Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Когнитивный стиль и копинг-стратегии сотрудников при принятии решений в неопределенных ситуациях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение Теоретико-методологические
основы исследования копинг — стратегий и принятия решений в отечественной и
зарубежной психологии Основные подходы к пониманию
понятия копинг и совладающее поведение в психологической литературе Когнитивный стиль как индивидуальная стратегия способы переработки
информации личностью Специфика подходов к классификации типов принятия решений в неопределенных
ситуациях Выводы по главе 1 Эмпирическое
исследование когнитивного стиля и копинг-стратегий сотрудников в принятии
решений Программа
эмпирического исследования Описание и
интерпретация результатов исследования по выявлению взаимосвязей между
когнитивными стилями и копинг-стратегиями поведения Особенности
использования копинг-стратегий сотрудниками Субъективная
оценка условий принятия решений в неопределенных ситуациях Когнитивные
стили как факторы защитно-копингового поведения у сотрудников Анализ и
интерпретация результатов исследования Выводы по главе 2 Заключение Список литературы Приложения

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Изменчивость
социально-психологических детерминант системы экзистенциального существования
личности, ее активное обучение и становление побуждают к осознанию необходимости
поиска качественно новых форм совладеющего
поведения. Одним из важных оптимизационных ракурсов встает проблема
выбора адаптивных стратегий копинг-поведения личностью, которая стремится к
самоутверждению, самореализации, самоактуализации. Умение осваивать сложные
жизненные ситуации особенно актуально в наше время, когда личность находится в
условиях кризиса ситуации и кризиса развития. Такая уязвимость личности в
данный период, служит основанием для необходимости исследования детерминант
адаптивного копинг-поведения в качестве составляющей социального поведения.
Поэтому среди актуальных проблем на сегодняшний день, четко выделяются новые
требования, которые направлены на помощь личности в выработке необходимых компетенций
при формировании адаптивных стратегий копинг-поведения.

Наибольший опыт
экспериментальных исследований копинг-поведения представлен в таких отраслях
психологической науки, как возрастная психология (Т. Крюкова, Л. Головей, А.
Либин, И. Корниенко, С. Кузикова, Т. Ткач и др.), медицинская психология (Л.
Бурлачук, А. Кочарян, Н. Сирота, В. Ялтонский), психологии труда (В. Бодров, А.
Задорожная, А. Шевяков и др.). Однако, в целом проблема изучения адаптивного
копинг-поведения личности, характеризуется неопределенностью, многозначностью
понимания и разрозненностью в подходах к исследованию поведенческих
особенностей. Расхождения во взглядах различных авторов (Д. Басс, С Ворчел, М.
Купер, Дж. М. Смит, Дж. Тебе и др.) касаются как самих понятий
«копинг-поведение», «копинг-стратегия», «копинг-ресурс», так и представлений об
их факторах и механизмах формирования [2, 7, 10, 13; 17; 18]. Принятие решений
личностью всегда было и остается актуальной проблемой для ученых разных областей знаний. Психология занимает
среди них одно из определяющих мест, поскольку принятие
решений как субъективный выбор личности, наиболее ярко выявляет
ее особенности, способности и возможности,
влияя на изменение разных ситуаций, формируя активную
жизненную позицию, определяя выбор
оптимального пути становления [1,
6; 8; 16].

Принятие   решений в науке рассматривается как этап переработки
информации в системе
целенаправленной деятельности человека и наиболее обобщенно
определяется  как   формирование,  выбор  действий и  операций
(А. Г.
Асмолов, Г.Я. Гольдштейн, А. В. Карпов, С. Д. Максименко, П. К. Ощепков,С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков, R. L. Ackoff, F. E. Emery, W.
James). Чаще всего проблема
принятия решения описывается как преодоление неопределенности (Т. В.
Корнилова, В. А. Петровский, Л.
И. Подшивайлова, С. Д. Смирнов, Г. Н. Солнцева,
М. А. Чумакова, M. Douglas, G. Herter, D.
Kahneman, J. Kozielecki, R. Lipshitz, S.
Maddi, S.
Plous, P. Slovic, O.  Strauss,
A. Tversky и др.) [3; 4, 10,
11; 14].

