Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Изучение понятия «харизматический лидер » На уроках обществознания.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
1
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ
ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА.. 5
1.1 Изучение проблемы лидерства. 5
1.1. Феномен харизмы и
харизматического лидера. 12
1.2 Политический и харизматический
лидер: сходства и отличия. 19
2
ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.. 31
2.1 Чингисхан как выдающийся лидер. 31
2.2 Харизма Наполеона Бонапарта. 36
2.2 Иосиф Сталин как великий политик. 42
3
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ: «КТО ТАКОЙ
ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР?». 50
3.1 Педагогические особенности
проведения урока по обществознанию.. 50
3.2 План урока по теме «Кто такой
харизматический лидер?». 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 61
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 63
ПРИЛОЖЕНИЕ. 69
Введение:
Актуальность
темы исследования. Лидерство
присутствует везде, где речь идет о власти или организации любого другого типа.
Но просто быть лидером в контексте истории – недостаточно. Выдающиеся
исторические деятели обладали исключительной одаренностью, они имели харизму, были
наделены в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных
качествах его личности-мудрости, героизме и даже святости. Харизматические
лидеры были во все времена. Они появлялись в тот отрезок времени, когда остро
вставала проблема политическая, экономическая или социальная в стране, или
тогда, когда наступал кризис или переворот, приведший к новой власти.
Харизматические лидеры способы вести за собой народ – безоговорочное доверие
масс – это основная их особенность.
Но харизматический лидер
востребован прежде всего в таком обществе, где постоянно происходят какие-то
кризисные ситуации и отсутствует система контроля власти со стороны граждан.
Актуальность темы
обусловлена интересом к феномену харизмы политических лидеров, в частности, где
находится та особенность харизматического лидера, отличающая его просто от
политического? Проблема исследования
заключается в том, что в настоящее время понятие харизмы стремиться к тому,
чтобы потерять свое первоначальное значение и стать синонимом известности,
приобретенной благодаря приятной внешности, обращающим на себя внимание манерам
и саморекламе. Особенно важно понимать истинность харизмы школьникам, поскольку
они находятся на этапе формирования своего мировоззрения. А подмена понятий и
ценностей – это всегда ложное знание.
В данном исследовании
широко рассматривается концепция лидера и лидерства – тех необходимых качеств,
которые позволяют считать лидеров – лидерами. Также, подробно исследован термин
«харизма», как некий фундамент формирования лидера политического.
Объект
исследования – феномен харизматического лидера.
Предмет
исследования – педагогические и методические особенности
изучения феномена харизматической личности.
Цель
работы – провести всестороннее изучение понятия
«харизматическая личность» для реализации в школьном курсе обществознания урока
по теме: «Кто такой харизматический лидер?» Исходя из поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
– изучить проблему
лидерства;
– рассмотреть феномен
харизмы и харизматического лидера;
– проанализировать
сходства и различия политического и харизматического лидера;
– представить харизматических
лидеров в истории человечества;
– выявить педагогические
особенности проведения урока по обществознанию;
– разработать конспект
урока на тему «Кто такой харизматический лидер?».
Историография
вопроса. Лидерство в советскую эпоху рассматривалось преимущественно
с идеологической точки зрения. В частности, Н.И. Бирюков рассматривал
буржуазные теории лидерства,[1] Е.А. Дунаев изучал
философскую проблему лидерства.[2] Г.К. Ашин изучал
«буржуазные» социологические и социально-психологические теории лидерства элит.
[3] Е.С. Кузьмин, И.П. Волков
и Ю.И. Емельянов определили взаимосвязь, совокупность процессов лидерства и
руководства, а также зависимость групповой эффективности от того, воспринимают
ли члены группы руководителя в качестве лидера или нет.[4]
Е. Г. Андриянченко
рассматривал лидерство с психологической точки зрения, давая обоснование в
рамках соответствующих концепций,[5] П.С. Авдеев изучал
непосредственно харизматическое лидерство внутри политической системы,[6] Д.Б. Гениндоржиева изучала харизму с точки зрения
трансформационного лидерства, то есть такого лидерства, которое способно
адаптироваться под различные условия внешней среды,[7] Н.П. Романова исследовала
харизматическое лидерство в современной истории.[8] Сегодня исследователи
склонны изучать философскую сторону проблемы лидерства, как в работе Е.А.
Дунаева.[9] Современные философы
изучают данную тему с аксиологической точки зрения.
Источниковая
база исследования. ФГОС,[10] поурочные разработки по
обществознанию за 10-11 классы,[11] учебник по
обществознанию.[12]
Структура
работы. Исследование состоит из введения, основной части,
которая включает три главы, заключения, списка литературы и источников. [1] Бирюков Н.И. Критика современных
буржуазных теорий политического лидерства : автореф. дис.… канд. филос. наук /
Н.И. Бирюков. – Москва, 1983. – 28 с. [2] Дунаев, Е. А. Лидер: философские
проблемы / Е. А. Дунаев // Диалектика капитализма и социализма в современном
мире. – Москва, 1990. – С. 129-149. [3] Ашин, Г. К. Правящая элита и
общество / Г. К. Ашин // Свободная мысль. – 1993. – л № 7. – С. 67. [4] Кузьмин, Е. С., Волков, И. П.,
Емельянов, Ю. И. Руководитель и коллектив / Е. С. Кузьмин, И. П. Волков, Ю. И.
Емельянов. – Социально — психологический очерк. – Ленинград., 1974. – С. 78. [5] Андриянченко, Е. Г. Теоретический
анализ проблемы лидерства в зарубежной социальной психологии / Е. Г.
Андриянченко // Молодой ученый. – 2012. – № 10 (45). – С. 256-261. [6] Авдеев, П. С. Обзор теорий
харизматического лидерства в менеджменте и политике / П. С. Авдеев //
Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 1. – С. 45-49. [7] Гениндоржиева, Д. Б. Харизма как
составная часть трансформационного лидерства / Д. Б. Гениндоржиева // Вестник
БГУ. Образование. Личность. Общество. – 2014. – № 5. – С. 84-27. [8]
Романова, Н. П. Концепция харизматического лидерства / Н. П. Романова //
Вестник ЗабГУ. – 2011. – № 9. – С. 130-137. [9] Дунаев, Е. А. Лидер: философские
проблемы / Е. А. Дунаев // Диалектика капитализма и социализма в современном
мире. – Москва, 1990. – С. 129-149. [10] ФГОС История и обществознание //
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
«17» декабря 2010 г. № 1897 [Электронный
ресурс]. – Режим доступа:
http://teatcher.edu21.cap.ru/?t=hry&eduid=5480&hry=./52291/64353/162050
(дата обращения 21.05.2021). [11] Обществознание. Поурочные
разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций:
базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. Ю. Басик. – М.:
Просвещение, 2014. – 127 с.; Бегенеева, Т. П. Обществознание. Поурочные разработки.
Базовый уровень. 10 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 165 с. [12] Обществознание. 11 класс / Л. Н.
Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.husain-off.ru/bibl/bog11/index.html (дата обращения
21.05.2021).
Заключение:
В ходе проведенного
теоретического исследования изучался вопрос о лидерстве с
социально-педагогической и философской точек зрения, а также рассматривались
исторические харизматические лидеры.
При решении первой
задачи, которая заключалась в изучении проблемы лидерства, было выяснено, что
на протяжении истории к феномену лидерства складывались различные подходы,
основанные и на психологических. И на онтологических, и на философских точках
зрения. Однозначно то, что лидер – это тот, за которым хочется идти.
При решении второй
задачи, суть которой заключалась в представлении феномена харизмы и
харизматического лидера, была в основном позиционирована точка зрения М.
Вебера. К харизматическим качествам М. Вебер относит магические способности,
пророческий дар и прочее, а харизматиком является личность, способная
воздействовать на людей с большой эмоциональной силой. Однако, обладание
названными качествами не гарантирует господства, а лишь повышает шансы на него.
В процессе решения
третьей задачи, где давалось соотношение политического и харизматического
лидерства было выявлено, что харизма многократно усиливает политический вес и
политическое влияние. Харизматик позиционируется катализатором социальных
процессов и движений, поскольку ему персонифицировано доверяет народ.
При решении четвертой
задачи, которая заключалась в изучении личностей харизматических лидеров, были
изучены черты Чингисхана, Наполеона и Сталина. Эти три исторических личности
имели колоссальное влияние на общество, они вели народ в войны и считались
неоспоримыми. Безусловными лидерами. Доверие народа – это основное, чем было
подкреплено их лидерство. Это доверие, в свою очередь, основывалось на яркой
личностной харизме.
В процессе решения пятой
задачи были представлены педагогические особенности проведения урока по
обществознанию. В частности, были представлены основные положения проведения
урока в старших классах по ФГОС. Стандарт обуславливает проведение урока в
соответствии с гражданственностью, патриотизмом, эстетическим мировоззрением. В
любом случае урок должен иметь положительную коннотацию и являться для
обучающихся примером в том или ином аспекте.
