Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Изучение и обобщение опыта в процессе развития трудового обучения и воспитание в школьной системе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития трудового обучения и воспитания в школьной системе 5
1.1. История развития трудового обучения школьников в России 5
1.2. Характеристика трудового обучения и воспитания в современной школе 16
Глава 2. Практические аспекты развития трудового обучения и воспитания в школьной системе 28
2.1. Методика трудового обучения и воспитания в современной школе 28
2.2. Анализ опыта трудового обучения и воспитания в современной школе 34
Заключение 38
Список литературы 39
Введение:
Социально-экономическая ситуация в стране на протяжении десяти-летий характеризуется разрывом между спросом и предложением на рын-ке труда и в системе образования, требованиями работодателей и уровнем подготовки специалистов, неразборчивостью в средствах достижения сво-их целей у значительной части молодежи, выросшей в условиях противо-речивого, разнонаправленного влияния семьи, школы и общества.
Игнорирование задач трудового воспитания и профессионального самоопределения молодежи привело к тому, что выросло целое поколение молодых людей с завышенным уровнем устремлений, эгоистической направленностью личности, отсутствием трудовой мотивации. В последние десятилетия школа все меньше внимания уделяет воспитательной функции, ограничиваясь подготовкой учащихся к поступлению в профессиональные образовательные организации, изучение которых редко связано с будущей профессиональной деятельностью. Между тем, основой профессионально-го успеха является трудолюбие, которое формируется в первые годы жиз-ни и поддерживается системой воспитательной работы в общеобразова-тельных организациях и обществе.
«Трудовое воспитание — формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда. Сущность гармоничного развития личности в неразрывной связи трудового воспи-тания с другими сторонами воспитания: нравственного, эстетического, ин-теллектуального, физического. Умный, образованный, культурный чело-век любой труд делает творческим, радостным. Поэтому труд и является важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития лично-сти». Такое определение дает трудовому воспитанию Л. Е. Сикорская. По данной проблематике существует достаточно много исследований. Класси-ками и теоретиками считаются светила педагогики К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Т. С. Шацкий. В 80-90-х годах ХХ сто-летия появились труды А. Д. Ко-пытова, Ф. И. Иващенко, А. Г. Пашкова, Н. Б. Черепановой.
Цель исследования: изучение и обобщение опыта в процессе разви-тия и воспитания трудового обучения в школьной системе.
Объект исследования: трудовое обучение и воспитание.
Предмет исследования: процесс развития трудового обучения и вос-питания в школьной системе.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования, были сформулиро-ваны следующие задачи исследования:
1. Изучить историю развития трудового обучения школьников в России;
2. Охарактеризовать трудовое обучение и воспитание в современной школе;
3. Определить методику трудового обучения и воспитания в совре-менной школе;
4. Проанализировать опыт трудового обучения и воспитания в со-временной школе.
Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.
Экспериментальная база: исследование проводилось в образователь-ных учреждениях на обобщении опыта работы практикующих учителей технологии.
Практическая значимость исследования определяется обобщением опыта работы практикующих учителей технологии в процессе разватия трудового обучения и воспитания в школьной системе.
Итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав, за-ключения и списка литературы. Текст изложен на 40 страницах, содержит 4 таблицы. Список литературы включает в себя 20 наименований.
Заключение:
Делая вывод, можно сказать, что трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только бу-дущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния. Труд есть сознательная, целесо-образная, созидательная деятельность человека, направленная на удовле-творение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы, а также нравственные качества. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.
Труд был и остается необходимым и важным средством развития личности в целом. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся, обес-печивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; развивает творческое отношение к труду; способствует пра-вильному выбору профессии.
Трудовое воспитание является значимой частью общей системы вос-питания, и не теряет своей актуальности на протяжении всей истории педа-гогики. Опыт отечественных педагогов в сфере трудового воспитания ак-туален и в наши дни. Эффективность и результативность трудового воспи-тания в школе во многом зависит от педагога, его организаторских спо-собностей и личностных качеств. Перед ним стоит сложная задача: педаго-гически целесообразно сочетать свою руководящую роль, как организато-ра процесса труда, с самостоятельностью школьников, ученическим само-управлением, активизацией учащихся в труде и общественной деятельно-сти. Не только учителя труда, но и классные руководители, которые со-провождают учеников на протяжении длительного времени, могут способ-ствовать развитию трудовых навыков детей, тем самым не только подго-тавливая их к будущей жизни, но и способствуя развитию их нравствен-ных качеств и творчества.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития трудового обучения и воспитания в школьной системе
1.1. История развития трудового обучения школьников в России
Для того чтобы понять современное состояние и пути развития си-стемы технологического образования современной школы, необходимо рассмотреть пути ее развития, извлечь уроки из педагогического опыта трудового воспитания подрастающего поколения с учетом современных процессов развития системы образования в нашей стране и за рубежом.
Одной из основных задач образования является социализация лич-ности. Этот процесс по своему содержанию и формам осуществления определяется состоянием производительных сил и общественных отноше-ний, поэтому тенденции и пути развития системы образования должны рассматриваться в контексте соответствующих социально-экономических условий. Такой подход в научно-практическом анализе позволяет выде-лить несколько этапов в становлении и формировании национальной си-стемы образования.
Задолго до появления педагогических теорий в многовековой прак-тике трудовое воспитание молодежи в Древней Руси занимало важное ме-сто. Традиции, обычаи и обряды формировали социально значимые каче-ства, среди которых трудовые навыки и умения, трудолюбие стояли на одном из первых мест [11].
С установлением феодальных отношений морально-этические нормы приобрели сословный характер. Господствующий класс относился к тру-ду, особенно физическому, все с большим презрением, считая его уделом простого народа.
Однако труд оставался жизненной необходимостью для большинства населения, что вызывало необходимость формирования у молодого поко-ления положительного отношения к труду, определенной суммы практиче-ских навыков и трудолюбия. Этот процесс реализовывался в основном в семье и дал основу народной педагогической мысли. Народная педагогика мудро рассматривала труд и трудовое воспитание не только как необхо-димое условие подготовки к практической деятельности, но и как средство общего физического и духовного развития подрастающего поколения. Именно от этого времени до нас дошли пословицы, поговорки и т.д., в ко-торых теме труда отводится важное место.
У восточных славян передача профессиональных навыков и умений шла по пути «братчин» — объединений людей одной профессии. Здесь мо-лодые люди обучались определенному ремеслу. Кстати, такая же «цехо-вая» система была и в западных странах. Она существовала с IV века до XVIII века и исторически отразилась в названиях городских районов. Во-круг городов росли торгово-ремесленные поселения-слободы, которых в России в середине XVII века насчитывалось 254. Переход к мануфактур-ному периоду вызвал появление крупных предприятий с новой организа-цией труда, с механизмами, работающими на водной энергии. Эти объек-тивные процессы вызвали необходимость дать молодежи, кроме трудового воспитания, элементарные общие и профессиональные знания, умения и навыки. Строительство церквей и зданий требовало знания геометрии, ма-тематики, умения изготавливать строительный кирпич, раствор, известко-вый грунт для стенной живописи, знания строительной техники. Кузнечное дело, пушечное дело, кораблестроение, текстильное производство — все это требовало грамотных, трудолюбивых людей, знакомых с различными ре-меслами [13].
Господствующее положение церкви, контроль всех социальных сфер, в том числе и образования, определили основные приоритеты образования в плане формирования просвещенного церковного общества.
Радикальные социальные преобразования, начавшиеся с реформ Петра I, способствовали укреплению светской власти, создали условия для отмены крепостного права, капиталистических реформ, появления новых социальных групп и общественных отношений, при возрастающей роли государства, которое рассматривало образование как социальный инсти-тут, реализующий государственные интересы.
Практичность, профессионализм, государственность, сословность были основой образовательной парадигмы, которая игнорировала общее образование и воспитание человека. Именно в этот период не только фор-мировалась профессиональная школа, но и происходил процесс «суже-ния» понимания сущности человека до рамок профессии, что было харак-терно для формирующейся системы общественных отношений в Западной, а затем и Восточной Европе. Эта тенденция ярко проявилась в борьбе между сторонниками классического гимназического образования и при-верженцами узкопрофессионального реального образования на этапе раз-вития капиталистического производства. Известно, что образование всегда носило классовый характер, и отношение общества и государства к обще-му и профессиональному образованию складывалось неоднозначно. До прогрессивных изменений начала XIX века естественнонаучное, практико-ориентированное образование называли плебейским, буржуазным, при-земленным. В этих условиях классическое гуманистическое образование позволяло поступать в университеты для получения административных должностей и социального статуса.
Идея профессионального образования на основе общего образова-ния, включающая всестороннее развитие и воспитание человека в процессе его обучения, определила основу образовательной системы, разработан-ной В.Г. Белинским, Н.И. Пироговым, К. Д. Ушинским и другими предста-вителями русской общественной мысли. В своих работах К. Д. Ушинский указывал на необходимость не только гуманитарного, но и прикладного образования на базе классических и реальных школ, училищ и универси-тетов.
Промышленный переворот, произошедший в России во второй по-ловине XIX века, вызвал необходимость разработки нового направления образовательного процесса, которое должно было способствовать трудо-вому становлению подрастающего поколения и его скорейшему включе-нию в производственные отношения. Переход экономики страны на рель-сы промышленного производства столкнулся с проблемами нехватки ра-бочей силы и квалифицированных кадров, что поставило задачу трудовой подготовки городской и сельской молодежи, переселяемой в промышлен-ные центры и города. В 1884 году в общеобразовательных школах России начали вводить предмет «Труд». Это был ручной труд в течение 1-3 часов в неделю по обработке дерева и металла для мальчиков, а также шитье и рукоделие для девочек [6].
В начале XX века в российской школе наметилась тенденция даль-нейшего расширения трудового воспитания за счет включения в него тру-да по самообслуживанию, производительного труда, кружковой работы технической и сельскохозяйственной направленности. К этому периоду от-носится начало творческого пути теоретика и практика трудовой школы Т.С. Шацкого, который считал, что «воспитание человека должно быть воспитанием самостоятельности путем активного включения детей в ум-ственный и физический труд». Под его руководством было создано не-сколько детских учреждений, в деятельности которых присутствовали эле-менты трудового воспитания, общественно полезного и производительно-го труда, внеклассной и внешкольной работы. Труд, по мнению Т.С. Шац-кого, является связующим звеном между человеком и природой, в связи с чем трудовая школа способствует синтезу гуманитарного и естественнона-учного образования, стимулирует развитие не только мышления, но и ха-рактера растущего человека путем приобретения общетрудовых умений и навыков.
Значительный вклад в педагогику трудового воспитания, отличи-тельной особенностью которой было повышенное внимание к воспитанию и развитию детей, внесли К. Ю. Цируль, Н. В. Касаткин и другие отече-ственные педагоги. Хотя в целом трудовое воспитание в школе того пери-ода не получило широкого распространения, оно создавало определенный педагогический опыт и учебную базу для последующего развития.
В 20-30-е годы происходили революционные изменения в социально-экономической жизни страны и, как следствие, были предприняты мас-штабные реформы по замене старой системы образования на новую, отве-чающую требованиям радикальных экономических реформ, основанную на идеях политехнизма и сочетания обучения с трудовой деятельностью учащихся.