Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Гуманитарные науки Русский язык

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Изобразительно-выразительные средства в поэзии сахалинских авторов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Способы проявления выразительности в художественном тексте 6

1.1. Художественный стиль как один из функциональных стилей русского языка 6

1.2. Выразительность как одно из коммуникативных качеств речи 8

1.3. Система изобразительно-выразительных средств русского языка 12

ГЛАВА 2. Использование средств выразительности в поэтических текстах 21

2.1. Особенности языка и стиля Сергея Яна 21

2.2. Изобразительно-выразительные средства в поэзии Сергея Яна 22

2.3. Конспект урока по русскому языку в 7 классе по изучению системы изобразительно-выразительных средств в художественном тексте 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52

  

Введение:

 


Актуальность исследования.

В художественной речи наблюдается широкое использование разнообразных изобразительно-выразительных средств, благодаря которым формируется образ героев. Существует три группы изобразительно-выразительных средств. К ним относятся тропы, стилистические фигуры, языковые единицы разных уровней. В стихотворном тексте выразительные средства приобретают особую значимость. Поэтический мир живёт по своим правилам. Часто стихотворение – это нелогично построенное произведение, но при этом поэтическая картина передаёт все самые глубинные чувства лирического героя. Каждый поэт достигает этого своими способами, особо темой, стилем, интонацией, совокупностью выразительных средств. Поэзия немыслима без тропов и стилистических фигур, которые помогают авторам передать образы героев, основную мысль и атмосферу поэтического произведения.

С помощью средств выразительности автор создаёт художественный образ. Над вопросом изобразительно-выразительных средств языка работали многие учёные: Ю. М. Лотман, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, В. П. Григорьев, Б. В. Томашевский, Е. Г. Ковалевская и другие.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что каждое слово в произведениях сахалинского поэта Сергея Яна несет особую изобразительно-выразительную нагрузку, но при этом языковая организация его стихотворных текстов до сих пор не изучена.

Объектом выпускной квалификационной работы являются стихотворные тексты С. Яна.

Предмет исследования: изобразительно-выразительные средства в художественных текстах С. Яна.

Цель работы: провести анализ изобразительно-выразительных средств в художественных текстах С. Яна.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать особенности художественного стиля как одного из функциональных стилей русского языка.

2. Охарактеризовать выразительность как одно из коммуникативных качеств речи.

3. Рассмотреть систему изобразительно-выразительных средств русского языка.

4. Выделить особенности языка и стиля Сергея Яна.

5. Проанализировать изобразительно-выразительные средства в поэзии Сергея Яна.

6. Разработать урок по изучению системы изобразительно-выразительных средств в художественном тексте.

В работе применялись следующие методы исследования:

1) Анализ лингвистической литературы по теме исследования.

2) Качественный анализ образов и выразительных средств, выявленных в художественных текстах С. Яна.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что были исследованы различные типы образно-выразительных средств, выявлены их функции и способ выражения в тексте на примере произведения сахалинского поэта Сергея Яна.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования материала в вузовском преподавании современного русского языка, стилистики и культуры речи, а также в школьной практике на уроках русского языка и факультативных занятиях при изучении всех уровней языка.

Научная новизна работы заключается в попытке синтезировать уже известные данные о средствах выразительности в трудах М. М. Бахтина, Н. С. Болотнова, Ф. И. Буслаева, Н. С. Валгиной, В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, А. А. Потебни, Д. Е. Розенталя, а так же в том, что в работе приводится сравнительно подробная характеристика образно-выразительных средств, выявленных в художественных текстах С. Яна.

Апробация отдельных фрагментов выпускной квалификационной работы состоялась в сентябре 2022 года на преддипломной практике, которая проходила в указать школу.

Цель и задачи исследования определяют структуру работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во Введении обосновывается выбор темы исследования, его актуальность и значение, определяются объект и предмет, поставлены цель и задачи, описаны используемые методы.

В первой главе «Способы проявления выразительности в художественном текст» рассматривается художественный стиль как один из функциональных стилей русского языка. Выразительность как одно из коммуникативных качеств речи. Система изобразительно-выразительных средств русского языка

Во второй главе «Использование средств выразительности в поэтических текстах» выделены особенности языка и стиля Сергея Яна, проанализированы изобразительно-выразительные средства в поэзии Сергея Яна, а также разработан урок по изучению системы изобразительно-выразительных средств в художественном тексте.

В Заключении обобщены результаты исследования.

Список использованной литературы включает 55 источников из научной и учебно-методических источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Выразительность – это семантическая категория, которая обеспечивает передачу отношения говорящего через внешние и внутренние факторы. Категория выразительности — это передача дополнительных семантических коннотаций, дополненных лексическим и грамматическим значением для усиления значения.

Лингвисты уделяют особое внимание изобразительно-выразительным средствам языка, речи как фактору порождения прагматически значимого высказывания. К таким изобразительным средствам языка обычно относятся тропы и стилистические фигуры, которые традиционно изучаются в рамках классической теории фигур. Кроме того, до сих пор нет единой классификации тропов и фигур, в среде ученых до сих пор есть разногласия по их терминологии и понятийному статусу.

Каждое изобразительно-выразительное средство языка делает речь наглядной, образной, привлекает к ней внимание; используется автором для усиления выразительности речи и создания картины жизни. Помогает читателю лучше понять описываемое явление или предмет.

К средствам выразительности относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, гипербола, литота, ирония и т.п.

Тропы являются важнейшим выразительным средством русской речи. С помощью использования тех или иных тропов, можно достигнуть определенного эффекта, например, эмоциональной окрашенности речи, изобразительности, образности. При помощи средств выразительности можно придать литературному произведению яркости, передать эмоции и привлечь внимание читателя или слушателя к смыслу высказывания.

Сергей Дмитриевич Ян является российским поэтом, выросшим на русской литературе, культуре. Является членом Союза Писателей России. Творчество Сергея Дмитриевича любит большое количество читателей. Его стихи такие изысканные, изящные, как росчерк тушью. Поэзия Сергея Яна пронизана чувствами, которые испытывает поэт. Он невероятно точно находит нужные метафоры и другие тропы для того, чтобы передать состояние и основную мысль послания. Поэтический текст Яна имеет особую психологическую организацию. Его не назвать сухим и безжизненным, и при этом слишком романтическим.

Сергей Ян использует такую организацию стихотворного текста, которая передаёт гибкость, силу и мужество. Изобразительно-выразительные средства помогают произведению погрузить читателя в чувственный мир лирического героя, в то время как сюжет говорит о том, что герой имеет силы не тонуть в чувствах и находить совершенно реальные способы сохранить разум.

Проведенный анализ показал, что в лирике С.Яна чаще всего встречаются эпитеты, метафоры, сравнения. Реже – гипербола.

Изобразительно-выразительные средства помогают произведению погрузить читателя в чувственный мир лирического героя, в то время как сюжет говорит о том, что герой, имеет силы не тонуть в чувствах и находить совершенно реальные способы сохранить разум.

Сложно представить лирическое произведение без стилистически окрашенной лексики. Тропы помогают добиваться в речи удивительной выразительности. Именно лирические произведения являются примером того, насколько полное и глубокое воздействие на читателя могут иметь изобразительно-выразительные средства.

Важно научиться замечать в стихотворениях использованные поэтами тропы на уроках русского языка, это позволит учащимся не только пополнить базу литературных терминов, но и уметь правильно понимать произведение.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СПОСОБЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

1.1. Художественный стиль как один из функциональных стилей русского языка

В русском литературном языке выделяют пять функциональных стилей. Одним из них является художественный стиль речи, который используется в литературной сфере. Для него характерно воздействие на воображение и чувства читателя, передача мыслей самого автора, использование богатой лексики, эмоциональная окраска текста [12, с. 54].

История этого стиля уходит корнями в глубокую древность. С течением времени у художественных текстов сложилась определенная характеристика, отличающая их от других разных стилей. С помощью этого стиля авторы произведений имеют возможность самовыразиться, донести до читателя свои мысли и рассуждения, используя все богатство своего языка. Чаще всего он употребляется в письменной речи, а в устной – при чтении уже созданных текстов, например, при постановке пьесы [25, с. 87].

Цель художественного стиля заключается не в прямой передаче определенной информации, а в воздействии на эмоциональную сторону человека, читающего произведение. Однако это не единственная цель такого выступления. Достижение поставленных целей происходит при выполнении функций художественного текста, к которым относятся:

— образно-познавательная, заключающаяся в рассказе человеку об окружающем мире с помощью эмоционального компонента речи;

— идейно-эстетическая, используемая для описания образов, доносящих до читателя смысл произведения;

— коммуникативная, при которой читатель связывает информацию из текста с действительностью.

Такие функции художественного произведения помогают автору наполнить текст смыслом, чтобы он мог реализовать все

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы