Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Использование театральной деятельности в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования театральной деятельности в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Понятие связной речи 13
1.3. Развитие связной речи у дошкольников в онтогенезе 18
Вывод по первой главе 22
Глава 2. Методические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 24
2.1. Анализ методик обследования связной речи у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Анализ системы логопедической работы с дошкольниками 27
2.3. Анализ особенностей театральной деятельности в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста 32
Вывод по второй главе 38
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по теме 40
3.1. Констатирующий этап 40
3.2. Формирующий этап 44
3.3. Контрольный этап 56
Вывод по третьей главе 63
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях особое место уделяется развитию речи детей дошкольного возраста. В большинстве исследований указывается на то, что для будущего развития дошкольников особое значение имеет именно формирование речевых умений, а также формирование у дошкольников литературного языка. Поэтому в области речевого развития детей дошкольного возраста так важно уделять особое внимание формированию связной речи, развитию ее содержательности и логичности.
Развитие речи оказывает влияние и на социальное развитие детей, на их личностное становление. В ходе речевого развития дети осваивают все необходимые речевые функции. Рассматривая именно социальное развитие детей дошкольного возраста важно опираться на развитие познавательных процессов, а также развитие речи. Именно благодаря этому ребенок сможет быть частью социального общества.
Важным моментом является то, что проблема речевого развития детей дошкольного возраста достаточно актуальна. Общая тенденция на усложнение структуры речевых отклонений в развитии у детей нацеливает педагогов дошкольной организации на овладение более широким арсеналом диагностических и коррекционных технологий.
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Театральная игра является эффективным средством развития связной речи дошкольника в процессе осмысления нравственного подтекста фольклорного или литературного произведения. В театральной игре происходит развитие ребенка: знакомство с чувствами и настроением персонажей, овладение способами их внешнего выражения, понимание причин того или иного настроения. Большое значение театрализованная деятельность оказывает на речевое развитие: при совершенствовании монологической и диалогической речи, освоении ее выразительности. Так же, театрализованная игра является одним из средств самореализации и самовыражения ребенка-дошкольника.
Теоретическая база исследования. Проблемой развития речи, причиной и формой ее нарушения, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Ефименкова Л.Н., Ястребова А.В., Чиркина Г.В., Флерина Т.Б. и мн. др. Вопросы формирования связной речи изучались Тихеевой Е.И., Бородич А.М., Сохиным Ф.А., Выготским Л.С., Леонтьевым А.А. и др. Проблема развития связной речи у детей нашла свое отражение в работах Глухова В.П., Филичевой Т.Б., Ефименковой Л.Н., Ткаченко Т.А., Жуковой Н.С. и др.
Объект исследования: особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование театральной деятельности в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в определении эффективности использования театральной деятельности в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: в данной работе предполагаем, что если использовать театральную деятельность в старшей группе ДОУ в проведении логопедической работы, то уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста станет выше.
Поставленная цель и гипотеза предполагает решение следующих задач исследования:
1. Провести анализ теоретических источников по проблеме исследования.
2. Познакомиться с методиками обследования и развития связной монологической речи у детей с ОНР дошкольного возраста.
3. Провести опытно-экспериментальная работа по теме исследования
4. Проанализировать результаты работы.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, изучение психолого-педагогической литературы, анализ и синтез, обобщение теоретической информации; эмпирические методы в процессе изучения уровня сформированности навыков развития связной речи у детей в экспериментальной группе.
Методологическую основу исследования составили:
1. Представления о закономерностях речевого развития, детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича.
2. Особенности развития связной речи в работах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной и др.
3. Особенности работы с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи в работах логопедов Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой, В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Е. М. Мастюковой и т.д.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в практике воспитателей и логопедов в процессе проведения логопедической работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 12 «Искорка», которое находится по адресу: ул. Сосново-Парковая, д. 18, рабочий поселок Пески, Московская область.
Структура работы включает в себя следующие разделы: введение, 3 главы, выводы по главам, заключение и список литературы. Введение включает актуальность и научный аппарат исследования.
Первая глава освещает теоретические основы использования театральной деятельности в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Вторая глава освещает методические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Третья глава освещает содержание и результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении представлены выводы по исследованию.
Заключение:
Было выявлено, что связная речь определяется как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, исходящих в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую.
Было выявлено, что связная речь старших дошкольников включает в себя различные конструкции и сложные предложения с указанием причинно-следственных связей.
В результате для данного исследования была выбрана методика В.П. Глухова.
Анализ особенностей театральной деятельности в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста позволил сделать вывод о том, что театрализованная игра для ребенка является источником всестороннего развития, в том числе его творческих способностей и, конечно, речи. С помощью приемов театрализованной игры на практике у ребенка начинает развиваться связная монологическая и диалогическая речь, расширяется словарный запас, обогащаются представления об окружающем. Также игра способствует совершенствованию лексико-грамматической и фонематической сторон речи.
Опытно-экспериментальная работа проходила на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 12 «Искорка» », которое находится по адресу: ул. Сосново-Парковая, д. 18, рабочий поселок Пески, Московская область. В экспериментальном исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Экспериментальное исследование состояло из трех этапов:
1. Констатирующий этап эксперимента;
2. Формирующий этап эксперимента;
3. Контрольный этап эксперимента.
Методики экспериментальной работы были направлены на выявление уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Результаты констатирующего этапа доказывали, что у детей недостаточно развита связная речь.
Вторым этапом исследования стал формирующий этап.
Цель формирующего этапа – разработать и апробировать содержание работы, направленной на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием театральной деятельности.
Был составлен тематический план занятий с детьми старшего дошкольного возраста по организации занятий на основе театральной деятельности (основы работы по «Кукляндия» М.И.Родина, А.И.Буренина).
В ходе повторной диагностики на контрольном этапе были использованы те же методики, которые применялись на констатирующем этапе эксперимента.
Анализ данных позволяет сделать выводы о качественных изменениях в лексическом развитии детей экспериментальной группы: дети использовали различные значения многозначных слов при составлении словосочетаний и предложений; стали адекватнее подбирать синонимы и антонимы к словам природоведческого содержания.
Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод о том, что: у детей экспериментальной группы отмечена высокая динамика в уровне развития связности речи. Преобладает средний и высокий уровни. Низкий уровень при этом остается у некоторых детей.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены. Гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство является одним из главнейших этапов в жизни человека. Данный период характеризуется стремительным познавательным, психомоторным, личностным и социальным развитием ребенка. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определено в качестве периода оптимального для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, М. Монтессори, Ф. Фребель.
По утверждению А.Г. Гогоберидзе, в дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами интеллектуальной деятельности. Обеспечение интеллектуального развития дошкольника имеет очень большое значение для всей его дальнейшей деятельности [9].
С точки зрения Т.В. Кузовковой именно в старшем дошкольном возрасте увеличиваются общие интеллектуальные возможности детей [12]. По своим характеристикам головной мозг ребенка 6 лет уже приближен к показателям мозга взрослых. Дошкольник не только может выделить существенные признаки в предметах и явлениях, однако также старается определять причинно-следственные взаимосвязи между ними, пространственные, временные и иные отношения. Дошкольники могут оперировать достаточным объемом временных представлений: утро-день-вечер-ночь; вчера-сегодня-завтра, раньше-позже; ориентируются в очередности дней недели, времен года и месяцев, которые относятся к каждому времени года. Достаточно уверенно дошкольники ориентируются в пространстве и на плоскости: слева-направо, вверху-внизу, впереди-сзади, близко — далеко, выше — ниже и т.д.
У детей старшего дошкольного возраста формируются и улучшаются: грамматический строй, фонематический слух, а также интонационная выразительность. Дети старшего дошкольного возраста способны применять все части речи, демонстрируют богатый лексикон, а также занимаются словотворчеством.
Развитие всех психических процессов – ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также развитие речи – является важной задача интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста [16].
Дети старшего дошкольного возраста значительно отличаются по уровню своего развития от детей младшего и среднего дошкольного возраста. Ребенок 5-6 лет более ловкий, у него лучше развита координация и быстрота реакций, он успешнее запоминает последовательность действий и более качественно исполняет их. Дети старшего дошкольного возраста способны удерживать в памяти значительный объем информации и извлекать ее в нужный момент в требуемом количестве. Именно поэтому в возрасте от 5 до 7 лет начинается период интенсивного обучения дошкольников [18].
По мнению Р.С. Буре, развитие процессов памяти является одним из главных показателей интеллектуального развития детей. Ведь именно память выступает главным познавательным процессом в дошкольный период. Именно память сохраняет образы восприятия-представления, которые становятся основой для развития других функций (восприятия, мышления, воображения) [4].
У дошкольника в возрасте 6-7 лет память является непроизвольной, которая опирается на эмоции и интересе. Другими словами дети этого возраста могут легко запомнить то, что их заинтересовало. Однако механизмы памяти детей старшего дошкольного возраста не исчерпываются непроизвольным запоминанием. К данному жизненному этапу в психике ребенка появляется важное новообразование – он овладевает собственно мнемической деятельностью, появляется произвольная память.
С.Л. Рубинштейн утверждает, что познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. У старших дошкольников происходит усовершенствование восприятия: появляется стремление планомерно и последовательно, изучать и описывать предмет [17]. При рассмотрении предметов дошкольники используют, в основном, тактильное восприятие (рассматривают предмет в руках, ощупывают его, обращая внимание на наиболее заметные особенности). Однако в старшем дошкольном возрасте интенсивно формируются и иные виды восприятия: зрительное и аудиальное.
Л.С. Выготский связывает старший дошкольный возраст с бурным развитием функции воображения: вначале появляется воссоздающее воображение, которое позволяет представлять сказочные образы, а затем и творческое воображение, которое и создает принципиально новый образ [6].
По мнению Н.В. Ближенской, в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения в развитии внимания:
увеличивается концентрация, объем, а также устойчивость внимания;
развивается произвольное внимание;
формируются элементы произвольности в управлении вниманием в соответствии с развитием речи, познавательных интересов;
внимание становится более опосредованным;
формируются элементы послепроизвольного внимания [2].
Можно отметить, что развитие внимания детей старшего дошкольного возраста основано на том, что изменяется организация жизни ребенка, он усваивает новые типы деятельности (игровая, трудовая, продуктивная). Развитие свойств и видов внимания детей старшего дошкольного возраста значительно зависит от значимости, эмоциональности, интереса материала для них, от характера деятельности, которую выполняет ребенок [27].
Начиная со старшего дошкольного возраста дети могут удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). К окончанию дошкольного возраста у детей способность к произвольному вниманию начинает стремительно развиваться. В последующем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе [26].
У детей 5-6 лет происходит активное формирование логического, наглядно-образного и комбинаторного мышления. Также дети в этом возрасте учатся строить логические закономерности, продолжать логические цепочки и устанавливать причинно-следственные связи [24].
Особое внимание важно уделять формированию мелкой моторики руки, усовершенствованию графомоторных навыков и координации движений дошкольника. В психологии доказано, что двигательная активность ребенка оказывает непосредственное воздействие на развитие его мыслительных способностей. При этом, чем лучше развита моторика руки и сенсомоторная координация, тем лучше кровоснабжение головного мозга. В свою очередь благодаря этому повышаются интеллектуальные способности дошкольника и его мыслительная активность усиливается [24]. С этой целью также активно используются образовательные программы, направленные на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры. Мотивацией для выбора дошкольниками такого вида деятельности является практическая направленность образовательной программы, возможность углубления и систематизации знаний, умений и навыков.