Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Комиссия по делам несовершеннолетних. правовой статус и их полномочия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Правовой статус Комиссии по делам несовершеннолетних 6
1.1. Понятие и общая характеристика Комиссии по делам несовершеннолетних 6
1.2. История развития Комиссии по делам несовершеннолетних 13
1.3. Правовое регулирование Комиссии по делам несовершеннолетних. 20
Глава 2. Полномочия Комиссии по делам несовершеннолетних. 26
2.1. Порядок образования и система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав 26
2.2. Права и обязанности Комиссии по делам несовершеннолетних 32
2.3. Ответственность Комиссии по делам несовершеннолетних 39
Глава 3. Проблемы и совершенствование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних. 43
3.1. Анализ проблем правового регулирования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних 43
3.2. Предложения по совершенствованию деятельности комиссий по делам несовершеннолетних 48
Заключение 53
Список использованных источников 56
Введение:
Одним из действующих элементов механизма профилактики антиобщественного поведения несовершеннолетних, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Однако в правовом регулировании деятельности комиссий по делам несовершеннолетних существует ряд проблем, требующих своего разрешения, среди которых можно обозначить лишь некоторые из них.
Во-первых, существенным упущением действующего нормативно-правового регулирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав следует признать по сей день не принятый Федеральный закон «Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав». Принятые субъектами Российской Федерации и законы о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав не могут решить проблему законодательного регулирования комиссий комплексно.
Во-вторых, на законодательном уровне не закреплена действующая трехуровневая система комиссий по делам несовершеннолетних. При этом, нельзя признать совершенным и сам механизм формирования состава комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. По факту, зачастую комиссии возглавляет заместитель руководителя субъекта Российской Федерации, заместители глав муниципальных образований. Многие члены комиссии являются представителями властных государственных и муниципальных структур, общественных организаций, что препятствует им осуществлять эффективно деятельность в составе комиссий.
Отсутствие на федеральном уровне норм, регламентирующих деятельность комиссий на региональном и муниципальных уровнях становится причиной того, что численность таких комиссий в различных регионах не является одинаковой, в результате чего существенно отличается и объем их работы.
В-третьих, много вопросов вызывает отсутствие единых требований к членам комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, что является препятствием к объективному, всестороннему определению всех обстоятельств, затрагивающих отдельное дело, нарушаются принципы законности в процессе осуществления производств по делам об административных правонарушениях и как результат нарушение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и их родителей или законных представителей.
В-четвертых, правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом правовой природы достаточно специфичен, что обуславливает различие правового положения в зависимости от того, с кем данная комиссия во взаимодействии осуществляет свои полномочия. Сама позиция законодателя по закреплению полномочий комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав представляет не самый удачный вариант – перечисление разрозненных полномочий, что затрудняет работу правоприменителя.
Таким образом, отсутствие единообразных нормативно-правовых основ, регулирующих организационные вопросы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, приводит к тому, что органы государственной власти Российской Федерации самостоятельно решают данную проблему, путем издания своих нормативно-правовых актов.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Предметом исследования составляют нормы действующего, федерального, регионального и местного законодательства, регулирующие деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, учебная и научная литература, правоприменительная практика.
Цель выпускной квалификационной работы – определить правовые особенности и проблемы, возникающие в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и наметить пути их решения.
Задачи исследования:
1. Определить понятие и дать общую характеристику Комиссии по делам несовершеннолетних
2. Провести историко-правовой анализ становления и развития ювенальных учреждений в России Правовое регулирование Комиссии по делам несовершеннолетних
3. Обозначить порядок образования и система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
4. Проанализировать права и обязанности Комиссии по делам несовершеннолетних
5. Изучить ответственность Комиссии по делам несовершеннолетних
6. Провести анализ проблем правового регулирования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних
7. Сформулировать предложения по совершенствованию деятельности комиссий по делам несовершеннолетних
Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», другие федеральные законы и нормативные правовые акты федерального, регионального и местного уровня, регулирующие деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Теоретическая база исследования: труды следующих ученых: С.Л. Банщиковой, Я.В. Васильевой, Е.В. Грибанова, А.Н. Дерюга, П.С. Долгополова, С.М. Зырянова, Е.В. Ильговой, А.Н. Кривоносова, Н.И. Крюковой, Н.В. Спесивова, О.Ю. Таибовой и др.
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами исследования и включает: введение, три главы, заключение и список используемой литературы и используемых источников.
Заключение:
Особенная роль в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принадлежит общественным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав. В состав таких комиссий входят представители образовательных учреждений, учреждений культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения, сотрудники полиции, сотрудники местных администраций. При формировании состава комиссий необходимо обращать внимание на сферу деятельности сотрудника комиссии, образование, опыт работы с детьми, авторитет среди жителей включенность в проблемы несовершеннолетних и заинтересованность в их решении.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, составляя ядро системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представляют собой орган исполнительной власти, обладающий государственно-властными полномочиями по реализации исполнительной власти в пределах своей компетенции, реализую задачи обеспечения единого подхода к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказывая управленческое воздействие на различные сферы государственного управления посредством межотраслевой координации, объектом управленческого воздействия которых является деятельность органов, составляющих систему профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Свою деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляют в соответствии с принципами гласности, демократизма, коллегиальности, единства системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также принципами уважительного отношения к несовершеннолетнему, его родителям или законным представителям, конфиденциальности информации и индивидуального подхода к воспитанию несовершеннолетнего.
