Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему История развития оперного исполнительства город Владикавказ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
I. Становление оперы в
Северной Осетии. 5
1.1 Оперные певцы
Владикавказа. 5
1.2
Владикавказ — центр высокого оперного
искусства. 8
II. История
развития Северо-Осетинского оперного театра. 13
2.1 Оперы
осетинских композиторов. 13
2.2 Новый
этап в развитии осетинской оперы.. 17
Заключение. 20
Список
литературы.. 22
Введение:
Актуальность работы. На
рубеже XIXXX веков активность осетинской творческой интеллигенции в области
музыкально-театрального дела была напрямую связана с интенсификацией
общественно-политической и культурной жизни, обусловленной ростом национального
самосознания. Уже в первых спектаклях любительских драматических кружков,
создаваемых осетинской учащейся молодежью во Владикавказе, селениях Осетии,
музыка становилась неотъемлемой частью представлений. В музыкальном акте,
называемом обычно дивертисментом, пели хоры, принимали участие оперные певцы,
музыканты-инструменталисты, исполняющие произведения музыкальной классики. Так,
Б. Алборов, вспоминая о постановке в 1904 году в селении Ольгинском комедии Е.
Бритаева «Уӕрӕседзау» силами студентов и гимназистов, написал и о музыкальной
части представления: «Вместе с подготовкой пьесы шла подготовка к хоровому
выступлению. Хористами были те же лица, которые разыгрывали пьесы, и еще
несколько других. Управлял хором Мамиев Е., обнаруживший впоследствии
способности к пению и не раз выступавший с сольными номерами в хоре, в дуэтах и
т. д. на осетинской сцене».
В наше время во
Владикавказе на языке оригинала идут оперы, украшающие все сцены мира, что свидетельствует об интересе к Северо-Осетинскому
оперному творчеству со стороны исполнительских коллективов и слушательской
аудитории. Вместе с тем, Северо-Осетинское оперное исполнительство недостаточно
исследовано, что и побудило обратиться к данной теме «История развития оперного
исполнительства в Владикавказе».
Объектом исследования является становление оперного
театра в Владикавказе.
Предметом исследования является история оперного
исполнительства в Северной Осетии.
Цель работы: дать общую характеристику истории становления
оперного исполнительства в городе Владикавказ.
Из
данной цели вытекают следующие задачи:
1.
Рассмотреть становление оперы в Северной Осетии.
2.
Проследить историю развития оперного исполнительства в городе Владикавказ.
3. Дать
характеристику новому этапу развития в осетинской опере.
Методы
исследования:
анализ, синтез, классификация, аналогия, обобщение.
Заключение:
Девятнадцатый
век стал вехой в формировании национальной культуры Осетии, а вторая его
половина стала для Осетии настоящим культурным прорывом. Именно в этот период
традиционное общество обратилось к просвещению, появлению профессиональной
литературы и искусства.
Музыкальное
искусство в Осетии издавна развивалось как художественная самодеятельность.
Артисты выступали в основном на популярных фестивалях. Были популярны
сказители, народные певцы и инструменталисты.
Ранние
осетинские профессиональные музыканты обладали универсальным талантом, сочетая
навыки композиции, исполнения, обучения и организации. Это было время
становления искусства, время талантливых людей.
Существенную
роль в развитии национальной музыкальной культуры сыграл Осетинский театр оперы
и балета, к спектаклям которого писали музыку В. Долидзе («Замира», «Кето
и Котэ», «Лейла», «Цисана»); Т. Кокойти («Две
сестры», «Коста», «Братья», «Дети рабыни» и «Потомок Сырдона») и А. Поляниченко
(«Свадьба», «Земля», «К жизни», «Молодая невестка»).
В
50-60-годы XX века были написаны первая одноактная опера «Коста» и первая
оперетта «Весенняя песня» Х. Плиева, первые балеты «Ацамаз и Агунда», «Хетаг»
Х. Плиева, опера «Азау» И. Габараева.
Во
второй половине 80-х — 90-е годы прошлого столетия музыкальная культура Осетии
достигла значительных высот, как в области композиторского творчества, так и в
исполнительском искусстве.
Выступления
солистов Мариинского театра и Академии молодых певцов из Санкт-Петербурга
«Золотые голоса России» под управлением Л. Гергиевой и Симфонического оркестра
Мариинского театра под управлением народного артиста Российской Федерации В.
Гергиева — яркое и традиционное событие
для республики.
В
2012 году Северо-Осетинский театр оперы и балета, как уже упоминалось, был
признан собственностью республики и получил звание Национального.
В 2017 году
театр стал филиалом Мариинского театра.
В начале работы было
сказано, что сейчас оперы во Владикавказе исполняются на языке оригинала,
украшают все сцены мира, что говорит об интересе к североосетинским операм со
стороны исполнительских коллективов и публики. В то же время оперное исполнение
в Северной Осетии изучено недостаточно, что побудило нас обратиться к теме «История
оперного театра и оперного исполнительства в Северной Осетии».
Фрагмент текста работы:
I. Становление
оперы в Северной Осетии
1.1
Оперные певцы Владикавказа
Рождение осетинской оперы
стало результатом стремительного развития и роста музыкальной культуры
Советской Осетии. Музыкальная структура (создание сети учебных и концертных
организаций), воспитание руководящего состава и развитие композиторского
творчества позволили создать в республике национальную оперу.
Пути развития осетинской
оперы — важнейшие вехи сложного и противоречивого результата воздействия общих
для всей советской музыки процессов. Как и в других республиках, в Осетии
первая попытка создания национальной оперы была предпринята в конце 1920-х —
начале 1930-х годов и принадлежала приезжему музыканту (опера «Замира» Виктора
Исидоровича Долидзе 30.07.1890 — 24.05.1933,
родился в Озургете, Грузия, закончил училище, переехал в Киев, поступил в
институт. Название его первой оперы «Кето и Коте» написана в 1918году, опера
«Замира» — это неоконченная осетинская опера. Долидзе использует грузинский
городской музыкальный фольклор, его оперы пронизаны народным юмором, легко
запоминающейся на слух). В других республиках, в Осетии, первые художественно
значимые образцы оперного жанра появились спустя десятилетия, только в
послевоенные годы, когда активизировались все формы музыкальной жизни.
Как и в других автономных республиках, в Осетии путь
от первых шагов к первому взлету был полон активной работы в области
драматического театра. Об этом можно судить по следующим произведениям и их
авторам:
— «Коста» — народная
героико-эпическая музыкальная драма Христофора Плиева в 3 действиях, 7
картинах. Премьера состоялась в 1960 году в Большом
театре в рамках Декады осетинского искусства и литературы. Христофор Плиев задумал оперу, как музыкальное
приношение великому осетинскому поэту, художнику и просветителю Коста Левановичу Хетагурову, приурочен к
столетию со дня его рождения. Сюжетная линия оперы основана на реальных
событиях из жизни Хетагурова.
Христофо́р
Сосла́нович Пли́ев (20.01.1923 — 30.05.1995) родился в селе Рук Южной Осетии. Обучался в Московской
консерватории. С 1968 года председатель правления Союза композиторов СОАССР. С
1973 года секретарь правления союза композиторов РСФСР. Скончался во
Владикавказе, похоронен там же, на Аллее Славы. Автор оперы «Коста» и
«Фатима». — «Азау» (1968) в
3-х действиях, либретто Ильи Гавриловича Габараева по повести Сека Куцри́евича
Гадиева (родился в 1855 или 1857, село Нижний Ганиси в Гудском ущелье,
Душетский уезд, Тифлисская губерния —умер в 21 июля (3 августа) 1915 во
Владикавказе — российский осетинский поэт и прозаик, классик осетинской литературы).