Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Книжная иллюстрация как средство развития композиционных умений у обучающихся
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. Анализ психолого-педагогических
исследований на тему развития композиционных умений у обучающихся посредством
создания книжной иллюстрации. 9
1.1. Книжная иллюстрация как вид
изобразительного искусства. 9
1.2. Развитие творческих умений и теоретических
знаний путем создания композиции 18
1.3. Влияние книжной иллюстрации на развитие
композиционных умений у обучающихся среднего школьного возраста. 20
ГЛАВА II. Методические особенности развития
композиционных умений посредством книжной иллюстрации. 29
2.1.
Формы и методы преподавания композиции. 29
2.2.
Методические разработки по теме книжной иллюстрации. 37
2.3.
Этапы работы над композицией. 49
Выводы по II главе. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 56
Введение:
Одним из важных видов изобразительного искусства
является иллюстрация. Можно с уверенностью сказать, что она захватывает большое
количество сфер жизни человека, она находится на границе
изобразительного искусства и графического дизайна, так как, используя средства
и методы искусства, подчиняется замыслу проекта. Да, иллюстрации — это не
только рисунки в книгах, но и изображение отражающие смысл текстов на
веб-страницах, иллюстрация может служить вспомогательной частью при создании
различных логотипов, упаковок, различной продукции для привлечения аудитории,
так же она активно применяется в печатной продукции, например в журналах и
открытках.
Конечно, литература, это, пожалуй, наиболее из
востребованных отраслей, в которой используются изображения. Книги окружают
человечество с самого детства и иллюстрации, находящиеся в них, формируют
чувство вкуса, умение видеть красоту, помогают в изучении мира, учат
анализировать, развивают воображение у детей. И именно с нее начинается
знакомство ребенка с миром творчества.
Книжная иллюстрация очень уникальный вид творчества,
это разнообразность, в плане техник, материалов и жанров. Она может быть
декоративная или станковая, выполняться графическими материалами, такие как
карандаш, тушь, акварельные карандаши, уголь, линеры, а может выполняться
живописными, такие как акварель, гуашь, темпера, акрил и многое другое. По
технике исполнения это может быть офорт, коллаж, граттаж, ксилография, гравюра,
сейчас очень актуален вид цифровой иллюстрации, выполненный посредством
современной техники, компьютера и планшета.
Удивительно
то, что мы знаем сейчас как иллюстрация зародилось в глубокой древности. В
Древнем Египте, Греции мы можем наблюдать настоящую книжную иллюстрацию,
наиболее
яркими примерами сохранившихся античных образцов являются рисунки в «Илиаде» и
«Энеиде», а также в византийских и средневековых рукописях. А в XV веке, Иоганн Гутенберг изобрёл
способ книгопечатания подвижными литерами, и именно он начал добавлять к тексту
рисунки, выполнявшиеся с помощью высокой печати посредством деревянных досок. И
уже в конце XIX века — начале XX века в советской книжной иллюстрации
проявляются разнообразные художественные стили. Современные
художники-иллюстраторы используют не только традиционные материалы, но и
пользуются компьютерной графикой.
Как можно заметить, книжная иллюстрация прошла
огромный исторический путь, она развивалась, появлялись различные ответвления,
и она стала такой, какой мы видим ее сейчас, разнообразной, развивающейся,
позволяющей мыслить творчески, искать новые формы применять разные техники и
находиться в постоянном творческом поиске развивая свои умения.
Актуальность работы обусловлена сложностью восприятия
детьми композиции и выстраивания на ее основе целостного рисунка. Вместе с тем,
обращенность к композиции помогает чувствовать натуру в последующем обучении.
Изобразительное искусство, это одно из тех направлений
в сфере дополнительного образования, которое может помочь детям, получить
совершенно другие знания о мире на своем опыте, изучая законы светотени,
цветоведения, знания о перспективе и многое другое. А создание книжной иллюстрации
позволяет детям закрепить академические знания, познакомиться с другими
техниками и дать волю творчеству, своей фантазии и раскрыть себя, как будущего
художника.
Особенность
современной начальной школы определяется переходом на новый Федеральный государственный
стандарт, основным требованием которого выступает личностное развитие учащегося
и формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия –
это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную
идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Заключение:
Подводя
итоги, можно с уверенностью сказать, что поставленная в работе цель, а именно
рассмотреть историческое развитие книжной иллюстрации, понять как литература
взаимосвязана с книжной иллюстрацией, и как она влияет на творческое развитие и
воспитание детей, была выполнена.
Так же были
рассмотрены методы создания иллюстраций, критерии и методы оценки творческих
работ.
Для того,
чтобы достигнуть поставленной цели курсовой работы, были выполнены следующие
задачи:
1. Изучен
процесс исторического развития книжной иллюстрации, на основе различных
исторических книг.
2.
Рассмотрено, процесс влияния книжной иллюстрации и ее создания на обучающихся.
3.
Рассмотрены и проанализированы методические рекомендации и критерии оценки
творческих работ, выявлены этапы и методы создания иллюстраций.
4.
Спроектированы три занятия. Выполнив
данную работу, можно сказать, что книжная иллюстрация, это уникальный вид
творчества, который имеет под собой глубокие исторические корни. С появлением
возможности печатать книги художники стали уделять этому виду деятельности
больше внимания, создавая новые стили и пути развития данного вида
изобразительной деятельности, и ставя перед собой новые цели иллюстрации, как,
например, Э. Юрьев, который стремился познакомить читателей с художниками.
Творчество у
детей может развиваться с отношениями, действиями, привычками и общим способом
действий со стороны родителей и колледжей. Творческие навыки так же необходимы
детям, как и академические, поскольку они помогут им приобрести навыки, которые
будут полезны для них на протяжении всей их жизни.
Детское
творчество-это тенденция генерировать или распознавать идеи, альтернативы или
возможности, которые могут быть полезны для решения проблем, общения с другими
и развлечения себя или других людей. Чтобы быть творческим, ребенок должен
иметь возможность видеть вещи с точки зрения, отличной от обычной.
Творчество
включает в себя разработку идей и продуктов, которые являются оригинальными, то
есть не существовали ранее. Кроме того, эти идеи и продукты должны иметь
некоторую ценность; недопустимо, например, писать книгу, которую никто раньше
не писал, но которая состоит просто из случайных фраз или создавать картину,
части которой не связаны между собой. И здесь поможет работа с композицией.
Творчество
тесно связано с личностью человека и его эмоциональной жизнью; оно включает в
себя гораздо больше, чем просто “навыки мышления”. Черты личности, такие как
уверенность в себе, способность терпеть двусмысленность, любопытство и
мотивация, облегчают творческое выражение, а также другие черты могут
препятствовать ему.
Эмоциональные
процессы, такие как терпимость к тревоге и участие в задачах, также связаны с
развитием творческих навыков. Наконец, когнитивные навыки, такие как
расходящееся мышление, широта знаний и способность к суждению, также связаны с
этими процессами.
Чтобы дети
выражали творчество, им нужно сочетание всех этих атрибутов. Хотя некоторые
дети обладают всеми необходимыми компонентами, другим может потребоваться
помощь, поощрение и развитие некоторых навыков для участия в творческой
деятельности.
Например,
ребенок может не захотеть заниматься творческим мышлением, потому что ему не
хватает уверенности в себе и он считает, что ему нечего предложить. Возможно,
вы чувствуете беспокойство, когда вам предоставляется задача или открытый
вопрос с несколькими возможными решениями.
В
современном мире люди имеют возможность, выбирать книги с иллюстрациями,
которые кажутся им наиболее привлекательными, и в данном случае целью уже
становится приучить человека с ранних лет к чтению. Таким образом, можно с
уверенностью сказать, что каждая иллюстрация в книге, может являться
самостоятельным произведением искусства и иметь не менее значимую ценность в
истории культуры.
Книга имеет
огромную значимость в воспитании. Первое наше знакомство с содержанием
печатного произведения происходит не только через текст, но и с помощью
рисунков, которые выполняет художник-иллюстратор. Многообразность используемых
жанров, стилей в книжной иллюстрации позволяют формировать в ребенке чувство
вкуса, умение видеть красоту, познавать себя и свое умение чувствовать.
Через
иллюстрацию ребенок познает окружающий его мир, социальные аспекты, улавливает
состояния героев визуально, анализирует то, что он видит. Так же книжная
иллюстрация развивает воображение, фантазию, пополняет кругозор ребенка и
желание творить с самых малых лет.
Что касается
создания иллюстрации, то в целом, от учащихся требуется обладание все теми же
знаниями о законах изобразительной грамоты и умением их использовать. Все эти
умения ученик получает в процессе обучения, рисуя учебные постановки и развивая
тем самым свои навыки.
Более важным
аспектом является эмоциональная составляющая, прежде чем рисовать, учащийся
обращается к литературе, создает в своей голове образы и тем самым развивает
свое воображение, при композиционных поисках ученик обращается к художникам
разного времени и эпох, изучает моду, архитектуру, интерьеры, историю, что
опять же имеет колоссальное влияние на развитие его кругозора.
