Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Иностранные языки Английский язык

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Изучение способов аббревиации в современном английском языке (на материале социальных сетей) на уроках английского языка в средней общеобразовательной организации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ АББРЕВИАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ. 7

1.1. Понятие аббревиации в
лингвистике. 7

1.2. Модели аббревиации в
английском языке. 15

1.3. Характерные
особенности процессов аббревиации в языке социальных сетей  22

Выводы по главе 1. 29

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ АББРЕВИАЦИИ  В
СОВРЕМЕННЫХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ.. 30

2.1. Специфика употребления
аббревиатур в социальных сетях. 30

2.2. Пути образования
аббревиатур в социальных сетях. 37

2.3. Функции аббревиатур в
социальных сетях. 44

Выводы по 2 главе. 46

ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ
ПРОЦЕССОВ АББРЕВИАЦИИ  В СОВРЕМЕННОМ
АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ) НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА  В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ.. 48

3.1. Дидактический
потенциал продуктов процессов аббревиации 
в обучении лексике английского языка в старших классах. 48

3.2. Методическая картина
класса. 51

3.3 План-конспект урока по
изучению способов аббревиации в современном английском языке. 53

Выводы по 3 главе. 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 69

  

Введение:

 

Конец ХХ – начало XXI
веков ознаменован стремительным и бурным развитием
информационно-коммуникативных технологий, формированием нового типа
информационного социума, котором свойственны новые способы, используемые для передачи
социокультурного опыта. Все это ставит перед учеными задачи научного анализа
новых процессов, вызванных этими изменениями, и их возможное прогнозирование.
Изменения, происходящие в сфере коммуникации, влекут за собой изменения мира,
переформатирования его на новый лад. Отметим, что различным историческим эпохам
свойственны разные способы передачи информации и средства коммуникации, представляющие
собой неотъемлемый атрибут социокультурной среды народа и двигателем его
социо-экономического развития.

На сегодняшний период Интернет
– это наиболее активная и, одинаково с этим, минимально исследованная форма
коммуникации. Изучение сети Интернет в качестве свежеиспеченной
информационно-коммуникативной среды – это актуальная проблема, интересующая исследователей
в различных социо-гуманитарных науках: социологии, философии, психологии,
лингвистики, педагогики.

Интернет-среде характерно
систематическое расширение сфер своего воздействия и применения, говоря языком
социологии — институционализируется. Впрочем до сих пор отсутствует единый
категориально-понятийный инструмент для анализа Интернет-практик, а довольно широкий
эмпирический материал, полученный в ходе многих прикладных исследований
процессов коммуникации в сети Интернет, есть очень обобщенным. Анализ
коммуникации молодежи в сети Интернет открыт полем для научных исследований и
теоретизирования.

Наблюдения показывают,
что в социальных сетях одним из наиболее распространенных явлений является
аббревиация. В наше время аббревиация стала одним из самых распространенных
способов создания новых слов. Она используется в словообразовании так же
активно, как и другие способы деривации, и является не менее важной.

Понятия «аббревиация» и
«аббревиатура» в словообразовании истолковывают неоднозначно. Явление аббревиации
объединяет два обратных процесса: первый – это процесс словообразования и
связанное с ним понятие «способ словообразования», каким оперируют ученые;
второй – это объединение сокращенных компонентов в единое целое, то есть
составление. Статус аббревиатур в номинативной системе языка до сих пор
остается неопределенным.

Проблема теории
аббревиации, определение самого понятия не раз были предметом лингвистических
исследований и остаются актуальными в наше время. Большинство лингвистов внесли
значительный вклад в развитие теории аббревиации: К. Санден, Г. Штерн, Г.
Марчанд, М.М. Сегаль, Е.П. Волошин, В.В. Борисов, Е.А. Дюжикова, К. В.
Манерова, А. Ю. Куткина и другие. Они склонны рассматривать сокращение именно в
качестве номинативного типа слов, и признают аббревиацию и аббревиатуру
словообразовательным явлением. Следовательно, признают аббревиацию как
морфологический способ словообразования, а аббревиатуру – как производную
единицу, образованную этим способом.

Процесс интенсивного
формирования, активного функционирования и закрепления в лексическом составе
языка новых аббревиатур различной семантики обусловливает необходимость
создания их тематической классификации, регистрации и полного, всестороннего
исследования. Постоянное общение в Интернете в письменной форме приводит к
необходимости соблюдения закона лингвистической экономии. Аббревиатуры, которые
используются при общении в медиа-контексте, а именно в социальных сетях,
встречающиеся на страницах пользователей, в их статусах и примечаниях, по количеству
компонентов, способу формирования и тематической наполненности являются
малоизученными.

Кроме этого, в средней
общеобразовательной школе (СОО), как правило уделяется мало внимания
аббревиации как способу словообразования в английском языке.

Актуальность
исследования обоснована недостаточной изученностью
данного вопроса, существующей необходимостью в обучении учащихся старших
классов способам аббревиации в английском языке, а также необходимостью
формирования компетентной англоязычной речи в условиях глобализации и развития
экономики во всем мире.

Целью данной работы
является изучение способов аббревиации в современном английском языке (на
материале социальных сетей) и апробация методического пособия, составленного на
основе данного исследования, на практике при работе с учащимися на уроках
английского языка в средней общеобразовательной организации.

Данная
цель предполагает решение следующих задач:

— изучить теоретические аспекты процессов
аббревиации в английском язык;

— определить виды аббревиации;

— описать и проанализировать характерные
особенности процессов аббревиации в языке социальных сетей;

— выявить дидактический потенциал сокращений
в обучении лексике английского языка в старших классах;

— разработать план-конспект урока по
изучению способов аббревиации в современном английском языке. Объект
исследования – процессы образования аббревиатур в современном англоязычном
медиа-дискурсе, а именно в языке социальных сетей.

Предмет исследования
– дидактический потенциал языковых особенностей процессов создания аббревиатур
в современном английском языке (на материале социальных сетей).

В
работе использованы следующие методы исследования: анализ литературы по теме
исследования; синтез и обобщение; метод сплошной выборки; контекстуальный и
описательный анализы.

Научная новизна
исследования состоит в выявлении дидактического
потенциала продуктов процесса аббревиации в обучении лексике английского языка
в старших классах.

Теоретическая значимость
работы состоит в комплексном изучении аббревиатур как части современного
английского языка, а также в выявлении особенностей их использования в новых
медиа (социальных сетях).

Практическая значимость исследования
состоит в предложенных методике и плане-конспекте урока по изучению способов
аббревиации в современном английском языке и возможности их использования на
уроках английского языка.

Материалом исследования
послужили аббревиатуры, встречающиеся на страницах пользователей, в их статусах
и примечаниях, на английском языке, взятые из социальных сетей.

Данная работа состоит из
введения, трех глав, выводов по главам, заключения и библиографического списка.

Во введении
раскрывается актуальность исследования выбранной темы, определяются цель и
задачи, предмет и объект изучаемой темы.

Первая глава посвящена теоретическим
аспектам исследования процессов аббревиации в современном английском языке.

Во второй главе рассматриваются способы использования
аббревиатур в статусах, переписках на социальных сетях.

Третья глава носит методический характер и
посвящена выявлению дидактического потенциала продуктов процесса аббревиации в
обучении лексике английского языка в старших классах.

В
заключении подводятся итоги проделанной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В наше время стремление к
краткости, экономичности языка привело к появлению коротких слов,
представляющих собой сокращение отдельных слов. Такие сокращенные слова часто
употребляются в живой разговорной речи людей. Главная причина употребления
таких слов – компрессия текста, тяготение к необычности, словесным новшествам.
Первоначально они были только графическими, затем некоторые из них подверглись
лексикализации.

Рождаются они в
непринужденной речи, в узкой социальной среде, и даже среди молодежи как
сознательное нарушение нормы, протест против нее, когда известное, часто
употребляемое слово приобретает общую экспрессивность, новизну.

Сегодня, чтобы ощущать
себя комфортно в коммуникативном медиа — пространстве, носитель языка должен
овладеть неким аббревиатурным минимумом. Аббревиатуры активно вовлекаются в
систему стандартных средств публицистики. Одной из общих причин их
использование является то, что данные аббревиатуры – эффективное средство экономии
речевых средств.

В ходе исследования было
установлено, что исследователи выделяют разные типы аббревиатур: буквенные,
т.е. состоящие из названий начальных букв каждого слова словосочетания (SMS – short message service, VIP –
very important person), звуковые, т.е. состоящие из начальных
звуков каждого слова словосочетания: Wi-Fi (Вай — Фай) – беспроводной доступ в
Интернет, телескопии (Burger
– hamburger).

Согласно
проведенному анализу фактического материала, в настоящее время процесс
аббревиации является массовым явлением на просторах сети Интернет ввиду
стремительного развития информационных технологий.

Результаты проведенного
анализа показали, что сленг и аббревиатуры часто используются пользователями в
социальных сетях, а также являются популярным видом коммуникации между
пользователями. Социальные медиа в первую очередь являются развлекательной
платформой, где никто никого не ограничивает ни правилами, ни грамматикой.
Каждый может писать что угодно и, как угодно.

Опираясь на проделанный анализ,
можно выделить 5 типов аббревиатур, используемых в социальных сетях:

1.Буквенные. Состоят из названий
начальных букв слов, входящих в исходное словосочетание.

DM (Direct Message).

2. Звуковые. Состоят из начальных
звуков слов исходного словосочетания, т.е. читаемое как обычное слово.

GMO (genetically modified organism). FORCE (Facing Our Risk of Cancer Empowered).

3. Буквенно-звуковые. Состоят как из
названий начальных букв, так и из начальных звуков слов исходного
словосочетания.

BBS – Be back soon.

4. Буквенно-цифровые аббревиатуры.
Состоят из начальных букв и цифры, читаемой как обычное слово.

GR8 – Great 4GET – Forget

5. Цифровые аббревиатуры. Состоят из цифры,
читаемой как обычное слово.

4 – For – для; 2 – to; too – частица
«to» или предлог «тоже».

Наблюдение за языковым
материалом, почерпнутым из современных медиа-дискурсов, позволяет говорить о
появлении и значительном росте совершенно нового по семантике класса слов
(аббревиатур). В составе современных лексических сокращений можно выделить
тематические разряды, охватывающие аббревиатуры, функционирующие в области
молодежного сленга. К ним можно отнести из чата сети Facebook: – WUF? YOLO! Happy b-day 2 u! BF 4ever!

Изучая
язык общения в сети Интернет можно заметить, что аббревиатурой
могут быть различные части речи: существительные, наречия, предлоги,
вопросительные слова и т.д.

В
третьей главе данной работы нами был проведен анализ дидактического потенциала
продуктов процесса аббревиации в обучении лексике английского языка в старших
классах, что позволило определить важность подобной работы, поскольку в
соответствии с ФГОС, учащиеся по окончании школы должны овладеть лексическими
навыками, позволяющими им осуществлять коммуникацию в различных сферах общение,
в том числе это касается и интернет коммуникации.

Составление
методической картины класса показало, что основным уровнем успеваемости по
английскому языку является средний уровень. Возможно, продуктов процесса
аббревиации в обучении лексике английского языка на материале социальных сетей
будет способствовать повышению мотивации и, как следствие, результативности
изучения старшеклассниками английского языка. Кроме этого, проведенный опрос
показал, что учащиеся обладают минимальными знаниями о способах аббревиации в
английском языке.

На
основе полученных результатов исследования был разработан конспект урока
английского языка для учащихся 10-го класса, направленный на
изучение способов аббревиации.

На уроке используется
проектный метод работы, который вносит эффект новизны и создает проблемную
ситуацию, что позволяет активизировать мыслительную и речевую деятельность
учащихся. Учащиеся сами искали аббревиатуры и сами определяли их способы
образования.

Таким образом, цель
исследования была достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ АББРЕВИАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

1.1. Понятие аббревиации
в лингвистике В языке в силу
постоянного и активного технологического и социо-структурного развития в
различных отраслях существует потребность в назывании новых предметов и процессов.
Следствием данного процесса является постоянное появление новых сокращений и
аббревиатур.

В то время, когда с
большой скоростью увеличивается количество текстов, публикаций и печатных
сообщений, весомым аспектом является правильное понимание реципиентами этих
средств языковой экономии и их значений. Но с расширением и усложнением
словарного запаса становится значительно труднее достичь однозначного понимания
терминов. Эта проблема осложняется еще и тем, что довольно много сокращений,
которые часто в разных текстах имеют разное значение, и поэтому наряду с уже
известными аббревиатурами нужно обязательно подавать их объяснение.

С каждым днем в языке
появляется все больше новых слов и понятий, терминов, что обусловлено активным
и постоянным развитием науки и техники в различных отраслях. Наряду с этим на
сегодняшний день существует тенденция упрощения и ускорения передачи информации.
Все это становится важным фактором возникновения различных аббревиатур и
сокращений.

Процесс образования новых
аббревиатур характеризуется динамичным развитием и совершенствованием. Наблюдения
показывают, что постепенно увеличивается количестве количество различных типов аббревиатур.
Аббревиация, в связи с этим, требует досконального изучения, поскольку ее роль
в языковом сознании современного социума довольно важна.

Согласно мнению М.А.
Ярмашевич, аббревиация в качестве способа словообразования с давних пор
является известной. Ученый отмечает, что довольно распространенными и широко
используемыми были различные сокращения в конце англосаксонского языка – в
начале современного периода развития английского языка [Ярмашевич 2006: 19].

В Россию термин «аббревиатура» пришел
в XVIII в. из итальянского языка, и обозначал, как и в итальянском,
«сокращение» или «сокращать». Итальянцами, в свою очередь, данное слово было
заимствовано из латинского: abbreviatura, от ab – «при» и breviare –
«сокращать» [Дунев, Черняк 2008: 33-37].

Изначально метод сокращения использовался древними греками,
которые для стенографического написания «священных имен» («Nominasacra») брали
начальные и конечные буквы. Например, θς вместо θεός («бог»). С IV в. н. э. в древнеримской
латиноязычной литературе и историографии получил особую популярность жанр
бревиарии, состоящий в кратком изложении произошедших исторических событий [Никишина
2011: 37-47].

В
римских надписях «слова обычно сокращались с помощью начальной буквы или
нескольких букв слов, и большинство надписей имеют, по крайней мере, одну
аббревиатуру. Кроме этого, эта система была заимствована римлянами и
использовалась при обозначении общих понятий (frs-fratres, gra-gratia).
Повторение одной и той же буквы в таких сокращениях обозначало множественное
число (coss — Consules, vv cc – Viri clarissimi). Окончательное обозначение
аббревиатур изменило номинальную точку написания примерно в 3 веке нашей эры. Также
в Риме сокращения применялись с целью обозначения единиц измерения веса, и в
юридической практике [Adkins 2004: 261]

Начиная со средины века
аббревиатуры стали широко использоваться в текстах из сферы юриспруденции,
медицины и богословия [Adkins
2004: 261]. Аббревиатуры в различных видах записанной речи так же стары,
как и сам письменный язык. Аббревиатура (от латинского abbrevio – сокращать)
восходит к шумерам, чья письменность считается первой зарегистрированной в мире
(IV век до н. э…). Идентичность и использование аббревиатур не постоянны и
меняются от региона к региону.

В статье
«Аббревиатуры вчера и сегодня» авторы А.И. Дунев, доцент кафедры русского языка
и В.Д. Черняк, заведующая кафедрой русского языка Герценовского университета, отмечают,
что: «глубоко неправы, говоря, что «аббревиатура – дитя ХХ века» [Дунев 2008:
33-37]. Аббревиатура SPQR (Сенат и Народ Великого Рима) является одной из самых
знаменитых древнеримских аббревиатур.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы