Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Изучение потребительских предпочтений товаров аптечного ассортимента (на примере ООО «ФАРМАКОПЕЙКА»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ТОВАРОВ АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА.. 7
1.1 Сущность и структура
товарного ассортимента аптеки. 7
1.2 Механизмы принятия решений
о приобретении товаров аптечного ассортимента 12
1.3 Методы проведения
исследований потребительских предпочтений к товарам аптечного ассортимента. 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ТОВАРОВ ООО «ФАРМАКОПЕЙКА». 21
2.1. Исследование
потребительских предпочтений к аптечным товарам. 21
2.2. Анкетирование персонала
аптеки. 31
2.2.1. Анализ результатов
анкетирования. 32
2.3. Анкетирование посетителей
аптеки. 34
2.3.1. Анализ результатов
анкетирования. 35
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39
Список
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ литературы.. 41
Приложения.. 45
Введение:
Актуальность темы выпускной квалификационной работы
объясняется тем, что современный этап развития фармацевтической отрасли
характеризуется высоким уровнем конкуренции на уровне аптечных организаций [24].
И одним из главных факторов формирования конкурентоспособности аптек становится
ассортимент представленных в ней товаров, который позволяет максимально полно
удовлетворить потребности покупателей. Каждый современный руководитель аптеки
осознает силу маркетинговых инструментов воздействия на потребителей, которые
будут тем действеннее и эффективнее, чем в большей степени они соответствуют
ожиданиям целевой аудитории. Данные о посетителях аптек и их предпочтениях
являются рычагами воздействия и регулирования предприятием своей рыночной
позиции при умелом использовании маркетинговой информации.
От правильной организации формирования ассортимента зависит
не только выполнение аптекой ее социальной функции – наиболее полного
обеспечения населения лекарственными средствами и другими товарами аптечного
ассортимента, но и экономическая эффективность ее работы. В современных условиях, когда ассортимент аптечных товаров
чрезвычайно широкий, на рынке присутствует множество поставщиков лекарственных
средств, биологических активных добавок, парафармацевтической продукции, перед
каждой аптекой стоит важна задача формирования такого ассортимента, который
отвечает спросу потребителей. Решение этой задачи возможно только на основании
проведения соответствующих маркетинговых исследований, направленных на изучение
потребительских предпочтений при выборе товаров аптечного ассортимента. Все
вышесказанное и определяет актуальность темы данного исследования: «Изучение
потребительских предпочтений товаров аптечного ассортимента (на примере ООО
«Фармакопейка»)».
Цель исследования – исследование потребительских предпочтений
к товарам аптечного ассортимента аптеки ООО «Фармакопейка».
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи
исследования:
—
определить сущность и структуру товарного
ассортимента аптеки;
—
рассмотреть механизмы принятия решений о
приобретении товаров аптечного ассортимента;
—
описать методы проведения исследований
потребительских предпочтений к товарам аптечного ассортимента;
—
провести анкетирование персонала и потребителей
аптеки ООО «Фармакопейка» с целью выявления потребительских предпочтений.
Объект исследования: формирование аптечного ассортимента с
учетом потребительских предпочтений.
Предмет исследования: основной выбор потребителей аптеки ООО
«Фармакопейка».
Методы исследования. В ходе написания данной работы было
использовано метод научно-теоретического анализа литературы, общенаучные методы
исследований (анализ и синтез, сравнение и обобщение, систематизация и
классификация), а также социологические методы исследования (наблюдение,
анкетирование) и статистические методы исследования,
использованные при анализе объемов и структуры продаж товаров аптечного
ассортимента и на этапе обработки результатов опроса. Структура работы включает введение, две главы с параграфами,
заключение, список использованной литературы и приложения. Первая глава работы
является теоретической и содержит обзор научных источников по теме и обзор
методик исследования потребительских предпочтений. Вторая глава работы
посвящена практическим аспектам темы и содержит оценку предпочтений
потребителей аптеки ООО «Фармакопейка» при выборе товаров аптечного
ассортимента.
Заключение:
Таким образом, проведенное исследование показало, что
потребительские предпочтения являются механизмом, который регулирует процесс выбора товара покупателем.
Потребительские предпочтения не всегда могут быть реализованы в виду отсутствия
тех или иных ограничений со стороны потребителя или торговой организации, но их
всегда следует учитывать в работе любой аптеки.
С целью исследования потребительских предпочтений могут быть
использованы различные методы анализа. Прежде всего, о предпочтениях
потребителей можно судить по результатам продаж за ретроспективный период.
Также с этой целью могут быть использованы опросные методы, например,
анкетирование. В рамках данной ВКР были использованы оба эти метода
исследования.