При решении шестой задачи
был подготовлен конспект урока на тему «Кто такой харизматический лидер?». Урок
проводился на основе политического лидерства с включением примеров исторических
харизматических лидеров. В целом урок имел традиционный уклад, однако методом
его проведения являлось проблемное изложение – обучающиеся преимущественно
самостоятельно добывали знания, поскольку перед ними ставились проблемные
вопросы.
Таким образом,
харизматическое лидерство при изучении обществознания в 11 классе – это тема,
ориентированная на формирование патриотического самосознания, на определение
исторической сути видных политических деятелей, на изучение величия личности.
Задачи исследования
решены. Цель данного исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
1
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ
ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА 1.1 Изучение проблемы лидерства Проблему лидерства ученые
исследовали еще с давних времен. Мы находим упоминание данной темы в работах
различных философов и ораторов таких как Ницше, Платон, Макиавелли, Гегель и
многих других. Первоначально лидерство рассматривалось с точки зрения
политического или духовно-религиозного аспекта. С точки зрения Платона, у
идеального государя власть включает в себя не только разумение, но и
рассудительность. Конфуций утверждал, что благородный правитель обладает
большим количеством преимуществ, а именно, он добрый, рациональный, не
гневливый, не горделивый, не алчный, не жестокий. В целом – весьма человечный. Достаточно интересная и
жизнеспособная типология лидерства была выдвинута Лао-цзы, который полагал, что
лучший вождь – это такой вождь, который незаметен для народа. Далее, он отмечал
вождя, обожаемого народом. Еще два типа вождей – которого боятся и которого
ненавидят в народе.
Макиавелли, в свою
очередь, позиционировал образ самодержца, для которого его личная власть не
является благом, а только лишь представлено как средство достижения
определенной политической цели. Правитель, в соответствии с мнением Макиавелли,
обязан брать в расчет главные стимулы человеческой активности и благодаря
умению отгадывать сокровенные желания человеческой души управлять людьми.
В соответствии с учением
Гегеля, в деяниях великих лидеров имеется определенная историческая
необходимость. По мнению Ницше стремление стать лидером является для любо
личности вполне естественным стремлением, преградой которому может быть лишь мораль,
и настоящий лидер активно ее тренирует.
У З. Фрейда «вытесненное»
может сублимироваться в стремление к лидерству. По его мнению, человечество
нуждается в лидере аналогично тому, как и семейство нуждается в авторитарном
отце. То есть, здесь лидерство выступает как сублимация либидо, компенсаторная
функция низкой самооценки. У Адлера, желание быть лидером – это аналогично компенсация,
но уже чувства неполноценности личности. Некоторые современные исследователи
данного феномена опираются на идею харизматического лидера, возникающего, по
идее М. Вебера, на изломах истории. Понятие «харизма» применяется к лидеру,
который обладает исключительными способностями. Если рационально-легальное
лидерство предельно безлично, то харизматическое лидерство имеет, как правило,
акцентированно личностный характер.
Г.К. Ашин в начале 70-х
годов анализировал «буржуазные» социологические и социально-психологические
теории лидерства, элит, «массового общества» и противопоставил им марксистскую
точку зрения о социальном руководстве при социализме. В начале 90-х годов в
некоторых статьях он пересмотрел ряд своих оценок теорий лидерства.[1]
В 1971 году исследователь
Б.Д. Парыгин обозначил основные отличительные черты лидера и руководителя,
которые впоследствии были официально утверждены в советской науке. Рассмотрим
их:
– лидер осуществляет
регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель – представляет
официальные отношения в группе как некоей социальной организации;
– лидерство существует в
условиях микросреды, то есть сфера его деятельности – в основном малая группа,
руководство – элемент макросреды, сфера деятельности руководителя – более
широкая социальная система;
– лидерство возникает
стихийно, в результате деятельности членов группы, назначение руководителя
вышестоящими структурами стихийным не является;
– по сравнению с
руководством лидерство менее стабильно и в большей степени зависит от
настроения в группе;
– руководство
подчиненными обеспечивается определенной системой различных санкций, которых в
руках лидера нет;
– процесс принятия
решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не
обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает решения
непосредственно сам.[2]
К началу 80-х годов прошлого
века в социальной психологии термин «лидерство» связывался исключительно с
межличностными отношениями в малой группе, внутригрупповой активностью и со
стихийным протеканием этих процессов снизу.
Особое внимание уделялось
противостоянию лидерства и руководства и выделению в первом стихийного,
естественного, свободного, неформального начала в противовес официальному
началу во втором.
