Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Использование сюжетно-ролевых игр в процессе знакомства детей с профессиями взрослых
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ.. 6
1.1. Знакомство детей с профессиями взрослых как компонент
трудового воспитания 6
1.2. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность детей
дошкольного возраста 11
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ.. 22
2.1 Выявление уровня трудового воспитания детей дошкольного
возраста (первичная диагностика) 22
2.2 Программа по ознакомлению с профессиями взрослых. 29
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. 32
Заключение. 39
Список использованной литературы.. 40
Приложение……………………………………………………………………..43
Введение:
Выпускная квалификационная работа
посвящена теме использования сюжетно-ролевых игр в процессе знакомства детей с
профессиями взрослых.
Актуальность
исследования. Выдвигая новые педагогические проблемы,
каждый этап развития человечества по-иному ставит те, которые исследовались
ранее. К таким принадлежит и проблема трудового воспитания дошкольников. В
третьем тысячелетии понятие «трудовое воспитание дошкольников» насыщается
качественно новым содержанием. Оно тесно связано с личностно ориентированным и
развивающим воспитанием, вопросами социализации личности ребенка и т.д.
Вхождение России в рыночные отношения
ставит перед педагогами и родителями очень сложную задачу: воспитать
всесторонне развитую, творческую личность с ярко выраженной индивидуальностью,
обладающую такими важными качествами, как ответственность, трудолюбие,
работоспособность, коммуникабельность, толерантность, стрессоустойчивость;
личность, легко адаптирующуюся к окружающей среде, умеющую рационально
организовывать и использовать свой умственный и физический потенциал.
В дошкольном возрасте складываются
благоприятные условия для формирования у ребенка необходимых для включения в
труд взрослых качеств, для выработки первоначальных трудовых умений и навыков.
Для ознакомления детей с профессиями взрослых используются самые разнообразные
методы, а именно: наблюдение за трудом взрослых, экскурсии (они могут быть как
реальными, так и виртуальными), беседы, чтение художественных произведений,
рассматривание картин, вопросы воспитателя, демонстрация видеофильмов и
презентаций, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и, конечно, участие детей
в труде взрослых.
В тоже время, содержание
образовательно-воспитательной работы по ознакомлению детей с профессиями должно
учитывать уровень знаний детей. Эта проблема позволяет сформулировать следующие
противоречия:
— между важным значением
образовательно-воспитательной работы по ознакомлению детей с профессиями и
отсутствием критериальной характеристики исследования уровня знания детей
дошкольного возраста о труде взрослых;
— между возможностями сюжетно-ролевых игр
и их фрагментарным использованием в образовательно-воспитательной работе по
ознакомлению детей-дошкольников с профессиями взрослых.
Таким образом, недостаточная теоретическая
разработанность проблемы уровня знаний о труде взрослых с одной стороны и ее
значимость для практической работы в дошкольном учреждении обусловили выбор темы дипломной работы «Использование
сюжетно-ролевых игр в процессе знакомства детей с профессиями взрослых».
Объект исследования: процесс знакомства детей с
профессиями взрослых
Предмет исследования: использование
сюжетно-ролевых игр в процессе знакомства детей с профессиями взрослых.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать
и апробировать программу по ознакомлению с профессиями
взрослых.
Задачи исследования:
1. Изучить знакомство детей с
профессиями взрослых как компонент трудового воспитания.
2. Рассмотреть сюжетно-ролевую
игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста.
3. Выявить уровень трудового воспитания детей
дошкольного возраста.
4. Реализовать программу
по ознакомлению с профессиями взрослых.
Заключение:
Трудовое воспитание детей дошкольного
возраста – важная и востребованная практикой тема исследования. Изменения,
произошедшие в обществе за последние несколько десятков лет, привели к снижению
ценности трудолюбия как черты характера. Нередко родители не стремятся
привлекать своих подрастающих детей к труду, выполняют все обязанности за них,
не видят необходимости в формировании навыков самообслуживания. Часть родителей
ошибочно полагают, что дети со временем сами заинтересуются трудом, однако, это
вряд ли произойдет, если не знакомить детей с трудовой деятельностью с раннего
детства. Одним из эффективных средств трудового воспитания детей среднего
дошкольного возраста выступает ознакомление воспитанников с профессиями
взрослых.
По итогам выполнения выпускной
квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы,
что позволило теоретически обосновать, разработать и апробировать программу по
ознакомлению с профессиями взрослых. Достижению цели исследования
способствовало решение следующих задач:
— было изучено знакомство детей с
профессиями взрослых как компонент трудового воспитания;
— была рассмотрена сюжетно-ролевая игра
как ведущая деятельность детей дошкольного возраста;
— был выявлен уровень трудового воспитания
детей дошкольного возраста;
— была реализована программа по ознакомлению
с профессиями взрослых;
— был выполнен анализ результатов
опытно-экспериментальной работы.
Качественный и количественный анализ
эмпирических данных подтвердил гипотезу исследования о том, что использование
тематических сюжетно-ролевых игр будет способствовать знакомству детей с
профессиями взрослых.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ
ИГР В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ 1.1. Знакомство детей с профессиями взрослых как компонент
трудового воспитания
Мир профессий – это широкий спектр,
состоящий из многообразия профессий взрослых и их труда. Данное понятие
содержит в себе не только перечень разнообразных профессий, но и качественную
характеристику каждой из них – особенности труда взрослых в зависимости от
выбранной специализации. Поэтому работа, направленная на формирование у детей
представлений о мире взрослых, должна быть комплексной, включать в себя как
ознакомление с разнообразием профессий, так и знакомство детей с особенностями
труда взрослых.
Через формирование представлений о мире
профессий у детей дошкольного возраста достигается первоначальное
профессиональное самоопределение личности ребенка. У детей появляется интерес к
миру профессий и к труду взрослых.
Данные аспекты можно проследить в работах
таких авторов, как Н.В. Алешина, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов,
С.А. Козлова, Т.С. Комарова, В.И. Логинова, Н.С. Пряжников.
Существует несколько подходов по ознакомлению детей дошкольного возраста с миром
взрослых, с особенностями их труда и специализации:
— в процессе ознакомления детей с их
трудом;
— через овладение ребенком трудовыми
действиями;
— через демонстрацию целостного облика
взрослого человека и привитие положительного отношения и интереса к его
личности;
— в процессе формирования нравственных
качеств, таких как добро, справедливость, забота, сопереживание окружающим
людям [12].
Первичное ознакомление детей дошкольного
возраста с трудом взрослых рассматривает в своих трудах В.И. Логинова [13]. Она указывает на то, что
получаемые детьми знания о социальной действительности, о труде взрослых и их
отношении к профессиональному труду является ключевым звеном для перестройки
мотивов и отношения к собственному труду. Зная особенности профессионального
труда и учитывая многообразие мира профессий, дети начинают по-другому
оценивать собственные мотивы, закладывается социальная направленность личности
ребенка. У детей в процессе познания социальной действительности формируется
основа человеческого сознания, что является необходимыми компонентами на этапах
становления личности – в процессе формирования социальной направленности.
В.И. Логиновой [13] в своих работах, посвященных
вопросам формирования представлений о мире профессий у детей, была установлена
следующая закономерность: в процессе увеличения объема знаний о труде взрослых
повышается интерес к будущей профессиональной деятельности.
В.И. Логинова [13] отмечает, что представления
детей о труде взрослых, отношение ребенка к особенностям труда и его
ознакомление с направленностями специальностей взрослых способствуют
перестройке мотивации детей и изменению отношения к собственной деятельности, к
созданным предметам (продуктам) труда людей.