Понятие «неопределенность» до последнего времени
довольно часто осознавалось как некая данность. Это происходило, в частности,
за счет социологического понимания социальных изменений как бифуркационных, то
есть таких, которые создают реальность как множественную, что требует от
человека или непредсказуемых ролевых «переключений», или полного отказа от ориентации
на фиксированные ролевые модели поведения (И. Валлерстайн, Б. Гидденс). Вместе
с тем, распространенным на сегодняшний взгляд на центральную проблему
социальной психологии как проблему отношений между человеком и социальными
изменениями (А. Тэшфел), которые включают в себя принцип неопределенности,
поскольку выбор в ситуации, постоянно меняется, не может быть окончательным [5,
12; 14].

Поскольку заинтересованность копинг-стратегиями
возникла в психологии относительно недавно из-за сложности самого феномена
поведения преодоления, исследователи еще не пришли к единой классификации
копинг-стратегий. Работа по копинг-стратегиям является пока еще достаточно разрозненной,
поэтому каждый новый исследователь предлагает свою новую классификацию.

Когнитивные стили,
наряду с другими стилевыми образованиями – стилями обучения, мышления,
интеллектуальными стилями и др. – признаются ограниченными со стороны средств
их измерения. Мы полагаем, что в настоящее время остро стоит вопрос
актуальности дальнейшего изучения когнитивных стилей. С одной стороны, данная
область долгое время находилась вне основных путей развития современной
психологии, с другой – вопрос о стилях как предпочтениях в использовании
когнитивных способностей остается до сих пор весьма важным. Многие авторы
указывают, что когнитивные стили могут выступить основой построения единой
теории взаимодействия познания и личности, что они имеют большое прикладное
значение в областях обучения и образования, менеджмента, психотерапии, принятия
решений и пр. Внедрение и обучение копинг-стратегиям поведения
является важной научной задачей, в результате решения которой копинг-стратегия
станет личностным ресурсом, который обеспечит поддержку и самопомощь, позволит
найти в себе ценности и ресурсы для саморазвития, самоактуализации для
достижения личностного и социального успеха

Проблема исследования помогла определить выбор темы
исследования «Когнитивный стиль и копинг-стратегии
сотрудников при принятии решений в ситуациях неопределенности».

Цель исследования: исследование особенностей
когнитивного стиля и копинг-стратегий военнослужащих при принятии решений в
ситуациях неопределенности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать
данные научной литературы по проблеме исследования когнитивного стиля и копинг — стратегий при принятии
решений в ситуациях неопределенности.

2. Изучить показатели, характеризующих принятие решений у военнослужащих.

3. Выявить
особенности когнитивного стиля у военнослужащих.

4. Определить
особенности когнитивного стиля и копинг-поведения личности в неопределенных
ситуациях.

Объект исследования: когнитивный стиль и психологические копинг-стратегии личности.

Предмет исследования:
взаимосвязь копинг-стратегий личности и
их влияние на принятие решений в ситуациях неопределенности.

Теоретико-методологическая
основа исследования: Теоретико-методологической основой исследования
выступают учения о детерминации и закономерности развития личности (Л.
Выготский, Эльконин, Г. Костюк, С. Максименко, Л. Сохань, И. Тараненко, Т.
Титаренко, П. Чамата) психологические концепции становления личности как
субъекта жизни (К. Абульханова-Славская, Г. Балл, М. Борышевский, JI.
Выготский, Д. Леонтьев, А. Лактионов, С. Максименко, С. Рубинштейн, Л. Сердюк,
Т. Титаренко, М. Холодная и др.) научные представления о сложных жизненных
обстоятельствах (П. Лушин, В. Скребец, Ю. Швалб и др.); ситуации
неопределенности как основа социальных изменений (Г. Андреева, А. Белинская, И.
Валлерстайн, Л. Гозман, Т. Корнилова, С. Хилько и др.); научные подходы к
жизнедеятельности и образу жизни личности (А. Верник, А. Рудомино-Дусятская, Ю.
Швалб и др.).

Научная новизна исследования заключается в том, что определена психологическая структура
личностно-ситуационных стратегий жизнедеятельности личности в условиях ситуции
неопределенности в зависимости от локализации фактора неопределенности и
ориентирования на собственную субъектность; исследованы копинг-стратегии
освоения ситуационной неопределенности в различных сферах жизнедеятельности
личности.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, психодиагностическое
тестирование, математическая статистика.

Практическое значение полученных
результатов будет заключатся в том, что по результатам исследования
разрабатывается программа психологической коррекции деструктивных
копинг-стратегий, которую можно будет применять при освоении ситуаций
неопределенности в различных сферах жизнедеятельности личности.

Эмпирическая база исследования. Работу осуществляли
на базе ФКУ «Военная часть 45095”, г. Торжок. В исследованиях принимали участие
58 военнослужащих, в возрасте 25-45 лет.

Структура и объем работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов
к разделам, общих выводов, списка литературы. Общий объем — страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенный
теоретический анализ научных источников дает возможность определить основные
понятия, рассматриваемые в нашей работе. Копиг — поведение рассматривается, как
индивидуальный способ взаимодействия личности со сложной, кризисной, стрессовой
ситуацией, направленной на снижение влияния стресса. Копинг-поведение является определенным
видом социального поведения личности и включает в себя: ситуационные,
личностные, ресурсные компоненты. Установлено, что психическое и физическое
самочувствие человека зависит от выбора им поведенческих стратегий в момент
столкновения с психотравмирующей ситуацией. В то же время, использование
активных или пассивных поведенческих стратегий преодоления зависит от
гендерных, возрастных, межкультурных характеристик, сферы деятельности и
значимости жизненного события для человека.

Когнитивный
стиль — это относительно стабильная система когнитивных
контролирующих принципов, обеспечивающих возможность индивидуальных реалистично адаптивных форм
отражения действительности, которые выступают
как опосредованное звено между намерениями личности и требованиями объективной ситуации. Понятие когнитивного
стиля используется для того, чтобы определить индивидуальные различия в
процессах переработки информации и типы людей в зависимости от особенностей их
когнитивной организации.

Ситуацию неопределенности мы рассматриваем как наличие
неполной информации о том, что происходит здесь и сейчас в условиях
необходимости принятия решения. В тоже время, система принятия жизненного
решения представляет собой относительно устойчивую структурную организацию
свойств личности, выполняющих активное преобразование, организацию и
упорядочивание элементов и факторов воздействующей окружающей или виртуальной
среды в жизненной ситуации, используя для этого ресурсы и возможности личности
по трансформации параметров текущей ситуации жизнедеятельности.

Система принятия жизненного решения представляет собой
относительно устойчивую структурную организацию свойств личности, выполняющих
активное преобразование, организацию и упорядочивание элементов и факторов
воздействующей окружающей или виртуальной среды в жизненной ситуации, используя
для этого ресурсы и возможности личности по трансформации параметров текущей
ситуации жизнедеятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ И
КОПИНГ — СТРАТЕГИЙ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1. Основные
подходы к пониманию понятия «копинг» и совладающего поведение в
психологической литературе Сегодня специалисты многих отраслей и научных направлений психологической
науки вовлечены в разработку фундаментальных и прикладных проблем
психологии копинг -поведения как междисциплинарной отрасли, которая
изучает явления регуляции и саморегуляции поведения субъекта,
личностное развитие, благополучие, здоровье, ресурсы и производительность
человека. Ценность данного научного направления заключается в том, что его
исследования тесно связаны с практикой оказания психологической помощи людям,
попавшим в сложную жизненную ситуацию. Идеи эти не новы, они
разрабатывались в русле психоаналитического понимания механизмов
психологической защиты личности (3. Фрейд, А. Фрейд).

В психологической литературе используется ряд терминов: копинг, копинг действия, копинг-стратегии, копинг стиле, копинг -поведение, с помощью которых
определяют индивидуальную адаптационную реакцию человека к сложной жизненной
ситуации [4]. В сложной жизненной ситуации большинство исследователей
понимают ситуацию, которая объективно нарушает нормальную жизнедеятельность
личности и является тяжелой для ее самостоятельного решения. Естественно, что
успех в решении такой ситуации зависит прежде всего от самого
человека. Если он не обладает этим видом поведения, возможно наступление
неблагоприятных последствий для его деятельности, здоровья и благополучия. Не
случайно исследовать копинга или преодоления (в терминологии Л. И. Анциферовой) первыми
начали клинические психологи (Н.Хаан, Р. Лазарус, С.Фолкман, К. Олдвин и т.д.),
в том числе и в России (Н. Сирота,
В.Ялтонский, И. Никольская, Г. Грановская).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы