Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Когнитивный подход в изучении личностиБудут ещё темы на выбор

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.
Исторические особенности возникновения когнитивной психологии.. 5

1.1. Зарождение когнитивной
психологии. 5

1.2. Развитие когнитивной
психологии. 9

2. Когнитивная психология как научная школа.. 15

2.1. Современный этап становления
когнитивной психологии. 15

2.2. Перспективы и значимость
развития когнитивной психологии. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 33

  

Введение:

 

Как и все истинные нововведения, в
истории психологии, когнитивная психология возникла не на пустом месте. Ее
происхождение можно проследить от ранних философских концепций. Некоторые
исследователи говорят, что «когнитивная психология — это и новейшая, и самая
старая традиция в истории психологии» [12]. Это означает, что интерес к
проблеме сознания присутствует в психологии с момента ее зарождения, задолго до
того, как она стала наукой. Сознание обсуждается в трудах Платона и Аристотеля,
а также в исследованиях современных представителей эмпирической и ассоциативной
школ.

Когда психология оформилась в отдельную
дисциплину, интерес к проблеме сознания сохранился. Вильгельма Вундта можно
считать одним из предшественников когнитивной психологии, поскольку он
неоднократно подчеркивал творческую природу сознания. Структурализм и
функционализм также имеют дело с сознанием: первое — с его элементами, а второе
— с функционированием. И только фанатизм отошел от этой традиции, изгнав тему
сознания из области психологии почти на 50 лет.

Возрождение интереса к этой теме
(которое можно считать формальным началом когнитивной психологии) можно
проследить еще с 50-х годов (а при желании — и с 30-х годов). В конце своей
научной карьеры представитель бихевиоризма Э. Г. Гатри критиковал
механистическую модель психики и утверждал, что поведенческие стимулы не всегда
можно свести к набору физических факторов. Для тех лет он сделал смелое
предположение: чтобы оценить истинную ценность определенных стимулов для
реагирующего организма, психологи должны описать их в терминах восприятия или
познания. Невозможно оперировать понятием значения в терминах поведения, потому
что это умственный или когнитивный процесс.

Еще одним предшественником когнитивного
движения можно считать радикальный бихевиоризм Э. С. Толмана. Этот исследователь
признал важность учета когнитивных переменных и внес большой вклад в отказ от
подхода «стимул-реакция». Однако этот подход
продемонстрировал удивительную динамику развития и способность развиваться с
годами. Многие исследователи, говоря о когнитивизме последнего времени,
предпочитают термин «посткогнитивизм».

Таким
образом, неоднозначность мнений по источникам возникновения когнитивной
психологии, времени и основным подходам, обусловили актуальность исследования.

Объект исследования — когнитивная психология.

Предмет исследования процесс развития и становления
когнитивной психологии.

Цель исследования — проанализировать исторические этапы
развития и становления когнитивной психологии.

Задачи исследования:

1. определить истоки возникновения когнитивной психологии,

2. обосновать основные этапы развития когнитивной
психологии,

3. определить основные направления и подходы в
историческом развитии когнитивной психологии,

4. определить перспективы развития когнитивной
психологии.

Основными методами выступили: исторический,
историко-аналитический, описательный, сравнительный.

Практическая значимость данной работы обусловлена тем,
что выявленные исторические этапы развития когнитивной психологии, помогут
глубже переосмыслить ее значение и основные направления для современной
когнитивной психологии.

Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Зарождение
когнитивной психологии произошло из ранних философских воззрений и
экспериментальной психологии, а развитие в середине XX века, в эпоху бурного
развития технологий и вычислительных машин.

Актуальным
вопросом для изучения на тот момент являлся вопрос обоснования особенностей
взаимодействия человека с современными технологиями в ракурс психологии.
Развитие когнитивной психологии на тот момент можно назвать «когнитивной
революцией», которая выступала в качестве своеобразной реакции на идеи бихевиоризма
в психологии, превалировавшие на том этапе развития психологической науки.

Для
бихевиоризма было характерно полное отрицание роли внутренней организации
психических процессов в сознании человека. Радикальное влияние на процесс
развития когнитивной психологии оказало широкое распространение методов
математического моделирования и распространение методик и методологии теории
информации и кибернетики, которые развивали теории управления сложными
системами.

Представители
теории когнитивного развития личности человека считали, что человек также
является сложнейшей системой, которая подчиняется в процессе своего развития
определённым правилам и нормам.

В своих
исследованиях они подчеркивали, что в процессе формирования новейших концепций,
качающихся устройства мозга человека, структуре и основных функциях
человеческой психики необходимо объединять усилия и результаты научных
исследований специалистов из разных сфер знания и использовать в процессе
изучения новейшие методики. Основным источником этих методик они считали
методики, занимающиеся изучением вычислительных машин и компьютеров. Такие
психические феномены, как память, внимание, воображение, действие и его
планирование стали изучать с применением ЭВМ.

В практической главе обобщены недавние
революционные изменения в когнитивной психологии развития, затрагивающие
основные концепции психологии. Выявлена проблема теоретических изменений,
связанных с системным эволюционным подходом, динамической теорией нелинейных
систем и коннекционизмом. Проанализированы четыре основных тезиса революционных
изменений: от сенсомоторного младенца к репрезентативному; от ведущей роли
деятельности к единству восприятия и действия; о преемственности субъектного
становления, а не о аксиоме субъективности взрослого, зрелого человека; о
преемственности генетического и экологического, а не социального первенства в
умственном развитии человека.

В заключение следует подчеркнуть, что
представленный анализ революционных изменений в когнитивной психологии и
психологии развития она рассматривает как текущую ситуацию. Многие поднятые
здесь вопросы требуют доработки и более детального исследования. Однако одно
остается неизменным — вера в то, что решение проблем развития находится в
генетическом подходе, а психология может раскрыть сущность психических явлений
только путем анализа динамики развития.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Исторические особенности возникновения
когнитивной психологии 1.1. Зарождение когнитивной психологии В начале 21 века когнитивная психология — это обширная область,
занимающаяся памятью, восприятием, вниманием, распознаванием образов,
сознанием, нейробиологией, представлением знаний, когнитивным развитием,
языком, мышлением, а также человеческим и искусственным интеллектом. Но
размышления об источнике знания, о том, как люди думают, решают проблемы и
воспринимают свой мир, и с тех пор, как мы можем судить, занимали почитаемое
место в размышлениях философов, теологов, мистиков и ученых. Эти понятия начали
проверяться эмпирически во второй половине девятнадцатого века и на протяжении
двадцатого века и стали известны в истории науки как когнитивная психология.

Историю когнитивной психологии можно разделить на четыре периода:
философский, ранний экспериментальный, когнитивная революция и современная когнитивная
психология.

Древние египетские иероглифы предполагают, что вдумчивых людей
интересовали такие процессы, как мышление, память и, прежде всего, «ка», или
душа. Великая энергия была направлена на сохранение души, но также некоторые
предполагали, что знание локализовано в сердце. Греческие философы были
одержимы знаниями и познавательными вопросами, а современные модели познания
часто имеют некоторые связи с Древней Грецией. Взгляды Аристотеля на место
познания были похожи на египетские. Однако Платон постулировал, что мозг
является истинным локусом знания. Ученые эпохи Возрождения рассматривали
мышление, логику и природу души, и, хотя высказывались различные мнения,
считалось, что локусом знания и рациональности является мозг [3].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы