Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Использование различных форм проведения уроков математики как средство формирования познавательного интереса младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
861991
Введение:
образования обусловлена социальными
переменами, происходящими в обществе. Наиболее приоритетным вопросом в
современной методике преподавания является повышение качества обучения и уровня
воспитанности личности учащегося, а также его заинтересованности в обучении.
На современном этапе развития школьного
образования наблюдаются тенденции к снижению качества знаний и усилению
негативного отношения к обучению в целом, из-за общего снижения уровня
познавательной активности у школьников. Поэтому, необходим иной подход к
организации обучения, позволяющий изменить позиции ученика и учителя в учебном
взаимодействии. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и
качества учебного процесса является формирование познавательного интереса
учащихся.
Познавательная деятельность ребенка
представляет собой очень сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних
условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной
активности, но по мере развития сознания, все большую роль приобретают
внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в
своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности
ребенка, которая и оказывает влияние на развитие психологических процессов.
ФГОС НОО рассматривает познавательный интерес
как избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей
действительности. Познавательный интерес как движущая сила учения младшего
школьника является основой формирования ценностных ориентаций развивающейся
личности. Именно познавательный интерес
пробуждает в личности способность к вдохновению и творческой активности в любом
виде деятельности, что подтверждается психолого-педагогическими исследованиями
ученых (Ю.П. Азаров, Н.В. Болотникова, А.Н. Леонтьев, А.В. Новикова, Г.И.
Щукина и Е.В. Коротаева)
Одним из учебных предметов, призванным
обеспечить развитие познавательного интереса, является математика, которая
развивает гибкость мышления, учит логике. Внедрение и использование новых
педагогических технологий в процессе обучения в условиях современного
реформирования школьного образования рассматривается исследователями как важное
условие интеллектуального, нравственного и творческого развития учащегося. В
этом контексте развитие выступает ключевым элементом педагогического процесса,
который становится фундаментальным понятием обучения.
Для педагогов-новаторов характерно стремление
выйти за рамки нормативной деятельности, обогащение ее новым смыслом и содержанием,
постановка перед собой более высоких целей, пересмотр критериев
профессиональной деятельности, предъявление к себе, коллегам и к своим
воспитанникам более высоких требований. Профессиональное творчество становится
для них ведущим мотивом педагогической деятельности. Нетрадиционный урок в
контексте инновационной педагогической деятельности является одной из
перспективных форм организации современного обучения и воспитания школьников, а
также способа формирования познавательного интереса учащегося.
Проведение нетрадиционных уроков, или
внедрение в структуру урока системы познавательных и занимательных заданий,
вопросов, элементов проблемности, необычное изложение нового материала,
значительно разнообразит сложный процесс обучения и воспитания, способствует
активизации мыслительной деятельности обучающихся и развитию творческих
способностей.
Нетрадиционные уроки преследуют общую цель:
повысить интерес учащихся к обучению и, тем самым, повысить эффективность
обучения. Для обучающихся – это возможность развить свои творческие
способности, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить
взаимосвязь разных наук, самостоятельность, совсем другое отношение к труду.
Для педагога – это возможность лучше узнать и понять учащихся, оценить их индивидуальные
особенности, это возможность для самореализации, творческий подход к работе,
осуществление собственных идей.
Такой урок может сохранять традиционную
структуру, а может быть оригинальным за счет изменения последовательности
обычных этапов, он может иметь игровую основу и т.д. С помощью нетрадиционных
уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации
самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Проблема исследования
состоит в разрешении противоречия между потенциальными возможностями
использования различных форм проведения уроков с целью развитии познавательного
интереса учащихся и практикой обучения школьников математике в начальной школе,
недостаточно его использующей. Этим объясняется актуальность темы выпускной
квалификационной работы.
Исследованием сущности и структуры
познавательного интереса занимались такие авторы как Г.И. Щукина, М.Ф. Беляев,
А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, И.Г. Бабанский.
Вопросам формирования познавательного
интереса посвящены исследования В.А. Сухомлинского, К.Д. Скрипченко, А.К.
Марковой, Г.С. Костюка, К.Д. Ушинского, Я.А. Каменского. Закономерности
познавательной деятельности как средства познания и др. рассмотрены в работах
Г.А. Балла, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Г.С. Костюка,
А.Н. Леонтьева, А.Н. Матюшкина и др.
Исследование понятия и структуры, а также
видов нестандартных и нетрадиционных форм урочной деятельности было сделано
такими учеными и исследователями как: И.П. Подласый, Л.В. Жарова, Г.К. Селевко,
Т.И. Тимошенко, И.И. Макарьева, В.С. Конюшко и С.В. Чубаро, Я.А. Каменский,
О.В. Трофимова, Л.Н. Боголюбов, Р.П. Суровцева, Л.С. Гузей.
Объект исследования – образовательный процесс
в начальной школе.
Предмет исследования – использование
различных форм проведения уроков математики как средства формирования
познавательного интереса младших школьников.
Цель исследования – осуществить подборку
комплекса нетрадиционных уроков математики с целью формирования познавательного
интереса младших школьников.
Гипотеза исследования: использование
нетрадиционных форм проведения уроков математики в начальной школе способствует
формированию познавательного интереса младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «познавательный интерес»,
его структура, уровни и критерии сформированности.
2. Рассмотреть особенности традиционных и
нетрадиционных форм проведения уроков математики.
3. Проанализировать использование различных
форм проведения уроков математики как средства формирования познавательного
интереса младших школьников.
4. Провести диагностику начального уровня
сформированности познавательного интереса младших школьников.
5. Представить содержание работы по
использованию различных форм проведения уроков математики как средства
формирования познавательного интереса младших школьников.
6. Проанализировать результатов
экспериментальной работы .
Методы исследования: анализ
научно-методической и психолого-педагогической литературы, теоретико-методологический
и системно–структурный анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация,
анализ, качественная и количественная обработка результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования
заключается в обобщении понятия «познавательный интерес», а также в выявлении
особенностей нетрадиционных форм проведения уроков математики в начальной школе
с целью формирования познавательного интереса младших школьников.
Практическая значимость исследования
заключается в разработке комплекса нетрадиционных форм проведения уроков
математики в начальной школе с целью формирования познавательного интереса
младших школьников. Разработанные уроки могут быть использованы в практической
деятельности учителя начальных классов при повышении познавательного интереса
учащихся к математике.
Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы.
Заключение:
Математика занимает особое место в науке,
культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового
научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую
роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к
логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Многообразие
поисков решения проблемы формирования познавательного интереса, находит свое
отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала
(вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании новых,
нестандартных форм проведения уроков. Выбор нестандартных форм уроков зависит
от нескольких условий: во-первых, учитываются возрастные особенности учащихся,
во-вторых, задачи, цели, содержание обучения.
Итак, в ходе выполнения работы были получены
следующие результаты:
1. Познавательная деятельность – это
сознательная деятельность субъекта, направленная на получение информации об
объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.
Познавательный интерес – это понятие означает избирательный импульс личности,
направленный на понимание, чувственно-волевое отношение к информации, весь
процесс познания и развития личной интеллектуальности. В структуру
познавательного интереса входят мотивация, проблема, реализация, контроль и
самоконтроль, оценка и самооценка. Познавательный интерес состоит из четырех
уровней. Познавательный интерес – одна из ведущих форм деятельности ребенка,
стимулирующая обучение на основе познавательной активности.
2. Анализ психолого-педагогической и
методической литературы показывает, что понятие «нетрадиционная форма урока»,
не имеет чёткого определения, остается крайне расплывчатым. Нетрадиционные
уроки используются, для повышения эффективности образовательного процесса за
счет активизации деятельности учеников на уроке. Уроки дают возможность не
только поднять интерес учащихся к изученному предмету, науке, а также развивать
их творческую самостоятельность, обучать работе с различными самыми необычными
источниками знаний.
3. Возможности нетрадиционных уроков велики:
они являются средством формирования познавательной деятельности школьников,
активизации учащихся в процессе учебной работы, а также одним из способов
стимулирования и развития интереса к учению. Но в то же время они должны
реализовывать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставятся
на каждом уроке. Опыт работы показывает, что проведение нетрадиционных уроков
возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время проведения урока
приобретения новых знаний, так и на уроках формирования умений и навыков,
обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.
4. Цель экспериментальной работы – проверка
эффективности различных форм проведения уроков математики как средства
формирования познавательного интереса младших школьников. Экспериментальная
работа по использованию различных форм проведения уроков математики как
средства формирования познавательного интереса младших школьников включала три
этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Констатирующий этап
экспериментальной работы был проведен с целью определения исходного уровня
познавательного интереса обучающихся в начальной школе. В экспериментальной
работе участвовали 18 учащихся 3 «А» класса.
В связи с определением уровня развития
познавательных интересов у младших школьник использовалась методика А.А.
Горчинской. Далее была использована еще одна методика, автором которой является
Г.И. Щукина. Анализ результатов диагностики сформированности познавательного интереса
у учащихся 3 класса показал, что очень немногие учащиеся имеют высокий уровень
сформированности познавательного интереса, большинство характеризуются наличием
среднего и низкого уровня. Кроме того, в процессе проведения эксперимента были
некоторые трудности, которые заключались в следующем:
— пониженный
уровень самостоятельности обучающихся в учебе;
— невнимательность
при прочтении вопросов, неточность в исполнении заданий;
— недостаток
умений использовать знания из одной сферы обучения в другой.
