Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Использование современных компьютерных технологий для совершенствования речевых умений учащихся старших классов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы использования компьютерных
технологий как средства совершенствования речевых умений учащихся старших
классов…..8
1.1.
Компьютерные технологии в обучении ИЯ.. 8
1.2.
Формирование речевых умений при обучении ИЯ в средней школе. 18
1.3.
Совершенствование речевых умений на уроках ИЯ в старших классах с применением
современных компьютерных технологий. 28
Выводы по 1
главе. 37
Глава 2. Практические основы
использования компьютерных технологий как средства совершенствования речевых
умений учащихся старших
классов…………………………………………………………………………….38
2.1 Общие
сведения о программе экспериментальной работы.. ……………….38
2.2 Анализ
УМК Н.А. Артемовой. Немецкий язык «Spektrum» для 10 класса 40
2.3.
Программа опытного обучения с использованием комплекса упражнений к УМК Н.А.
Артемовой Немецкий язык «Spektrum» для 10 класса. 51
Выводы по 2
главе……………………………………………………………….66
Заключение……………………………………………………………………….76
Библиографический
список……………………………………………………..78
Приложения………………………………………………………………………83
Введение:
Модернизация образования является одной
из важнейших задач нашей страны. В этих условиях проблема повышения качества
образования на всех уровнях становится особенно актуальной. На каждом этапе
развития образования исторически использовались разные способы повышения его
качества. В настоящее время повышение качества образования предполагается за
счет изменения способов учебной деятельности школьников, а именно использования
системно-деятельностного подхода.
На протяжении последних десятилетий
внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в образование
является одним из важных направлений модернизации. При этом сами компьютерные и
Интернет-технологии интенсивно развиваются: персональные компьютеры заменяют
более портативными и мобильными устройствами; на потребительском рынке
появляются все более мощные смартфоны — мобильные телефоны, обладающие
функциями компьютера. В условиях информационного общества появляются новые
возможности для модернизации способов учебной деятельности. Этим целям могут
служить новые ИКТ, активно развивающиеся и используемые в повседневной практике
современных школьников.
Вопросы, связанные с развитием новых
ИКТ, поднимаются в научной литературе (О.В. Акулова, В.И. Богуславский, Г. К.
Селевко и др.). В исследованиях последних лет подчеркивается, что в современных
условиях проявляется острая потребность в применении инновационных
образовательных подходов. Через освоение современных видов учебной деятельности
– поиск и сравнение информации из нескольких источников, применение полученных
знаний при решении практических задач, работу в группе, в том числе с
использованием современных ИКТ, могут быть достигнуты новые образовательные
результаты учащихся, заданные Федеральными государственными образовательными
стандартами.
Мобильные телефоны с беспроводным
доступом в Интернет сегодня есть у большинства подростков – об этом
свидетельствуют масштабные российские и зарубежные исследования (Т.А. Нестик,
Г.У. Солдатова, D. Holloway, S. Livingstone и др.). Учащиеся используют
портативные устройства в своей повседневной практике. По сравнению со стационарными
компьютерами они меняют сам дизайн образовательной среды. Публикации о
потенциале обучения с использованием компьютерных технологий на русском языке
преимущественно представляют описание отдельных кейсов (И.Б. Государев, М.А. Григорьева,
О.Ю Никифорова). Для общения, поиска и хранения информации школьники активно
задействуют сервисы социальных сетей (О.А. Гуркина, Д.В. Мальцева, И.О. Товпич
и др.).
С развитием этих сервисов стали
появляться публикации об использовании социальных сетей в образовании (В.П.
Андреев, А.С. Воронкин, С.Г. Григорьев, А.В. Фещенко, А.И. Шутенко, D. Boyd, N.
Ellison, S. Manka, M. Ranieri и др.). Вопросы использования компьютерных и
сетевых технологий в учебной деятельности в силу высокой практической
значимости активно разрабатываются. Однако это поле все еще остается
недостаточно изученным.
Перед системой отечественного
образования сегодня встает серьезный вопрос – в какой мере технические
инновации могут стать новыми технологиями обучения? В Рекомендациях Организации
Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (далее ЮНЕСКО)
сказано: «В мире, где растет зависимость от средств связи и доступа к
информации, мобильные устройства не будут преходящим явлением. Поскольку
мощность и возможности мобильных устройств постоянно растут, они могут шире
использоваться в качестве образовательных инструментов». Обозначенные факторы
свидетельствуют о высокой актуальности выбранного направления исследования –
использование компьютерных и сетевых технологий для модернизации учебной
деятельности в техникуме.
В настоящее время изучение
иностранных языков в старших классах общеобразовательной школы в большинстве
учреждений на уровне рабочей учебной программы в настоящее время не
предполагает использование компьютерных технологий. Однако ФГОС не только не
запрещает, но и поощряет технологически прогрессивные методы обучения, таким
образом выглядит целесообразным их потенциальное внедрение в образовательный
процесс школы.
Проведенный анализ позволяет выделить
ряд противоречий:
• на
научно-педагогическом уровне – между необходимостью обеспечения
конкурентоспособности выпускника школы, в том числе, в части владения
иностранным языком и недостаточной развитостью теоретических оснований
применения для решения этой задачи компьютерных технологий;
• на
научно-методическом уровне – между доказанными дидактическими возможностями компьютерных
технологий и отсутствием основанной на них методики обучения иностранному языку
в школах. Необходимость разрешения перечисленных противоречий
обусловливает актуальность данного
исследования, а также его проблему:
как обеспечить оптимальное использование компьютерных технологий при изучении
иностранного языка.
В рамках указанной проблемы
определена тема исследования: «Использование
современных компьютерных технологий для совершенствования речевых умений
учащихся старших классов».
Объект исследования: процесс изучения
иностранного языка учащимися старших классов.
Предмет исследования: развитие речевых умений в
процессе изучения иностранного языка при помощи компьютерных технологий.
Цель исследования: создать методическую
разработку для развития речевых умений у учащихся старших классов в процессе
изучения иностранного языка посредством использования компьютерных технологий.
При достижении поставленной цели была
избрана следующая гипотеза: развитие
речевых умений в процессе изучения иностранного языка учениками старших классов
будет обеспечено, если:
● будут
использованы следующие методы компьютерного обучения: метод интерактивного
видео; веб-квеста; дополненной реальности; компьютерного поиска; компьютерный
опрос и голосование; компьютерных викторин; просмотра видео на иностранном
языке с субтитрами на родном; просмотра видео на родном языке с субтитрами на
иностранном; онлайн-экскурсии;
● методика
изучения будет построена на следующих принципах: системность и систематичность;
целостность; единство форматов хранения и адаптации информации; фонетического восприятия
голоса, индивидуализации; доступности и посильности; учета родного;
коммуникативной направленности; игрового восприятия информации,
многопользовательского диалога, самоконтроля;
● использование
компьютерных методов обучения при самостоятельной работе учащихся старших
классов согласно тематическому плану с наиболее подходящим тематике курса
выборе метода компьютерного обучения.
На основании цели исследования и
рабочей гипотезы были поставлены (сформулированы) следующие задачи исследования:
1) Произвести
анализ библиографических данных, посвященных обучению иностранному языку
учащихся старших классов с целью выявления особенностей формирования речевых
умений.
2) Проанализировать
дидактические возможности применения компьютерных технологий при изучении иностранных
языков.
3) Разработать
педагогическую модель развития речевых умений с применением компьютерных
технологий.
4) Создать
методическую разработку для развития речевых умений с применением компьютерных
технологий.
Методы исследования: в ходе исследования были использованы следующие методы: изучение и анализ
научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по
проблеме исследования; анализ ФГОС, учебных программ, учебных пособий и
методических материалов; педагогическое проектирование и моделирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1) Обосновано
выделение методов компьютерного обучения: метод интерактивного видео; метод
веб-квеста; метод дополненной реальности; метод компьютерного поиска; компьютерный
опрос и голосование; метод компьютерных викторин; метод просмотра видео на
иностранном языке с субтитрами на родном; метод просмотра видео на родном языке
с субтитрами на иностранном; метод онлайн-экскурсии; метод тренажа.
2) Выделены
и обоснованы специфические принципы компьютерного обучения иностранным языкам,
а именно: фонетического восприятия голоса, индивидуализации; доступности и
посильности; учета родного; коммуникативной направленности; игрового восприятия
информации, многопользовательского диалога, самоконтроля.
3) Определен
дефицин упражнений по развитию речевых умений учащихся старших классов на
основе анализа существующих УМК и предложен комплекс альтарнативных упражнений
с применением компьютерных технологий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические результаты
доведены до уровня практического применения.
Разработаны:
● методическое
пособие с заданиями для всего курса при помощи ИК-технологий с частичным применением
компьютерного обучения для совершенствования речевых умений иностранного языка;
● методические
рекомендации для преподавателей общеобразовательных школ по применению компьютерных
технологий на уроке и значимость их использования.
Сайт или группа в контакте где учителя могут
делиться своими наработками, предлагать новые средства ИКТ с возможностью
использования в преподавательской деятельности.
Заключение:
В эпоху постоянного развития
информационных технологий и Интернет ресурсов методики преподавания
претерпевают изменения, они меняются, совершенствуются и осовремениваются. Тоже
самое касается и обучения иностранному языку, так как актуальность и
востребованность знания иностранного языка возрастает с глобализацией общества
и увеличением средств коммуникации с внешним миром.
Обзор источников показал, что
современное преподавание иностранного языка становится заметно легче и
эффективнее с использованием новейших технологий и средств представления
информации.
На сегодняшний день является значимым
вопрос о необходимости усвоения иностранного языка с помощью современного
оборудования и его использовании в процессе обучения.
Изучение отечественной и
зарубежной литературы по данному вопросу позволило сделать вывод о том, что
использование компьютерных и информационных технологий дает возможность
ученикам получать информацию в удобном и интересном для них формате и иметь
доступ к образовательному ресурсу в свободное время, что способствует повышению
качества обучения.
В рамках данной работы нами была разработана
программа экспериментального исследования, целью которой является проверка
эффективности использования упражнений с использование современных компьютерных
технологий на уроках иностранного языка. Программа была составлена на основе учебно-методического
комплекса «Немецкий язык» серии «Spektrum» для 10 класса за авторством Н.А.
Артемовой.
Анализ данного УМК показал, что использование
современных компьютерных технологий предполагает только проведение аудирования.
В рамках настоящего исследования были разработаны
упражнения на дифференциацию, трансформацию и подстановочные упражнения с
применением LearningApps, Kahoot! и Quizizz, направленные на обучение
грамматике немецкого языка.
При проведении поисково-исследовательской работы
соблюдался принцип сопоставимости, то есть наличие равных условий по объему
учебного материала, продолжительности учебных занятий, подготовленности групп.
Единственным вариативным условием было
применение разработанных упражнений с применением электронных образовательных
ресурсов в экспериментальной в отличие от традиционных приемов, используемых в
контрольной группе.
Разработанные в ходе данного
исследования грамматические упражнения с использованием электронных
образовательных ресурсовLearningApps, Quizizz и Kahoot! могут быть использованы
в курсе немецкого языка 10 класса.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования
компьютерных технологий как средства совершенствования речевых умений учащихся старших
классов
1.1.
Компьютерные технологии в обучении ИЯ В современном мире термин
информационные технологии часто используется в качестве синонима термина
компьютерные технологии, так как все информационные технологии в наше время так
или иначе перекликаются с использованием компьютеров. Однако, термин
информационные технологии шире и включает в себя компьютерные технологии в
качестве его части.
При этом информационные технологии, основанные на использование современных
компьютерных и сетевых средств, образуют термин современные информационные технологии.
Встречается также и другая аббревиатура ИКТ которая расшифровывается как
информационно-коммуникационные технологии. Далее мы будем применять именно этот
термин так как он дает возможность охватить большее количество различных
современных технологий.
Новейшие ИКТ технологии занимают все
больше места в жизни человека. Использование технологий в повседневной жизни,
при знакомстве с языком, культурой и философией зарубежных стран, в
образовательной деятельности, в том числе на учебных занятиях по иностранным
языкам, увеличивает кругозор и способствует развитию культурных ценностей,
которые присущи изучаемым зарубежным странам, а также способствует
совершенствованию познавательной и мотивационной активности обучающихся.
Не смотря
на повышенный интерес учащихся к иностранным языкам в последнее время
невозможно в полной мере реализовать потенциал и потребности школьников в
самовыражении и самопознании за счет традиционных технологий преподавания
иностранных языков в школьном курсе. Именно это дополнительно обуславливает
необходимость активного применения ИКТ, которое может значительно помочь
обучающимся в повышении интереса к изучаемому предмету, а использование ряда
средств ИКТ в изучении иностранных языков приходит на помощь обучающимся в
преодолении психологического барьера на пути профессионального использования
иностранного языка как инструмента для общения.
А.А. Мансурова отмечает, что
ИКТ-технологии позволяют не только получить доступ к разнообразной информации
по школьным предметам, в том числе при изучении иностранного языка, но и
содействуют формированию необходимого навыка – способности использовать
разнообразные ИКТ-технологии. Приведенный практический навык (умение) связан по
своей важности с такими основными навыками (умениями), как счет, чтение,
письмо, а также умение выражать, развивать и поддерживать собственную точку
зрения.
М.В. Зимина и Н.А. Люляева выделяют,
что несомненным достоинством применения информационно-коммуникационных
(компьютерных) технологий при образовательной деятельности, в том числе в
области обучения иностранным языкам, является то, что, обучающиеся общаются в
языковой среде, что стимулирует их умения и навыки собственной разработки
оригинальных высказываний на грамматически и лексически правильном иностранном
языке.
Е.В. Тимофеева, Ю.А. Кайль отмечают,
что применение новых ИКТ-технологий в современном образовательном процессе –
это один из основных и важнейших аспектов совершенствования учебного процесса,
обогащения педагогического набора методических приемов и средств, которые
предоставляют возможность сделать процесс обучения иностранным языкам,
запоминающимся и более интересным как для преподавателей, так и для
обучающихся.
А использование специализированных
виртуальных образовательных платформ, тренажеров и компьютерных программ при
обучении иностранным языкам дают возможность педагогу ознакомить с учебным
материалом более качественно, доступно и наглядно.
Актуально и то, что обучающиеся могут
работать на уроке индивидуально, самостоятельно находить, изучать и практически
применять новый материал в личном удобном темпе и возвращаться к непонятому или
пропущенному материалу, если это необходимо.
А.У. Анваров в своем исследовании
указывает, что использование ИКТ-технологий имеет большое значение в процессе
обучения иностранным языкам. Таким образом, современные ИК-технологии делают
процесс изучения иностранных языков доступным, позволяют более легко воспринимать
преподаваемый предмет, а огромное разнообразие ресурсов сети Интернет,
появление большого количества учебных материалов на специализированных
платформах – всё это ставит задачу проведения комплексных исследований
возможностей и особенностей применения данных средств обучения в учебном
процессе. Далее рассмотрим особенности применения ИК-технологий.
ИК-технологии
могут быть использованы на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового
материала, при закреплении, повторении, контроле.
Не стоит
забывать и познавательных способностях учащихся. Так как при обучении
иностранному языку важную роль играют особенности восприятия учащимися информации.
По данному принципу учащиеся условно делятся на аудиалов, визуалов и
кинестетиков.
Аудиал – это
человек, который лучше всего воспринимает информацию через слух. Визуал
воспринимает большую часть информации с помощью зрения. Кинестетик – человек,
воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с
помощью движений. Провести с учениками диагностику на определение
репрезентативной системы (ведущего канала восприятия, переработки и хранения
информации) может помочь тест Б.А. Левиса и Ф. Пукелика.
Таким
образом, с помощью средств ИКТ на занятии преподаватель может представлять
информацию, задействовав все каналы восприятия: и зрение, и слух, и
кинестетический канал. В таком случае у каждого из обучаемых есть шанс лучше усвоить
ту или иную часть этих сообщений. Не стоит забывать и
особенностях умственной работы
представителей разных типов личностей. Например, уровень отвлекаемости,
особенности запоминания и др. у каждого разные. Именно поэтому используя ИК-технологии,
педагог будет иметь возможность учитывать эти особенности учеников и предоставлять
информацию в том виде, в котором она будет лучше ими усваиваться.
Сам
предмет «Иностранный язык» обладает определенной спецификой, ведущим
компонентом содержания обучения здесь являются не основы наук, а способы
деятельности – обучение различным видам речевой деятельности. Так как обучать
речевой деятельности можно лишь в живом общении, никакие справочники не помогут
развить спонтанную речь. Несомненно, какими бы продвинутыми ИКТ средства не
были они не смогу заменить живую речь, но они могут стать отличным помощником
для ее организации. Например, используя такое ИКТ средство как платформа Tandem можно найти себе партнера для
улучшения речевых умений (говорение, письмо).
В нашей
работе мы не затрагиваем компьютерный метод обучения, подразумевающий передачу
навыков непосредственно с помощью компьютера исключая какую-либо другую
деятельность вне компьютерной среды. ИКТ средства используются как
вспомогательные. Тем не менее применяя технологии преподаватель неизбежно
меняет всю структуру урока и его назначение. Именно поэтому так важно
определить соответствующую роль и место ИК-технологий и их средств в учебном
процессе, уточнить и детерминировать основные понятия, внедрить методические и
технические аспекты.
Цели эффективного осуществления образовательного
процесса с применением ИКТ-технологий при обучении иностранному языку:
1) повышение культуры обучающихся, в
том числе информационной, посредством формирования творческого мышления,
самостоятельности и активности в образовательной деятельности;
2) повышение результативности
образовательного процесса при изучении иностранного языка и культуры зарубежных
стран.
Эти цели достигаются в результате
эффективного взаимного использования образовательных ИКТ-технологий в
совмещении с традиционными методами и средствами обучения.
Дидактические функции при применении ИКТ:
1) обучающая функция – осуществляется
в рамках урочной системы обучения, в том числе в условиях дистанционного
обучения с применением ИКТ-технологий, а также при реализации самостоятельной
вне учебной деятельности;
2) развивающая функция – развитие
мотивации к учебной и самостоятельной деятельности, навыков познавательной
деятельности;
3) организационная функция –
обеспечивает обратную связь обучающихся с преподавателем, индивидуальный подход
в обучении, а также во внеурочной деятельности;
4) регулирующая и контрольная
функция, а также функция самоконтроля учащихся и функция педагогического
контроля, непрерывный мониторинг учебной и вне учебной деятельности, в том
числе с использованием ИКТ-технологий.
При организации учебного процесса с
применением технологий следует придерживаться следующих шагов: выбрать
конкретный раздел из рабочей программы или определенную тему и цель работы; спроектировать набор заданий; выбрать ИКТ средства для заданий; провести экспертизу подобранных заданий; разработать рекомендации по выполнению для
обучающегося.
При выборе ИК-технологий стоит
обратить внимание на средства, которые не только способствуют повышению
интереса к учебе, но и дают возможность регулировать предъявление учебных задач
по степени трудности, а также поощрять правильные решения. Примером являются
такие ИКТ средства как тренажер Kahoot, Wordwall. Различные приложения для телефона такие как Duolingo, German LinDuo HD. Использование данных приложений
может заменить всем известную платформу ЯКласс.
ИКТ
средства в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку также могут быть
«собеседником» обучаемого, т. е. работать в коммуникативно-направленном
диалоговом режиме и определенным образом, например, с графических средств,
анализатора и синтезатора речи восполнять отсутствие естественного собеседника,
моделируя и имитируя его неречевое и речевое поведение. Некоторые средства
позволяют создавать искусственные условия для погружения в среду носителя
имитируя различные особенности окружения и обстановки, которые могут использоваться
в качестве помощников при формировании у обучаемых речевой деятельности на
иностранном языке. Среди них можно выделить такую платформу как Canva. Она обладает огромными
возможностями для создания различных макетов.
Все
перечисленные возможности использования ИКТ средств на уроке делают их
отличными помощниками. Ранее уже упоминались различные ИКТ средства. В
педагогической практике существует классификация средств ИКТ по областям
методического значения.
Обучающие средства ИКТ – с их
помощью обучающимся сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или
практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень обучения.
Тренажеры –используются для
отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройдённого
материала, что необходимо при изучении иностранного языка. Тренажеры работают в
режимах обучения, самопроверки, контроля, а также обобщают изученное.
Информационно-поисковые и
справочные средства ИКТ — сообщают сведения, формируют знания и навыки по
систематизации информации.
Демонстрационные средства ИКТ-
визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования. Это
дает возможность фокусировать внимание всей группы обучающихся, осуществлять
повтор демонстрируемого материала.
Имитационные средства ИКТ -представляют
определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных
характеристик;
Лабораторные средства ИКТ — позволяют
проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании;
Моделирующие средства ИКТ-
позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и
изучения;
Расчетные средства ИКТ-
автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции;
Учебно-игровые средства ИКТ-
предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых
реализуется в игровой форме. При помощи игры ученики активизируют знания
грамматики, лексики, практикуют произношение. Также игра помогает преодолеть
воспитанникам психологический барьер при общении на немецком языке.
Обозначенные виды
информационно-коммуникационных технологий позволяют сформулировать их
достоинства и недостатки в обучении иностранным языкам. Прежде всего,
остановимся на достоинствах информационно-коммуникационных технологий.
1) Для создания мотивационной среды
обучения иностранным языкам используются различные средства, к которым, в том
числе, можно отнести информационно-коммуникационные технологии. Зимина М.В.
считает, что инновационность технологий, их возможности позволяют зачастую
осуществить проектирование незабываемого занятия, сделать акцент на конкретной
теме изучения или языковом аспекте, вызвать у обучающихся познавательный
интерес.
2) Информационно-коммуникационные
технологии могут применяться в обучении иностранным языкам в качестве средства
демонстрации тематического материала, как специальные дидактические программы,
интегрируемые непосредственно в ход урока и используемые в процессе
самоподготовки, как средство контроля и самоконтроля. Н.А. Каменева отмечает,
что информационно-коммуникационные технологии способны оказывать влияние на
формирование различных структурных компонентов иноязычной коммуникативной
компетенции обучающихся.
3) А.А. Мансурова определяет
преимущество информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным
языкам в качестве средства осуществления контроля. Здесь речь идет как об
использовании оценочных возможностей технологий во время урока (тестовые
задания, учебные презентации и др.), так и в контексте иноязычного
самообразования (обучающие программы-тренажеры).
4) Различные виды и типы
информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам по
мнению М.Ж. Расуловой могут быть направлены как на развитие навыков и умений в
видах иноязычной речевой деятельности и речевых аспектах, так и психических
процессов (мышления, внимания, логики и т.д.). Здесь всё зависит от
информационно-коммуникационного дидактического продукта и способов его
применения.
5) Информационно-коммуникационные технологии
могут быть достаточно действенными в реализации воспитательного потенциала
учебного предмета «Иностранный язык». Саттаров С.А. и Хайдарова К.Д. считают,
что в рамках изучаемой темы информационно-коммуникационные технологии дают
возможность наглядно представить различные проблемные аспекты, акцентировать на
них внимание, тем самым, воздействуя на целенаправленное формирование
личностных качеств обучающихся.
Тем не менее, несмотря на
обозначенные достоинства, существуют определенные недостатки информационно-коммуникационных
технологии на которых также следует акцентировать внимание.
1. Анваров А.У. в своей статье
отмечает, что далеко не все учителя иностранного языка обладают достаточным
уровнем компьютерной грамотности для создания действительно качественных
оригинальных обучающих компьютерных продуктов. Несмотря на то, что сегодня в
сети можно найти самые разнообразные разработки, самостоятельно созданное
средство обладает многими преимуществами. Учитель создает лингводидактическое
средство для конкретного класса, он знает уровень языковой подготовленности
обучающихся, «предвидит», как можно будет применить данный продукт и какова
будет степень его эффективности.
2. Очень часто у учителя иностранного
языка просто не хватает времени на создание информационно-коммуникационных
продуктовпо мнению Л.М. Бузиновой. Для создания действительно качественных
образцов требуется очень много времени. Даже при всём желании постоянно занятый
учитель будет не в состоянии сконцентрироваться на создании информационно-коммуникационных
обучающих продуктов.
3. В настоящее время не существует
единой универсальной методики использования информационно-коммуникационных
технологий в обучении иностранным языкам. По мнению Е.В. Дышлевой иногда
достаточно сложно интегрировать конкретные информационно-коммуникационные
средства в структуру занятия.
4. А Селиверстова Л.М. придерживается
мнения о том, что за счет применения некоторых информационно-коммуникационных
средств у обучающихся может снижаться концентрация учебного внимания. Вместо
осознания и осмысления, например, нового материала, они будут обращать внимание
на эффекты информационно-коммуникационных технологий.
5. Не стоит забывать, что чрезмерное
использование информационно -коммуникационных технологий может оказывать негативное
влияние на здоровье как обучающихся, так и учителя. По данной причине,
использование информационно-коммуникационных технологий должно быть продуманным
и обоснованным.
Возможности и недостатки
использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным
языкам могут быть расширены, детализированы и конкретизированы. Применяя
компьютерные технологии всегда необходимо сопоставлять их с традиционными
средствами, следовать принципам методической целесообразности и обоснованности.
Развитие ИК-технологий позволяет
развиваться как обществу, так и системе образования в целом. Технологии
упрощают множество деятельных процессов, позволяя совершить их в онлайн режиме
или упрощая их практическую реализацию (посещение обучающих курсов в Интернете
по любому предмету; возможность увидеть мир в его нынешнем состоянии и
многообразии; общение с огромной массой самых разных людей, носителей
иностранного языка; получение доступа в библиотеки, музеи и на выставки).
Стоит также отметить и формирование
информационной культуры преподавателей и обучающихся и развитие творческих
способностей и профессиональной ориентации. Изменяется роль преподавателя,
который в данном случае выступает в большей мере координатором образовательного
процесса.
Использование
компьютерных технологий предоставляет возможность освободить преподавателя от
значительной части рутинной работы, такой как проверка выполнения отдельных
упражнений, фронтальный опрос, предъявление большого объема языкового
материала. Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и
по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и
подведение итогов проходят объективно и своевременно.
Итак,
основываясь на всем выше сказанном можно выделить следующие преимущества ИКТ.
Они помогают: делать практические занятия более наглядными; привлекать
пассивных слушателей; обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными
материалами, которые помогают ученикам проявлять их творческие способности;
приучать обучающихся к самостоятельной работе с материалом; обеспечивать
моментальную обратную связь; объективно оценивать действия обучающихся;
реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в
обучении; снимать такой отрицательный психологический фактор, как боязнь ответа;
повышать уровень развития психологических механизмов (воображения, внимания,
памяти).
Подводя
итог, следует отметить, что несомненным преимуществом использования современных
технологий является их новизна и разнообразие, огромный функционал использования.
При помощи ИК-технологий обеспечивается более качественная подача учебного
материала, а использование различных коммуникативных лингвистических каналов
(звуковой, графический, текстовый и т.д.) делает образовательный процесс более
запоминающимся и продуктивным.