Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Использование упражнений на развитие мелкой моторики рук как средство улучшения речевых навыков у детей с детским церебральным параличем в процессе обучения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ… 7
1.1.
Характеристика речевого развития детей младшего школьного возраста у детей с
детским церебральным параличом.. 7
1.2. Влияние
мелкой моторики на развитие речи у детей младшего школьного возраста у детей с
детским церебральным параличом.. 13
1.3.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук как средство улучшения речевых
навыков у детей с детским церебральным параличом в процессе обучения. 18
Выводы по 1
главе. 21
ГЛАВА 2.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ
РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.. 23
2.1.
Диагностика уровня развития речевых навыков у детей младшего школьного с
детским церебральным параличом.. 23
2.2.
Содержание работы по развитию речевых навыков посредством работы по развитию
мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с детским церебральным
параличом.. 33
2.3. Анализ
результатов исследования. 47
Выводы по 2
главе. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 54
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ… 56
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 59
Введение:
Детский церебральный
паралич – аномальное двигательное развитие, в основе которого лежат различные
причины и механизмы первичного нарушения мышечного тонуса и расстройства
координации движений. В следствии чего формируется патологический двигательные
стереотипы, часто сопровождающиеся интеллектуально-мнестическими, речевыми,
сенсорными и соматическими нарушениями.
В последнее время
проблема детского церебрального паралича является объектом пристального
внимания специалистов различных областей научного значения: клиницистов (Е.М.
Мастюкова, К.А. Семенова, М.Б. Эйдинова), педагогов (Р.Д. Бабенкова, Л.А.
Данилова, М.В. Ипполитова, И.И. Панченко, Н.В. Симонова), психологов (И.И.
Мамайчук, Н.М. Сараева) и является весьма актуальная с точки зрения выбора
адекватных путей обучения, воспитания и социальной адаптации обучающихся.
Как отмечает О.Г.
Приходько в сложной структуре нарушений у детей с ДЦП значительное место
занимают речевые расстройства. У больных с церебральным параличом имеют место
сложные вариативные проявления речевого дефекта, разнообразная структура
речевой патологии, различные сочетания нарушенных звеньев речевого процесса,
что требует целенаправленного коррекционного подхода.
По утверждению Г.М.
Мастюковой, И.И. Панченко, Л.Б. Халиловой к началу обучения в школе у детей с
ДЦП недостаточно сформирована произносительная сторона речи, что обусловлено
патологическими процессами различных мозговых структур, вызывающих
церебрально-органическую патологию. Наличие таких нарушений препятствует формированию
полноценной речевой и учебной деятельности. Эти дети составляют группу риска по
успеваемости. Речевые нарушения ограничивают контакт и общение детей со
взрослыми и здоровыми сверстниками, снижает мотивацию к речевому общению.
В настоящее время очевидна
необходимость поиска наиболее эффективных приемов и методов для развития речи у
младших школьников с детским церебральным параличом (далее ДЦП). При построении
коррекционных занятий нужно подбирать соответствующий речевой материал, который
моделирует ситуации, стимулирующие потребность детей в речевых высказываниях.
Особенную роль в работе с младшими школьниками с ДЦП занимает работа по
развитию мелкой моторики.
Актуальность данной темы
заключается в том, что развитие моторики у младших школьников с ДЦП позволяет
сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность,
однако основная масса исследований позиционирует связь развития мелкой моторики
с речевым развитием детей младшего школьного возраста с ДЦП, не детализируя
конкретный вид дефекта (в нашем случае, недостатки в сформированности реи). Отсюда
возникает проблема – каким образом необходимо развивать мелкую моторику детей с
ДЦП с тем, чтобы способствовать развитию их речевых навыков?
Объект исследования:
развитие речи детей младшего школьного возраста у детей с детским церебральным
параличом.
Предмет исследования:
упражнений на развитие мелкой моторики рук как средство развитие речевых
навыков у детей младшего школьного возраста у детей с детским церебральным
параличом.
Цель исследования:
изучение особенностей развития
речевых навыков посредством применения упражнений по развитию мелкой моторики у
младших школьников с детским церебральным параличом и разработка комплекса упражнений по развитию мелкой моторики,
направленных на развитие речевых навыков у младших школьников с детским
церебральным параличом.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности
речевого развития детей младшего школьного возраста у детей с детским
церебральным параличом.
2. Раскрыть влияние
мелкой моторики на развитие речи у детей младшего школьного возраста у детей с
детским церебральным параличом.
3. Рассмотреть упражнения
на развитие мелкой моторики рук как средство улучшения речевых навыков у детей
с детским церебральным параличом в процессе обучения.
4. Изучить уровень
развития речевых навыков у детей младшего школьного с детским церебральным
параличом.
5. Разработать содержание
работы по развитию речевых навыков посредством работы по развитию мелкой
моторики у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
6. Проанализировать
результаты исследования.
Гипотеза исследования:
предполагается, что развитие речевых навыков может быть сопряжено с развитием
мелкой моторики у младших школьников с ДЦП при условии, что будут обоснованы
направления коррекционной работы по развитию речевых навыков у младших
школьников с ДЦП с опорой на развитие мелкой моторики детей; будет составлена и
внедрена комплексная методика развития мелкой моторики, предусматривающая
развитие речевых навыков.
Методы
исследования:
–
теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования;
–
эмпирические: библиографический метод, наблюдение, психолого-педагогический
эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
–
методы анализа: количественная и качественная характеристика полученных данных.
Новизна
–
результаты исследования позволят уточнить современные представления о коррекции
речевых нарушений у обучающихся младшего школьного возраста с ДЦП.
Практическая значимость
исследования: разработан комплекс могут быть
использованы педагогами, логопедами, дефектологами по развитию речевых для
обучающихся с ДЦП.
Заключение:
ДЦП является
заболеванием, возникшим в результате повреждения центральной нервной системы, в
основном, во внутриутробном периоде, и приводящее к нарушению двигательной
сферы и всех анализаторных систем организма (речь, слух, зрение). Особенности
речевых расстройств при ДЦП определяют: 1) локализация и тяжесть поражения
мозга; 2) недоразвитие или более позднее формирование тех отделов коры, которые
имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности; 3) степень сохранности
кинестетического, зрительного и слухового восприятия; 4) состояние
периферического речевого аппарата; 5) состояние интеллектуально-мнестических
функций, обеспечивающих потребность ребенка в общении; 6) адекватность речевого
и эмоционального окружения; 7) особенности личностного развития ребенка. У
младших школьников с ДЦП в результате нарушения функции артикуляционного
аппарата страдает, прежде всего, развитие фонетической стороны речи,
звукопроизношение. Речь формируется невнятной, возможности к вербальному
общению у многих детей с ДЦП ограничены. С большой задержкой у ряда больных ДЦП
пополняется активный словарный запас. Все многообразие речевых расстройств
можно систематизировать и подразделить на следующие формы: дизартрия, анартрия,
алалия, задержка развития речи, ринолалия (гнусавость).
В формировании речи
ребенка большое значение имеет развитие мелкой моторики. Следует отметить, что
есть все основания рассматривать кисть руки ребенка как орган, активизирует и
стимулирует деятельность коры головного мозга, повышает работоспособность всех
ее отделов, положительно влияет на формирование у детей дошкольного возраста
высших познавательных функций, особенно мышления и речи. А для того, чтобы
мелкая моторика рук проделала большую миссию, возложенную на нее, необходимо
организовать надлежащую работу. Только развивая движения рук ребенка регулярно,
всесторонне, методически грамотно, можно достичь наибольшего эффекта от всей
проведенной работы.
У младших школьников с
ДЦП наблюдаются следующие особенности мелкой моторики: несформированность или
нарушение хватательной функции кисти затрудняет захват и удержание предмета,
слабость мышц, расстройство мышечного тонуса в кисти, насильственные движения,
отсутствие возможности последовательного сокращения и расслабления мышц кисти,
неправильно держат ручку, часто в кулаке, письмо при этом выполняется за счет
движений кисти, или всей рукой, что приводит к его неравномерности. Пальцы
резко напряжены, неподвижны и плотно сжимают ручку, что приводит к тому, что
дети пишут очень медленно, неразборчивым почерком, прорывают страницы тетради.
Буквы неравномерны по величине, «прыгают» по строке. Особенно затруднено
соединение отдельных элементов букв в целое, резко нарушена плавность письма. В
связи с этим, особую важность приобретает выбор правильных средств и методов
развития мелкой моторики у младших школьников с ДЦП, наиболее эффективными из
которых являются пальчиковая гимнастика и дидактические игры. Пальчиковая
гимнастика представляется инсценировкой стихов или определенных историй
посредством пальцев. Дидактические игры являются учебными играми, отличающимися
наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы
оценивания. Также для повышения эффективности коррекционной работы,
целесообразно использовать упражнения с мячиками, шариками, аппликации, игры с
камушками и бусинками и др.
Таким образом, развитие
мелкой моторики руки у младших школьников тесно связано с уровнем развития
речевой деятельности. Кроме того, совершенствование мелкой моторики способствует
активизации различных зон головного мозга. Если будут развиваться пальцы рук,
то будут развиваться мышление и речь. Работа по развитию движений рук должна
проводиться регулярно, только тогда, будет достигнут наибольший эффект.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
РУК КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ
ПАРАЛИЧОМ 1.1.
Характеристика речевого развития детей младшего школьного возраста у детей с
детским церебральным параличом
Существует множество
авторов, по-разному трактующих понятие о детском церебральном параличе. Изучая
литературные источники по данной теме, мы выделили несколько определений этого
понятия.
По определению С.А.
Бортфельда, «Детский церебральный паралич является заболеванием головного
мозга, которое возникает под влиянием различных вредностей внутриутробно, при
родах и в период новорожденности. В центре клинической картины находятся
двигательные расстройства, сопровождающиеся нарушениями функций других
анализаторных систем (зрения, вестибулярного аппарата, глубокой
чувствительности и пр.), а также речи и психики» [14].
Так же С.А. Бортфельд
дает еще одно определение данному понятию, говоря, что детский церебральный
паралич – это заболевание, появляющееся из-за травм и инфекционных заболеваний,
вследствие нарушений развития, а также не прогрессирующее в течение всей жизни
[29]. По мнению, высказанному К.А.
Семеновой, «Детский церебральный паралич — заболевание мозга, начинающееся в
период внутриутробного развития, в период родов или новорожденности.
Заболевание продолжается в течение многих лет, чаще всего — в течение всей
жизни» [27].
Л.О. Бадалян относит
детский церебральный паралич к синдрому, который возникает на ранних этапах
процесса индивидуального развития организма из-за повреждений головного мозга,
и проявляется в отсутствии умения выполнять различные произвольные движения и
сохранять правильную позу при выполнении различных двигательных действий.
Нарушение речи, слуха, зрения, психики, чувствительности – все это является
следствием тяжелых двигательных расстройств, к которым относятся параличи,
насильственные движения, нарушение координации [30]. В своих практических рекомендациях
Т.Т. Батышева пишет, что «Термином детский церебральный паралич (ДЦП)
обозначают группу заболеваний центральной нервной системы, которые проявляются,
прежде всего, двигательными расстройствами (нарушением мышечного тонуса,
снижением мышечной силы, нарушением координации движений). Без двигательных
расстройств церебрального паралича не бывает, однако, у значительной части
больных (75%) возникают нарушения речи, задерживается развитие интеллекта (15 —
20%), возникают судороги (15 — 25%)» [20].
Обобщив понятия авторов о
детском церебральном параличе, можно сделать вывод, что ДЦП является
заболеванием, возникшим в результате повреждения центральной нервной системы, в
основном, во внутриутробном периоде, и приводящее к нарушению двигательной
сферы и всех анализаторных систем организма (речь, слух, зрение).
По данным Л.С. Волковой,
В.В. Шиленкова 80 % детей с детским церебральным параличом имеют речевые
нарушения [17]. Время и локализация поражения
головного мозга являются основными факторами, влияющими на степень нарушения
речи. Вторичные нарушения также имеют большое значение, они происходят в постнатальном
развитии ребенка. Дети с детским церебральным параличом имеют недостаточный
объем знаний и представлений об окружающем мире, а также ограниченное число
социальных контактов, что является причиной задержки развития речи или
отставания в речевом развитии. Неблагоприятное воздействие на ребенка
дополняется длительным нахождением ребенка в лечебных учреждениях, отрывом от
родственников и сменой окружающей обстановки. В домашних условиях взрослые
стараются облегчить состояние ребенка и не формируют у него потребности в
речевом общении, тем самым часто неосознанно мешают развитию речи своего
ребенка.
В. М. Бехтерев еще в 1828
году описал взаимосвязь движений руки с речью, стимуляция движений рук
способствует развитию речи. Т.Т. Батышева также подчеркивала, что развивая
мелкую моторику пальцев рук, мы стимулируем созревание центральной нервной
системы и улучшаем речь ребенка. Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики
при детском церебральном параличе проявляется также в том, что тяжесть
артикуляционной моторики обычно связано с тяжестью нарушений функций рук при
ДЦП [23]. В следствии органического поражения
речедвигательного анализатора у детей с ДЦП отмечаются нарушения как
звукопроизношения, так и голоса, дыхания, темпо-ритмического рисунка речи.
В.В. Осокин говорит о
том, что речевые нарушения у обучающихся с ДЦП достаточно распространены и
многообразны, в связи с тем, что поражены корковые и подкорковые структуры
головного мозга, что приводит к недоразвитию или замедленному созреванию
речевых зон мозга [23].
Е.М. Мастюкова выделяет
следующие формы речевых нарушений у детей с ДЦП:
дизартрия – нарушается
звукопроизносительная сторона речи из-за отклонений иннервации речевой
мускулатуры в результате поражения ЦНС; алалия – системное недоразвитие речи за
счет поражения или
нарушения функционирования
корковых речевых зон; вторичная задержка речевого развития — нарушение темпа
развития речи в связи с тяжелой двигательной недостаточностью, двигательной
недостаточностью и соматической ослабленностью, двигательной недостаточностью и
неблагоприятными условиями окружения, двигательной недостаточностью и
выраженными нарушениями деятельности; общее недоразвитие речи — стойкое
нарушение речевого развития в связи с тяжелым поражением артикуляционной
моторики (дизартрия) в сочетании с сенсорными дефектами или нарушениями
интеллектуальной деятельности; заикание и мутизм – невротические и
невроподобные речевые расстройства [27].
Самым распространенным речевым
нарушением у детей с ДЦП является дизартрия, при чем псевдобульбарная дизартрия
встречается гораздо чаще, чем все остальные формы.
Я. И. Панченко, Л. А.
Щербакова предложили классификацию дизартрических нарушений речи при ДЦП,
основанную на синдромологическом подходе. Авторы выделяют следующие постоянно
встречающиеся формы:
1) Спастико-паретическая
(ведущий синдром – спастический парез);
2) Спастико-ригидная
(ведущие синдромы – спастический парез и тонические нарушения управления типа
ригидности);
3) Гиперкинетическая
(ведущий синдром – гиперкинезы: хореические, атетоидные);
4) Атактическая (ведущий
синдром – атаксия);
5) Спастико-атактическая
(ведущий синдром – спастический парез и атаксия);
6) Спастико-гиперкинетическая
(ведущий синдром – спастический парез и гиперкинез);
7) Спастико-атактико-гиперкинетическая