Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Изучение музейных предметов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 2
Глава 1. Теоретические аспекты комплектации музейных фондов. 5
1.1 Классификация музейных источников. 5
1.2 Методические основы классификации потенциальных объектов
музейного показа 9
Глава 2. Методика изучения музейных предметов. 12
2.1 Основные этапы изучения музейных предметов: атрибуция,
классификация и систематизация, интерпретация. 12
2.2 Описание музейных предметов различных типов. 20
Заключение. 27
Список литературы. 29
Введение:
Актуальность
темы. Важная роль в развитии Российского государства,
решении современных сложных проблем возрождения духовности и исторической
памяти русского народа принадлежит национальной культурному наследию, в котором
важное место занимают памятники сакрального искусства.
В ХХ в. через целый ряд неблагоприятных
обстоятельств сакральное искусство понесло невосполнимые потери. Закрытие
доступа в фондохранилища музеев, отсутствие тематических экспозиций,
непопулярность исследования религиозного искусства привели к тому, что,
несмотря на высокий художественный уровень произведения сакрального искусства
остаются малоизвестными как в России, так и мире. В ХХІ в. активизировался процесс формирования
в обществе понимания необходимости сохранения и популяризации культурного
наследия в области религиозного искусства. В этом деле важное место принадлежит
музеям, которые имеют сборки сакрального искусства.
Актуальность темы исследования обусловлена
потребностями развития музейного дела в России, что требует обращения к
предыдущему опыту в этой области, его профессионального изучения, системного
целостного исследования практики работы музейных учреждений.
Степень
разработанности темы. В конце 1970-х — начале 1980-х гг. российский
ученый А. М. Разгон первым в европейской музеологии выделил в ее структуре
новое научное направление — музейное источниковедение. При этом считал, что
музейное источниковедение может рассматриваться и как самостоятельная научная
дисциплина со своим объектом, предметом и методом исследования [27, с.31].
Большинство работ отечественных
исследователей принадлежат к анализу проблем музейного источниковедения в
музеях гуманитарного профиля [1, 26]. Теоретические вопросы естественной
музеологии рассматривают А. С. Климишин и Ю. М. Чернобай [13, 14, 15]. Это, в
свою очередь, позволяет выделять музеологическое естествознание как научное
направление, которое входит в общую и прикладную музеологию [3].
Российский этнолог и музеолог М. А.
Томилов в структуре музеологии как науки рассматривает музеологическое
источниковедение [26]. Противоречивую позицию относительно целесообразности
выделения специального музейного источниковедения занимают российские музеолог
Е. А. Воронцова и М. Е. Каулен. Соглашаясь с мнением А. Н. Разгона о
необходимости разграничивать задачи музейного и исторического источниковедения,
в то же время считают, что особого «музейного источника» не существует, а
потому методикой изучения источников должно заниматься историческое источниковедение
[4]. Другие исследователи ставят под сомнение возможность вообще существования
музейного источниковедения [5].
Объект
исследования –комплектация музейных фондов.
Предмет
исследования — методика изучения музейных предметов.
Цель
исследования – исследовать процесс изучения музейных
предметов.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
1. Рассмотреть классификацию музейных
источников.
2. Изучить методические основы
классификации потенциальных объектов музейного показа.
3. Исследовать основные этапы изучения
музейных предметов: атрибуция, классификация и систематизация, интерпретация.
4. Описание музейных предметов различных
типов.
Методы
исследования. Для раскрытия проблемы применены
общенаучные и специальные исторические, музееведческие методы исследования. Из
числа общенаучных использованы методы анализа и синтеза.
Практическое
значение полученных результатов заключается в том, что
материал, ключевые положения и выводы работы могут быть использованы при
подготовке обобщающих трудов по истории российской культуры, музейного и
памятниковедения, исторического краеведения; написании учебников, учебных
пособий; разработке нормативных и специальных курсов по вузовской подготовки
специалистов музейного дела; при изучении общих и специальных курсов по музееведения,
истории культуры и искусства России, в практической работе музейных учреждений России;
при решении задач сохранения и охраны памятников национального культурного
наследия.
Структура
аттестационной работы обусловлена ее целью и задачами, состоит
из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы.
Заключение:
Таким образом, необходимость выделения
научных средств ряду естественнонаучных музеев обусловлена тем, что это
должен быть документальный и материально зафиксированный результат работы музея
по изучению природы региона.
Принадлежность статей к основным и
вспомогательным научным сборникам задокументирована в различных документах.
Статьи из всех музеев страны составляют Российский музейный фонд. Его состав,
организация и использование впервые были определены «Положением о музейном
фонде СССР» (1965 г.).
Помимо музейных предметов, в Музейный фонд
России входят все обнаруженные предметы музейной ценности, принадлежащие
частным лицам, общественным и религиозным объединениям и организациям. Таким
образом, по своему составу Музейный фонд делится на государственную и
негосударственную части, но независимо от формы собственности все входящие в
его состав памятники истории и культуры являются неотъемлемой частью наследия
культуры народов России. Они не подлежат вывозу из страны, а их временный вывоз
регулируется ФЗ об экспорте и ввозе культурных ценностей. Памятники, входящие в
публичную часть собрания музея, не подлежат отчуждению, за исключением случаев
утраты, уничтожения или обмена на другие предметы и коллекции музея. Коллекция
музея неделима.
Включение памятников истории и культуры в
музейный фонд и их исключение осуществляется исполнительной властью, которая
несет ответственность за государственное регулирование в области культуры. Это
осуществляется путем регистрации соответствующего факта в государственном
каталоге Музеев России.
Вышеизложенное позволяет определить
музейное источниковедение как структурный элемент музеологии, что входит в
общее источниковедение и имеет междисциплинарный характер, обусловленный использованием
методик источниковедения специальных исторических, естественно-исторических и технических
дисциплин.
Задачами музейного источниковедения
является изучение музейных предметов — памятников, научно-вспомогательного
материала, выработка терминологии, методических основ классификации, атрибуции,
систематизации и интерпретации, создание каталогов и определителей музейных предметов.
В сферу музейного источниковедения входит и разработка классификаций
неподвижных памятников — потенциальных объектов музейного показа.
Таким образом, объектом музейного
источниковедения является недвижимые памятники – потенциальные объекты
музейного показа и подвижные источники, включая естественнонаучные коллекции,
которые образуют фонд музейного собрания, их селекция. Предмет музейного
источниковедения — научное описание неподвижных и подвижных источников,
составляют музейную ценность. Из этого вытекают следующие задачи:
классификация, атрибуция, систематизация и интерпретация потенциальных объектов
музейного показа, артефактов и естественно-научных образцов (натуралов), предметов
музейного значения, музейных предметов, а также научно-вспомогательного
материала, их тезаврирования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты комплектации музейных фондов
1.1 Классификация музейных источников
Музей является полифункциональной системой
и эпистемной моделью культуры. Этот институт можно рассматривать как одну из
исторических форм коллективной памяти.
Давая дефиницию понятий «предмет музейного
значения» и «музейный предмет», А. М. Разгон указал на то, что отбор предмета
из окружающей среды происходит путем оценочного отношения человека к
реальности; то есть человек применяет при этом аксиологический подход. По
мнению ученого, все музейные источники по своему содержанию являются
историческими и вещественными [27, с.31].
Обобщающие подходы к классификации
музейных источников и относительно музейного источниковедения как научного
направления отражены в двух статьях (редакциях) ученого. Согласно первой
редакции, музейные источники исследователь разделил на типы: вещественные,
изобразительные, письменные, фонодокументы. Под объектом музейного
источниковедения понимались источники семантической и эмоциональной информации
— музейные предметы, а под предметом — закономерности, связанные с научным
документированием процессов и явлений реальной действительности, проявлением и
отбором из нее предметов музейного значения, их классификация [29].
Согласно второй редакции, по А. М. Разгон,
любой музейный предмет потенциально является историческим источником, однако не
всякое источник может быть музейным предметом. Объектом музейного
источниковедения есть носители информации, изъятые из реальной
действительности, а предметом — закономерности, связанные с научным
документированием процессов и явлений исторической действительности путем
отбора предметов музейного значения, используемые в музееведении и профильных
научных дисциплинах [20].
Теоретические разработки
А.М. Разгона углубила в своих трудах Н. П. Финягин, которая предложила
теоретические основы музейного