Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Иностранные языки Английский язык

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Использование методики Марии Монтессори в рамках коммуникативного подхода к изучению английского языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы
использования методики Марии Монтессори в рамках коммуникативного подхода к
изучению английского языка. 5

1.1. Психологические особенности
учащихся начальной школы.. 5

1.2. Методологические основы
использования коммуникативного подхода в обучении иностранному языку в
начальной школе. 10

1.2.1 Принцип функциональности. 19

1.2.2 Принцип индивидуализации. 20

1.2.3 Принцип речемыслительной
активности. 21

1.2.4 Принцип новизны.. 22

1.2.5 Принцип ситуативности. 23

1.3. Особенности использования
методики Марии Монтессори в рамках коммуникативного подхода в процессе изучения
иностранного языка в начальной школе. 24

Выводы по первой главе. 29

Глава 2. Практические аспекты
использования методики Марии Монтессори в рамках коммуникативного подхода к
изучению английского языка. 30

2.1. Система заданий и упражнений,
направленных на развитие иноязычных речевых умений на основе методики Марии
Монтессори в рамках коммуникативного
подхода. 30

2.2 Диагностика эффективности
использования методики Марии Монтессори в процессе изучения английского языка. 38

Выводы по второй главе. 44

Заключение. 46

Список литературы.. 48

Приложения. 53

  

Введение:

 

В современном мире
наблюдается повышение значимости английского языка как средства общения.
Изменения в общественных отношениях и средствах коммуникации требуют повышения
коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их коммуникативной
подготовки. Перед учителями иностранного языка стоит задача сформировать такую
личность, которая сможет принимать участие в межкультурной коммуникации.
Реализация данной задачи может быть возможна при использовании коммуникативного
подхода в обучении иностранному языку.

Актуальность выбранной
темы
объясняется тем, что для работы с младшими школьниками требуется специальная
подготовка, т.к. умение грамотно обучать иноязычному общению детей, который еще
не полностью владеют коммуникативными умениями на родном языке является
достаточно сложной задачей. Зачастую у учащихся наблюдается недостаточный
уровень владения иноязычными коммуникативными навыками. Следовательно, учителям
следует отбирать такие формы, методы и приемы, которые будут способствовать
успешному формированию речевых умений на уроках иностранного языка.

Особого внимания
заслуживает система Марии Монтессори. Методика М. Монтессори изначально была
направлена на развитие умственно отсталых детей. Результаты её применения были
впечатляющими – дети с отклонением в развитии обогнали своих здоровых
сверстников, так что впоследствии эта методика стала широко использоваться.
Мария Монтессори разработала ряд упражнений, которые тренировали у детей мелкую
моторику. Уникальность её методики заключается в ориентации на бытовую сферу,
на практическое применение приобретенных знаний. Тем самым М. Монтессори решает
задачу воспитания самостоятельности у детей.

Нам представляется
очевидным, что существует некая связь между идеями М. Монтессори и
коммуникативным подходом в обучении иностранному языку. Доминирующая идея
коммуникативного подхода выражена в овладении иностранным языком как средством
общения. Воспитательные, развивающие и образовательные цели достигаются
посредством формирования всех навыков речевой деятельности – говорение,
понимание на слух, чтение и письмо – необходимых для общения на иностранном
языке. Поэтому важно создавать условия, при которых усвоение языкового
материала осуществлялось бы естественным путем, носило бы целенаправленный
характер, обеспечивающие достижение учебных целей.

Цель данного
исследования – разработать систему
упражнений для формирования иноязычных речевых умений в рамках коммуникативного
подхода посредством методики М. Монтессори и апробировать их экспериментальным
путем.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть
психологические особенности учащихся начальной школы.

2. Изучить
методологические основы использования коммуникативного подхода в обучении
иностранному языку в начальной школе.

3. Раскрыть особенности
использования методики Марии Монтессори в рамках коммуникативного подхода в
процессе изучения иностранного языка в начальной школе.

4. Разработать система
заданий и упражнений, направленных на развитие иноязычных речевых умений на
основе методики Марии Монтессори в рамках коммуникативного подхода

5. Проанализировать
эффективность использования методики Марии Монтессори в процессе изучения
английского языка.

Объект исследования
– коммуникативный подход в обучении иностранному языку.

Предмет исследования
– реализация методики Марии Монтессори в рамках коммуникативного подхода в
обучении иностранному языку младших школьников.

Основные методы,
которые были использованы в работе: анализ психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, опрос,
анкетирование, языковое тестирование.

Новизна данного
исследования – представленный комплекс заданий с применением
методики Марии Монтессори в рамках коммуникативного подхода, направленных на
развитие иноязычных речевых умений у младших школьников.

Теоретическая
значимость исследования состоит в том, что оно содержит
материал для дальнейших теоретических обобщений, способствует разработке таких
теоретических проблем, как использование Марии Монтессори в рамках
коммуникативного подхода в обучении иностранному языку младших школьников.

Практическая значимость
работы: материалы исследования могут быть использованы в
практике преподавания иностранного языка в начальной школе, так как подобранные
задания позволяет добиться успешных результатов в процессе развития иноязычных
речевых умений.

Структура работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

При подведении итогов
данной работы становится понятным, что коммуникативный подход в изучении
иностранных языков может быть ведущим среди всех обучающих подходов.
Коммуникативный подход направлен на общение, стремится к полному погружению
людей в языковую среду. Не стоит забывать, что коммуникативный подход направлен
на обучение естественным путем, благодаря общению в ходе уроков.

Главной задачей
коммуникативного подхода является снятие речевого барьера и страха людей
общаться и развивать свои речевые умения и навыки. Учащиеся должны понимать,
что весь образовательный процесс построен таким образом, что он направлен
именно на их непосредственную коммуникативную деятельность, при этом учителей
не должны смущать небольшие недочеты в употреблении лексики и грамматики.
Основные принципы коммуникативного подхода включают в себя принципы речевой
направленности, индивидуализации, функциональности, ситуативности, новизны,
учета деятельностного подхода, формирования коммуникативной компетенции и
условий аутентичности.

Использование методики
Марии Монтессори в рамках коммуникативного подхода предоставляет в распоряжение
педагога огромный арсенал учебно-игрового материала, методов и приемов для
обучения иностранному языку. Главное при этом заключается в том, что весь
процесс овладения иностранным языком будет помогать развивать гармоничную
личность ребенка, психически, физически и эмоционально здорового.
Монтессори-педагогика стимулирует ребенка к самопознанию, самообучению и
саморазвитию, помогает раскрыть потенциал каждого ребенка. Изучение английского
языка по данной методике помогает развить необходимые коммуникативные навыки,
погрузить ребенка в иноязычную среду, повысить и укрепить мотивацию ребенка к
процессу познания английского языка.

В практической части
исследования мы описали ход и результаты проведения опытно-экспериментальной
работы по разработке и апробации упражнений с использованием методики Марии
Монтессори. Работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и
обобщающий. На первом этапе мы провели диагностический срез учащихся в возрасте
10-11 лет. На констатирующем этапе выявлен высокий уровень развития речевых
умений на уроках английского языка у 20%, средний уровень у 20%, низкий уровень
у 60%. Результаты констатирующего этапа показали, что у школьников выявлены
низкие показатели развития диалогической речи, что говорит о необходимости
разработки и применения ролевых игр при изучении английского языка.

На формирующем этапе была
разработана и апробированы упражнения посредством методики Марии Монтессори в
рамках коммуникативного подхода. Они включили в себя творческие, ролевые,
пальчиковые игры, игр с подручными материалами, создание образовательной среды,
использование внеурочных занятий вмести с учащимися разных классов. На
обобщающем этапе был проведен контрольный срез и были проанализированы
результаты апробации. На контрольном этапе выявлен высокий
уровень развития речевых умений у 40%, средний уровень у 60%.

В рамках проведенного
эксперимента было доказано, что разработанные упражнения способствует повышению
уровня развития речевых умений учащихся. Выполняя предложенные задания,
учащиеся проявляли огромный интерес к изучению английского языка, причем слабые
дети, которые старались отмалчиваться ранее, активно принимали участие как в
беседе со сверстниками, так и в выполнении всех заданий, они равнялись на
сильных учеников, тем самым развитие речевых умений происходило значительно
быстрее. Эксперимент показал, что успеваемость школьников заметно возросла.

Результаты данной работы
могут быть использованы в практике преподавания английского языка на начальном
этапе обучения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основы использования методики Марии Монтессори в рамках коммуникативного
подхода к изучению английского языка

1.1. Психологические
особенности учащихся начальной школы

Обучение иностранному языку
следует начинать с раннего возраста, при этом необходимо знать и учитывать
психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного
возраста, чтобы такое обучение было методически грамотным и педагогически
обоснованным.

Под младшим школьным
возрастом понимается отрезок детства, этап развития детской личности, который
приходится на обучение в начальной школе. Временные рамки данного периода
отличаются в различных странах (Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы
психологии. М, 2016 – с.74).

К младшему школьному
возрасту относятся дети в возрасте 6-11 лет, которые обучаются на первой
ступени общего среднего образования – начальной школе, которая охватывает 1-4
классы. За младший школьный возраст принят именно такой отрезок времени исходя
из требований системы образования, теорий психического развития и
психологической возрастной периодизации (Мадонова А.В. Особенности обучения
иностранному языку младших школьников // StudNet. 2020. №9. с. 624).

С началом обучения в
школе происходит переход от игровой деятельности к учебной, которая становится
уже в младшем школьном возрасте ведущей. Именно данный период характеризуется
основными психическими новообразованиями. Так поступление в школу является
важнейшим изменением в жизни ребенка. Коренным образом происходит смена уклада
его жизни, изменяется его социальная роль в коллективе, изменения происходят
также и в семье.

Обучение занимает ведущую
деятельность, с этих пор основная обязанность ребенка – это учеба, приобретение
знаний. Конечно, ребенку трудно сразу приспособиться к таким изменениям и
сформировать правильное отношение к учебе. Он еще не осознает, зачем ему
необходимо учиться.

Постепенно ребенок
осознает, что от него требуются волевые усилия, ему нужно уметь мобилизовать
внимание, проявлять интеллектуальную активность, обладать способностью к
самоограничению. Если ученик не сможет это сознать и привыкнуть к новой роли,
он может разочароваться, отрицательно отнестись к учебному процессу.

Чтобы такой ситуации не
произошло, учитель должен донести до ребенка, что учение – не игра, что она
представляет собой напряженную, но при этом очень интересную работу, так как
благодаря учению происходит процесс знакомства с новым, занимательным, важным и
нужным (Ахмедова М.Х. Психологические особенности обучения иноязычному
говорению // Молодой ученый. 2014. – №3. – С.819).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы