Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Использование логопедической ритмики в системе коррекционной работы с дошкольниками, имеющими минимальные проявления дизартрии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ.. 7
1.1. Клиническая характеристика детей, имеющими
минимальные проявления дизартрии. 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей
дошкольного возраста с минимальными проявлениями дизартрии. 12
1.3. Роль логоритмики в системе логопедической работы с
дошкольниками с минимальными проявлениями дизартрии. 24
Выводы по 1 главе. 30
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ. 32
2.1. Организация и принципы констатирующего эксперимента. 32
2.2. Методика и анализ результатов обследования моторной
сферы.. 34
2.2. Методика и анализ результатов обследования речевых
функций. 39
Выводы по 2 главе. 44
ГЛАВА 3. ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ
РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ДИЗАРТРИИ.. 45
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной
работы по устранению речевых нарушений у дошкольников с минимальными
проявлениями дизартрии на логоритмических занятиях. 45
3.2. Содержание логоритмических занятий по коррекции
речевых нарушений у дошкольников с минимальными проявлениями дизартрии. 49
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ. 62
Выводы по 3 главе. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 72
ПРИЛОЖЕНИЕ. 83
Введение:
На современном этапе
развития дошкольного образования лиц с нарушениями речи особую актуальность
приобретают задачи по коррекции речевого развития дошкольников с целью
формирования социально адаптированной личности, что отражается в трудах Л. С.
Волковой, Е. М. Мастюковой, О. В. Правдиной, Г. В. Чиркиной.
Одним из таких нарушений
является дизартрия, которая представляет собой нарушение произносительной
стороны речи. При таком нарушении у ребенка идет нарушение иннервации речевого
аппарата, что влечет за собой расстройство артикуляции, фонации, речевого
дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи. И все это
в совокупности приводит к тому, что ребенок теряет членораздельность и
внятность в своей речи.
Причина появления
дизартрии – это поражение центральной и периферической нервной системы, что
ведет к нарушению звукопроизносительной и просодической стороны речи. В
результате у ребенка начинает развиваться комплекс речевых и неречевых
нарушений. По статистике, среди дошкольников, около 7% детей имеют проблему
дизартрии – речевой патологии. И данная проблема ежегодно обостряется.
В логопедии дизартрию
считают наиболее распространенной формой нарушения устной речи, по частоте
проявления она уступает лишь дислалии, опережая алалию. Поскольку в основе
патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической
нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в
области психиатрии и неврологии.
Симптоматика, этиология,
механизмы дизартрии, в специальной отечественной и зарубежной литературе
достаточно полно освещены таким авторами, как, О. А. Токарева, Р. Е. Левина, Е.
Ф. Соботович, Р. И. Мартынова, М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова, Л. В.
Лопатина, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Архипова, Л. В. Мелехова, О. В. Правдина, А.
Р. Лурия. Клиническое, логопедическое и психологическое исследования
дошкольников с дизартрией показывают, что эта категория детей очень неоднородна
с учетом психических, двигательных и речевых нарушений.
Речевая патология у
дошкольников в форме дизартрии проявляется в разной степени и зависит от уровня
поражения нервной системы. Одни авторы, (Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова)
относят к дизартрии все нарушения артикуляции, речевого дыхания и фонации,
формирующиеся в результате поражения различных уровней центральной нервной
системы ребенка. Они утверждают, в зависимости от поражения нервной системы у
ребенка, проявление дизартрии будет неодинаковым. Одной такой формой является
псевдобульбарная дизартрия легкой степени.
Другие авторы, (К. А.
Семенова, М. Я. Смуглин) включают в разряд дизартрии только те формы речевых
нарушений, при которых недостатки звукопроизносительной стороны речи
обусловлены парезами и параличами артикуляционных мышц.
Псевдобульбарная
дизартрия легкой формы представляет собой речевую патологию, возникающую
вследствие невыраженного микроорганического поражения коры головного мозга и
выражающуюся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой
функциональной системы. При такой форме дизартрии у ребенка наблюдается
невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажения и замены звуков,
нарушения слоговой структуры слова и др.
Легкая форма
псевдобульбарной дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет. Дети,
имеющие такую патологию, нуждаются в усиленной и индивидуальной логопедической
помощи и коррекции. Для диагностирования данной форму речевой патологии
необходимо знать ее симптомы. Основной особенностью псевдобульбарной дизартрии
у детей является ее смешанный характер в комплексе различных клинических
синдромов. Это связанно с тем, что при воздействии вредоносного фактора на
развивающийся мозг ребенка повреждение чаще имеет более распространенный
характер, и тем, что поражение одних мозговых структур, необходимых для
управления двигательных механизмом речи, может способствовать задержке
созревания и нарушать функционирование других. Этот фактор определяет частое
сочетание дизартрии у детей с другими речевыми расстройствами (задержкой
речевого развития, общим недоразвитием речи, заиканием). Из этого следует, что
дизартрия является одним из наиболее сложных и тяжелых речевых нарушений.
Степень разработанности
проблемы исследования. Изучение легкой степени псевдобульбарной
дизартрии является предметом исследования медицинских, лингвистических и
педагогических дисциплин (Т. А. Власова, Г. М. Дульнев, В. Г. Петрова, В. В.
Коркунов, Ж. И. Шиф, А. С. Белкин).
Одним из средств преодоления
дизартрических нарушений является логоритмика. Логопедическая ритмика
содействует преодолению речевого дефекта через тренировку и развитие чувства
ритма, а также необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной
моторики. Характерной особенностью логоритмики является сочетание двигательных
и речевых упражнений на основе ритма стиха или музыкального ритма, такое
сочетание повышает эффективность логопедической работы в целом (
Объектом исследования
являются речевые нарушения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и
процесс коррекции речевых нарушений на логоритмических занятиях.
Предмет исследования
– содержание логоритмических занятий в системе коррекции речевых нарушений у
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования
– теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность
логоритмических занятий в системе коррекционной работы при псевдобульбарной
дизартрии.
В соответствии с целью
исследования в работе решались следующие задачи:
1. Изучить клиническую характеристику
детей, имеющими минимальные проявления дизартрии.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую
характеристику детей дошкольного возраста с минимальными проявлениями дизартрии.
3. Раскрыть роль
логоритмики в системе логопедической работы с дошкольниками с минимальными
проявлениями дизартрии.
4. Подобрать
диагностический инструментарий для обследования детей дошкольного возраста с
псевдобульбарной дизартрией.
5. Проанализировать
результаты обследования моторной сферы.
6. Проанализировать
результаты обследования речевых функций.
7. Раскрыть теоретическое
обоснование и принципы коррекционной работы по устранению речевых нарушений у
дошкольников с минимальными проявлениями дизартрии на логоритмических занятиях.
8. Разработать содержание
логоритмических занятий по коррекции речевых нарушений у дошкольников с минимальными
проявлениями дизартрии.
9. Оценить эффективность
проведенной коррекционной работы.
Методы исследования:
теоретическое изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической,
научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение
медико-педагогической документации; комплексное обследование детей; наблюдение;
экспериментальная работа (констатирующий, обучающий эксперимент); сравнительный
анализ данных исследования.
Практическая значимость
исследования: логоритмические упражнения систематизированные и проверенные на
практике, могут быть полезны в работе логопедам специализированных
образовательных учреждений.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения,
списка литературы и приложения.
Заключение:
В рамках решения первой
проблемы нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая
литература по проблеме исследования таких авторов, как Е. Ф. Архипова, Л. И.
Белякова, Е. Н. Винарская, Г. В. Гуровец, М. Ф. Ипполитова, Е. М. Мастюкова, Л.
В. Лопатина, С. И. Маевская О. В. Правдина, Е. Ф. Соботович, О. А. Токарева и
пришли к выводу, что развитие произношения и произношения звука в онтогенезе
представляет собой серию последовательных шагов. У детей старшего дошкольного
возраста без патологии и полноценной речевой среды формируется артикуляционная
основа, а звуковая сторона речи усваивается.
Анализ
психолого-педагогической литературы показал, что структура дефекта при
дизартрии сложна. Органическое повреждение центральной нервной системы приводит
к нарушению двигательных функций и всей звукорежущей стороны речи. На фоне этих
нарушений наблюдается отставание в развитии познавательных процессов,
эмоционально-волевой сферы. Нарушения произношения звука у детей выражаются в
искажении артикуляции, в миксах, заменах и пропусках звуков. Фонологические
нарушения при дизартрии обусловлены соотношением и спастичностью отдельных
групп мышц суставного аппарата. Специфическими расстройствами у детей с
дизартрией являются постоянный характер нарушений звукового произношения,
трудности их преодоления и более длительные периоды автоматизации звуков.
Коррекционно-логопедический
эффект имеет ряд специфических этапов. Он проводится последовательно, в то
время как на каждом из этих этапов решается определенная педагогическая задача,
подчиненная общей цели воздействия логопедической терапии. Одним из средств
коррекции речевых нарушений у дошкольников с дизартрией является логоритмика.
Логопедическая ритмика представляет собой систему упражнений, основанных на
связи движения, музыки и слов. Обзор литературы показал успешное использование
логоритмики, проводящийся параллельно с системой логопедических занятий,
оказывающей дополнительное воздействие на развитие темпа, ритма,
выразительности движений и речи, мышечного тонуса, двигательных навыков;
развивающей внимание, память, зрительное, слуховое восприятие, звуковысотный,
динамический, музыкальный слух, способствующей закреплению навыков правильного
голосоведения и устранению ФФНР.
В результате
констатирующего этапа было выявлено, что у всех исследуемых детей имеются
нарушения артикуляционной моторики, что является основной нарушений в
звукопроизносительной стороне речи. Так как, у обследуемых нами детей страдают,
в первую очередь, двигательная функция языка, то это может привести к нарушению
произношения шипящих и свистящих звуков и некоторых других звуков. Также в ходе
констатирующего исследования у дошкольников с дизартрией были выявлены
значительные нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи. При
обследовании звукопроизношения мы пришли к выводу, что у данной группы детей
антропофоническим дефектом (искажение звуков) преобладает над фонологическим
дефектом, проявляющимся в заменах и смешениях звуков. У всех детей нарушение
звукопроизношения носит полиморфный характер, то есть имеются нарушения звуков
из разных фонетических групп. Правильное звукообразование невозможно по причине
мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, помимо этого,
комбинационность нарушений со стороны черепномозговых нервов определяет
разнообразие фонетических нарушений у детей с дизартрией. Таким образом,
особенности речевых расстройств данной категории детей находятся в достаточной
мере зависят от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции. Это
позволило сделать вывод о необходимых направлениях работы по коррекции
произносительной стороны речи у детей данной группы
Для коррекции речевых
нарушений у старших дошкольников с дизартрией были организованы занятия
посредством логоритмики. Была разработана поэтапная работа с детьми и
родителями: подобраны приемы логоритмики в соответствии с показателями
произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с дизартрией; по
подобранному комплексу приемов логоритмики для развития зрительного восприятия
у слабовидящих детей 5-6 лет разработаны коррекционно-развивающие НОД.
По результатам
сравнительного анализа констатирующего и контрольного этапов экспериментальной
работы отмечено, что состояние общей и мелкой моторики дошкольников с ОНР и
псевдобульбарной дизартрией за период обучающего эксперимента изменилось несущественно.
Анализ результатов исследования артикуляционной моторики показал, что разница
результатов 0,6 балла. Разница результатов в исследовании языка составила 0,4
балла. Разница результатов губ и нижней челюсти составила 0,5 балла. По
результатам анализа обследования звукопроизношения, проведенного в рамках
контрольного эксперимента, можно сделать вывод, что динамика в результатах
оказалась значительной. После проведения обучающего эксперимента наиболее
успешно скоррегированной оказалась группа свистящих и шипящих звуков.
Наибольшие трудности у дошкольников с ОНР и псевдобульбарной дизартрией
вызывала коррекция произношения звуков [р], [л]. Динамика результатов развития
фонематического слуха оказалась положительной и составила от 0,1 балла до 0,3
баллов.
Таким образом, содержание
обучающего эксперимента, повысило эффективность коррекционно-логопедической
работы и способствовало коррекции произносительной стороны речи старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, что позволяет говорить о решении задач
и достижении цели исследования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Клиническая
характеристика детей, имеющими минимальные проявления дизартрии
Дизартрия – нарушение
произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации
речевого аппарата [14].
В 1879 году немецким
терапевтом Адольфом Куссмаулем была предпринята попытка классифицировать
речевые нарушения. Речевые расстройства были систематизированы и упорядочены в
терминологию, так впервые был введен клинический термин «дизартрия», как особый
вид нарушения звукопроизношения.
Клиническая дизартрия
стала предметов изучения многих английских исследователей конца XIX – первой
половины XX в. (Lepine (1877), Oppenheim A. (1885), Pezitz G. (1902) [14;
с.192]. Много раз в этот временной период делались попытки классифицировать
дизартрические расстройства.
В 1926 году советским
клиницистом М.С. Маргулисом был предложен новый подход к классификации
дизартрии на основе локализации очага поражения головного мозга. М.С. Маргулис
впервые отграничил дизартрию от моторной афазии и разделил ее на бульбарную и
церебральную формы [14, с. 192].
Большой вклад в изучении
локально-диагностических проявлений дизартрии внесли такие советские ученые как
Л.Б. Литвак (1959), О.В. Правдина (1969), И.И. Панченко (1972), Е.Н. Винарская
(1973).
Е.Н. Винарской было
проведено комплексное нейролингвистическое изучение дизартрий при очаговых
поражениях мозга у взрослых больных [11].
В 50-70 –х г.г. прошлого
века проблема дизартрии в детском возрасте широко изучается на междисциплинарных
направлениях. Попытки дифференциации вариантов дизартрических расстройств в
детском возрасте отражены в создании не только клинических классификаций
(неврологических), но и в нейролингвистическом, нейропсихологическом и
психолого-педагогическом исследованиях (Г.В. Гуровец, С.Н. Маевская, Е.М.
Мастюкова, Л.А. Данилова, и др.).
Клинические проявления
дизартрии соотносят с уровнем органического или функционального поражения
мозга, характер очагового поражения ЦНС, симптоматику, в которую включают
характер изменения мышечного тонуса, движений различных отделов речевого
аппарата (языка, губ, щек, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы,
грудной клетки и т. п.), что дает картину периферического паралича – пареза
(Л.Н. Шендерович, И.М. Сеченов, Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, Л.Т. Журба и
др.).
Нейролингвистические
исследования характеризуются в плане изменения фонемных сигнальных признаков
речевых звуков, фонологических противопоставлений звуков в речевом потоке,
ясности его смыслового содержания (семантическая и эмоциональная составляющие
речи), фонематического восприятия речи и т.д. (Л.Б. Литвак, Е.Н. Винарская,
Е.М. Мастюкова, М.С. Певзнер, Т.Г. Визель).
Нейропсихологические
исследования используют специфические формы анализа психических процессов при
нарушениях различных структур мозга, выражающиеся в апраксии/диспраксии
артикуляционной сферы, затрудняющей формирование кинестетического образа
артикуляционного действия [7].
В
психолого-педагогическом направлении квалифицируется характер нарушения
звукопроизношения, голоса, ритмоинтонационного оформления высказывания и
речевого дыхания при дизартрии; определяются позиции логопедического
обследования, диагностики и коррекции [7].
Классификация
дизартрических расстройств у детей старшего дошкольного возраста сложна, и
осуществляется на основе следующих положений:
— определение локализации
поражения нервной системы,
— определение ведущего
неврологического синдрома,
— определение
клинико-психологической характеристики детей с дизартрией,
— определение степени
понятности речи ребенка для окружающих,
— определение степени
тяжести поражения нервной системы,
— выделение нарушений
структурно-компонентов функциональной системы речи, поэтому мы не можем её
рассмотреть только с позиции нозологического (клинико-педагогического)
проявления, необходимо изучить ее и в области симптомологического
(психолого-педагогического) подхода, поскольку в настоящее время продолжаются
дискуссии по поводу неоднородности ее проявлений и симптоматики [18].
Такой подход позволит нам
дать теоретическое обоснование механизма нарушения речи при дизартрии,
аргументировать выбор логопедических технологий и моделей для коррекционной
работы.
Выделение клинических
форм дизартрии у детей старшего дошкольного возраста является в большой степени
условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с
которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений. Дизартрии
у детей, как правило, наблюдается на фоне резидуальных явлений церебрального
паралича [9]. Г.Н. Градова выделяет следующую клиническую классификацию:
бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидальную (подкорковую), мозжечковую,
корковую [12].
К общим клиническим
признакам дизартрии можно отнести: нарушение мышечного тонуса, нарушение
артикуляционной моторики, нарушения голосообразования, нарушение дыхания [7].
Все эти признаки вызваны нарушением иннервации мышц периферического речевого
аппарата, т.е. при дизартрии нарушается двигательный механизм речи вследствие
органического поражения центральной нервной системы. В структуру речевого
дефекта входит нарушение звукопроизносительной и все стороны просодической
организации речи (голос, ритм, интонация), это связано с особенностью дыхания и
фонации. В целом речь при дизартрии нечеткая, смазанная, монотонная [9].
Следующую классификацию
дизартрии на основе синдромалогического подхода представляет И.И. Панченко. В
ее основе лежит тонкая дифференциация различных неврологических синдромов.
Такой подход применительно для детей с церебральным параличом, поэтому такая
классификация не может быть проведена логопедом.
Согласно классификации
Е.М. Мастюковой, дети старшего дошкольного возраста с дизартрией по
клинико-психологической характеристике могут быть разделены на несколько групп
в зависимости от их общего психофизического развития, на котором выявляется
речевая потология [41]:
— дизартрия у детей с
нормальным психофизическим развитием,
— дизартрия у детей с
церебральным параличом (Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, Н. В. Симонова и
др.),
— дизартрия у детей с
олигофренией (Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер),
— дизартрия у детей с
гидроцефалией (М. С. Певзнер, Л. И. Ростягайлова, Е. М. Мастюкова),
— дизартрия у детей с
задержкой психического развития (М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И.
Лубовский и др.),
— дизартрия у детей с
минимальной мозговой дисфункцией.
Такие исследователи как
М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина, (1959), К.А. Семенова (1968), М.Я. Смуглин
(1972), Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук (2001) выделяют иную классификацию
дизартрии по принципу возможности соотнесения симптоматики речевых нарушений с
нарушением функции определенных структур мозга, участвующих в
речеобразовательном процессе:
Для детей старшего
дошкольного возраста по степени понятности речи для окружающих при дизартрии
классифицировал G. Tardier (1968).