Педагогам очень важно уметь правильно подходить к
методам и критериям оценки творческих работ, так как здесь, преподаватель
должен уметь понять внутренний мир учащегося, и помочь ему раскрыться. При
оценивании работ важна системность, разнообразность методов и, конечно же,
осознанность. Главное, в любом методе и формах оценивания, и в их совокупности,
уметь отследить рост навыков и знаний у учащихся, как раскрывается их
творческий потенциал, и суметь помочь, если в этом есть необходимость.
Творчество-очень важная человеческая особенность.
Лучшая интерпретация творчества заключается в том, чтобы представить его как
процесс, который требует смеси ингредиентов, включая черты личности, навыки и
способности.
Люди, которые сопровождают детей в первые годы
жизни, могут помочь им развить свое творчество, предоставив им творческую
атмосферу, помогая им строить и развивать свои навыки через игру, ведя себя
творчески и льстя усилиям детей.
Родители и учителя, которые уважают идеи детей,
помогают им решать проблемы самостоятельно. Дети, которые могут свободно
совершать ошибки и экспериментировать, также будут свободно изобретать,
создавать и находить новые способы ведения дел-навыки, которые полезны на
протяжении всей нашей жизни.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. Анализ
психолого-педагогических исследований на тему развития композиционных умений у
обучающихся посредством создания книжной иллюстрации 1.1. Книжная иллюстрация
как вид изобразительного искусства Проблема
развития оформления книги не нова: и писатели, и художники-иллюстраторы всегда
придавали ей особо важное значение. Поэтому в разное время читателей в книге и
привлекали содержательность, информативность, иллюстративность и качество
печати.
Развитие
новых технологий, расцвет дизайна и коммерческая выгода способствует улучшению
качества полиграфии. Обостренное внимание детских писателей, психологов и
педагогов было обращено к развитию ребенка посредством насыщения литературного
источника информативностью и содержанием на доступном для его понимания уровне.
Связь
семиотической теории с изучением живописи в книгах не нова. К примеру, в 1973
году вышли материалы научного семинара по «Семиотике издательской деятельности»
в двух частях, в которых была предпринята попытка дать комплексное описание
живописи как знаковых систем. Изобразительные компоненты печати как знаковые
формы составителями не рассматривались [30, 31, 33].
В
1986 году вышла книга В.И. Михалковича об изобразительном языке как дополнения
к иллюстрации. Однако на ее первых страницах он заметил, что «все визуальные
материалы сегодня — от фотографии до телевидения имеют одну общую черту —
отсутствие ручного труда при изготовлении "картинки"»", что не
верно. Поскольку даже сегодня есть типы изображений, которые создаются в ручной
технике.
Наконец,
в 2008 году появилось учебное пособие «Язык средств массовой информации», в
котором, помимо языка словесных текстов, исследовались различные аспекты языка
кино, рекламы, Интернета, радио и телевидения. Но об изображениях в книгах
снова не было написано ничего.
Это
свидетельствует о том, что изобразительным компонентам в литературе как
средствам передачи информации уделяется незначительное внимание.
Визуальные
коммуникации, по мнению В. М. Березина, могут быть в как
процессуально-динамическими (в действии), так и статическими (техническими).
Согласимся с подобным делением. К процессуально-динамическим визуальным
коммуникациям В. М. Березин отнес кино, телевидение, театр. К статическим
визуальным коммуникациям — любые их невербальные проявления, в которых
человеческое выражается опосредованно, через вещное, материальное.
В
соответствии с этим можно предположить, что печатные средства массовой
информации «внутренне» представляют собой не что иное, как комплекс двух
знаковых систем. С одной стороны, тексты, написанные в любых жанрах, существуют
как бы в «капсуле» словесного языка. Таким образом, наличествует вербальная
(буквенная, словесная) знаковая система. С другой стороны, нередко тексты
состоят из иконических (невербальных, изобразительных) знаков, имеющих иную,
отличную от словесных высказываний, форму выражения (планы выражения). К
иконической (далее изобразительной) знаковой системе в прессе следует отнести
статические публикации в форме фотоизображений, коллажей, инфографик, рисунков,
карикатур.
Как известно, знаковые системы
окружают человека повсеместно. При этом, совершенно не важно, идет ли речь о
знаке языковом или системе дорожных знаков. Все они должны придерживаться
следующих характеристик:
Знак должен обладать
характеристикой перцептивности. Иными словами, знак только тогда будет знаком,
когда речь пойдет о его доступности для адресата. К примеру, шифрованное письмо
не будет являться знаком для человека несведущего. И, напротив, в том случае,
когда мы будем говорить о