Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Теория и методика обучения истории

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Использование легенд и сказок о Петре I при изучении истории XVIII века в школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Использование легенд и сказок при изучении
истории в школе. 6

1.1 Понятия «легенда» и «сказка». 6

1.2 Использование литературных источников при изучении
истории в школе  11

1.3 Методические приемы использования легенд и сказок на
уроках истории  15

Выводы по первой главе. 21

Глава 2. Практическое использование легенд и сказок о
Петре I при изучении истории XVIII века в школе. 22

2.1 Легенды и сказки о Петре I 22

2.2 Разработка конспекта урока истории в 7 классе с
использованием легенд и сказок о Петре I 29

2.3 Внеклассное мероприятие по истории в 7 классе по теме
«Легенды о Петре I»  32

2.4 Оценка эффективности использования легенд и сказок о
Петре I при изучении истории XVIII века в школе (анкетирование учащихся) 36

Выводы по второй главе. 38

Заключение. 39

Список литературы.. 41

  

Введение:

 

Можно признать, что в современном
российском обществе сохраняется интерес к истории России. Этот факт не может не
влиять на проблему преподавания истории в средней школе. Огромное количество источников,
документов, мнений по разным историческим эпохам позволяет создать у учащихся
многомерную и точную картину прошлого.

Но любой материал учебника обращается, в основном, к
рациональному мышлению учащихся, и содержит мнения профессиональных историков.
Учащиеся не слышат голоса современников, и вот тут неоценимую помощь могут
сыграть фольклорные произведения. Во все времени люди сочиняли песни, сказки,
предания и легенды, повествующие об исторических событиях и исторических
личностях.

Конечно, все они далеки от точного описания событий,
которые можно найти в документах, зато фольклорные источники отражают взгляд
простых людей на то, что происходило с ними в тот или иной исторический период.
Сказки и легенды помогают увидеть исторический период с неожиданной стороны, и
лучше представить себе то, что происходило в прошлом.

Многие вопросы прошлого до сих пор имеют
неоднозначную трактовку, и часто являются предметом эмоциональной оценки,
особенно это можно сказать о крупных исторических личностях прошлого. Например,
эпоха Петра I  все еще вызывает споры
среди историков и обычных россиян. Для того, чтобы разобраться в тех
представлениях, которые сложились в обществе о тех или иных исторических
личностях, уместно использовать литературу и фольклор. Эти источники не
содержат доказанных фактов, но проясняют отношение современников к историческим
личностям и включают яркие детали прошлого, помогают увидеть исторический фон.
Их главным недостатком можно назвать наличие вымысла и отсутствие точного авторства.

Историки не игнорируют фольклорные легенды и сказки.
Так, историк Н.И. Костомаров включал в свою работу «Богдан Хмельницкий»
народные песни об эпохе Богдана Хмельницкого. А.С. Пушкин при работе над
историей народных восстаний в России собирал песни о Степане Разине и Емельяне
Пугачеве. Русские сказания и былины в некоторых случаях помогают историкам воссоздать
детали прошлого. Однако на уроках истории в школе фольклорные источники
используются редко, обычно в урок включают произведения художественной
литературы на исторические темы.

Актуальность
темы исследования в том, что
легенды и сказки вполне можно использовать в учебном процессе при обучении
истории в 7 классах. Учителю истории необходимо искать разные средства, чтобы сделать
урок истории интереснее для учащихся, привлечь внимание детей к историческим
личностям. Используя легенды и сказки, учитель истории обращается к эмоциям и
воображению учащихся, что может повысить интерес учеников к истории и помогает
учащимся наглядно вообразить себе определенную историческую эпоху, о которой им
не так много известно. При этом методика использования легенд или сказок на
уроке истории в школе пока не проработана, что тоже говорит об актуальности
проводимого исследования.

Цель
исследования в том, чтобы
выявить методы и способы использования легенд и сказок о Петре I при изучении
истории XVIII века в школе.

Задачи
исследования:

1) рассмотреть понятия «легенда» и «сказка»;

2) изучить использование литературных источников при
изучении истории в школе;

3) выявить методические приемы использования
легенд и сказок на уроках истории;

4) рассмотреть легенды и сказки о Петре I;

5) разработать конспект урока истории в 7 классе
с использованием легенд и сказок о Петре I;

6) разработать внеклассное мероприятие по истории
в 7 классе по теме «Легенды о Петре I»;

7) оценить эффективность использования легенд и
сказок о Петре I при изучении истории XVIII века в школе.

Объект
исследования – использование
легенд и сказок о Петре I при изучении истории XVIII века в школе.

Предмет
исследования – методика использования
легенд и сказок о Петре I при изучении истории XVIII века в школе.

Методы
исследования включают в
себя анализ научной и методической литературы по теме исследования,
педагогический эксперимент, анкетирование.

Теоретическая
значимость исследования состоит
в том, что оно способствует разработке методике использования фольклорных и
литературных произведений на уроке истории в школе.

Практическая
значимость исследования состоит
в том, что в нем разработаны конспект урока истории в 7 классе с использованием
легенд и сказок о Петре I и внеклассное мероприятие по истории в 7 классе по
теме «Легенды о Петре I».

Структура
исследования состоит из
введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы. Во введении
представлена цель, объект, предмет и задача исследования. В первой главе
рассматриваются теоретические и методические основы исследования, во второй
главе приводятся разработки для средней школы. В заключении делаются выводы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Настоящая работа была
посвящена использованию легенд и сказок о Петре I при изучении истории
XVIII века в школе. Легенды и сказки в работе рассмотрены не как элементы
фольклора, а как исторический источник и методический прием. В работе были
рассмотрены понятия «сказка» и «легенда». Отличительными чертами сказок
являются вымысел, отсутствие автора, противопоставление положительных и
отрицательных сказочных героев, развлекательный характер. Легенды также не
имеют авторства, но они основываются на реальных исторических событиях, в них
действуют реальные исторические личности, присутствует установка на
достоверность.

Использование
литературных источников при изучении истории в школе допустимо и широко
используется, но чаще всего учителя используют художественные произведения. Они
применяются для того, чтобы помочь учащимся наглядно представить исторический
период. Сказки и легенды применяются реже, так как их использование на уроке
истории осложняется присутствием в них вымысла. В легендах перемешиваются
реальные события и мифологические представления, а сказки лишены связи с
исторической действительностью. По этой причине, они используются не как
источник информации, а как источник для
демонстрации учащимся исторических представлений людей прошлого, для понимания
мечтаний и идеалов людей другого времени, а также средство воздействия
на эмоции и воображение учащихся.

Анализ
легенд и сказок о Петре I показал, что они основаны не на исторических фактах,
а на требованиях и законах фольклорных жанров. В них много вымысла. Царь
предстает как герой, он силен, справедлив, смел, трудолюбив, он ценит в людях
ум и смелость, считается с интересами простых людей. Это черты не реального
царя, а героя, который придуман народом. В легендах и сказках описан типичный
для русской культуры справедливый царь, думающий о простом народе и живущий
интересами государства.

Далее в практической части были рассмотрены
разработанный конспект урока истории в 7 классе по теме «Северная война» с
использованием легенды о переплавке церковных колоколов в пушечные ядра и
внеклассное мероприятие по истории в 7 классе по теме «Легенды о Петре I».
Можно сделать вывод, что использование легенд и сказок о Петре I при изучении
истории XVIII века в школе возможно и является интересным методическим приемом.
Но на уроке их надо сочетать с анализом того, что в них является правдой, а что
является вымыслом.

По результатам анкетирования можно сказать, что
легенды и сказки вызывают интерес учащихся и помогают в повышении интереса к
истории и историческим личностям. Однако необходимо подбирать их так, чтобы они
были понятны учащимся и увлекали их содержанием и сюжетом. Включать в урок
истории легенды и сказки об исторических личностях время от времени необходимо,
чтобы разнообразить работу на уроке. Анкетирование показало, что сама тема
петровского времени и самого царя продолжает быть интересной школьникам.
Большинство учащихся 7 класса отвечали, что они узнали из легенд и сказок о
царе что-то новое о времени и личности Петра I.

В целом, использование легенд и сказок о Петре I
при изучении истории XVIII века в школе формирует у учащихся интерес к истории
и личности царя. Их использование позволяет связать исторические знания с
эмоциональным восприятием учащимися образа Петра I, способствует запоминанию
исторических фактов. Включая в урок истории легенды или сказки, можно сделать
урок интереснее для учащихся, привлечь внимание детей к историческим деталям,
способствовать запоминанию исторических фактов. Также использование легенд и
сказок о Петре I при изучении истории XVIII века в школе позволяет организовать
на уроке разные формы активности учащихся – беседы, обсуждения, инсценировки и
т.д. На таком уроке истории проще создавать проблемные ситуации. Поэтому их
использование можно считать эффективным средством для поддержания активности
детей на уроке истории.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Использование легенд и сказок при
изучении истории в школе

1.1 Понятия «легенда» и «сказка»

Все произведения литературы и устного народного
творчества (фольклора) разделяются на ряд жанров: роман, рассказ, сказка,
анекдот, былина, предание и т.д. Вопрос жанра связан с внешними признаками
произведения, а также с позицией его создателя. В.А. Тырыгина отмечает, что
жанр связан с тем способом, который выбирается автором для общения с
аудиторией, выбранный жанр служит для полной реализации задач произведения [42,
с. 10].

Понятие «жанра» является несколько условным, так как
произведение может быть создано на стыке двух жанров или соединять в себе черты
сразу нескольких жанров, но чаще всего произведение все-таки можно отнести к
какому-либо жанру. Легенда – фольклорный жанр, который отличается поучительным
содержанием. Легенда обычно повествует о каком-либо выдающемся происшествии,
событии или поступке человека, при этом оно описывается как достоверное.

Легенда не обязательно является чистым вымыслом.
Сюжет легенды может базироваться на реальных исторических событиях, а герой
легенды может иметь реального прототипа [38, с. 277].

А.С. Майер, основываясь на изучении легенд, пишет,
что «соотношение реального и вымышленного в легендах варьируется. Иногда в них
исторично только имя действующего героя. Чаще всего это реально существовавшее
историческое лицо, обычно крупного масштаба: Иван Грозный, Петр I и пр. Вокруг
крупной исторической фигуры часто объединяются самые разные мотивы, и сюжеты,
которые отбираются в соответствии с представлениями, сложившимися о данном лице
и характере его деятельности. События в легендах описываются так, как они
действительно могли происходить, но нередко в тексты вносится элемент чудесного
и сверхъестественного; рассказывается о необыкновенных явлениях и сбывшихся
пророчествах» [31, с. 35].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы