Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Использования опорных сигналов как средство повышения орфографической грамотности у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития орфографической грамотности у младших школьников 6
1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2. Особенности развития орфографической грамотности у младших школьников 10
1.3. Методы и приемы формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста 20
Глава 2. Описание проектировочной работы по повышению орфографической грамотности у младших школьников при помощи опорных сигналов 34
2.1. Диагностика сформированности орфографических умений детей младшего школьного возраста 34
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической грамотности детей младшего школьного возраста использованием средств опорных сигналов 43
Заключение 50
Список использованной литературы 53
Приложение 56
Введение:
На современном этапе развития начального образования одной из главных задач является овладение обучающимися грамотной речью, соответствующей нормам орфографии, так как именно в начальной школе ребенок начинает овладевать письменной речью.
Орфографическая грамотность всегда высоко ценилась обществом, поэтому проблема обучения грамотному письму продолжает оставаться актуальной на всех этапах развития отечественной школы.
Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингвистических знаний, умений и навыков, от правильности и прочности которых во многом зависит весь ход дальнейшего образования ребенка.
Как показывает практика, усвоение теоретического материала курса русского языка вызывает у учащихся некоторые затруднения. Одна из причин в том, что материал представлен в большом объеме. Причем его нужно не, только усвоить, но и применить на практике. Объем этот определен Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На основании него составлены примерные образовательные школьные учебники русского языка. При изучении материала учащиеся должны научиться находить орфограммы, выделять их опознавательные признаки, в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило и контролировать орфографическую сторону письма. Очень часто бывает так, что учащиеся заучивают правило, не понимая его. В результате, они не могут применить это правило на практике. Поэтому и ученые, и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков.
Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особое место отводится формированию орфографического навыка, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема формирования орфографических умений в начальной школе занимает важнейшее место в образовании младших школьников, т.к. именно с поступлением в школу ребенок начитает овладевать всеми сторонами письменной речи, в том числе и орфографической.
Степень разработанности темы исследования. Современная методика обучения орфографии опирается на положение о целесообразности сознательного усвоения правописания, обоснование которого отражено в трудах Д. Н. Богоявленского, С. Ф. Жуйкова, Н. С. Рождественского и др. Особенности усвоения грамотного письма изучались методистом М. Р. Львовым, Т Г. Рамзаевой, М. С. Соловейчик и др.
В разные годы истории педагогической науки написано большое количество книг и статей о лингвистических, психологических и методологических основах обучения грамотному письму. Это Д. Н. Богоявленский, В.Г.Горецкий, М.Р.Львов, О.В. Сосновская и т.д. Однако проблема продолжает оставаться злободневной. Об этом свидетельствует общее состояние грамотности выпускников школ.
Объект исследования – процесс повышения орфографической грамотности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической грамотности детей младшего школьного возраста использованием средств опорных сигналов.
Цель исследования – изучить особенности использования опорных сигналов как средство повышения орфографической грамотности у младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. рассмотреть психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
2. изучить особенности развития орфографической грамотности у младших школьников;
3. проанализировать методы и приемы формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста;
4. подобрать и провести диагностику по выявлению исходного уровня сформированности орфографических умений детей младшего школьного возраста
5. на основе результатов диагностики разработать комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической грамотности детей младшего школьного возраста использованием средств опорных сигналов.
Гипотеза — если использовать различные упражнения с опорными сигналами, направленные непосредственно на активизацию развития у младших школьников орфографической грамотности, то уровень орфографической грамотности существенно повысится.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура аттестационной работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, навык письма опирается на техническую, каллиграфическую, графическую и орфографическую сторону. В начальных классах необходимо обучать детей письму во всех элементах и в их взаимосвязи.
Методика правописания должна начинаться с букварного периода, обучения графике – с формирования у школьников графических умений и навыков.
Выбор написания вариантов, допускаемых графикой, – это область орфографии, правила, которые обеспечивают одинаковое написание родственных слов, единообразие обозначения грамматических форм, единообразие обозначения собственных имен, в отличие от нарицательных. Все написания, которые устанавливаются правилами – указаниями и запрещениями в системе орфографии, имеют обоснование, чаще всего связанное с морфемным составом слова, с его грамматической принадлежностью и формой.
В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Обучающиеся должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило.
Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов орфографии:
1) при обозначении звуков буквами в словах: правила правописания безударных гласных в корнях слов, в приставках и других морфемах; звонких и глухих согласных в слабых позициях, в корнях слов и других морфемах; двойных согласных на стыке морфем и тому подобное;
2) при выборе слитного или раздельного написания слов, а также так называемого полуслитного (дефисного) написания;
3) при употреблении прописных и строчных букв в начале предложения и в именах собственных;
4) при переносе слов, их частей с одной строки на другую;
5) при аббревиатуре, то есть неграфическом сокращении слов.
Начиная с первого класса, учащиеся начинают овладевать умениями и навыками в области орфографии. М.Р.Львов говорит о том, что «умение» – это вид опыта личности, этап овладения новым способом деятельности. Он считает, что умение формируется на основе теории, правила, инструкции, а также на основе подражания по принципу «делай, как я». Закрепленное, автоматизированное умение принято называть навыком, что особенно важно для правописания.
Значение русского языка в жизни общества – велико. Это основная социальная функция.
В современном мире очень часто используется письменная речь. И, к сожалению, эта речь не всегда грамотная. Если раньше лет 20 – 30 назад учитель мог сказать своим ученикам, будьте внимательны при чтении книги, запоминайте написание слов, которые там пишутся, то сейчас этот прием будет неактуален, так как и в книгах сейчас встречается множество орфографических ошибок.
А если заглянуть на страницы социальных сетей, то там ошибки встречаются регулярно.
Поэтому совершенствование орфографических умений у младших школьников один из центральных вопросов в русском языке. В связи с этим возникает необходимость в создании новых более эффективных методов, форм и приемов для решения задач в обучении орфографии.
В данной работе была представлена диагностика, на основании которой мы смогли определить уровень сформированности орфографических умений детей младшего школьного возраста.
Из анализа диагностической работы, мы можем сделать вывод, что орфографические умения сформированы у учащихся 4 класса на базовом уровне, так как в изучении русскому языку используется только учебник, в котором не все предусмотрено для развития и совершенствования орфографических умений. Если учитель не будет применять различного вида приемы и виды упражнений, то все останется на том же уровне.
Для того чтобы развитие орфографических умений учащихся не стояло на месте, был разработан комплекс упражнений. В него включены не все виды работ, а только, по-нашему мнению, наиболее эффективные.
При работе над формированием орфографических умений, нужно опираться на принципы русской орфографии, возрастные особенности обучающихся, используя в работе различные методы, формы работы, приемы и виды упражнений.
Если в учебнике, по которому работает учитель, не предусмотрены алгоритмы по применению орфографического правила, то это должен восполнить педагог.
Поэтому при знакомстве с новым правилом нужно составлять алгоритм по его применению. Использовать этот алгоритм при работе с тренировочными упражнениями, доводя до автоматизма.
Вести мониторинг формирования орфографического умения у обучающихся, с целью дальнейшего планирования работы по правописанию.
Целенаправленно и систематически вести работу по формированию орфографических умений у младших школьников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития орфографической грамотности у младших школьников
1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это довольно благоприятное время для того, чтобы усвоить огромное число моральных правил и норм. Дети в данном возрасте сильно стараются и хотят выполнять такие нормы, из-за этого при условии верно сформированной организации воспитания у малышей лучше формируются разные положительные нравственные качества.
В этом возрасте продолжает осуществляться пополнение мотивов деятельности и наиболее хорошего поведения. Главным в этом периоде для детей становятся мотивы, которые способствуют обучению и установлению, и улучшению взаимодействий со сверстниками и взрослыми касающиеся, в частности, вопросов учебы [11, с.396].
Младший школьник является началом общественного бытия человека как субъекта деятельности, в нашем случае учебной. В данном качестве ребенок характеризуется, в первую очередь, готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, в первую очередь интеллектуального развития, которое обеспечивает возможность учиться.
Готовность ребенка к школе определяется удовлетворением целого ряда требований. К ним можно отнести: общее физическое развитие ребенка, владение достаточным объемом знаний, владение «бытовыми» навыками самообслуживания, культуры поведения, общения, элементарного труда, предпосылки овладения письмом (развитие мелкой мускулатуры кисти руки), владение речью, желание учиться, умение сотрудничества.
Важные для школьника как субъекта учебной деятельности личностные, интеллектуальные, деятельностные качества формируются буквально