5. Цель формирующего этапа экспериментальной
работы – разработка и проведение различных нетрадиционных форм проведения
уроков математики как средства формирования познавательного интереса младших
школьников. Разработанные уроки соответствуют учебному плану по математике для
3 класса. Представили тематический план разработанных уроков. В разработанных
уроках представлены следующие формы нестандартных уроков по математике:
— Урок-путешествие;
— Урок-игра;
— Урок-сказка;
— Урок аукцион;
— Урок-КВН.
Все вышеперечисленные уроки были представлены
в игровой и занимательной форме, младшим школьникам было интереснее запоминать
информацию, представленную на уроке. Вследствие чего, усвоение изученного
материала произошло лучше, заметно повысилась познавательная активность
школьников. Следовательно, после проведения комплекса нетрадиционных форм
уроков математики следует приводить контрольный этап для выявления
эффективности проведенных уроков в начальной школе.
6. После проведения формирующего этапа
эксперимента был проведен контрольный этап, цель которого заключалась в
установлении уровня формирования познавательного интереса школьников. В
процессе проведения контрольного этапа исследования принимали участие: 18
школьников из 3 «А» класса. Для оценки эффективности проведенной экспериментальной
работы по развитию познавательного интереса у младших школьников при проведении
нетрадиционных уроков математики, проводилась повторная диагностика с
применением методик, используемых на констатирующем этапе. По итогам
контрольного этапа эксперимента учащихся с низким уровнем сформированности
познавательного интереса выявлено не было.
Итак, после подведения результатов
проведенного исследования можно сделать вывод, что после прохождения программы
нетрадиционных уроков математики в начальной школе уровень сформированности
познавательного интереса повысился. Использование нетрадиционных уроков
математики в начальной школе повышает уровень развития познавательного интереса
у школьников. Проанализировав все
данные, которые были получены в результате эксперимента, можно прийти к выводу,
что уровень познавательного интереса у обучающихся 3 класса стал выше. Их
творческая активность повысилась, повысилась и исполнительная активность, стало
меньше детей, которые находятся на низком уровне.
Таким образом, цель, поставленная в работе,
достигнута, задачи решены. Гипотеза подтверждена. Нетрадиционные форму уроков
математики в начальной школе являются средством повышения уровня
познавательного интереса учащихся.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВА
ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Понятие «познавательный интерес», его
структура, уровни и критерии сформированности
Проблема интереса к обучению сопровождала
весь исторический процесс становления педагогической мысли и школы. Трудно
найти человека, у которого вообще отсутствуют какие-либо интересы, и еще
труднее найти такого ребенка. Именно по этим причинам так важно принимать во
внимание интересы каждого учащегося и стремиться их развить.
Несомненно, интерес – это фундамент множества
исследований, как в психологии, так и в педагогической науке.
С позиций современной педагогики проблемы
познавательного интереса, рассматривались Рубинштейн С.Л., Блиновой Т.Л.,
Щукиной Г.И., Савиной Ф.К., Божович Л.И. и многими другими авторами.
В таблице 1.1 проанализируем подходы
некоторых авторов к раскрытию понятия «интереса».
Таблица 1.1. Анализ взглядов некоторых авторов к раскрытию
понятия «интереса» Автор Взгляды
авторов Даль В.И. Первое толкование понятия «интерес» – это определенная
выгода, прибыль; второе толкование – рост на деньги, проценты; третье
толкование – забота, участие или развлечение, ценность, важность дел. Выготский Л.С. В соответствии с его мнением интерес воспринимался как
влияние «на интегральные качества человека: мировоззрение, убеждения,
отношение к труду, на свободу человека в выборе цели и средств деятельности». Сухомлинский В.А. Интерес – это чувственное благополучие, основанное на
воплощении познавательной деятельности и характеризующееся мотивацией этой
деятельности. Морозова Н.Г. Интерес – это активная чувственно-познавательная связь
общества со всем миром. Щукина Г.И. Познавательный интерес представляется автору в качестве
избирательной целенаправленности личности, ориентированной на сферу знания и
образовательному процессу. Матюхина М.В. Интерес как фактическая причина действий, которая
ощущается людьми как особенно важная. Значение этого термина следует
понимать, как позитивное оценивающее отношение субъектов к итогам своей
деятельности. Понятие выражается в эмоциональных взаимоотношениях учащихся с
объектами своих знаний. Савина Ф.К. Интерес – это системное качество человека, указывающее
на его продуктивные свойства: личностную и социальную зависимость, субъектную
направленность, полифункциональность, осознанность, динамичность,
избирательность, имеющую эмоциональную окраску, на фоне волевого напряжения. Рубинштейна С.Л. Считал, что понятие «интерес» заключается в характере
двусторонних отношений.