Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Изучение лирических произведений на уроках литературы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы изучения лирических произведений на уроках литературы.. 5
1.1.
Психолого-физиологические особенности восприятия лирических произведений на
уроках литературы.. 5
1.2. Виды
лирики, этапы и приемы ее изучения на уроке литературы.. 10
Глава 2.
Практические аспекты изучения лирических произведений на уроках литературы.. 17
2.1. Алгоритм
изучения лирических произведений на уроках литературы.. 17
2.2.
Технологическая карта урока в 11 классе по теме «Реальное и мистическое в
стихотворении А. Блока «Незнакомка». 24
Заключение. 39
Список литературы.. 41
Введение:
Лирическая поэзия –
важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству
народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в
самых многообразных её проявлениях.
Лирические стихотворения
– непростой для восприятия учащихся род литературы, потому что в поэтическом
произведении нет героя, а предметом изображения становится внутренний мир
человека, его переживания, размышления. В лирических стихотворениях отсутствует
описание событий, поступков персонажей, обстоятельств действия. Они не столько
изображает, сколько выражает впечатления от реальной жизни. В лирическом
стихотворении автор отражает субъективное настроение, которое становится
близким широкому кругу людей. Но учащиеся зачастую бывает трудно понять
основную идею произведения в силу их небольшого жизненного и чувственного
опыта. Еще одним препятствием на пути осознания главной идеи произведения
становится язык, которым написано стихотворение. Классики литературы, чьи
произведения читают учащиеся, жили и творили двести или сто лет назад и
зачастую в лирике используются трудные для понимания слова и обороты.
Исследованию
специфических особенностей лирического стихотворения, как особого искусства,
посвящены работы таких ученых, как М.А. Палкин, Т.И. Сильман, Г.Н. Поспелов,
В.Ф. Огнев, А.А. Михайлов и др. Вопросы методики работы над лирическими
стихотворениями рассматриваются в трудах К.Д. Ушинского, Н.Ф. Бунакова, В.Я.
Стоюнина, Н.П. Каноныкина, Н.А. Щербаковой, Т.П. Сальниковой и др.
Перед учителем встают
сложные задачи — помочь ребенку приобщиться к поэзии, осознать главную идею
произведения, прочувствовать его, понять смысл непонятных слов и оборотов, а
главное, показать учащимся своеобразие лирики того или иного автора. Как
отражение явлений действительности в литературе было бы неполным без
лирического рода, так и школьное гуманитарное образование без изучения лирики
не могло бы в полной мере выполнить стоящую перед ним задачу – быть средством
формирования всесторонне развитой личности.
Цель исследования
– выявление наиболее эффективных способов изучения лирических произведений на
уроках литературы.
Объектом исследования
является лирическое стихотворное произведение.
Предметом исследования
– приемы и формы работы над лирическим произведением на уроках литературы.
Для достижения данной
цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности
восприятия лирических произведений на уроках литературы.
2. Систематизировать
формы и приёмы работы с лирическим произведением на уроках литературы.
3. Апробировать изученный
материал на практике на уроках литературы.
4. Систематизировать
полученные результаты, сделать выводы.
Методы исследования:
изучение и анализ литературоведческой, психолого-педагогической и
учебно-методической литературы, классификация, наблюдение, анкетирование.
Структура исследования
работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
Лирику от других жанров
отличают эмоционально-окрашенные размышления поэта, его чувства и переживания,
а главным объектом художественного познания в лирике является характер поэта,
прежде всего его внутренний мир, его умонастроения и эмоции. Также важнейшим
свойством лирики является претворение черт личности поэта в образ лирического
героя.
Обучению учащихся основам
художественного восприятия лирических произведений обусловлено природой
лирического произведения, которое представляет собой поэтический образ эмоций,
связанных с духовной жизнью человека. Соответственно, художественное, т.е.
адекватное, восприятие таких произведений обогащает жизнь детей сильными
эмоционально-эстетическими впечатлениями; пробуждает и поддерживает у них
интерес к чтению лирики; раскрывает перед ними красоту внутреннего мира духовно
богатой личности; способствует интенсивному формированию у учащихся системы
эстетических и этических ценностей.
Учащиеся с удовольствием
слушают, читают и учат наизусть лирические произведения, но далеко не всегда
глубоко воспринимают их, поэтому анализ художественных особенностей
произведения на уроке — обязательное условия для глубокого проникновение
читателей в содержание произведения
Анализ лирического
произведения – это проявление творчества учителя. Он должен сам найти путь
решения, здесь нет готовых рецептов. На уроке важно не четко следовать
написанному плану урока, а, чутко прислушиваясь к ученикам, направлять их
восприятие по пути постижения основной идеи стихотворения. Для этого учителю
необходимо четко представлять себе, к чему он должен привести учеников, и
отлично владеть системой приемов анализа художественного произведения. Главная
задача учителя при изучении поэзии — добиться сопереживания и соразмышления с
поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли, создать основу в формировании
читательских качеств, необходимых для 3полноценного восприятия лирики,
воспитать эмоциональную отзывчивость, образное, ассоциативное мышление,
эстетическую реакцию на художественное слово.
Каждое лирическое
произведение глубоко своеобразно и уникально, поэтому общей схемы, подходящей
для анализа любого лирического произведения, нет. Чтобы проанализировать
лирическое произведение, нужно внимательно прочитать его, выявить авторскую
позицию используемые им приемы создания художественного мира (это может быть
традиционный поэтический текст, но неожиданная композиция, внезапные средства
художественной выразительности и т.д.
Методисты наиболее часто
рекомендуют придерживаться следующего пути анализа: 1) рассмотреть композицию и
название стихотворения (если оно есть); 2) выявить основные параметры
художественного мира в анализируемом произведении (каков он?); 3) определить,
есть ли в нём сюжет; 4) выявить, что выступает на первый план: события или
переживания лирического героя; 5) обозначить время и пространство, указанное в
тексте, рассмотреть особенности словоупотребления, синтаксиса, звучания; 6) понять
роль ритма, рифмы, метрики, строфики, звукописи (ассонанса, аллитерации) и др..
Более глубокому постижению поэтического текста способствует широкий кругозор
читателя, позволяющий вписать анализируемое произведение в контекст творческого
пути поэта, в круг приверженцев определенного литературного направления и т.д.
Таким образом, при
анализе лирических произведений критерии оценки стихотворений становятся глубже
и многостороннее. Эти действия помогут определить формальные (рифму, тропы,
стилистические фигуры, стихотворный размер, ритм) и содержательные
характеристики лирического текста.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы изучения лирических произведений на уроках литературы 1.1.
Психолого-физиологические особенности восприятия лирических произведений на
уроках литературы
Восприятие как
психический процесс «представляет собой отражение в сознании человека
предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их
непосредственном воздействии на органы чувств» [8]. Данное определение мы
находим у многих авторов научных работ – А.В. Петровский, Р.С. Немов, В.И.
Слободчиков и др. А.В. Запорожец считает, что в процессе восприятия огромное
влияние оказывает прошлый практический опыт человека (апперцепция).
Восприятие надо
рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском
признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия
решения. Восприятие изменяется под влиянием условий жизни человека, то есть
развивается.
Учащиеся постепенно
научаются внимательно рассматривать воспринимаемые предметы, подробно
знакомятся с ними путем осязания и т.п. Одновременно у учащегося вырабатывается
умение организовывать и контролировать свое восприятие в соответствии с
поставленной перед ним задачей и предъявленными требованиями. Таким образом, следует
отметить, что необходима работа, направленная на развитие восприятия, которая
имеет очень важное значение в общем развитии детской психики. Без этого
невозможно формирование памяти, мышления, воображения ребёнка.
Школьный возраст – это
время превращения ребёнка в ученика, время первой «настоящей» дружбы, вражды,
влюблённости. Всё это приводит к бурному развитию личности и становлению
системы представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Появление
новых представлений о жизненных ценностях, а следовательно, отрицание старых
приводит к возникновению у детей противоречивых душевных состояний, подобных
тем, которые поэтически преображаются в лирическом творчестве, и без опыта
переживания, которых невозможно сопереживание лирическому герою [14].
Развивается у детей и
система эстетических ценностей. Ее основу составляет своеобразное представление
о «прекрасном». Прекрасное для ребенка – это единство в предметах и явлениях
«обыденного» содержания и «необычной» формы.
Л.Д. Коротина показывает,
что в литературном произведении ребенок воспринимает в качестве прекрасного его
образную основу, которая делает необычными в глазах маленького читателя
известные ему явления. Так, детям кажется, в частности, «прекрасным» чуть ли не
любое поэтическое произведение, потому что в нём известная им речь звучит
«складно» и расцвечена яркими образными выражениями [10].