В 1974 г. Е.С. Кузьмин,
И.П. Волков и Ю.И. Емельянов определили взаимосвязь, совокупность процессов
лидерства и руководства, а также зависимость групповой эффективности от того,
воспринимают ли члены группы руководителя в качестве лидера или не воспринимают.[3]
Упор в исследовании
проблемы лидерства отечественные психологи сделали на деятельностный подход,
который изначально был предложен А.Н. Леонтьевым. Если рассматривать проблему
лидерства, используя данный подход, то определяющими факторами процесса
являются цели и задачи группы, выявляющие того, кто впоследствии станет
лидером, и какой стиль лидерства станет более эффективным в этой группе.
Для исследования
организационного и политического лидерства, то есть лидерства на уровне больших
социальных групп был необходим базисно-деятельностный подход, который учитывал
факторы производства, обмена, распределения и потребления, находящиеся в основе
интересов различных социальных групп.
Рассматривая изучение
проблемы лидерства с давних времен, можно увидеть, что ученые воспринимали
лидера только как государя, для них это самодержец, управляющий всем народом. В
данной теории лидер уже рождается с определенным набором качеств, в частности,
наиболее значительными являются разум и рассудительность, которые и позволяют
ему править.
Комплексное изучение
феномена лидерства в XX столетии предполагает уже более точный психологический
портрет лидера. Первостепенно ученые также не отходят от мнения о
лидере-государе, а именно, в России рассматривается лидерство на примере
советских политиков. Лидер может иметь или врожденные качества, которые
непосредственно способствуют его становлению во главе правления, либо это
какие-либо чувства неполноценности, выливающиеся в стремление быть первым.
Только лишь с начала 1970-х годов проблема рассматривается с участием простых руководителей
вместе с группами подчиненных. Используя уже деятельностный подход, который во
главу исследования ставит цели и задачи всей группы, а не только лидера.
С конца 1980-х годов
отечественный интерес к теме лидерства увеличился. Стали делаться
многочисленные публикации дискуссионного характера в научных журналах, в ходе
которых предпринимались попытки осмыслить прошлое политического опыта России, производилось
обсуждение текущих политических проблем. Были созданы портреты лидеров
советской эпохи с точки зрения оценки их деятельности и курса. В частности,
позиционировались следующие проблемы:
– влияние личностных черт
характера лидера, его позиций, идеалов и мотивов поведения на осуществление им
власти;[4]
– формирование новой
политической элиты в постсоветский период;[5]
– взаимоотношения
политических лидеров, их окружения и масс;[6]
Сегодня исследователи
склонны изучать философскую сторону проблемы лидерства, как в работе Е.А. Дунаева.[7] Современные философы
изучают данную тему, рассматривая аксиологический аспект этой проблемы.
Особое распространение
получили теории харизматического лидерства. Все концепции этого направления
характеризует представление о харизматическом лидерстве, которое направленно на
сохранение и развитие целостной культуры организации.
Представители направления
харизматического лидерства полагали, что харизма характеризует не столько
лидера и последователя, сколько отношения между ними.[8]
В противовес
психологическому изучению проблемы лидерства в 1980-х годах возрастает интерес
с точки зрения политики. Политическое лидерство рассматривается как
совокупность характерных черт лидера, его идеалы и взгляды, жизненные позиции,
взаимоотношения между лидерами, общение с народными массами. В отличие от психологических
теорий здесь учитываются жизненная среда, в которой обитает лидер, их
окружение. Проводятся исследования, которые позволяют собрать образ лидера,
которого желает народ.
Именно в это время
появляется теория о том, что нужные лидерские качества можно в себе воспитать,
а не родиться с ними, как говорилось ранее.
В начале 1980-х годов к
критике современных буржуазных теорий политического лидерства прибег и Н.И. Бирюков.[9] Выражен идеологический
оттенок ее исследований, основанный на марксистско-ленинистском мировоззрении.
Социология изучает общие
вопросы природы отношений «лидер-последователи» в организациях и на
государственном уровне. Через исследования элит, социологический подход
помогает определить характерные черты лидерства как в современном обществе, так
и в обществе прошлого. Заслуживающей особого внимания является концепция
харизмы, предложенная М. Вебером и применяемая многими современными авторами.
Она позволяет по-новому взглянуть на политическое лидерство в стабильные и
кризисные периоды социального развития, а также уяснить особенности лидерства в
развивающихся странах.
Изучение лидерства
социологией дает новые понимания в этой проблеме. Феномен лидерства
рассматривается в общем, разрабатываются концепции, которые включают как
психологические, так и политические аспекты. Для создания полного образа лидера
сравниваются выдающиеся личности различных эпох.
Противоположный подход к
изучению данной темы привнесли философы, рассматривая лидерство с ценностной
позиции. В своих работах они позиционируют лидера, как человека с определенным
набором именно ценностных качеств, которые и определяют ход его действий.
Теме лидерства в сфере
образования уделяется большое внимание начиная с XXI века, что связано непосредственно с
введением прагматической педагогической системы Дж. Дьюи, которая ориентирована
на развитие у детей, подростков и молодежи самостоятельности, социальной
активности, гражданских чувств. С точки зрения философии проблема связана с
ценностями.
Феномен лидерства
изучается различными науками такими как психология, политология, история,
социология, философия. Все они рассматривают проблему исходя из своей
специализации. Например, история изучает великих правителей-лидеров, психология
составляет их полноценный образ, политика делает акцент на окружение и
последователей, философия же работает с ценностным аспектом. В любом случае все
эти теории взаимосвязаны друг с другом. Только проработав полностью представленные
точки зрения, можно более полно изучить лидерство со всеми его составляющими.[10]
В настоящее время
прикладные исследования личностных качеств эффективных лидеров основаны на
пятифакторной модели личностных черт, или так называемой «Большой Пятерке».[11] В рамках этого
направления изучается влияние различных форм неакадемического (практического,
социального, эмоционального) интеллекта на эффективность руководства, а также
предпринимаются попытки выявления посредством различных психологических тестов
связи между чертами личности и лидерством.[12]
Различные ученые,
философы, исследователи, ораторы рассмотрели в своих работах какими бывают
лидеры, выявили личностные характеристики, которые присуще лидерам, разработали
в зависимости от наук, анализирующих данную проблему, концепции, которые влияют
на изучение этого феномена.
Все это, как следует
отметить, помогает увидеть общую картину понятия лидерства, составить свое
мнение по данному вопросу. И по сей день ведется разработка проблемы лидерства,
используются как старые материалы, так и проводятся новые исследования. [1] Ашин, Г. К. Правящая элита и
общество / Г. К. Ашин // Свободная мысль. – 1993. – л № 7. – С. 67. [2] Парыгин, Б. Д. Основы
социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. – Москва : Мысль, 1971. – С.
141. [3] Кузьмин, Е. С., Волков, И. П.,
Емельянов, Ю. И. Руководитель и коллектив / Е. С. Кузьмин, И. П. Волков, Ю. И.
Емельянов. – Социально — психологический очерк. – Ленинград., 1974. – С. 78. [4] Дубов, И. Г., Пантелеев, С. Р.
Восприятие личности политического лидера / И. Г. Дубов, С. Р. Пантелеев //
Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. – № 6. – С. 25. [5] Березовский, В., Червяков, В.
Современная политическая элита России / В. Березовский, В. Червяков //
Свободная мысль. – 1993. – № 1. – С. 35. [6] Жмыриков, А. Н., Шляхтин, Г. С.
Психологические проблемы политического лидерства / А. Н. Жмыриков, Г.С. Шляхтин
: Учебн. пос. – Нижний Новгород, 1991. – С. 56. [7] Дунаев, Е. А. Лидер: философские
проблемы / Е. А. Дунаев // Диалектика капитализма и социализма в современном
мире. – Москва, 1990. – С. 129. [8] Klein, K. J., House, R. J. On fire: charismacic leadership and
levels of analysis / K. J. Klein, R. J. House // Leadership: the multiple —
level approaches: contemporary and alternative. Monographs in organizational
behavior and industrial relations: Vol.24. Part. B. // Dansereau F.,Yammarino
F. J. (eds.) Stanford.
1998. – P.
3-52. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.707.2593&rep=rep1&type=pdf (дата обращения 21.05.2021). [9] Бирюков Н.И. Критика современных
буржуазных теорий политического лидерства : автореф. дис.… канд. филос. наук /
Н.И. Бирюков. – Москва, 1983. – С. 13. [10] Клейменова, А. Е. Историческое
развитие изучения феномена лидерства / А. Е. Клейминова // Аналитика
культурологии. – 2014. – № 29. – С. 202. [11] Психология современного лидерства:
американские исследования / под ред. Дж. П. Канджеми, К. Дж. Ковальски, Т. Н.
Ушаковой (пер.: А. В. Александрова) – Москва : Когито-центр , 2007 – С. 198. [12] Андриянченко, Е. Г. Теоретический
анализ проблемы лидерства в зарубежной социальной психологии / Е. Г.
Андриянченко // Молодой ученый. – 2012. – № 10 (45). – С. 256.