В настоящее время действует трехуровневая система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая составляет единую систему. Представляется, что такое единство системы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав должно быть отражено в ст. 11 Федерального закона № 120-ФЗ, посредством указания в п. 1 данной статьи на то, какие конкретно виды комиссий могут быть созданы на территории Российской Федерации.
В законодательстве субъектов муниципальные комиссии трактуются очень широко, к ним могут быть отнесены окружные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах местного самоуправления сельсоветов (поссоветов). Однако ни окружные комиссии, ни комиссии при сельсоветах (поссоветах) не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, поскольку это противоречит ст. 23.2 КоАП РФ. Представляется, что иные виды муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав помимо тех, которые определены в КоАП РФ, образуются в соответствии с законами субъектов Федерации.
Членами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, являются представители органов государственной и муниципальной власти и общественных организаций. В связи с таким совмещением полномочий, тем более, что в составе таких комиссий деятельность осуществляется на безвозмездной основе, т.е. на общественных началах, эффективность деятельности членов комиссии ставится под сомнение. В действующих нормативных актах в основных требованиях к членам комиссий указан только возраст (достижение 21 года) и гражданство РФ. Однако, особая значимость деятельности комиссий обнаруживает необходимым урегулировать требования к членам комиссии. В частности, целесообразно было бы привлекать специалистов, способных работать в КДН, обладающих знаниями в области юриспруденции, психологии, руководители органов по профилактике безнадзорности, представители религиозных конфессий, общественные деятели.
С целью совершенствования деятельности общественных комиссий были определены следующие направления:
привлечение родителей к работе общественных комиссий и старшеклассников;
обмен опытом между общественными комиссиями разных муниципальных районов;
проведение исследований по изучению общественного мнения о работе общественных комиссий, выявлению проблем и трудностей несовершеннолетних и их семей;
создание детских общественных комитетов;
сотрудничество с градообразующими предприятиями;
систематизация ведения документации по работе общественных комиссий.
Таким образом, деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав нуждается в совершенствовании посредством урегулирования Федеральным законом «Об основах организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Правовой статус Комиссии по делам несовершеннолетних
1.1. Понятие и общая характеристика Комиссии по делам несовершеннолетних
Реформы, проводимые в Российской Федерации, имеют как положительные, так и негативные последствия. Одним из таких негативных последствий является обострение проблемы детской беспризорности и безнадзорности.
Точного количества беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних в России не знает никто: экс-вице-премьер В. Матвиенко говорит об 1 млн. чел., по данным Генеральной прокуратуры, их 2 млн чел., Российский детский фонд называет цифру – 3 млн чел., а Движение в защиту детей – 4 млн .
На борьбу с таким негативным социальным явлением как беспризорность и безнадзорность детей направлен Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон № 120-ФЗ) в п. 1 ст. 4 которого закреплена система субъектов профилактики:
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
органы управления социальной защитой населения;
органы, осуществляющие управление в сфере образования (федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования);
органы опеки и попечительства;
органы по делам молодежи;
органы управления здравоохранением;
органы службы занятости;
органы внутренних дел;
учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
Однако, некоторые ученые по-другому строят систему субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
органы прокуратуры;
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
органы опеки и попечительства;
органы внутренних дел;
районные органы здравоохранения;
отделы по делам семьи, детства и молодежной политики .
Как можно заметить, приведенный перечень субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не во всем соответствует действующей редакции п. 1 ст. 4 Федерального закона № 120-ФЗ. Прежде всего, хотелось бы отметить, что утверждение Н.В. Смирновой о том, что органы прокуратуры входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ошибочно. В п. 1 ст. 4 Федерального закона № 120-ФЗ органы прокуратуры в качестве одного из субъектов профилактики не названы. Роль органов прокуратуры другая. Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона № 120-ФЗ, прокурорский надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» .
Среди субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Н.В. Смирнова называет отделы по делам семьи, детства и молодежной политики. В то время как в законе говорится об органах по делам молодежи.
Некоторые ученые в качестве существенного недостатка п. 1 ст. 4 Федерального закона № 120-ФЗ указывают на отсутствие в системе субъектов профилактики участкового уполномоченного полиции 26, с. 43. Однако, участковый уполномоченный полиции является служащим полиции, которая в свою очередь является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (п. 1 ст. 4 Федерального закона «О полиции» ), который названы в числе субъектов профилактики. Поэтому нет необходимости службе участковых уполномоченных придавать статус субъекта профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Пункт 2 ст. 4 Федерального закона № 120-ФЗ регламентирует, что в названных органах могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.