Проведенное
исследование показало, что на современном этапе одним из факторов изменения
спроса и потребительских предпочтений на рынке лекарственных средств выступает
пандемия коронавируса, которая привела к росту спроса на противовирусные
лекарственные средства, антидепресанты и снотворные, антикоагулянты,
антисептики. Соответствующим образом изменяется и ассортиментная политика
аптеки ООО «Фармакопейка»: увеличиваются объем запасов указанных групп товаров,
расширяется их ассортимент. Ассортимент лекарственных средств в аптеке
достаточный: в ней представленные все АТХ-группы лекарственных средств. Вместе
с тем, коэффициент глубины ассортимента низкий, так как аптека формирует запасы
только тех форм выпуска лекарственного средства, которые пользуются наиболее
высоким спросом.
Проведенный опрос фармацевтов аптеки ООО «Фармакопейка» показал,
что основной группой покупателей в аптеке выступают женщины среднего и старшего
возраста. При этом потребители покупают лекарственные средства обычно при
заболевании, обосновывая свой выбор либо на собственных знаниях и опыте, либо
на советах фармацевтов аптеки. При этом чаще приобретаются нерецептурные
лекарственные средства, в таблетированной форме или в капсулах и в небольших по
объему упаковках, по средней или низкой цене.
Также и опрос потребителей показал, что большим спросом у
населения пользуются нерецептурные лекарственные средства в небольших упаковках
по невысокой цене, преимущественно в формах выпуска таблетки и капсулы.
С учетом результатов опроса потребителей и фармацевтов
сделаны рекомендации по формированию запасов лекарственных средств в товарном
предложении аптеки ООО «Фармакопейка». В частности, рекомендовано включать в
товарное предложение преимущественно лекарственные препараты в небольших
упаковках, по невысокой и средней цене, в таблетированной и капсулированной
формах выпуска.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ТОВАРОВ
АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА 1.1 Сущность и структура товарного ассортимента
аптеки В рамках
современных концепций менеджмента в основе управления любым предприятием должен
лежать маркетинговый подход, согласно которому именно инструменты маркетинга
создают предпосылки конкурентоспособности предприятия и его развития в
перспективе. Одним из основных инструментов маркетинга фармацевтических
предприятий, в частности аптечных организаций,
выступает товар, который может быть описан системой различных
показателей, но одной из наиболее важных его характеристик является ассортимент.
Впервые понятие «ассортимент» было использовано французами и обозначает (от
французского слова «assortiment») перечень видов продукции и товаров, которые
отличаются по определенным показателям и характеристикам.
В
фармацевтическом бизнесе понятие ассортимента товаров можно рассматривать с
нескольких позиций:
1) ассортимент
как средство удовлетворения потребностей покупателей. При таком подходе под
ассортиментом понимают набор товаров,
который формируется по определенным признакам, которые удовлетворяют
разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности потребителей [6];
2) ассортимент
как товароведческая категория. Такой подход рассматривает ассортимент и его
структуру с позиции определенного классификационного признака. Примером
определения в рамках такого подхода может быть следующий: «Ассортимент – состав
и соотношение отдельных видов продукции в продукции определенного вида в рамках
одной позиции номенклатуры» [19]. При таком подходе ассортимент описывается как
отдельные ассортиментные группы, которые предлагает предприятие. Для анализа
виды товара делятся на ассортиментные группы в соответствии с функциональными
особенностями, качеством, ценой или другими признаками. Так, в Кратком словаре
экономиста подчеркивается, что «ассортимент – это одноименная продукция, сгруппированная по
определенным признакам: качество, марка, размер, сорт и т.п.» [4].
Таким образом,
в рамках данного исследования под ассортиментом будем понимать совокупность
товаров, соотносящихся между собой по определенным признакам, которые
предприятие учитывает при разработке товарного предложения и продвижении
товаров на рынок в зависимости от его возможностей, с учетом наиболее полного
удовлетворения потребностей потребителей, при условии получения максимально
дополнительного эффекта для предприятия.
Ассортимент
товаров и эффективное управление им имеют значительную роль для потребителей,
производителей и для сферы торговли, в частности для аптечных организаций (рисунок
1.1). Исходя из рисунка 1.1, для аптечной организации важно, чтобы ее
ассортимент товаров обеспечивал, прежде всего, экономический эффект от продажи.
Но на конкурентоспособность аптеки влияет также то, насколько этот ассортимент
удовлетворяет потребности потребителей. Все вышесказанное определяет
актуальность разработки эффективной продуманной ассортиментной политики
аптечных организаций. Следует отметить, что в научной литературе присутствуют
разные определения ассортиментной политики, но их сущность сводится к
управлению ассортиментом товаров.