Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология образования

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Исследование уровня школьной тревожности обучающихся 5 класса, как показателя адаптивности к обучению на новой возрастной ступени развития.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА, КАК ПОКАЗАТЕЛЯ АДАПТИВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ НА НОВОЙ ВОЗРАСТНОЙ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ 5

1.1 Исследование уровня школьной тревожности обучающихся 5 класса, как показателя адаптивности к обучению на новой возрастной ступени развития 5

1.2. Формы и методы исследования уровня школьной тревожности обучающихся 5 класса, как показателя адаптивности к обучению на новой возрастной ступени развития 19

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА, КАК ПОКАЗАТЕЛЯ АДАПТИВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ НА НОВОЙ ВОЗРАСТНОЙ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 22

2.1 Условия исследования уровня школьной тревожности обучающихся 5 класса, как показателя адаптивности к обучению на новой возрастной ступени развития в общеобразовательной школе 22

2.2 Анализ программы исследования уровня школьной тревожности обучающихся 5 класса, как показателя адаптивности к обучению на новой возрастной ступени развития в общеобразовательной школе 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

  

Введение:

 

Переход из начальной школы в основную – один из самых важных и сложных периодов в жизни школьника. Более того, он справедливо считается кризисным периодом, сопряженным с мобилизацией адаптационного потенциала пятиклассника и требующим осуществления педагогами комплекса мер по педагогическому сопровождению и поддержки адаптации обучающихся данной возрастной группы (А.В. Абросимова, С.Г. Ахмерова, Н.Б. Буланова, О.А. Воскрекасенко, Е.В. Леонова, Т.В. Луговская, В.В. Николаева, Е.Б. Терещенко и др.). От того, на сколько успешно пройдет процесс адаптации, зависит «не только эффективность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания ребёнка в школе, его психологическое самочувствие и физическое здоровье» [3].

Процесс адаптации ребенка к условиям обучения в пятом классе часто сопровождается повышенным уровнем тревожности, которая в данном случае может рассматриваться как признак проблем процесса адаптации, что обусловлено утратой чувства безопасности, стабильности, переживанием беспокойства. Это становится причиной необходимости включать диагностику тревожности в общий блок психологической диагностики пятиклассников на этапе адаптации. Также детям необходима определенная психологическая помощь и сопровождение для того, чтобы увеличить эффективность и скорость адаптации детей к условиям обучения в среднем звене.

Цель исследования: изучить особенности тревожности учеников 5 класса как показателя адаптивности при переходе к обучению в среднем звене.

Объект исследования: учащиеся пятого класса.

Предмет исследования: тревожность учащихся 5 класса как показатель адаптивности при переходе к обучению в среднем звене.

Задачи исследования:

1. Определить основные понятия данного исследования;

2. Охарактеризовать методы, цели и задачи исследования;

3. Провести анализ условий для проведения психологом мероприятий по сопровождению процесса адаптации учащихся 5 класса условиям обучения при переходе в среднее звено;

4. Проанализировать результаты эмпирического исследования, описать программу сопровождения процесса адаптации и снижения тревожности учащихся 5 класса при переходе в среднее звено.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы; систематизация и обобщение полученных данных, тест школьной тревожности Филлипса, методика «Уровень адаптации учеников», качественный и количественный анализ данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, переход ребенка из начальной школы в среднее звено является достаточно сложным для него этапом, требующим напряжения определенных сил, что спровоцировано процессами адаптации новым условиям обучения. К факторам, которые провоцируют стресс и психологическое напряжение у пятиклассников, относится смена условий обучения, появление большого количества новых предметов и новых учителей, возрастные особенности, связанные с вступлением в подростковый возраст и т.д. Часто процесс адаптации сопровождается высокой степенью тревожности ребенка, что связано с утратой им чувства безопасности, переживанием беспокойства. Высокий уровень тревожности может считаться признаком снижения адаптационного потенциала ребенка.

Эмпирическое исследование в отношении учеников 5 класса показало, что основное большинство участников исследования успешно адаптировалось к условиям обучения в пятом классе и имеют средний уровень тревожности. Лишь у четверых детей были выявлены проблемы с адаптацией и высокий уровень тревожности.

Анализ работы школьного психолога и используемых им программ показал, что в данном учреждении проводится достаточно активная деятельность по сопровождению адаптации и снижению уровня тревожности учащихся пятого класса. Например, реализуются такие программы, как «Преемственность» и «Самопознание». Работа по сопровождению адаптации проводится комплексно и систематически, к ней привлекаются также педагоги, администрация, родители.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА, КАК ПОКАЗАТЕЛЯ АДАПТИВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ НА НОВОЙ ВОЗРАСТНОЙ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ

1.1 Исследование уровня школьной тревожности обучающихся 5 класса, как показателя адаптивности к обучению на новой возрастной ступени развития

Вопрос тревожности как объекта изучения психологической наукой был впервые сформулирован З. Фрейдом в рамках психоаналитического учения. Сутью тревожности, согласно его концепции, выступает переживание неопределенности и ощущение беспомощности.

Тревожность является результатом существования внутренних конфликтов. По мнению З. Фрейда, внутренний конфликт содержится в противостоянии между психическими конструктами невротического характера, одним из аспектов которого выступает бессознательное. В бессознательное вытесняются либидозные, или другими словами, сексуальные инстинкты. Причиной тревожности является возникновение психологической защиты в ответ факт вытеснения. Данная защита провоцирует яркую эмоциональную (аффективную) реакцию.

З. Фрейд дифференцировал тревожность на три основных типа:

1) объективная (реальный страх) – ответная реакция на действительно существующею угрозу в окружающем мире;

2) невротическая—ответная реакция на угрозу, недифференцируемую и неизвестную;

3) моральную тревожность.

Согласно концепции К. Хорни, тревога выступает как противостояние закономерному желанию самовыражения. Ребенок обладает некоторым набором межличностных потребностей: в любви, заботе, одобрении со стороны других. Параллельно ребенку требуются так называемые «столкновения» с интересами и волевыми действиями окружающих людей. [19].

Карен Хорни считала тревожность обязательным компонентом психической сферы. По ее мнению, тревожность развивается на самых ранних этапах развития ребенка в его взаимодействии с родителями. Происходит это в ситуации, когда родители не уделяют достаточного количества внимания своему ребенку, малышу не хватает с их стороны любви и заботы, в таком случае у ребенка формируется враждебная позиция по отношению к собственным родителям. Однако в силу собственного зависимого положения малыша от родителей, ему приходится данную позицию подавлять, скрывать. Однако в более взрослом возрасте данные вытесненные эмоции негодования и враждебности проецируются на взаимодействие в окружающими людьми. Таким образом, причиной возникновения тревожности выступает отсутствие ощущения безопасности в межличностном взаимодействии.

Кроме того, К.Хорни рассматривала в своих представлениях о тревожности понятие «базальной тревоги» — это сильное и всеобъемлющее чувство отсутствия безопасности. [19]

Э. Фромм причину тревожности находит в особенностях исторического развития социума. В средневековом обществе человек не имел свободы, однако он и не был изолирован и одинок, поэтому не ощущал тревоги, беспокойства, как при капиталистическом строе общества, когда оказался «отчужден» от объектов, природы, окружающих людей. Еще с момента первобытного общества существовали первичные узы, связывающие человека с миром. При капитализме данные узы исчезают, появляется свобода и, одновременно, изоляция от природы и окружающих людей, которая является причиной неуверенности, беспокойства и тревоги. Способом устранить возникшую тревожность является устранение подобной «негативной свободы», или отстранение от самого себя, связанной с попыткой устранить тревожность [7].

Общим для описанных концепций является отсутствие разграничения между беспокойством и тревожность. Оба состояния выступают как угроза, провоцирующая возникновение страха у ребенка.

К. Роджерс также обращался к понятию «тревожности». В процессе взаимодействия с внешним миром у человека складывается самооценка. Самооценка может образовываться и как непосредственно результат опыта взаимодействия, и заимствоваться из представлений других людей и присваиваться как выработанная самостоятельно.

Сформированные представления человек пытается проверить в практическом взаимодействии с миром, однако не для всего это оказывается возможным. Непроверенные представления выступают источником неадекватного поведения, имеющего вредные последствия, и соответственно, становятся источником тревожности, т.к. человек не понимает причины возникновения подобных последствий.

Еще одну причину тревожности К. Роджерс находит в неосознанных явлениях, имеющих угрожающее значение для человека. Неосознанное восприятие подобных явлений вызывает соответствующие вегетативные реакции организма и понимается как необоснованная тревога [13].

Центральный конфликт личности и главная тревога вытекают из пропорции между двумя системами личности – сознательной и бессознательной. Если взаимодействие между ними налажено продуктивно, то тревожность не возникает, человек спокоен. Если взаимоотношения систем рассогласованы, то появляется тревожность, беспокойство.

Механизмом избавления от тревоги выступает гибкость человека в плане умения быстро пересмотреть собственную самооценку, вносить в нее изменения при необходимости.

Т. е. конфликт, являющийся причиной тревожности, разворачивается внутри самого человека между самооценкой, возникшей на основе прошлого опыта, и актуальным опытом, продолжающим накапливаться.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы