Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему «Изучение туристско-рекреационных ресурсов России в школьной географии»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие о рекреационной географии 5
1.1. Рекреационная география как наука 5
1.2. Факторы туристско-рекреационного развития территории 10
1.3. Основные туристско-рекреационные зоны и центры Российской Федерации 16
Глава 2. Туристско-рекреационная составляющая школьной географии 22
2.1. Туристско-рекреационное содержание учебного блока «География Земли» 22
2.2. Туристско-рекреационное содержание учебного блока «География России» 25
2.3. Методика формирования туристско-рекреационных знаний в учебном процессе 33
Заключение 38
Список литературы 40
Введение:
Актуальность темы. География – это учебная дисциплина, формирующая у учащихся средней общеобразовательной школы комплексное представление о планете Земля. В учебных планах образовательных организаций общего образования география отнесена к предметной области общественно-научных дисциплин. Фактически, это единственный предмет, который знакомит обучающихся с окружающим их миром, заставляет понимать природные закономерности, видеть взаимосвязь природы и общества.
Рекреационная география – новое направление в системе географических наук, ее появление связано с ростом популярности туризма во всем мире. Индустрия туризма сейчас считается крупнейшей отраслью в мире, обеспечивающей немало рабочих мест. «Туризм» – это общий термин, и существует множество различных видов туризма. Существует массовый туризм индивидуальный туризм. Есть внутренний туризм и международный туризм. Есть въездной туризм и выездной туризм. Выделяют спортивный, оздоровительный туризм и др. Рост популярности туризма стал причиной изучения феномена рекреации.
Актуальность темы связано с тем фактом, что поскольку туризм позволяет достичь множества целей, включая оздоровление людей и экономическое развитие целых регионов, то общество заинтересовано в том, чтобы дети изучали в школьном курсе географии туристические возможности различных географических районов. В курсе школьной географии не выделяется отдельно такая тема, однако эта тема может быть интересна учащимся. Отталкиваясь от изучения возможностей для туризма в различных регионах мира, прежде всего, в России, можно сформировать у учащихся общеобразовательной школы интерес к географии как науке.
Объектом работы является процесс изучения России в школьной географии.
Предметом работы является содержание и методика изучения туристско-рекреационных ресурсов России в школьной географии.
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать изучение туристско-рекреационных ресурсов России в школьной географии.
Для достижения поставленной цели, необходимо последовательно решить ряд задач:
1) рассмотреть рекреационную географию как науку;
2) выявить факторы, определяющие развитие туризма в регионе;
3) выделить основные туристско-рекреационные зоны и центры России;
4) проанализировать туристско-рекреационное содержание учебного блока «География Земли»;
5) проанализировать туристско-рекреационное содержание учебного блока «География России»;
6) представить методику формирования туристско-рекреационных знаний в учебном процессе.
Методы исследования определены спецификой предмета исследования и поставленными задачами. Основным общенаучным методом исследования является метод анализа, сравнение и обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем представлена методика формирования туристско-рекреационных знаний в учебном процессе.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Рекреация – давно существующее понятие, которое обозначает любую форму отдыха в свободное от трудовой деятельности время. Поэтому термин «рекреационная география» можно понимать как изучение тех мест, в которые люди едут не как трудовые мигранты, то есть без цели трудоустройства. Рекреационная география появилась в зарубежной географии, и вначале была связана с изучением расселения людей. Затем возник термин «туризм», с 1930-х годов понятие «туризм» углублялось. После 1945 года началось интенсивное изучение туризма, а с 1960-х годов в зарубежной географии происходит расцвет географии туризма. Российская рекреационная география возникла в середине ХХ века. Долгое время она развивалась по своему пути, но с 1990-х годов идет синтез российской рекреационной географии с зарубежной рекреационной географией. Туризм следует понимать как одно из направлений рекреации. Рекреационный потенциал региона еще не означает, что он будет привлекательным с туристической точки зрения, так как на развитие туризма влияет немало факторов.
Факторы, которые определяют развитие туризма в регионе, многочисленны. Вначале на туризм сильно влияли природно-климатические и социально-культурные факторы. В настоящее время туристы обращают внимание на развитую инфраструктуру (места проживания, рестораны, торговые сети), на наличие информации о регионе в интернете, на возможности бронирования через интернет. Имеет значение также фактор сезонности.
Россия имеет значительные возможности для рекреации, однако это не означает развития именно туризма, так как туризм – это инфраструктура, доступность региона для посещения, ценовая доступность и т.д. Для туризма пригодны Краснодарский край и курорты Кавказских Минеральных Вод, и крупные города, такие как Москва, Санкт-Петербург, Казань и т.д. На Севере существуют возможности для экологического туризма, охоты и рыбалки. Центральный район России обладает возможностями для познавательного туризма, по Волге организуют круизы. Урал отличают возможности для спортивного и экологического туризма. В Сибири отдельно можно выделить Байкал, Горный Алтай. Но и на остальных территориях есть возможности для оздоровительного, познавательного и экологического туризма.
Во второй части работы мы проанализировали туристско-рекреационное содержание учебного блока «География Земли» и блока «География России. Конечно, туристско-рекреационное содержание не является основным, в блоке «География Земли» у учащихся, прежде всего, формируется базовых знаний о странах и материках. Дети узнают о природе различных материков, об особенностях жизни в регионах мира. Туристско-рекреационное содержание блока незначительное, хотя учащиеся узнают о некоторых крупных городах, африканских заповедниках.
Центральный в системе образования блок – это «География России». В нем учащиеся получают знания о России на основе комплексного подхода. Учащиеся узнают основную информацию об административном делении России, о природе и культуре разных регионов. Туристско-рекреационное содержание блока заключается в том, что дети узнают о крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новгород и др. Кроме того, дети узнают о некоторых рекреационных возможностях регионов России, прежде всего, Центральной России и Юга. Но в блоке мало информации и рекреационных возможностях других регионов России, например, Урала, Западной Сибири.
Далее в данной части работы мы представили методику формирования туристско-рекреационных знаний в учебном процессе. Можно заключить, что цель исследования была достигнута, поставленные задачи выполнены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие о рекреационной географии
1.1. Рекреационная география как наука
Рекреационная география как наука возникла в конце 60-х гг. ХХ века. Как наука, рекреационная география расположена на стыке экономической и социальной географии, в особенности, двух разделов социальной географии – медицинской географии и географии туризма [15, с. 33]. Базисными для рекреационной географии также являются такие понятия, как «рекреация» и «туризм» [5, с. 5].
Понятие «рекреация» («восстановление») было введено в обиход римлянами [15, с. 33]. Так они понимали любой отдых от работы, в том числе праздники и лечение. В настоящее время в понятие рекреации вкладывается, в общем, тот же смысл. Это отдых, который может включать как развлечения, так и лечение. Рекреация, согласно А.Ю. Александровой и другим ученым, охватывает кратковременную рекреационную активность и долговременную рекреационную деятельность в период ежегодных отпусков и каникул, а также еженедельный отдых [3].
Для понимания понятие «рекреация» нужно учитывать не только деятельность человека в это время, но и ее цель. О рекреации можно говорить тогда, когда человек хочет восстановить силы. При этом у него нет другой цели, кроме отдыха (который может также включать развлечения и расслабление). В период рекреации человек не работает, а снимает трудовую усталость, это понятие отражает время отдыха.
Направление деятельности в период рекреации зависит от того, что необходимо человеку для восстановления сил. Если это молодой человек, то для восстановления и отдыха ему нужны спокойное времяпровождение и развлечения. Если это немолодой человек или человек с проблемами со здоровьем, то рекреация в данном случае может включать в себя оздоровление. Близким понятием является «туризм». Но нужно отметить, что рекреация и туризм являются разными понятиями. Рекреация включает в себя все виды отдыха, при этом не имеет значения, где именно человек проводит время. Он может оставаться на даче, и это тоже можно назвать «рекреация», то есть отдыхом.
Туризм связан с перемещением людей. В настоящее время в связи с появлением многочисленных средств передвижения туризм стал популярен. Понятно, что перемещаться можно с различными целями – так, можно переезжать в какое-либо место с деловой целью. Поэтому под туризмом обычно понимается перемещение с целью рекреации. Однозначное определение туризма приведено в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Согласно ему, туризм –временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [24].
Таким образом, под рекреацией понимается отдых в широком смысле этого слова, а туризм связан с перемещением человека. География – одна из важных сфер знаний о туризме и рекреации. География как наука изучает особенности различных районов Земли, соответственно, рекреационная география связана с описанием географических с мест с точки зрения их пригодности для отдыха [25, с. 15].
Это научное направление особенно широко развивается с середины ХХ века. Именно в это время в мире стал популярен туризм.
Туризм, разумеется, существовал всегда; но только в середине ХХ века туризм стал так популярен, что возникла потребность в научном изучении закономерностей перемещения людей в различные регионы мира с целью рекреации. Ранее, люди путешествовали с научной целью, либо меняли место жительства вследствие необходимости (миграции, в том числе трудовой миграции). И только в 1960-х годах довольно много людей стало путешествовать с целью развлечения, хотя, конечно, в основном это было население экономически развитых регионов мира. Далее туризм только набирал обороты. В настоящее время туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики, за быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором [11, с. 11].
Но туризм популярен потому, что востребован. Современные люди с удовольствие путешествуют, изучая другие места.
Туризм – это деятельность в рекреационных целях. Большинство туристов едут в другую страну или другой район страны с целью отдыха. Пожалуй, самый распространенный вид туризма тот, который большинство людей ассоциируют с путешествиями.
Для туристов, которые хотят увидеть дикую природу, предназначен экологический туризм. Это походы на природу, наблюдения за животными и птицами и т.д. Что отличает этот вид туризма, так это то, что он является экологически ответственным, имеет низкое воздействие на окружающий мир и выгоден для целей сохранения природы.
Медицинский или оздоровительный туризм – это традиционный вид туристической деятельности, где основной целью путешествия является улучшение здоровья. Например, некоторые страны продвигают опыт своих врачей и хирургов в области восстановления здоровья. Медицинский туризм включает в себя аспекты рекреационного туризма, когда пациент отправляется восстановиться после процедуры.
Если целью посещения конкретного места является знакомство с его историей и культурой, то этот вид туризма известен как культурный туризм. Туристы могут посетить различные достопримечательности определенной страны или сосредоточиться только на одной области. Они также могут посещать фестивали и церемонии, чтобы лучше понять другую культуру, верования и обычаи.