Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Канистерапия (терапия с собаками) в перинатальной психологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
1. Теоретические аспекты применения канистерапии в перинатальной психологии 4
1.1 Перинатальная психология – область применения, значимость 4
1.2 Канистерапия и ее применение в психологии 8
2. Разработка курса для будущих мама с использованием канистерапии 13
Заключение 20
Введение:
В течение последнего десятилетия интеграция животных в психотерапию и здравоохранение значительно возросла. В то время как вмешательства с помощью животных первоначально были созданы для пожилых людей, инвалидов и детей, в последние годы интерес к использованию вмешательств с помощью животных для травмированных людей и пациентов с ПТСР вырос. Несколько программ разработали программы помощи собакам для пациентов с ПТСР, и как анекдотические данные, так и первые клинические доказательства этих программ являются многообещающими.
Служебные собаки ПТСР, по-видимому, уменьшают стресс и беспокойство в стрессовых ситуациях, особенно когда пациенты сталкиваются с ситуациями, которые напоминают им о травматическом событии. На сегодняшний день существует три ветви вмешательств с помощью животных для травмированных людей: (1) служебные собаки для пациентов с ПТСР, (2) терапия с помощью животных как часть / или дополнение к психотерапии и (3) кризисное реагирование с помощью животных (AACR). Кризисное реагирование с помощью животных — относительно новая область в вмешательствах с помощью животных, в которой обученные команды собак / хендлеров предоставляют поддержку с помощью животных лицам, пострадавшим от травмы и кризиса.
В деталях обученные команды собак / хендлеров вызываются в места кризисов и обеспечивают комфорт, снятие стресса и эмоциональную поддержку тем, кто пострадал от кризисов и бедствий.
Действительно, большое количество доказательств показало, что собаки имеют эффекты снижения тревоги и стресса. Эти эффекты были показаны для физиологических и эндокринных параметров и для субъективных оценок тревоги и стресса в стрессовых ситуациях, а также в условиях покоя.
Исследования, исследующие параметры стресса в условиях покоя, показали, что поглаживание и взаимодействие с собаками снижают уровень кортизола и физиологические маркеры стресса у здоровых взрослых и детей, а также у физически ослабленных взрослых и аутичных детей. Исследования, изучающие влияние собак на субъективные и физиологические параметры стресса в стрессовых условиях, также показали, что собаки способны снижать физиологические и эндокринные стрессовые реакции после когнитивных стрессоров у здоровых взрослых.
Исследования у детей с использованием мягких естественных стрессоров (например, физические осмотры) и социально-когнитивных лабораторных стрессоров (например, социальный стресс-тест Трира) показали, что присутствие собаки снижает эндокринные и физиологические маркеры стресса, а также субъективные оценки стресса.
В то время как недавний обзор сообщает, что исследования показывают снижение уровня тревоги в ответ на вмешательства с помощью животных у пациентов с ПТСР (например, терапевтические программы верховой езды), до сих пор существует только одно исследование, анализирующее влияние вмешательств с помощью животных на “травматические” стрессоры.
Цель работы: Изучить возможность применения канистерапии в перинатальной психологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические аспекты применения канистерапии в перинатальной психологии
2.Разработать программу для будущих мам с использованием канистерапии.
Объект исследования: Канистерапия
Предмет исследования: Применение канистерапии в перинатальной психологии.
Гипотеза исследования: канистерапию можно использовать в качестве психокоррекционной терапии тревожности беременных женщин.
Заключение:
О лечебном эффекте при общении человека с животными известно со времён Гиппократа. Но сам подход впервые сформулировал американский детский психиатр Борис Левинсон в 1960-х: он заметил положительную реакцию детей на собаку, которая находилась во время сеанса в приёмной. Методика стала развиваться на Западе.
Первое время канистерапия была «дополнением» к психотерапии. Собака отвлекала внимание пациента и стимулировала его к игре, но врач не контролировал поведение собаки и не разрабатывал специальные методики общения пациента и животного. Такой приём давал спорные результаты: у одних пациентов он приводил к неконтролируемым эмоциональным реакциям, но у других пациентов с аутизмом и шизофренией давал эффект улучшения коммуникации и самоконтроля.
В России направление официально оформилось в 2012 году, когда было зарегистрировано «Сообщество поддержки и развития канистерапии». В 2013 году сообщество стало членом Союза реабилитологов России и разработало требования к качеству оказываемых услуг.
К 2017 году канистерапия была внесена в справочный реестр методов социальной реабилитации Минсоцразвития и применялась более чем в 40 российских госучреждения, включая медицинские стационары.
Ещё десять лет назад о канистерапии в России было известно только в узком кругу медицинских специалистов и собаководов. Однако сегодня терапия с собаками завоёвывает признание и распространяется по российским городам, включая Сибирь и Дальний Восток.
В настоящее время это направление стало полноценным разделом медицинской реабилитации. Ежегодно проводятся конгрессы и конференции, на которых специалисты обсуждают положение «собакотерапии», её интеграцию в систему современной реабилитации, а также новые подходы к работе.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты применения канистерапии в перинатальной психологии
1.1 Перинатальная психология – область применения, значимость
Пренатальную психологию можно рассматривать как часть психологии развития, хотя исторически она развивалась в гетерогенной области психоанализа. Ее область — описание и объяснение опыта и поведения человека до рождения, а также послеродовых последствий. Поскольку речь идет о самом процессе рождения, можно рассматривать эту перинатальную психологию. Пренатальные и перинатальные аспекты часто обсуждаются вместе[1].
Пренатальная и перинатальная психология исследует психологические и психофизиологические эффекты и последствия самых ранних переживаний человека, до рождения (пренатальный), а также во время и сразу после родов (перинатальный). Хотя существуют различные точки зрения на эту тему, общей нитью является важность пренатального и перинатального опыта в формировании будущего психологического развития. Среди ученых ведутся споры о том, в какой степени новорожденные способны формировать воспоминания, влияние любых таких воспоминаний на их личность и возможность восстановления их из подсознания, которая сама по себе является предметом споров в этой области. Широко распространенным предположением относительно пренатальной фазы было то, что плод почти полностью защищен от внешних раздражителей. Таким образом, восприятие и сознание будут развиваться после рождения. Между тем, существует большое количество научных исследований, которые ясно показывают, что поведение, восприятие и обучение уже развиты до рождения. Это справедливо и для нечеловеческих видов, так как для плодов крыс можно продемонстрировать акустическое кондиционирование.[2]
Физиологическое развитие в пренатальной фазе, особенно мозга, имеет особое значение для пренатальной психологии. В первые восемь недель после оплодотворения развивающийся ребенок называется эмбрионом. После того как внутренние органы развились (начиная с девятой недели), его называют плодом.
Основой восприятия, опыта и поведения является мозг. Во время беременности развивается гигантская нейронная сеть, обеспечивающая условия для любого психического процесса. Около половины развивающихся нейронов снова разрушаются во время развития мозга из-за «запрограммированной клеточной смерти“ (апоптоза). При рождении мозг младенца содержит 100 миллиардов нейронов – столько же, сколько в мозге взрослого человека.[3] При рождении каждый кортикальный нейрон связан примерно с 2500 нейронами; через год — примерно с 15 000.[4] Синапсы развиваются и разрушаются в течение всей жизни – процесс, называемый нейропластичностью.
В 1930-х годах физиолог Давенпорт Хукер исследовал рефлексы или реакции, соответственно, абортированных внематочных плодов.[5] В настоящее время двигательные навыки эмбриона и плода могут быть исследованы с помощью ультразвуковых методов довольно легко. Начиная с восьмой недели у эмбриона двигается крестец, вскоре после этого его конечности.[6] С помощью сонографии можно было продемонстрировать, что это не простые рефлексы, а также эндогенно спровоцированные движения.[7] По словам Алессандры Пионтелли, плод проявляет все паттерны движения, которые позже можно обнаружить у новорожденного.
Движения дыхания можно увидеть с 19-й недели, когда плод принимает амниотическую жидкость в легкие.[8] Показано, что движения глаз существуют с 18-й недели, с 23-й недели наблюдаются быстрые движения глаз (REM-фазы).[9] Они связаны со сном и сновидениями. Плод пьет амниотическую жидкость и мочится в нее.
Органы чувств плода развиваются внутриутробно и очень хорошо функционируют при рождении. Изучение таких способностей связано с экспериментальным изучением поведения, спровоцированного раздражителями. Рэй исследовал виброакустическое кондиционирование человеческих плодов. По словам Хеппера, было неясно, было ли такое кондиционирование успешным.[11] Хеппер утверждает, что успешно повторил такие эксперименты по кондиционированию, причем самое раннее виброакустическое кондиционирование было на 32-й неделе беременности.[12]
Пренатальное обучение часто рассматривается с использованием парадигмы привыкания.[13] Плод подвергается воздействию раздражителя, например, акустического. После этого экспериментатор наблюдает за угасанием реакции, повторяя один и тот же стимул снова и снова. Эта процедура завершается использованием нового стимула и записью соответствующей реакции. Когда новый стимул идентифицируется плодом как отличный от старого, он высвобождает новый паттерн реакции, например, ускоренную частоту сердечных сокращений. Если этого не происходит, новый стимул невозможно отличить от старого фокального стимула. В 1991 году исследование продемонстрировало акустическое привыкание, записав частоту сердечных сокращений плодов на 29-й неделе беременности.[14] Такие исследования могут быть использованы для изучения памяти. Плод старше 34 лет. очевидно, что недели беременности могут воспроизводить изученный контент в течение 4 недель.[15] Самое раннее виброакустическое кондиционирование успешно у 22-недельных плодов.[16] Возможно, привыкание к вкусу возможно еще раньше.[17] Такое привыкание также было продемонстрировано у эмбриональных крыс.[18]
Дети помнят музыкальные образцы, которые они когда-то слышали в утробе матери, как W. Эрнест Фрейд – внук Зигмунда Фрейда – мог это продемонстрировать.[19] В качестве эмпирического доказательства использовалась регистрация частоты сердечных сокращений и двигательной активности.[20]
Кроме того, развитие речи, очевидно, основано на пренатальном обучении, как показывает известное исследование Декаспера и Файфера 1980 года.[21] В этом исследовании в качестве парадигмы использовалась оперантная обусловленность. Несколько эмпирических исследований показали, что пренатальное обучение существует.[22]