторая глава содержит разработку экспозиции Государственного Дома-музея Н.А.Римского-Корсакова. Заключение содержит выводы по проблеме.
Заключение:
Проведенное исследование показывает, что уровень коммуникации большинства выставок значительно колеблется, а недостатки не могут быть объяснены только местными условиями, т.е. нехваткой денег, времени, ограниченным пространством для выставок и т. д.
Будущее музейной коммуникации, безусловно, будет зависеть от имеющихся пространственных, технических, кадровых и финансовых условий. Но прежде, чем музейный специалист выдвигает новые требования к оформлениию экспозиции, он должен знать, что и для чего он хочет, чтобы его аргумент был убедительным.
Было бы глупо полагаться на самоочевидную повествовательную силу находок, находящихся в каком-то храме знаний. Музейные экспонаты должны быть живым мостом для понимания посетителей, мостом между научно-исследовательской базой и общественностью. С другой стороны, он должен оставаться музейным продуктом. Необходимо найти свою площадку, нишу, не занятую другими культурно-просветительскими объектами, т.е. создавать выставки и связанные программы, которые не будут заменены или продублированы чем-то другим. Идея превратить музей в мультимедийное устройство, то есть заменить объекты только изображениями, компьютерами или звуками и видео, управляемыми с каких-то сложных консолей блоков управления, совершенно странная. С другой стороны, отказ от современных технологий это означало обеднение музейных выразительных средств новыми измерениями.
Поэтому при подготовке выставочного мероприятия мы должны перейти от спонтанной практичности, от индивидуального дилетантства к коллективному высокопрофессиональному исполнению, от спонтанной сиюминутной идеи к долгосрочному планированию, без преувеличения, к продуманной стратегии.
Большинство рассмотренных выставок в музее Римского-Корсакова можно отнести к предметным выставкам, такой подход к представлению, несомненно, проще других. Но именно предметы позволяют раскрыть особенности личности Римского-Корсакова и его семьи, проанализировать, каким образом формируется его тяга к музыке и как она связана с личностью матери.
Особенности экспозиции в работе были представлены таким образом, чтобы показать, насколько важной для формирования личности художника была фигура его матери. Экспозиции, с которыми знакомятся школьники, становятся основой для раскрытия личности художника, когда, знакомясь через предметы, мы можем прийти к выводу, как Римский-Корсаков стал знаменитым музыкантом и что на это повлияло.
Как следствие, в данной работе была предпринята попытка разработать квест как способ рассказать о личности Римского-Корсакова, расширить уже имеющуюся информацию для школьников. Результатом становится раскрытие личности через игру, доступность информации, и, как мы надеемся, повышение интереса школьников к композитору.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теория коммуникации в музейном пространстве
1.1. Влияние теории коммуникации на экспозиционную деятельность музея
Первоначальное латинское значение communicare включает в себя общение, совместное использование, объединение, совместное участие. Карл Ясперс определяет коммуникацию как экзистенциальную, когда в изолированном понятии мы не осознаем себя, только в коммуникации точка зрения другого говорит нам, кто мы и что мы для других. Следовательно, это основа всех отношений между людьми. Это процесс общения (а также обмена), передачи и обмена значениями и ценностями.
Коммуникация (от латинского communicatio, -ōnis) — это сознательное действие по обмену информацией между двумя или более участниками с целью передачи или получения различной информации или мнений.2 Основными этапами коммуникации являются формирование намерения общаться, составление сообщения, кодирование сообщения, передача сигнала, прием сигнала, декодирование сообщения и, наконец, интерпретация сообщения получателем. Общение в целом происходит между тремя основными категориями субъектов: людьми (язык), живыми организмами (биосемиотика) и активированными устройствами связи (кибернетика) [1].
Невербальное общение заключается в передаче значений в форме невербальных сообщений. Используются неязыковые знаки. Примеры невербального общения включают, среди прочего, жесты, мимику, телесное выражение, зрительный контакт, манеру одеваться, тактильную (общение посредством прикосновения), хрономическую (значение времени в общении) и кинезическую (язык тела). Само устное общение содержит невербальные элементы, такие как паралингвистика (невербальные элементы, сопровождающие лингвистику, например, оттенки удивления, интереса, незаинтересованности, страха, усталости, намеки и т. д.) Согласно исследованиям, 55 % человеческого общения осуществляется с помощью невербальных выражений лица и 38% — с помощью параллельный язык.5Это включает в себя то же письменное общение, при котором можно определять смысл в стиле письма, распределении пробелов между словами и использовании смайликов для передачи эмоций. В этом смысле для передачи сообщения используются цвета, такие как сине-красная маркировка кранов, звуки, такие как сирена скорой помощи, и жесты, такие как подмигивание. [23].
Философ Эгон Бонди рассматривал информацию с онтологической точки зрения. Передача информации — это самое основное, самое элементарное, самое важное, что есть у нас в мире во Вселенной. Без передачи информации не было бы никакой трансформации, то есть вообще никакого мыслимого — возможного процесса. Любая разница между разумом и материей исчезает.
Американский философ Чарльз Сандерс Пирс считается основоположником теории коммуникации. В исследуемом нами вопросе необходимо различать символическую сторону различных предметов музейного собрания. В то время как, например, проявления художественного производства принимаются за оригиналы, они имеют свое конкретное значение, предметы из области естествознания, но и из области археологии часто имеют довольно родовой характер. Так что в музееведении часто речь идет о экземплификации [Цит по 18, С. 102].
Символы занимают центральное место в человеческой культуре, способность получать информацию через символы значительно повлияла на развитие человечества. Символы — это инструменты, которые человек ставит между собой и реальностью, чтобы он мог говорить о реальности, даже когда ее нет. Общаясь с помощью символов, мы можем хранить человеческие знания в долгосрочной перспективе.
На сегодняшний день доступно большое количество литературы по теме коммуникации, часто с этим словом прямо в названии.