Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Дошкольное образование

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Исследовательская деятельность в развитии познавательной активности дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы развития познавательной
активности детей дошкольного возраста. 7

1.1. Понятие «познавательная активность» в
психолого-педагогической литературе  7

1.2. Особенности развития познавательной
активности детей дошкольного возраста  16

1.3. Средства развития познавательной активности детей
дошкольного возраста  22

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 34

2.1. Диагностика уровня познавательной активности детей
дошкольного возраста  34

2.2. Создание условий для поддержки исследовательского
поведения. 45

Заключение. 57

Библиография. 59

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В современном мире от человека требуется не только
владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и
оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

В современном дошкольном
образовании проблема формирования и развития у дошкольников познавательной
активности является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие
человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его активности и
деятельности, что в свою очередь способствует формированию самостоятельности и
инициативности.

В научной литературе
понятие «познавательная активность» встречается в разных интерпретациях и
трактовках. Каждый автор по своему подходит и определению структуры
познавательной активности.

В законе РФ «Об
образовании в Российской Федерации» в статье 48 отмечены обязанности и
ответственность педагогических работников: «педагогические работники обязаны:
развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию,
способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у
обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни».

Проблемой развития познавательной активности занимались ученые: Б.Г.
Ананьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Я. Коменский А.Н. Леонтьев, Н.Г.
Морозова, Д.И. Мясищев, Н.Л. Погореловой, Л.С. Рубинштейн, В.А Сластенин, К.Д.
Ушинский, Н.Г Чернышевский, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и другие. Наукой
доказано необходимость разработки этой проблемы и осуществление ее практикой
обучения. Многие педагоги активно используют в практике своей работы различные
приемы и методы, способствующие развитию познавательной деятельности детей.

Педагогами и психологами доказано, что для развития познавательной
активности необходима организация содержательной, интересной, мотивированной и
развивающей практической деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО) в качестве основного принципа дошкольного образования
рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на
развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, основная
образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать развитие
личности детей  дошкольного возраста в
различных видах деятельности. Включение ребенка в исследовательскую
деятельность в дошкольной образовательной организации должно способствовать
саморазвитию и самореализации ребенка, развитию исследовательской активности и
инициативы.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы формирования
познавательной активности дошкольников в исследовательской деятельности, а
также трудности в практической деятельности воспитателей в этом направлении
определили выбор области научных исследований. Это подтверждает актуальность проблемы, поставленной в
исследовании.

Анализ научной литературы позволяет выявить противоречие между потребностью в развитии познавательной
активности дошкольников в реальной практике дошкольного образования и
недостаточной разработкой содержательно-методических основ развития компонентов
познавательной активности дошкольников в исследовательской деятельности.

Проблема, решаемая
в работе: как
организовать исследовательскую деятельность, чтобы она стала средством развития
познавательной активности у дошкольников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Познавательная активность в данной работе рассматривается как личностное
образование, которое выражается в готовности ребенка к познавательной
деятельности и инициативность в ней. Познавательная активность определяется
через различные компоненты. Одним из главных в этом процессе является
познавательная активность, как двигатель активизации деятельности познания.

Анализ литературы показал, что познавательная активность создается
непосредственно в познавательной деятельности; способствует интеллектуальному
развитию человека, предполагает не только потребность в решении задач
познавательного характера, но и необходимость практического применения
полученных знаний. Познавательная активность направляет человека к определенным
самостоятельным действиям: спросить, отыскать определенную информацию,
прочитать, написать, сделать.

Развитие познавательной активности дошкольников – их зрительного и
логического мышления, произвольного внимания, восприятия, памяти и творческого
воображения происходит в процессе познавательной деятельности. Представляя
собой единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической
деятельности, познавательная деятельность включает в себя цель, мотив, методы,
условия и результат.

Как экспериментально-поисковая и исследовательская деятельность, так и
проблемный характер обучения (проблемные ситуации) пробуждают у ребенка
интерес, и вызывают мотивацию к дальнейшей деятельности, что, в свою очередь,
является важной составляющей в познавательном развитии ребенка дошкольного
возраста.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Санкт-Петербургском
государственном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №
5 Московского района Санкт-Петербурга». В исследовании приняли участие дети
старшего дошкольного возраста – от 5 до 7 лет, в количестве 20 человек, которых
разделили на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы по 10 человек.

Оценка актуального уровня развития познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста осуществлялась на основе выделенных нами ранее
компонентов:

— Когнитивный компонент;

— Мотивационно-волевой компонент;

— Эмоциональный компонент.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что преобладающим
уровнем развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
является средний уровень, 80% в экспериментальной и 60% в контрольной группе.

Исходя из проведенного анализ психолого-педагогической литературы, для
поддержки исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста
требуется соблюдение следующих условий:

¾ создание предметно-пространственной
развивающей среды;

¾ проведение занятий по организации
исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;

¾ взаимодействие с родителями с целью повышения
психолого-педагогической компетентности родителей в вопросе формирования
исследовательских умений детей дошкольного возраста.

 Результаты исследования показали,
что разработанную и апробированную нами систему педагогических условий следует
считать адекватной целям и задачам развития у детей старшего дошкольного
возраста познавательной активности средствами исследовательской деятельности.

Положительные результаты эксперимента были достигнуты не только
благодаря проведенной учебно-воспитательной работе в детском саду, но и
благодаря соответствующей работе с родителями. Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, а задачи
решены. Гипотеза подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития
познавательной активности детей дошкольного возраста

1.1. Понятие «познавательная активность» в
психолого-педагогической литературе

В
психолого-педагогической литературе существует огромное число исследований,
которые посвящены проблемам развития познавательной активности детей
дошкольного возраста. Несмотря на это, авторы не смогли до сих пор прийти к
единому описанию позиций.

Следует упомянуть, что в
Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования
говорится о формировании познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

Также о познавательном
развитии говорится и в концепции дошкольного воспитания: «к концу периода
ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на
происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий…» [20].

Можно сделать вывод о
том, что проблема познавательного развития рассматривается на уровне
государства и отражается в основных федеральных законах и документах,
регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций.

Но до того как будут
рассмотрены определения указанного понятия, обратимся к понятию «активность».

Р. С. Немовым было
определено, что «активность» является одним из природных начал: способностью
живого существа к реагированию на перемены внутренних состояний и спонтанные
движения под воздействием внешних раздражителей [24].

В своих работах М.И.
Лисина определила особенно популярные виды активности: активность в качестве
конкретной деятельности индивида, активность в качестве готовности к
деятельности, активность в качестве проявления самостоятельности, личной
заинтересованности в процессе [22].

Также С. А. Козловой и Т.
А. Куликовой изучалась активность в нескольких аспектах: во-первых, это
деятельность как таковая, а во-вторых, это инициативность, живость,
энергичность, творческая неуемность личности.

Вернемся к термину
«познавательная активность». Переходя
к рассмотрению познавательной активности, отметим, что проблема развития
познавательной активности в научной литературе не является новой. Еще Я.А.
Коменский, великий чешский педагог и мыслитель XVII века, считал данную
проблему ведущей при развитии личности субъекта образования: «юношество должно
получать образование истинное, руководствоваться не чужим умом, а своим
собственным, не только вычитывая из книг и понимая чужие мысли о вещах или даже
заучивая и воспроизводя их в цитатах, но развивать в себе способность проникать
в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их» [26].

В тексте педагогического
словаря можно отыскать такое определение термину «познавательная активность»:
«деятельное состояние личности, которому свойственно стремление к учению,
умственному напряжению и проявлению волевого усилия в ходе овладения знаниями»
[16, с 4].

К числу авторов, которые
описывали ранее познавательную активность, можно отнести: Д.Б. Годовикова, М.И.
Лисина, Г.И. Щукина, Т.И. Шамова, А.М. Матюшкин и д.р.

М.И. Лисина связывает
познавательную активность с познавательной деятельностью. Активность она
описывает как состояние, предшествующее деятельности, то есть – познавательная
активность это готовность к познавательной деятельности [22].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы